Урок-суд по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




«Смирись, гордый человек!»



Урок-суд

по роману Ф. М. Достоевского

«Преступление и наказание»

10 класс


Я царь, я раб, я червь, я Бог!

Г. Р. Державин.

Мы - источник веселья и скорби рудник,

Мы - вместилище скверны и чистый родник,

Человек, как в зеркале мир, многолик,

Он ничтожен и он же безмерно велик.

Омар Хайям.

Совесть - внутренний компас, чутко реагирующий на всякое

отклонение от правильного курса жизни.

И. Шевелёв.






Урок-суд по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»



Ролевая игра на уроках литературы мною используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления ранее изученного материала, развития творческих способностей и воспитания адаптивной личности.

Урок-суд - это традиционная форма обобщающего урока литературы в 9 - 10 классах: суд над Печориным, Чичиковым, Иудушкой Головлёвым, Родионом Раскольниковым. Открывая эту серию уроков, мы сначала посещаем судебное заседание в Новосергиевском Народном Суде, где ученики получают информацию о процессуальной стороне судебного дела, эмоциональную «встряску» и опыт ответственности гражданина России перед законом.

Задолго до урока начинается подготовка: распределение ролей, изучение иллюстративного материала к произведению (войти в роль), перечитывание отдельных страниц произведения, написание выступлений, сбор реквизита (трибуна, книга закона, разработанная специально к уроку, бархотка, судейский молоток).

Такая форма урока поддерживает живой интерес к литературе, способствует формированию активной жизненной позиции, воспитывает гражданина.



























Тема: «Смирись, гордый человек!»

Урок-суд по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Цели:

Образовательные:

  • закрепить навыки анализа художественного произведения;

  • развивать навыки самостоятельной работы с критической литературой по отбору материала для устного выступления;

  • формировать навыки публичного выступления.

Воспитательные:

  • формирование умения с нравственных позиций оценивать поступки героев произведения;

  • воспитание чувства гражданской ответственности перед законом.

Развивающие:

  • развитие логического и творческого мышления, связной речи;

  • формирование познавательной деятельности;

  • развитие мотивации учебной деятельности.

Оборудование:

  • портрет Ф. М. Достоевского;

  • классная комната, напоминающая зал судебного заседания;

  • необходимая бутафория.

Участники игры:

  • судья, присяжные заседатели, адвокат, обвинитель, Родион Раскольников, Соня, Дуня, хозяйка квартиры, Разумихин, читатели, секретарь суда и др.

Тип урока: повторение пройденного.

Форма урока: урок-игра

Оформление доски:

Я царь, я раб, я червь, я Бог!

Г. Р. Державин.

Мы - источник веселья и скорби рудник,

Мы - вместилище скверны и чистый родник,

Человек, как в зеркале мир, многолик,

Он ничтожен и он же безмерно велик.

Омар Хайям.

Совесть - внутренний компас, чутко реагирующий на всякое

отклонение от правильного курса жизни.

И. Шевелёв.



Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Сегодня многим становится ясно, что Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, художники-пророки, предвидели трагическую ситуацию, в которой окажется человек и современный мир. Долгое время бытовало мнение, что Толстой и Достоевский - гениальные художники, но слабые, реакционные мыслители. Только сегодня мы подходим к пониманию того, что публицистическое и философское слово их так же бездонно и многозначно, как и художественные образы. Только сегодня, когда наше государство и весь мир оказались на краю пропасти, когда стало ясно, что насилие в любой форме может привести только к катастрофе, к уничтожению жизни на Земле, для нас открывается пророческий смысл теории Толстого о непротивлении злу насилием и истинная глубина идеи-формулы Достоевского: «Смирись, гордый человек!» Сегодня без пониманий истин, открытых Толстым и Достоевским, человеку не выжить на Земле. И мы вновь обратимся к роману Ф. М. Достоевского, к преступлению, совершённому главным героем Родионом Романовичем Раскольниковым. Мы будем участниками суда над тем, кто возомнил себя Наполеоном и, разделив человечество на «право имеющих» и

«тварей дрожащих», разрешил себе убить человека.

Секретарь - Прошу всех встать. Суд идёт. (Участники урока-суда занимают свои места). Прошу всех сесть.

Судья: Слушается дело по факту убийства старухи-процентщицы Алёны Ивановны, титулярной советницы, дающей деньги на проценты; её сестры Лизаветы бывшим студентом университета Родионом Романовичем Раскольниковым. Ибо, как утверждал М. А. Булгаков: «Судимы будут мёртвые по написанному в книгах». Заседание считается открытым. Слово предоставляется обвинителю.

Обвинитель: Страшной, призрачной представляется жизнь, протекающая на петербургских улицах, в петербургских трущобах. Картины ужасной реальной жизни - убийство старухи-процентщицы, появление «человека из-под земли», называющего Раскольникова «убивцем», «странные, отчаянные вопли с улицы» - похожи на кошмарные грёзы безумного. А бредовые видения Раскольникова похожи на реальную действительность. На фоне повседневных больших и маленьких драм, разыгрывающихся в недрах капиталистического города, Ф. М. Достоевский детально изображает историю двух семейств - Раскольниковых и Мармеладовых. Мы видим крайнюю нищету, безмерную степень отчаяния, страдания и падение человека.

«Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?» - в тоске восклицает Мармеладов. Пьяный, опустившийся, он ещё не забыл, что он человек, не утратил чувство болезненной, безграничной любви к жене и детям. Страшное впечатление производит его исповедь, произнесённая в распивочной, в тёмном углу, за липким столом.

Трагический характер этой исповеди усугубляется несоответствием высокого, насыщенного славянизмами, витиеватого языка Мармеладова и тех обыденных, низких, жалких событий, о которых он повествует.

Среди персонажей, населяющих роман, мы часто встречаем детей. Писателя неотступно преследует мысль об их судьбах, его сердце особенно остро ранят их страдания. О детях с тоской и мукой говорит и Раскольников: «Неужели не видела ты здесь детей, по углам, которых матери милостыню высылают просить? Я узнавал, где живут эти матери и в какой обстановке. Там детям нельзя оставаться детьми. Там семилетний развратен и вор. А ведь «дети - образ Христов: сих есть царствие божие». Он велел их «чтить и любить, они - будущее человечество…»

Да! Таков страшный мир нищеты, невыносимых страданий, мир, в котором рождаются полубезумные замыслы Раскольникова. Следствие установило - преступление совершено. Я прошу высокий Суд разобраться в нём, вынести свой справедливый и строгий вердикт виновникам преступлений!

Выступление свидетелей обвинения (героев романа), читателей. Дети заранее готовят выступления на 3 - 5 минут.

Судья: Высокий Суд выслушал обвинение. Слово предоставляется защите, адвокату …

Адвокат: Мой подзащитный Раскольников Родион Романович - бывший студент - живёт в мрачной угнетающей обстановке. Он чувствует себя никому не нужным, отверженным среди богатых особняков, разнаряженной публики. Живёт он в квартире, «похожей более на шкаф, чем на квартиру». И здесь, в темноте и духоте, проходит большая часть его жизни. Подавленный нищетой и несправедливостью жизни, Раскольников решается на убийство процентщицы Алёны Ивановны. Он считает общество социально несправедливым, поэтому в его голове рождается идея установления социальной справедливости насильственным путём, и объясняет он это разрешение «крови по совести».

Мотивы преступления абсолютно ясны: нищета, неудачи, невозможность продолжать обучение в университете, желание упрочить своё скверное положение, а также помочь своей матери и сестре, которая ради «драгоценного брата» жертвует своей жизнью, свободой (должна выйти замуж не по любви) - всё это вынудило Раскольникова совершить преступление. Жизнь загнала его в угол, не оставив альтернативы. К тому же на совершение преступления повлияло болезненное состояние подсудимого в тот момент. Этот факт был засвидетельствован доктором Засимовым, который заключил, что «самое преступление не могло иначе и случиться, как при некотором временном умопомешательстве». Поэтому в момент убийства Раскольников полностью не осознавал происходящего.

Раскольников - любящий, заботливый сын, брат, друг. Поэтому я прошу высокий Суд выслушать Родиона Раскольникова, свидетелей защиты и читателей.

Судья поочерёдно предоставляет слово Р. Раскольникову, А. Р. Раскольниковой, С.С. Мармеладовой, Д. П. Разумихину, П. П. Зарницыной, читателям и др.

Адвокат: Принимая во внимание все перечисленные благодеяния Раскольникова, можно говорить о нём не только как о преступнике, но и как о гуманном, добром человеке. За своё преступление Раскольников уже наказан. Его наказание - это его душевные муки и угрызения совести, которую он так беспощадно загнал в глубь души под гнёт своей ложной теории, жертвой которой он оказался. Если проследить по роману, то можно заметить, что преступление занимает одну главу, а «наказание» - пять глав! Убив старуху-процентщицу, Раскольников убивает всё то человеческое, что связывало его с окружающим миром, с людьми. Вспомните его слова: «Я себя убил, а не старушонку». Право на преступление не имеет никто! Мой подзащитный идёт к этому выводу через тяжкие душевные терзания, он понимает ложность теории, раскаивается в содеянном, совершив публичное покаяние на площади и придя с повинной в полицейскую контору. Прошу Суд принять во внимание тот факт, что подсудимый признал свою вину в тот момент, «когда на него не только ясных улик, но даже и подозрений не имелось», когда вину на себя принял дворник Николай. Раскольников не мог допустить ещё одного преступления со своей стороны, поэтому есть уверенность в том, что его раскаяния искренни. Нельзя считать Раскольникова «обыкновенным убийцей, разбойником, грабителем», и он не заслуживает назначенного судом наказания (т. е. 8 лет каторжных работ второго разряда), а заслуживает снисхождения.

Обвинитель: Когда главные цели эксперимента убийства Раскольникова становятся в его сознании яснее второстепенных, он возбуждается и входит в экстаз: «Свобода и власть! А главное - власть над всей тварью дрожащею и над всем муравейником!.. Вот цель! Помни это», - говорит он Соне. В черновых записях Ф. М. Достоевского, связанных с образом Раскольникова, читаем: «В его образе выражается мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к этому обществу. Его идея: взять во власть это общество… Демонизм - его черта … он хочет властвовать… Поскорей взять власть и разбогатеть. Идея убийства и пришла ему в голову».

Обдумывая всё глубже своё преступление, Родион Раскольников понимает, что служение человечеству и общее дело - сущий вздор. «Не для себя я убил, - признаётся он Соне, - чтобы, получив средства и власть, сделаться добродетелем человечества… Я просто убил: для себя убил; для себя одного, а там стал ли я бы чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал… И не деньги главное, не столько деньги мне нужны были, когда я убил, как другое… Я это всё теперь знаю… А мне надо было тогда ещё узнать, вошь я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Раскольникова вела цель - стать потенциально «бронзовым» сверхчеловеком, так сказать, рыцарем от власти, для чего необходимо совершить духовное самоубийство и задушить в себе совесть, способность сострадания и любви. «Старуха была только болезнь, - движется его мысль от поверхностных объяснений к подлинной причине преступления, - Я переступить скорее хотел … я не человека убил … я принцип убил». Таким образом подведём черту: вот он, обвиняемый убийца, он убил топором немощную старуху, это во-первых, Лизавету, которая была беременна, он лишил жизни троих! И вы требуете снисхождения! Родион Раскольников не заслуживает снисхождения!

Секретарь: Прошу всех встать. Суд удаляется на совещание.

Суд удаляется на совещание. В это время можно обратить внимание детей на эпиграфы, записанные на доске, подумать над их смыслом.

Секретарь: Прошу всех встать. Суд идёт. Прошу всех сесть.

Судья: Рассмотрев внимательно дело гражданина Раскольникова Родиона Романовича, выслушав свидетелей, читателей, защиту, обвинение, беря во внимание, как говорил Сенека, некоторые законы, неписаные твёрже писаных, Суд постановил … (Зачитывает решение суда)

Секретарь: Судебное заседание объявляется закрытым.

Учитель: Суд закончился, но обсуждение, споры будут продолжаться по проблемам, поднятым Ф. М. Достоевским. Пусть в вашей жизни не будет такого момента, когда придётся выбирать между совестью и корыстью. Будьте всегда людьми с большим и добрым сердцем, способным понимать, прощать и любить!





© 2010-2022