Способы актуализации знаний на современном уроке в соответствии с ФГОС

Данные способы, используемые на этапе актуализации знаний, помогут обучающимся перейти к следующему этапу урока – проблематизации.  Обучающиеся понимают, что такое цели и задачи, проблема урока. Цели и задачи урока формулируются  учителем совместно с учениками. Дети понимают, что они должны узнать и что они должны сделать, чтобы решить проблему урока. Совместно с учителем принимаются решения, рассматриваются различные варианты решений. Каждый ребёнок осознаёт значимость темы урока для своей жизн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Способы актуализации знаний на современном уроке

в соответствии с ФГОС


I. Визуальный ряд

Видеофрагмент

Мы предлагаем использовать видеофрагмент в начале урока, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали тему. Для этого им задается вопрос: Как связаны видеофрагмент и тема сегодняшнего урока? Предлагается учителю выбирать зрелищные фрагменты, воздействующие на эмоциональную сферу учащегося в зависимости от целей и задач урока.

«Чёрный ящик».

«Способы актуализации знаний на современном уроке в соответствии с ФГОСЧёрный ящик» может быть реальным или виртуальным, его появление сопровождается знакомой нам с детства музыкой из любимой передачи «Что? Где? Когда?»

Вопрос: Что в чёрном ящике?

Как связаны этот предмет и тема сегодняшнего урока? В «чёрном ящике» может лежать любой предмет либо макет, так или иначе связанный с темой.

Шкатулка

Возможно использовать шкатулку для направляющих заданий по теме урока.

Например, задание на уроке литературы: « Собери в шкатулку все, что необходимо герою с твоей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем».

Можно собрать в шкатулку всё, что нужно учащемуся для постановки цели и задач урока.

«Способы актуализации знаний на современном уроке в соответствии с ФГОСТри мешочка»

Способ рассчитан на выявление взаимосвязи предметов, явлений по теме урока. Учитель может приоткрыть один, два, три мешочка, учащимся предлагается догадаться, что в мешочках и как связаны между собой предметы, что находятся внутри. Далее формулируется тема урока, ставятся цели и задачи.

Кто изображён на портрете?

ЭСпособы актуализации знаний на современном уроке в соответствии с ФГОСто может быть портрет любого учёного, деятеля искусств, исторической личности в зависимости от предметной области урока.

Вопрос: Нужно ли нам узнавать учёного, с чьим именем связана наша жизнь? Для чего?

Например, на уроке Мировой Художественной культуры: « В детстве его называли фарфоровым мальчиком, сегодня с его музыки начинаются самые значимые события в мире, в том числе и открытие олимпиады в Сочи?»

Изображения на экране.

Этот способ помогает определить тему урока через визуальный ряд.

Способы актуализации знаний на современном уроке в соответствии с ФГОССпособы актуализации знаний на современном уроке в соответствии с ФГОССпособы актуализации знаний на современном уроке в соответствии с ФГОС


Ассоциации с темой урока.

На экране появляются изображения

Вопрос: какие ассоциации у вас возникают при виде данных предметов? Определяется тема урока.

Или учащимся предлагается нарисовать свои ассоциации, связанные с темой урока.

Способы актуализации знаний на современном уроке в соответствии с ФГОС

II Аудиовосприятие

Музыкальный фрагмент

В начале урока Мировой Художественной культуры звучит музыка. Ариозо Ленского из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин». Учитель задаёт вопрос: Ребята, кто из вас по данному музыкальному фрагменту может определить автора и произведение? Это одно из самых знаменитых ариозо в мировом оперном искусстве. Сегодня в 21 веке это великое произведение узнали в 10 классе 2 человека, тогда как 100 лет назад его узнавали десятилетние гимназисты, услышав несколько нот. Нужно ли нам сегодня знать это? Или наши нравственные приоритеты изменились?

Голос за кадром

Басня, песня, притча в зависимости от темы урока

III «Заглянем в будущее»

На доске пишется тема урока, дата, например, 2114 год. Учитель не ошибся. Давайте представим, что мы заглянули в будущее. Актуальна ли будет наша тема в ХХII веке?

Ученик - родитель.

2034 год. Вы родители. Ваши дети учатся в нашей школе. Попробуйте объяснить своим детям значимость нашей темы.

IY Приглашение в гости для актуализации знаний

ученика из параллели, знакомого с этой темой;

учеников старших классов, изучавших данную тему;

родителей;

интересных людей.

Y Опережающее задание

Тема урока сообщается учителем заранее, и даётся задание подготовить краткое сообщение о её актуальности фронтально или индивидуально

YI Незаконченное повествование

Например, на уроке музыки: «И.Кант сформулировал признак существования Бога. Этот признак мы узнаем с вами на нашем уроке»

YII Риторический вопрос

На уроке Мировой Художественной культуры: «Миф об Орфее и Эвридике. Учитель рассказывает миф и предлагает учащимся ответить на вопрос: Почему Орфей обернулся?» Это вопрос предположение, однозначных ответов на подобные вопросы не существует, такой приём позволяет развивать творческое воображение.

YIII. Продолжи фразы

Тема урока…

Я почувствовал…

Я знаю….

Мне трудно….

IX. Телеграмма

Ученику предлагается: кратко написать, что он знает по определенной теме и пожелания соседу по парте, отправить телеграмму (обменяться).

Написать в телеграмме пожелание себе.

X. Предмет как проблема

Представить тему урока в виде обычного предмета и предложить варианты решения: отставить в сторону, посмотреть с другой стороны, окрасить в новый цвет, представить в виде человека, животного, цветка и т д.

XI. Найди три отличия

Обучающиеся ищут три отличия на экране, в классном кабинете, во внешнем облике учителя, так или иначе связанных с темой урока.

XII.Театрализация

В начале урока появляется необычный персонаж - исторический или современный политический деятель, учёный, сказочный герой. Обучающиеся формулируют тему урока либо связывают появление этого персонажа с целью и задачами.

XIII. Введение понятия с помощью метапредмета «Задача»

Например, одному человеку нужно было уехать на 10 лет очень далеко. Чтобы сохранить ценные вещи, он решил зарыть их в лесу. Подскажите, как ему запомнить место, где он зароет клад.

Может быть предложена любая другая задача.



XIY. Решение задач с выходом за рамки учебного предмета (русский язык, окружающий мир, геометрия и экология).

Способы актуализации знаний на современном уроке в соответствии с ФГОС

XY. Что общего? В чём различия?

Предлагаются для рассмотрения любые предметы так или иначе связанные с темой урока.

XYI. Прямой вопрос

Напишите три аргумента, доказывающие значимость нашей темы урока

XYII. Вопросы-загадки

Ребусы

Шарады

Пиктограммы

XYIII.Рулетка

Обучающиеся выбирают вопросы по теме урока.

Способы актуализации знаний на современном уроке в соответствии с ФГОС

Предложенные способы модифицируются, они подвижны. Учитель может их видоизменять под конкретную ситуацию, что позволяет не только актуализировать знания по предмету, но и настроиться участникам учебного процесса эмоционально на урок, cмотивировать внутреннюю потребность в исследовательской деятельности на уроке. Данные способы, используемые на этапе актуализации знаний, помогут обучающимся перейти к следующему этапу урока - проблематизации. Обучающиеся понимают, что такое цели и задачи, проблема урока. Цели и задачи урока формулируются учителем совместно с учениками. Дети понимают, что они должны узнать и что они должны сделать, чтобы решить проблему урока. Совместно с учителем принимаются решения, рассматриваются различные варианты решений. Каждый ребёнок осознаёт значимость темы урока для своей жизни. Формируются ключевые компетенции, которые помогут нашим детям решать сложные жизненные ситуации.

Литература


  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/ Под.ред Г.И.Щукиной. М.: Просвещение, 1984

  2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования// Эксперимент и инновации в школе. 2009.-№2

  3. Карабанова О.А. Индивидуальные траектории развития в фокусе внимания.// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012.-№1

  4. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А.Кузнецов //Инновационные проекты и программы в образовании.-2008.-№1

  5. Сиденко Е.А.Универсальные учебные действия: от термина к сущности// Эксперимент и инновации в школе. 2010.-№3

© 2010-2022