Урок русского языка для 5 класса по теме «Понятие о речевой ситуации и стилях речи»

"Описание материала: Данный урок входит в систему уроков по теме «Культура речи». Урок может представлять интерес необычным вхождением в лингвистическую тему (эвристическая беседа по стилям в одежде), а также различными по уровню сложности и способу выполнения заданиями: 1) анализ различного речевого (диалог в кабинете доктора) и языкового (стилистические синонимы) материала; 2) анализ различных речевых ситуаций; 3) отбор языковых средств, соответствующих определённой речевой ситуации; 4) о...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме

«Понятие о речевой ситуации и стилях речи»

(5 класс)


Автор: Глотова Е. В., учитель русского языка и литературы МОУ гимназии № 1 г. Жуковский Московской области.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  • Образовательные: познакомить с понятиями «речевая ситуация», «стиль», формировать умение определять речевую ситуацию и создавать высказывание с учётом этой ситуации, формировать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым.

  • Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, умение соотносить похожие явления в разных сферах человеческой деятельности, делать выводы, сравнивать, обобщать.

  • Воспитательные: развивать стремление самообучению и саморазвитию, творческую и умственную активность, стремление быть грамотным, культурным человеком.

  • Эстетические: формировать умение видеть красоту и богатство родного языка.

Технологии: проблемное обучение (проблемная ситуация), игровая (инсценировка), личностно-ориентированная.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Освоение новой темы (тема не объявляется).

1) Беседа по слайду 2 о стилях одежды.

Куда можно пойти в такой одежде?

С какой целью её надевают?

Как называется такая одежда?

А теперь представьте, что человек в домашней одежде пришёл на стадион или в спортивной - на новогодний праздник. Какова будет ваша реакция?

Вывод: Смешон человек, который не умеет выбирать одежду согласно ситуации.

2) Слайд 3. Введение понятий «стиль» и «ситуация». Посмотрите на варианты одежды одного и того же человека. Как мы обычно их называем? (Словом «стиль».) Пропустив одну строку, запишем в тетради важное для каждого воспитанного человека определение:

Стиль в одежде - это подбор одежды с учётом ситуации, в которой планирует оказаться человек.

Работа над грамотностью: объясните постановку тире в этом предложении.

3) Проблемный вопрос: Какое отношение имеет наша беседа к уроку русского языка. К речи, как вы думаете? Обсуждаются различные гипотезы.

4) Переход к лингвистическому понятию «речевая ситуация».

Открываем учебник на стр. 118 (учебник «Русский язык. 5 класс»/ С. И. Львова, В. В. Львов), подготовьтесь к чтению по ролям диалога из 314 упражнения.

314. Прочитайте текст по ролям. Какое чувство вызывает у вас речь мальчика?

Д о к т о р: Проходите, пожалуйста, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь, молодой человек?

В а с я: Чао!

Д о к т о р: На что вы жалуетесь?

В а с я: Прихворнул я, что-то горло дерёт, башка болит.

Д о к т о р: Температуру измеряли?

В а с я: Да я градусник вчера кокнул!

Д о к т о р: А как же лечились вчера, например?

В а с я: Дрыхнул весь день, аж надоело.

Д о к т о р: Да... Тяжёлый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас болен язык. Его срочно нужно лечить.

Чтение диалога по ролям и его обсуждение.

Почему смешон Вася?

Какие слова, по вашему мнению, совершенно неуместны в данном разговоре?

А с кем в разговоре можно употреблять такие слова?

Вывод: Значит, наша речь, так же как и наша одежда, зависит от ситуации, в которой мы оказались.

Давайте запишем в тетради ещё одно важное для воспитанного человека утверждение:

Речь - одежда для наших мыслей.

Работа над грамотностью: не забудьте правильно расставить знаки препинания в этом предложении.

Сегодня мы знакомимся с новым лингвистическим понятием - речевая ситуация.

5) Слайд 4. Итак, на пропущенной строке записываем тему урока: Речевая ситуация.

Раз речь - одежда для наших мыслей, следовательно, мы должны, так же как и при подборе обычной одежды, учитывать ситуацию, когда создаём высказывание, выбирая наиболее подходящие языковые средства. Запишите следующее утверждение:
Любое наше высказывание мы создаем с учётом речевой ситуации.

6) Работа с теоретическим материалом учебника. Давайте посмотрим в учебнике, при помощи каких вопросов мы оцениваем речевую ситуацию. Стр. 117. Цветик-семицветик: Кто? Кому? О чём? Где? Когда? Почему? Зачем?

Вопросов много. Мы их сократим до трёх основных: С кем? Где? С какой целью? И тогда зрительным образом, помогающим запомнить этот теоретический материал, для нас будет СВЕТОФОР (слайд 4).

7) Слайд 5. Работа с теоретическим материалом в виде схемы, которая переписывается учениками в тетрадь.

8) Введение понятия «стиль речи». В речи, так же как и в одежде, существуют стили, которые зависят от речевой ситуации. Что же такое стиль речи?

Слайд № 8. Определение понятий «стиль» и «стилистика» (определения записываются в тетрадь).

3. Закрепление полученных теоретических знаний путем выполнения практических заданий:

1) Слайд № 9. Знакомство со стилистическими синонимами. Вспомните упражнение 151, в котором надо было распределить такие синонимы, как глаза - вежды - мигалки по графам таблицы. Перед вами подобная таблица с нейтральными, книжными и разговорными словами.

Определите, какие слова будут уместны в любой речевой ситуации?

Какие ограничения в использовании имеют книжные и разговорные слова?

В какой речевой ситуации они могут быть использованы?

2) Слайд 8. В языке существует пять основных стилей речи, которыми люди пользуются в разных речевых ситуациях.

3) Формирование умения определять речевую ситуацию. Задаемся вопросом «ГДЕ говорим?».

Слайд № 11. Выпишите примеры, которые обозначают неофициальную (непринужденную) обстановку, в которой уместно использовать разговорный стиль речи (дома, на работе, в школе на уроке, в школе на перемене, на экскурсии в музее, на прогулке с мамой, в магазине, в кабинете врача, в общественном транспорте, в гостях у друга, в библиотеке).

Обратите внимание, что в кабинете у врача - это официальная обстановка!

4) Теперь добавим вопрос «С КЕМ говорим?».

Слайд 10. Распределите этикетные слова приветствия на две группы в зависимости от речевой ситуации (где? с кем говорим?): Привет! Здравствуйте! Чао! Приветствую вас! Добрый день! Моё почтение! Салют! Хай! Здравия желаю! Позвольте вас поприветствовать! Доброго здоровьица!

Обратите внимание, что слово «Чао!» вошло в группу слов, употребляемых в неофициальной обстановке, т. е. с друзьями, родными.

Какие слова приветствия используете вы, здороваясь с друзьями, родителями, бабушками, дедушками, учителями, продавцами?

5) Игровая ситуация. А теперь давайте вернемся в кабинет врача и исправим речь Васи, чтобы она соответствовала речевой ситуации. Подготовьте в парах свой вариант разговора Васи с доктором. Не забудьте добавить слова речевого этикета. Исправленный диалог разыгрывается в виде сценки «В кабинете врача» (2-3 пары). Реквизит - халат врача, яркий тёплый шарф для Васи.

3. Подведение итогов урока:

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Пригодятся ли эти знания в жизни? Каким образом?

4. Домашнее задание.

Упр .315 (дифференцированное: а) составить диалог на тему «В автобусе», участники которого знают, как надо говорить в данной речевой ситуации; б) составить два диалога: один по образцу упр. 314, второй - в исправленном виде).


© 2010-2022