Календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку в 11 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Республика Крым, Джанкойский район, село Мирновка

МОУ «Мирновская школа»

Утверждено

Директор_____________ Павленко Т.Е.

(Подпись руководителя ОО)__________ (Ф.И.О.)

От «___» _____________________ 2015 г.

Приказ от_____________№____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По учебному предмету

Русский язык

Уровень образования (класс) Основное общее образование 11 класс

Количество часов ___ часов в год ___ часа в неделю

Учитель: Меметова Ульмес Эдемовна

Программа разработана на основе: Государственного Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного Приказом Минобразования и науки России №1089 от 5 марта 2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования» и авторской программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 10-11 классов, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации ( авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А. Николина. М.: Просвещение 2010).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку в 10 разработана на основе Государственного Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного Приказом Минобразования и науки России №1089 от 5 марта 2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования» и авторской программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 10-11 классов, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации ( авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А. Николина. М.: Просвещение 2010).

Курс русского языка в 11 классе направлен на достижение следующих целей:

​ воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

​ дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

​ освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

​ овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

​ применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 10 классе по данной программе сводятся к следующему:

-закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по орфоэпии, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

- развить и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- сформировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.

Изучение русского языка в 10 классе способствует развитию логического мышления учащихся. В ходе обучения они приобретают умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать языковые факты, учатся приводить нужные примеры, доказательства, делать выводы; отбирать и систематизировать материал в соответствии с проблемой высказывания; строить логически правильное и композиционно завершённое высказывание.

В процессе изучения русского языка в 10 классе учащиеся овладевают общеучебными умениями: самостоятельно приобретать знания, работать с учебной литературой, словарями, справочниками, контролировать правильность и целесообразность своей речи.

Данная Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), в связи с чем в авторскую программу внесены изменения, связанные с распределением часов (авторская программа рассчитана на 34 часа). Основное количество часов отведено на повторение изученного материала. В условиях интеграции в российское образовательное пространство для учащихся данного класса необходимость в повторении является значительной, поэтому включены специальные обобщающие уроки, содержание которых подсказывают материалы учебника; ранее изученное по русскому языку будет выступать основой, своего рода базой для овладения языком на более высоком уровне - на уровне текста, речевых стилей, в особенности научного, публицистического, художественного, на уровне формирования индивидуально-речевого стиля учащихся и овладения общими сведениями о языке, осмысления его сущности, динамики развития, его органичной взаимосвязи с жизнью общества, с историей народа, с языками других народов.

Теоретический материал в 10 классе повторяется посредством обобщающих бесед и лингвистического разбора (фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического - частей речи, синтаксического), анализа текстов разных стилей. Лингвистический разбор отличается от ранее практиковавшегося тем, что он, кроме традиционных лингвистических действий, предполагает установление взаимосвязи фонетической, грамматической характеристики слова или предложения с их правописанием; разбор начинается с выявления в предложении или тексте нужного языкового факта, устанавливается связь между разными сторонами языковой системы: лексикой и стилистикой, словообразованием и морфологией, морфологией и синтаксисом.

Работа по орфографии и пунктуации в значительной мере ведется параллельно с работой над текстом, попутно, вторым планом: в одних случаях - в форме выписок, планирования, переложения текста, его продолжения или составления подобного в том же стиле и жанре; в других - в форме комментирования, объяснения орфограмм и пунктограмм, коротких справок (которые даются учителем или учащимися), выполнения упражнений учебника с учетом пробелов в подготовке каждого учащегося, группировки примеров на определенные правила правописания, составления орфографических, пунктуационных упражнений самими учащимися; в третьих случаях проводится краткая обобщающая беседа, позволяющая учащимся построить план, схему, таблицу взаимосмешиваемых написаний, наметить алгоритм умственного действия по различию конкурирующих языковых явлений с последующим выполнением на его основе практических упражнений.

.А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова Русский язык 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. - Москва «Просвещение», 2014.




Содержание учебной программы.

п/п

Наименование разделов

Планируемые результаты

Кол-во часов

1

Язык как система.

Знать:

- об основном предназначении языка;

- о взаимосвязи языка и культуры;

- об активных процессах в современном русском языке, о проблемах экологии языка.

Уметь:

- составлять план, на его основе устное сообщение;

- составлять тезисы статьи, готовить сообщение на их основе;

- толковать слова и обороты из текста;

- делать краткую запись основного тезиса и аргументов, развивающих главную мысль автора.

2

2

Обобщающее повторение.

Знать:

- понятия "фонема", "открытый и закрытый слоги", "логическое ударение",

- особенности русского словесного ударения;

- основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке, выразительные средства русской фонетики;

- морфологический, фонетический, традиционный принципы русской орфографии;

- основные способы словообразования;

- выразительные словообразовательные средства;

- грамматические значения, грамматические формы и синтаксические функции частей речи.

Уметь:

- производить анализ орфографических трудностей;

- комментировать орфограммы, определять принципы написания;

- производить фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей;

- пользоваться словарями и производить лексико-фразеологический разбор;
- владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками;

- производить словообразовательный анализ, совершенствуя орфографические навыки;

- производить морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи.

12

3

Знакомство с содержанием и типами заданий ЕГЭ по русскому языку. Разбор заданий ЕГЭ.

Знать:

- грамматические признаки предложения;

- условия постановки знаков препинания между частями сложного предложения;

- структурные особенности сложных предложений

с раз­ными видами связи;

- основные способы пере­дачи чужой речи;

- различные способы ци­тирования.

Уметь:

- опознавать сложные предложения в тексте;

- выяв­лять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания, обосновывая их выбор;

- выяв­лять смысловые отношения между частями, конструировать предложения с данными значе­ниями противопоставления, времени, условия и следствия, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно чи­тать, передавая голосом смы­словые отношения между час­тями БСП;

- сопоставлять слож­ные союзные и БСП как синтак­сические синонимы;

- опознавать сложные синтакси­ческие конструкции

в тексте в зависимости oт сочетания ви­дов связи;

- выразительно читать, ин­тонационно и пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции в тексте, объяс­нять в них пунктуацию, пони­мать роль разнообразия син­таксического строя как прояв­ления богатства, выразительности языка в речи;

- правильно оформлять пред­ложения с прямой и косвенной речью;

- использовать предло­жения с прямой речью с учетом содержания и стиля высказывания;

- правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и обосновывать их постановку;

- выделять цитаты знаками препинания;

- производить синонимичную за­мену предложений с прямой речью и косвенной;

- определять стилистические возможности разных способов передачи чу­жой речи.

43

4

Типы речи. Стили речи.

Знать:

- текст, его строение, типы речи: повествование, описание, рассуждение, их отличительные признаки;

- о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах стилевых особенностях.

Уметь:

- определять стиль текста;

- исследовать морфологические и синтаксические особенности текстов, участвовать

в диалоге, дискуссии;

- подробно излагать текст, высказывать суждение

по теме и производить комплексный анализ текста.

11

Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу


По окончании курса русского языка в 11 классе в пределах изученного материала учащиеся должны

1.Знать/понимать:

- функции языка, основные сведения о лингвистике как науке;

- смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

- основные аспекты культуры речи, требования речевого поведения в различных сферах общения;

  • оценивать устные и письменные высказывания сточки зрения языкового оформления;

2. Уметь:

- владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных ситуациях общения;

-проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

- применять в практике речевого общения орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста, осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в том числе формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Учебно - тематический план


п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

1

Язык как система

2

2

Обобщающее повторение

12

3

Знакомство с содержанием и типами заданий ЕГЭ по русскому языку. Разбор заданий ЕГЭ.

43

4

Типы речи. Стили речи.

11

5

Итого:

68

Количество контрольных работ - 13 ч. Виды работ: контрольный диктант - 2 часа; Словарный диктант - 1 ч.; контрольная работа - 4 ч. ; сочинение - 3 ч ; изложение - 3 ч .


Календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку в 11 классе

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Виды контроля

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

Язык как система. - 2 часа.

1

Основные уровни русского языка.

1

Вводный урок

Осознавать роль русского языка в жизни страны, в дружбе народов, в жизни общества.

Извлекать информацию из различных источников, представлять и передавать ее с учетом заданных условий общения.

Составлять устное сообщение, требующее творческого осмысления текста.

2

Роль мастеров слова в становлении, развитии и совершенствовании языковой нормы.

1

Изучение нового материала

Обобщающее повторение. - 12 часов.

3

Фонетика. Классификация звуков русского языка.

1

Урок повторение ранее изученного

Составлять план, тезисы статьи, готовить сообщение на их основе.

Работать с текстом научного стиля, лингвистической терминологией, составлять план, на его основе устное сообщение.

Толковать слова и обороты из текста, комментировать орфограммы и пунктограммы.

Производить морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, анализировать их словообразование и правописание.
Самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность по решению трудных вопросов правописания окончаний и суффиксов разных частей речи.

Обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.

Производить анализ орфографических трудностей.

Критически оценивать информацию, развернуто обосновывать суждения.


4

Орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

1

Урок повторение ранее изученного

5

Систематизация знаний по орфографии.

1

Комбинированный урок

6

Систематизация знаний по лексике и фразеологии.

1

Комбинированный урок

7-8

Морфемика. Способы словообразования

2

Комбинированный урок

9

Морфология. Классификация частей речи.

1

Урок повторение ранее изученного

10

Систематизация знаний о самостоятельных частях речи.

1

Урок повторение ранее изученного

11

Изложение «Память о ВОв».

1

Контроль знаний

12

Систематизация знаний о служебных частях речи и междометиях

1

Комбинированный урок

13

Диктант по теме «Повторение изученного в 10 классе».

1

Контроль знаний

14

Анализ диктанта.

1


Знакомство с содержанием и типами заданий ЕГЭ по русскому языку. Разбор заданий ЕГЭ. - 43 часа.

15

Фонетика. Орфоэпия.

1

Изучение новой темы

Видеть произносительные недочеты и индивидуальные нарушения

орфоэпической нормы и исправлять их.

Комментировать орфограммы, определять принципы написания.

Производить фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей.

16

Орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

1

Изучение новой темы

17

Морфемика: состав слова, словообразование и орфография.

1

Комбинированный урок

18

Лексика и фразеология.

1

Комбинированный урок


19

Сочинение.

1

Урок - сочинение

Видеть изобразительные возможности данных групп лексики

в художественных текстах, владеть приемами редактирования.

Правильно употреблять в речи фразеологизмы в соответствии

со значением и стилистическими свойствами, совершенствуя орфографические и пунктуационные навыки.

Пользоваться словарями и производить лексико-фразеологический разбор.

Создавать тексты художественного стиля с использованием фразеологизмов, готовить сообщения об их значении, происхождении, употреблении.

Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками.

Овладеть основными понятиями синтаксиса.

Сравнивать синонимичные односоставные и двусоставные предложения.

20

Грамматика. Морфология. Части речи.

1

Изучение новой темы

21

Морфологические характеристики частей речи.

1

Изучение новой темы

22

Морфологические нормы.

1

Комбинированный урок

23

Морфология и орфография.

1

Комбинированный урок

24

.Контрольная работа.

1

Контроль знаний

25

Словосочетание.

1

Изучение новой темы

26

Виды словосочетаний.

1

Изучение новой темы

27

Основные принципы русской пунктуации

1

Комбинированный урок

28

Словарный диктант .

.

1

Контроль знаний

29

Виды синтаксических связей.

1

Изучение новой темы

Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками.

Овладеть основными понятиями синтаксиса.

Сравнивать синонимичные односоставные и двусоставные предложения.

30

Сочинительная связь, ее признаки.

1

Изучение новой темы

31

Сочинение - рассуждение.

1

Сочинение

32

Подчинительная связь, ее особенности.

1

Изучение новой темы

33

Способы выражения подлежащего.

1

Комбинированный урок

34

Основные виды сказуемых.

1

Комбинированный урок

Осознавать (понимать) различие словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов, являющихся главными членами предложения, сложной формой будущего времени глагола, свободных словосочетаний и фразеологизмов.

Распознавать главное и зависимое слово в словосочетании; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; виды подчинительной связи в словосочетании; нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания.

Анализировать и характеризовать словосочетания по

морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.

Распознавать виды предложений по цели высказывания и

эмоциональной окраске; утвердительные и отрицательные предложения.

Опознавать (находить) грамматическую основу предложения, предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры.

Распознавать главные и второстепенные члены предложения.

Определять способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения.

Разграничивать двусоставные неполные предложения и односоставные предложения.

Понимать смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, определять средства их выражения, составлять схемы сложносочиненных предложений.

35

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Комбинированный урок

36

Второстепенные члены предложения.

1

Комбинированный урок

37

Односоставные и двусоставные предложения. Виды односоставных предложений

1

Изучение новой темы

38

Изложение.

1

Контроль знаний

39

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах

1

Изучение новой темы

40

Обособленные члены предложения.

1

Комбинированный урок

41

Пунктуация при вводных словах, предложениях и вставных конструкциях.

1

Комбинированный урок

42

Пунктуация при обращении.

1

Комбинированный урок

43

Контрольная работа

1

Контроль знаний

44

Слова-предложения и выделение междометий в речи.

1

Изучение новой темы

45

Способы передачи чужой речи.

1

Комбинированный урок

46

Простое предложение.

1

Комбинированный урок

47

Изложение

1

Контроль знаний

48

Пунктуация в простом предложении.

1

Изучение новой темы

49

Знаки препинания в конце предложения

1

Комбинированный урок

50

Контрольная работа (тест в форме ЕГЭ).

1

Контроль знаний

51

Виды сложных предложений. Сложное бессоюзное предложение.

1

Изучение новой темы

Опознавать и правильно интонировать сложные предложения с разными смысловыми отношениями между их частями.

Определять (находить) главную и придаточную части

сложноподчиненного предложения.

Понимать смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения, определять средства их

выражения.

52

Сложносочинённое предложение.

1

Изучение новой темы

53

Сложноподчинённое предложение.

1

Комбинированный урок

54

Виды придаточных предложений.

1

Комбинированный урок

55

Сложные предложения с разными видами связи.

1

Комбинированный урок

56

Сложные предложения с разными видами связи.

1

Комбинированный урок

57

Синтаксис и культура речи.

1

Изучение новой темы

Типы речи. Стили речи. - 11 часов.

58

Текст. Типы речи.

1

Изучение новой темы

Наблюдать за использованием научной, профессиональной лексики в произведениях художественной литературы, познакомиться со справочной литературой по научной лексике и научиться пользоваться ей.

Исследовать морфологические и синтаксические особенности текстов научного стиля, участвовать в диалоге, дискуссии.

Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств.

Производить речеведческий анализ художественного и научно-популярного текстов.

Создавать тексты разных типов речи, редактировать написанное.

Владеть такими видами публичных выступлений, как диалог, дискуссия, следовать этическим нормам и правилам их ведения

подробно излагать текст, высказывать суждение по теме и производить комплексный анализ текста.

59

Языковые особенности текста.

1

Комбинированный урок

60

Сочинение - рассуждение.

1

Урок - сочинение

61

Публицистический стиль речи.

1

Комбинированный урок

62

Жанры публицистического стиля речи.

1

Комбинированный урок

63

Диктант .

1

Контроль знаний

64

Применение официально-делового стиля речи.

1

Урок закрепления

65

Разговорный стиль речи: особенности, звуковая сторона, лексика.

1

Комбинированный урок

66

Общая характеристика художественного стиля речи. Виды тропов и стилистических фигур.

1

Комбинированный урок

67

Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ.

1

Контроль знаний

68

Резервный урок.

1



Формы и виды контроля:

1. Контрольный диктант. Это констатирующий способ, который применяется на этапе контроля. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

С помощью контрольного диктанта проверяется:

1.Начало учебного года (по итогам повторения изученного в предыдущем классе)

1.Степень угасания правописных навыков.

2.Прочность овладения навыками правописания

2.Конец изучения темы

1.Усвоение орфограмм и правил пунктуации, изученных в данной теме

2.Усвоение орфограмм и правил пунктуации, изученных в предыдущей теме (всех, если их не более трех, или основных)

3.Усвоение основных и важнейших орфограмм и правил пунктуации, изученных в предшествующих темах

3.Конец года (по итогам заключительного

повторения)

1.Усвоение основных орфограмм и правил пунктуации, с которыми учащиеся познакомились в данном классе.

2.Усвоение основных и важнейших орфограмм и пунктуационных норм, которые изучались в течение учебного года

Контрольная работа может состоять из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания.

2. Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и наиболее трудными орфограммами. В 10-11 классе он может состоять не менее чем из 40 слов;

3. Основными способами проверки уровня речевой подготовки учащихся являются сочинения и изложения.

4. Тестовые задания - универсальный способ контроля формирования компетенций уч-ся, подготовки выпускников к итоговой аттестации в формате ЕГЭ.



НОРМЫ ОЦЕНКИ
ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
И УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Часть I . ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Балл

Степень выполнения учащимся

общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Часть 2. НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

I. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

Отметка

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Степень выполнения задания

«5»

ученик выполнил все задания верно

«4»

ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3»

выполнено не менее половины заданий

Словарный диктант

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Количество ошибок

«5»

ошибки отсутствуют

«4»

1 - 2 ошибки

«3»

3 - 4 ошибки

«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.

Критерии оценки орфографической грамотности

В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.

Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).

Орфографические ошибки бывают:

1) на изученные правила;

2) на неизученные правила;

3) на правила, не изучаемые в школе.

Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.

Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).

К негрубым относятся ошибки:

1) в словах-исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;

4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в написании собственных имен нерусского происхождения;

7) в случаях трудного различения не и ни:

Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,…

При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.

В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.

К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.

Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола.

Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.

Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.

Критерии пунктуационной грамотности

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.

К негрубым относятся:

1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);

2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;

3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.

Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.

Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.

Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.

II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

ü соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

ü полнота раскрытия темы;

ü правильность фактического материала;

ü последовательность и логичность изложения;

ü правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления

изложений и сочинений

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

ü богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

ü стилевое единство и выразительность речи;

ü правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая - за содержание работы и речь, вторая - за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого

Ресурсное обеспечение программы

1.Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. для общеобразовательных учреждений / А И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвеще­ние, 2014.

2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2014.

3.Власенков А.И. Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2014.

4. Сенина Н.А. Подготовка к ЕГЭ-2012.Русский язык.: учебно - методическое пособие/.-Ростов: Легион,2014.

5. Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты: 2014 Учебное пособие. -Ростов-на - Дону: Легион. (Серия «Готовимся к ЕГЭ»)

Рекомендуемая литература

1. Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского языка. М.: Просвещение, 2009

2. Горбачевич А.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 2009

3.Дейкина А.Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов \А.Д.Дейкина. Т.М.Пахнова.-М. Вербум-М, 2008.

4. Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания. Пособие для старшеклассников. М: Дрофа,

5. Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение, 2010

6. Розенталь Д.З., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 2010

7. Тростенцова Л.А., Шхапацева М.Х. Пунктуация без секретов: Пособие для старшеклассников и абитуриентов М.: Дрофа 2009

Согласовано Согласовано

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического объединения ___________ Усеинова А.А.

учителей филологов подпись (Ф.И.О.)

Мирновской ОШ «____» ____________2015г.

От «___» ________2015г. №___

Руководитель МО

_____________ Умерова Л.Э.

подпись (Ф.И.О.)


© 2010-2022