Статья по теме Использование ИКТ на уроках русского языка

Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка»Цель: рассматривать ИКТ как средство создания условий для формирования языковых, лингвистических, культурологических и коммуникативных компетенций на уроках русского языка. Современное общество ставит перед учителем задачу развития личностно значимых качеств школьников. А гуманизация образования и предполагает ценностное отношение к личностным проявлениям подростков. Знания же выступают здесь не как цель, а как способ, средство развития личности...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4

Использование ИКТ на уроках развития речи

Современное общество ставит перед учителем задачу развития личностно значимых качеств школьников. А гуманизация образования и предполагает ценностное отношение к личностным проявлениям подростков. Знания же выступают здесь не как цель, а как способ, средство развития личности.

Богатейшие возможности для этого предоставляют современные образовательные технологии. Например, уроки с использованием ИКТ вызывают у школьников интерес, заставляют работать всех.

И меня заинтересовали вопросы использования информационно-компьютерных технологий на уроках русского языка, литературы, поэтому моя тема по самообразованию так и называется : «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы». Цель моей работы я определила так: «ИКТ как средство создания условий для формирования языковых, лингвистических, культурологических и коммуникативных компетенций на уроках русского языка».

Работая над этой темой, я заметила, что эффективность обучения с помощью средств ИКТ в значительной степени зависит от правильного выбора приемов их использования. Ведь даже с самым совершенным программным материалом ученик работает с истинным удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны.

На коротком временном интервале необходимые мотивы для учения могут быть созданы новизной средства обучения, занимательностью изложения, но сам процесс обучения в принципе не может быть реализован длительное время без интеллектуального общения между учителем и учеником.

Я использую ИКТ на разных уроках. Но остановлюсь на уроках развития речи.

I.Одним из самых распространенных видов работы по развитию речи является изложение. Кроме того, что это традиционная работа, сегодня это еще и один из видов работы на ГИА. И свои уроки я строю с учетом предстоящего экзамена.

1. Примером таких уроков может послужить изложение о Хохломе. (Презентация прилагается). В презентацию к нему были включены:

  1. информация об истории края, истории возникновения народного промысла, технологии изготовления хохломских изделий, судьбе мастеров;

  2. фотографии села, изделий мастеров хохломской росписи; что позволяет детям совершить путешествие к истокам народного промысла, части культуры русского народа;

  3. задания для групповой работы с последующим обсуждением наработок.

    1. Задания, предполагающие работу по определению темы текста, микротем, работу над изобразительно-выразительными средствами языка. (См. презентацию).


  1. Дети любят выполнять такие творческие работы, как сочинения - ассоциации, составление тезаурусов, ассоциативных полей слова и другие. А теперь они с большим интересом и желанием оформляют свои работы в виде слайдов. При изучении темы "Фразеологизмы» в презентацию были включены не только сам фразеологизм и толкование его лексического значения, но и материал из истории его возникновения, пример из классического художественного произведения, рисунок.

Статья по теме Использование ИКТ на уроках русского языка


  1. РНО - скучная работа, но и она может быть привлекательной, если добавить элементы исследования, самоанализа, свободы творчества, которые дают ИКТ. Рассказ на грамматическую тему - достаточно сложная форма работы, но способная развивать лингвистические, языковые, коммуникативные компетенции.

Так результаты письменных работ отмечаются на мониторингах качества письменных работ (в виде графиков). Это позволяет осуществлять не только контроль за уровнем усвоения знаний, но и отслеживать процесс формирования языковых, лингвистических компетенций.

Исследовательскую работу ведут и сами ребята. Они на графиках самоконтроля отмечают не только количество ошибок, допущенных в работе, но и выполняют работу над ошибками.

Статья по теме Использование ИКТ на уроках русского языка

Затем, на основе графиков, рефлексируют. План рефлексии тоже был выработан на уроках русского языка в групповой работе.

Таким образом, дети учатся самостоятельно анализировать характер своих ошибок, причины их появления, планировать свою деятельность по преодолению пробелов в знаниях, выбирать упражнения в соответствии с поставленной целью, задачей.

Статья по теме Использование ИКТ на уроках русского языка



  1. Стал обоснованным дифференцированный подход при закреплении правил орфографии, составление индивидуальных программ. Письменная работа - рно - задания по индивидуальным программам - выход на дистанционное общение учителя и ученика благодаря выходу в Сетевой город.


  1. Таким образом, ИКТ дает возможность учителю реализовывать поставленные задачи по созданию условий для формирования языковых, лингвистических, культурологических и коммуникативных компетенций на уроках русского языка, в том числе и на уроках развития речи.

© 2010-2022