Рабочая программа воспитания и социализации в 9 классе коррекционной школы 8 вида

Программа воспитания и социализации составлена для воспитанников 9 класса с легкой и умеренной умственной отсталостью с учетом особенностей их развития.    Данная программа поможет вооружить воспитанников знаниями, выработать у них собственный вариант жизни, достойной его как человека современного общества, личности, способной управлять своим поведением, готовой к сотрудничеству на основе терпимого отношения к окружающим, человека, способного оценивать свои поступки и поступки окружающих, умеюще...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Программа воспитания и социализации составлена для воспитанников 9 класса с легкой и умеренной умственной отсталостью с учетом особенностей их развития.

Программа разработана в соответствии:

  • с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;

  • методическими рекомендациями «Организация и планирование воспитательной в специальной (коррекционной) школе-интернате» (пособие для воспитателей. Авторы Е.Д.Худенко, Е.Ю. Селиванов, В.В. Титов. Допущено Министарством образования РФ, 2007г.);

  • с учетом программы воспитания и социализации воспитанников ГКОУ СО «Колчеданская СКОШИ» «Радуга»02.04.2013г. Приказ №53-а;

  • с учетом программ ГКОУ СО «Колчеданская СКОШИ»:
    - «Здоровая школа - здоровые дети»,
    - « «Комплексная безопасность»,
    - «Профилактика безнадзорности и правонарушений»,
    - «Профориентация и допрофессиональная подготовка».

Данная программа поможет вооружить воспитанников знаниями, выработать у них собственный вариант жизни, достойной его как человека современного общества, личности, способной управлять своим поведением, готовой к сотрудничеству на основе терпимого отношения к окружающим, человека, способного оценивать свои поступки и поступки окружающих, умеющего планировать свою деятельность, способного на самоопределение в профессии. Рабочая программа составлена для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в возрасте 14-16 лет
Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности, включение обучающихся в активную деятельность. Обязательным условием является практическая направленность, вариативность ее содержания и форм, учет индивидуальных и типологических особенностей ребенка.

Цель программы: создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственной личности воспитанников, способной на сознательный выбор профессии, труд, умеющую ориентироваться в современном мире.


Задачи:
- формировать у воспитанников понятия и ценности здорового образа жизни;
-формировать базовые национальные ценности, приобщать к духовным традициям народов России;
- развивать навыки трудовой коллективной деятельности;
- коррекция поведенческих и межличностных отношений;
- создавать условия адаптации воспитанников.





Программа предусматривает следующие направления:

- час коррекции - 34 часа

- нравственно этическое воспитание - 20 часов

- граждановедение - 16 часов

- экология - 17 часов

- культура безопасности жизнедеятельности - 19 часов

- здоровый образ жизни -16 часов

- трудовое воспитание - 18 часов

Ведущие виды деятельности воспитанников 14-16 лет:

- учебная деятельность - значимая для воспитанников;

- общение в коллективе сверстников.

Формы и методы воспитательной работы:

- беседы, объяснения

- практические занятия, упражнения

- дежурство

- экскурсии

- выставки рисунков

- игры (сюжетно-ролевые, спортивные и др.)

- просмотры фильмов

- творческие работы

- викторины

- соревнования

- поощрения, убеждения, личный пример.










Календарное планирование


1четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого

Час коррекции

9

8

10

7

34

Нравственно-этическое воспитание

5

5

5

5

20

Граждановедение

4

4

5

3

16

Трудовое воспитание

5

4

5

4

18

Экологическое воспитание

4

4

5

4

17

ОБЖ

5

4

6

4

19

ЗОЖ

4

4

4

4

16

Итого

36

33

40

31

140
















План - сетка воспитательных занятий

Час коррекции


Понед.

Нрвственно-этическое воспитание

Вторник

Граждано-едение


Вторник

Трудовое воспитание


Среда

Экологи-ческое воспитание

Среда

ОБЖ



Четверг

ЗОЖ



Четверг

СЕНТЯБРЬ

01.09.

«Смотри, слушай, запоминай»

02.09.

Культурный человек- какой он?

09.09.

Правоохра-

нительные органы РФ

03.09.

Потребности человека и кто их выполняет

10.09.

Экскурсия в лес

04.09.

Поведение пешехода. Обязанности пешеходов

11.09.

Гигиена, режим дня, питание.

08.09.

«Найди в ряду букв слова, и запишите их печатными буквами»

16.09.

Родитель-

ская любовь

23.09.

Семь чудес света

17.09.

Интересы и склонности

24.09.

Доктора леса - муравьи, дятлы, волки.

18.09.

Обязанности водителей.

Виды наказаний.

25.09.

Значение сна в жизни человека

15.09.

«Найди отличия»

30.09.

Давайте говорить

друг другу комплементы


22.09.
«Танграм»


29.09.

«Смотри и запоминай»







ОКТЯБРЬ

06.10.

«Скопируй точки»

07.10.

Заключение и расторжение брака

01.10.

Стирка вещей из различных материалов. Выведение пятен.

08.10.

Красная книга Свердловской области (экскурсия в сельскую библиотеку)

02.10.

Характер человека и его влияние на безопасность

09.10.

Спорт и здоровье

13.10.
«Найди слово»

14.10.

Без березы не мыслю России

21.10.

Обязанности родителей по воспитанию детей. Ответствен-ность родителей.

15.10.

Условия труда

22.10.

Экологические катастрофы

16.10.

Понятие «короткое замыкание», его причины последствия правила поведения при возгорании

23.10.

Кожа подростка

20.10.

«Разгадай ребус»

28.10.

Не такие как все

29.10.

Профессия озеленитель

30.10.

Пожар в многоэтажном доме

27.10.

«Разгадай кроссворд»

НОЯБРЬ

10.11

«Найди предмет в комнате по описанию»

11.11

Общение юноши и девушки

04.11

Льготы. Льготы для женщин и детей

12.11.

Уборка в ванной комнате. Чистящие средства.

05.11

Удивительное в мире природы

13.11.

Виды огнетушителей, их устройство и правила пользования


06.11.

Гигиена тела подростка

17.11

«Найди спрятанный предмет по инструкции»

18.11

Милосердие

25.11

Льготы для инвалидов

09.11

Должностные обязанности

26.11

Экологическая ярмарка «Вторая жизнь вещей»

27.11.

Административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

20.11

Мелодия любви

24.11.

«Танграм»



ДЕКАБРЬ

01.12.

«Что сначала, что потом»

02.12.

Что такое любовь

09.12.

Сколько денег нужно для счастья

03.12

Как деньги приходят в дом

.

10.12.

Как жить сегодня, чтобы жить завтра.

04.12.

Действия при угрозе террористического акта, массовых беспорядках. Ответствен-ность за них

11.12.

Венерические заболевания

08.12.

«Перепиши без ошибок»

16.12.

Великая сила любви. О Петре и Февронии

23.12

Религии

17.12

Готовимся к праздникам

24.12

Как они защищаются

18.12.

Перелом. Оказание первой медицинской помощи при переломе

25.12

Голоданию - нет, правильному питанию- да

15.12.

«Пазлы»


22.12.

«Анаграммы»


ЯНВАРЬ

12.01.

«Заверши рассказ»

13.01.

Выбираем спутника жизни

20.01.

Документы человека

14.01.

Техника в доме

21.01.

Люди и мусор - кто кого?

15.01.

Виды травм. Причины, предупрежде-ние.

22.01.

СПИД и ВИЧ инфекция

19.01.

«Составь распорядок дня»

27.01.

Виды эмоций

28.01.

Учебные заведения г.Каменска -Уральского

29.01.

Ураганы, бури, смерчи

26.01.

«Что где находится»


ФЕВРАЛЬ

02.02.

«Найди спрятанный предмет по инструкции»


03.02.

Жизнь в темноте

11.02.

Интересные проессии вокруг нас

04.02.

«Не дразните собак»

(правила обращения с животными)

12.02.

Опасности, возникающие в военное время

05.02.

Кишечные инфекциии (сальмонелез)

09.02.

Графический диктант

10.02.

Люди- которыми мы гордимся

17.02.

Акция «Помнить будем»

25.02.

Ремонт одежды

18.02.

Защита животного и растительного мира (заповедники. заказники. зоопарки)

19.02.

Транспортные аварии

26.02.

Здоровье в семье

16.02.

«Сто к одному»

24.02.

Грехи


23.02.

«Вчера, сегодня, завтра»






МАРТ

02.03.

«Скопируй точки»

10.03

Кто говорит, что на войне страшно

03.03.

Чем живет моя страна

11.03.

Готовим дома

04.03.

Комнатные растения. Уход за ними

(практическое занятие)

05.03.

Железная дорога - зона повышенной опасности

12.03.

Объятия табачного дыма

09.03. «Полслова за вами»

25.03.

Посадка семян на рассаду

19.03.

Личная безопасность. Криминоген-ные ситуации на улице. Правила поведения в полиции.

16.03.

«Разгадай кроссворд»

31.03.

Верность и бескорыс-тие в дружбе

17.03.

Час общения «Семейный кодекс РФ»


30.03.

«Пазлы»







АПРЕЛЬ

06.04.

«Смотри и запоминай»

14.04.

Вместе весело шагать

07.04.

Семья. Человек в семье.

01.04.

Деловая игра «Устройство на работу». «Первый рабочий день».

08.04.

Акция посади дерево

09.04.

Химические аварии. Их последствия, правила поведения.

02.04.

Лечебный чай

13.04.

Графический диктант

28.04.

Деловая игра «Молодежная вечеринка»

21.04. Моделирова-ние жизненной ситуции «Права и обязанности членов семьи»

15.04.

Экскурсия в Центр занятости населения

22.04.

Экоколобок

13.04.

Наводнение.

Причины. Правила поведения.

16.04.

Сюрпризы переходного возраста

20.04.

«Колумбово яйцо»

29.04.

Акция «Мой школьный двор»


30.04.

Акция «Мы за здоровый образ жизни»

27.04.
«Заверши рассказ»


МАЙ

04.05.

«Четвертый лишний»

05.05.

Деловая игра «Встречают по одежке»

12.05.

День знаний (занятие обобщение)

13.05.

Высадка рассады на клумбу

06.05.

Высадка рассады на клумбу

07.05.

Оказание первой медицинской помощи при солнечном ударе

14.05.

Праздник здоровья

11.05.

«Скопируй точки»

19.05.

Тренинг «Умей управлять эмоциями»


20.05.

Что мы знаем о природе и ее охране (обобщение)

21.05.

Правила безопасности летом.

18.05.

«Разгадай сканворд»

Моделирова-ние ситуации «Выпускной вечер»






Нравственно-этическое воспитание

Данное направление предусматривает освоение воспитанниками с ОВЗ на занятиях нравственных норм и правил поведения, формирование общечеловеческих ценностей.

Количество часов по программе - 20

1четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого в год

5

5

5

5

20

Цель:

формирование у воспитанников способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно - игровой, предметно - продуктивной, социально- ориентированной деятельности на основе нравственных установок, моральных норм и самовоспитания.

Задачи:

  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • формирование нравственные качества личности через художественную литературу, искусство, личные примеры;

  • воспитание толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями, другого вероисповедания, разными взглядами и идеалами.

  • Формировать знания о человеческих эмоциях, учить выражать и контролировать свои эмоции, воспитывать негативное отношение к отрицательным эмоциям.

Предполагаемый результат:

воспитанники

- соблюдают нормы морали;

- дают адекватную оценку своим действиям и поступкам других;

- умеют общаться со сверстниками и взрослыми;

- толерантно относятся к людям;

- умеют контролировать свои эмоции.















Календарно-тематический план по нравственно-этическому воспитанию


Тема занятия

Цель

Форма занятия

02.09.

Культурный человек- какой он.

Закрепить знания воспитанников об этикете. Формировать стойкую привычку быть культурным везде, выбирать форму поведения в зависимости от окружения и обстановки.

беседа

16.09.

Родительская любовь

Воспитывать чувство ответственности за будущих детей, чувство уважения к своим родителям. Профилактика жестокого отношения к детям. Прививать чувство материнства, отцовства.

Беседа, моделирование ситуаций, Просмотр сюжетов передач, фильмов

30.09.

Давайте говорить друг другу комплементы

Познакомить с понятием комплимент, вводить в речь детей комплементы.

Беседа, практические упражнения

14.10.

Без березы не мыслю России

Воспитывать эмоционально-патриотическое отношение к символике России. Развивать познавательный интерес, прививать чувство любви к Отечеству и гордости за него.

Беседа, рассматривание репродукций картин художников, рисование

28.10.

Не такие как все

Воспитывать толерантность к людям-инвалидам.

Беседа

11.11.

Общение юноши и девушки

Формировать правильные взаимоотношение девушки и юноши.

Беседа

18.11.

Милосердие

Формировать положительные нравственные качества через рассказы о сестрах милосердия и другие образцы милосердия. Закрепить знания о благотворительности.

Беседа

02.12.

Что такое любовь

Рассказать о главном чувстве человека. Показать разную любовь: любовь к Родине, к матери, к женщине через произведения искусства и литературы.

Беседа

16.12.

Великая сила любви.

Показать образец любви и верности на примере русских святых.

Беседа

13.01.

Выбираем спутника жизни

Учить видеть положительные качества в людях.

Бесед, практическое задание

27.01.

Виды эмоций

Формировать знания о человеческих эмоциях, учить выражать эмоции и бороться с отрицательными эмоциями. Профилактика зависимостей.

Беседа, тренинг

10.02.

Люди, которыми мы гордимся

Формировать уважительное отношение к людям трудовых профессий.

Беседа

24.02

Грехи.

Повторить десять заповедей. Учить видеть плохие поступки свои и чужие, анализировать их, внушать воспитанникам, что за все плохие поступки приходится отвечать.

Беседа

10.03.

Кто говорит, что на войне страшно

Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой народ.

Беседа, просмотр фильмов

31.03.

Верность и бескорыстие в дружбе

Закрепить представления воспитанников об общечеловеческих ценностях. Формировать положительную оценку качеств личности

Беседа, чтение худ.литературы

14.04.

Моделирование ситуации «Выпускной вечер»

Подготовить воспитанников к расставанию со школой. Учить моделировать ситуации, которые могут произойти на выпускном вечере. Формировать коммуникативные навыки

Беседа, практические упражнения

28.04.

Деловая игра «Молодежная вечеринка»

Учить воспитанников принимать активное участие в тематических играх. Формировать умение самостоятельно организовывать игры, умение организовывать досуг.

Беседа, практические упражнения

05.05.

Деловая игра «Встречают по одежке»

Познакомить с понятием «правила этикета» в одежде. Выяснить значение первого впечатления о человеке. Объяснить выражение «Встречают по одежке- провожают по уму» Дать понятие «имидж». Воспитывать желание у воспитанников следить за своим внешним видом.

Беседа, практические упражнения

11.05.

Тренинг «Умей управлять эмоциями»

Отработка навыков коммуникабельного поведения.

Беседа, упражнения

18.05.

Вместе весело шагать»

Обобщающие занятие.

Беседа, тестирование








Граждановедение.

Данное направление предусматривает освоение воспитанниками на занятиях знаний о правовых взаимоотношениях гражданина в разных социальных ролях. Материал соответствует возрастным психофизическим особенностям воспитанников с ОВЗ.

Количество часов по программе - 16

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого в год

4

4

5

3

16

Цель:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Задачи:

  • формирование представления о гражданственности в РФ, правоохранительных органах РФ, религиях;

  • формирование у воспитанников общественных ценностей, гражданской позиции;

  • обобщение и закрепление знаний о льготах предоставляемых разным категориям граждан РФ;

  • развитие юридической грамотности;

  • воспитание интереса к важнейшим событиям в жизни России, мира;

  • воспитание стремления активно участвовать в делах класса, жизни школы, семьи, села;

  • воспитание уважения к защитникам Родины, любви к своей Родине, народу.

Предполагаемый результат:

воспитанники

- знают основные права и обязанности гражданина РФ;

- имеют представления о правоохранительных органах;

- имеют представление о разнообразии религий;

- имеют представление о льготах предоставляемых гражданам РФ;

- знают главные события, происходящие в стране, мире;

- активно участвуют в делах школы, класса;

- не состоят на учете, не нарушают нормы права.






Календарно-тематический план по граждановедению.

Тема занятия

Цель

Форма занятия

09.09.
Правоохранительные органы РФ

Формировать у воспитанников знания о правоохранительных органах РФ и их функциях. Воспитывать правовую грамотность у воспитанников, а так же учить различать в какую структуру должен обратиться гражданин для защиты своих прав.

Беседа, игра

23.09.

Семь чудес света

Расширять представления воспитанников о культуре древнего мира, познакомить с семью чудесами света.

Беседа, виртуальная экскурсия

07.10.

Заключение и расторжение брака

Познакомить воспитанников с условиями заключения и расторжения брака. Формировать правовую культуру.

Беседа

21.10.
Обязанности родителей по воспитанию детей. Ответственность родителей.

Закреплять знания о родительских обязанностях и ответственности за их неисполнение.

Беседа

04.11
Льготы. Льготы для женщин и детей

Познакомить с понятием «льготы», с категориями льготников, документами, необходимыми для получения льгот.

Беседа

25.11
Льготы для инвалидов

Расширять знания воспитанников о льготах. (инвалиды)

Беседа

09.12.
Сколько денег нужно для счастья?

Воспитывать законопослушное поведение, бережное и уважительное отношение к деньгам.

Беседа

23.12
Религии

Продолжать воспитывать у детей толерантное отношение к людям с различными взглядами, идеалами, представлениями, верованиями.

Беседа

20.01.
Документы человека

Познакомить со значение паспорта и других документов в жизни человека, ответственностью за подделку документов. Учить оформлять документы, обращаться в необходимые органы.

Беседа, практикум

03.02.
Жизнь в темноте

Показать воспитанникам радость, ценность жизни. Формировать негативное отношение к алкоголю, наркотикам.

Беседа

17.02.
Акция «Помнить будем»

Воспитывать уважительное отношение к памяти павших героев, защитников Отечества.

Беседа, уборка обелиска

03.03.
Чем живет моя страна

Учить пользоваться СМИ. Воспитывать интерес к событиям в стране, мире.

Беседа

17.03.
Семья. Человек в семье.

Формировать представление о нравственных основах семьи, любви, брака; показать связь поколений, родственные связи, развивать речь, мышление, интерес к теме.

Беседа

07.04.

Час общения «Семейный кодекс РФ»

Дать воспитанникам представление о «Семейном кодексе РФ» и его значении

Беседа

21.04.

Моделирование жизненной ситуации «Права и обязанности членов семьи»

Закреплять знания о правах и обязанностях членов семьи через практические упражнения.

Беседа, игра

12.05.

День знаний (занятие обобщение)

Обобщить знания воспитанников по данному направлению

Беседа, тестирование










































Трудовое воспитание.

Данное направление предусматривает развитие трудовых навыков, освоение трудовых умений, а так же способствует профессиональному самоопределению воспитанников.

Количество часов по программе - 18

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого в год

5

4

5

4

18

Цель:

Формирование представлений о нравственных основах труда, его значении в жизни человека и общества; способствовать профессиональному самоопределению воспитанников.

Задачи:

  • формирование представлений об основах трудового законодательства и трудовых взаимоотношениях;

  • формирование и систематизация знаний о профессиях;

  • формирование умения планировать свою трудовую деятельность, умений проявлять последовательность и настойчивость при выполнении трудовых операций;

  • формирование потребности в дальнейшем профессиональном самоопределении;

  • воспитание уважения и бережного отношения к результатам своего труда, труда сверстников и взрослых, негативного отношения к лени.

Предполагаемый результат:

- имеют представления о некоторых статьях ТК, трудовых взаимоотношениях;

- знают профессии, чем занимаются люди данных профессий;

- умеют планировать свою деятельность и адекватно оценивать ее;

- бережно относятся к результатам своего труда, труда сверстников, взрослых.

- определились в выборе профессии.







Календарно-тематический план по трудовому обучению.

Тема занятия

Цель

Форма занятия

03.09.

Потребности человека и кто их выполняет

Познакомить с потребностями человека (питание, одежда, жилье, духовными потребностями) и профессиями которые помогают удовлетворять наши потребности. Воспитывать уважительное отношение к людям труда.

Беседа, игра

17.09.

Интересы и склонности

Изучить интересы и склонности воспитанников.

Тестирование

01.10.
Стирка вещей из различных
материалов. Выведение пятен.

Учить определять по этикетке к изделию правила стирки вещей. Развивать умение ориентироваться в знаковой символике.

Беседа, практическое задание

15.10.
Условия труда

Познакомить с безопасными условиями труда профессий: дворник, повар, швея. Показать влияние здоровья на выбор профессии и наоборот.

Беседа

29.10.
Профессия озеленитель

Познакомить с профессией озеленитель его функциями и результатами труда.

Беседа

12.11.
Уборка в ванной комнате. Чистящие средства.

Показать необходимость уборки в ванной комнате, познакомить с бытовыми химическими средствами уборки ванной, биде, унитаза. (связать с темой микробы).

Беседа, практическое задание

09.11
Должностные обязанности

Познакомить с понятием «должностные обязанности» некоторых профессий.

Беседа

03.12
Как деньги приходят в дом

Показать значимость денег, учить распределять деньги, составлять бюджет.

Беседа, практическое задание

17.12
Готовимся к праздникам

Закреплять умения изготавливать простые костюмы (элементов к костюмам, масок, корон.) украшение открыток.

Беседа, практическое задание

14.01.
Техника в доме

Закрепить знания и умения обращаться с бытовой техникой, напомнить ТБ при работе с бытовой техникой.

Беседа, практическое задание

28.01.
Учебные заведения г.Каменска -Уральского

Дать знания воспитанникам об учебных заведениях г.Каменска-Уральского, подготовить воспитанников к выбору профессии.

Беседа, виртуальная экскурсия

11.02.
Интересные профессии вокруг нас

Познакомить с профессиями нотариус, адвокат, менеджер, страховщик и т.д., их функциями, в каких случаях обращаться.

Беседа, практическое задание, игра

25.02.
Ремонт одежды

Закреплять умение и навыки зашиванию одежды по распоротому шву, накладывание заплат.

Беседа, практическое задание

11.03.
Готовим дома

Учить детей готовить самостоятельно простые блюда (омлет, блины, манник, салат и т.д.) закреплять умение выбирать продукты, составлять меню.

Беседа, практическое задание

01.04
Деловая игра «Устройство на работу». «Первый рабочий день».

Закрепление знаний воспитанников о правилах устройства на работу через практические упражнения. Совершенствование умений заполнять деловые бумаги.

Беседа, практическое задание

15.04.
Экскурсия в Центр занятости населения

Познакомить с организацией Центр занятости населения, его назначением и функциями.

Экскурсия

29.04.
Акция «Мой школьный двор»

Воспитание сознательного отношения к соблюдению чистоты и порядка на территории школьного двора. Закрепить навыки коллективного труда.

Беседа, практическое задание

13.05.
Высадка рассады на клумбу

Совершенствовать навыки в высадке цветочной рассады, ухаживать за ней. Воспитывать трудолюбие.

Беседа, практическое задание










Экологическое воспитание

Данное направление предусматривает освоение воспитанниками с ОВЗ на занятиях экологических норм и правил поведения в природ,. Формирование первоначального опыта природоохранной деятельности.

Количество часов по программе - 17

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого в год

4

4

5

4

17


Цель:

воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Задачи:

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

  • формирование ценностного отношения к природе и всем формам жизни;

  • формирование опыта природоохранной деятельности;

  • воспитание бережного отношения к природе и животным.

Предполагаемый результат:

- знают что такое экология, экосистема,;

- знают значение Красной книги, некоторые виды животных и растений Свердловской области занесенных в Красную книгу;

- знают понятие «экологические катастрофы» и причины их возникновения;

- имеют представление о своей роли в природоохранной деятельности;

- проявляют бережное отношение к природе.







Календарно-тематическое планирование по экологическому воспитанию.


Тема занятия

Цель

Форма занятия

10.09.

Экскурсия в лес

Учить видеть проблемы леса, определять экологическое состояние экосистемы - лес, принимать участие в охране природы (очистить участок леса от бытовых отходов)

Экскурсия, фотоотчет

24.09.

Доктора леса- муравьи, дятлы, волки.

Познакомить воспитанников с животными - санитарами. Учить проводить доступные исследования о состоянии муравейников в лесу.

Беседа, экскурсия

08.10.

Красная книга Свердловской области (экскурсия в сельскую библиотеку)

Познакомить с растениями и животными, которые занесены в Красную книгу. Повторить значение Красной книги, воспитывать у воспитанников бережное отношение к природе.

Беседа

22.10.

Экологические катастрофы

Расширять знания воспитанников об экологических катастрофах, причины их возникновения. Последствия.

Беседа

05.11

Удивительное в мире природы

Расширять кругозор воспитанников, учить их задавать вопросы, отвечать на них находя ответы, пользуясь энциклопедиями, справочниками, интернетом.

Беседа, просмотр фильмов

26.11

Экологическая ярмарка «Вторая жизнь вещей»

Продолжать расширять знания об экологических проблемах, учить находить пути решения этих проблем исходя из собственного опыта. Учить использовать бросовый материал при изготовлении нужных вещей.

Беседа, практическое задание

10.12.

Как жить сегодня, чтобы жить завтра.

Обобщить знания по экологии, учить составлять памятки по защите и охране природы.

Беседа, практическое задание

24.12

Как они защищаются

Расширять кругозор воспитанников, продолжать учить пользоваться энциклопедиями, справочниками, интернетом.

Беседа, практическое задание

21.01.

Люди и мусор - кто кого?

Показать воспитанникам влияние мусора на окружающую среду и здоровье человека, выпуск листовок о вреде мусора

Беседа

04.02.

Люди и животные

Закрепление правил поведения с дикими и домашними животными. Соблюдение правил безопасности, воспитание бережного отношения к животным..

Беседа

18.02.

Защита животного и растительного мира (заповедники. Заказники. Зоопарки)

Расширять знания воспитанников о заповедниках, заказника, природоохранных зонах. Познакомить с целью их создания, функциями. Воспитывать экологическую культуру.

Беседа

04.03.

Комнатные растения. Уход за ними

(практическое занятие)

Закреплять у воспитанников знания, умения и правила ухода за комнатными растениями и их значении Воспитывать желание озеленять спальные комнаты, эстетический вкус.

Беседа, практическое задание

25.03.

Посадка семян на рассаду

Закреплять навыки посева семян на рассаду. Учить предвидеть результаты своего труда.

Беседа, практическое задание

08.04.

«Зеленая планета»

Закрепить и расширить знания воспитанников о видах деревьев, кустарников. Учить находить информацию доступными способами об экзотических и необычных деревьях.

Беседа, игра

22.04.

Акция посади дерево

Учить ухаживать за деревьями и кустарниками (побелка, обрезка).

Беседа, практическое задание

06.05.

Практическое занятие «Посади клумбу»

Связать практическую работу по высадке рассады на клумбу с профессией «Озеленитель». Познакомить с понятием «ландшафтный дизайн».

Беседа, практическое задание

20.05.

Мы все знаем о природе

Обобщение материала по экологии

Тестирование, собеседование









Основы безопасности жизнедеятельности

Данное направление предусматривает освоение воспитанниками на занятиях знаний и навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, а так же освоение практических действий и умений при оказании первой медицинской помощи. Материал является достаточным для формирования у воспитанников с ОВЗ основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

Количество часов по программе - 17

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого в год

5

4

6

4

19


Цель:

Формирование знаний и умений о безопасном поведении человека в быту и при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Задачи:

  • формирование знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • воспитание ценностного отношения к человеческой жизни;

  • развитие черт личности для безопасного поведения в быту и при возникновении чрезвычайных ситуаций;

  • обучение умениям оценивать различные ситуации с точки зрения опасности для жизни и здоровья, умениям использовать средства индивидуальной защиты, умениям оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Планируемый результат:

воспитанники

- знают правила дорожного движения (пешеходов, водителей, пассажиров), умеют ориентироваться в дорожной обстановке;

- основные виды ответственности наступающей в следствии нарушения ПДД, пожарной безопасности;

- знают правила безопасности на автомобильном и ж/д транспорте;

- знают причины возникновения пожаров;

- знают правила пожарной безопасности;

- знают правила поведения в случае возникновения пожара;

- знают правила вызова служб обеспечивающих безопасность (МЧС, скорая помощь, полиция, аварийная служба газа) в зависимости от чрезвычайной ситуации;

- знают правила и ТБ при обращения с электрическими проборами;

- знают правила поведения и меры предосторожности в криминогенных ситуациях;

- знают некоторые названия лекарственных средств, их название и назначение;

- умеют оказывать ПМП при незначительных повреждениях, кровотечениях;

- имеют представления о видах террористических актов, действия населения при угрозе теракта;

- имеют представления о химических авариях, их последствиях и правилах поведения.



Календарно-тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности.


Тема занятия

Цель

Форма занятия

04.09.

Поведение пешехода. Обязанности пешеходов

Закрепить знания правил поведения пешеходов, их обязанности.

Беседа, тестирование

18.09.

Обязанности водителей.

Виды наказаний.

Познакомить воспитанников с обязанностями и правами водителей транспортных средств, видами наказаний за нарушения водителями ПДД.

Беседа

02.10.

Характер человека и его влияние на безопасность

Объяснить сущность понятия «характер», «темперамент», показать взаимосвязь между характером и поведением человека в чрезвычайных ситуациях.

Беседа

16.10.
Пожары в жилище

  • Закрепить знания об основных причинах и последствиях пожара; об основных мерах пожарной безопасности в быту; о правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения;

  • Учить правильно действовать в случае пожара в доме; эвакуироваться из горящего здания.

Беседа

30.10.

Пожар в многоэтажном доме

13.11.

Виды огнетушителей, их устройство и правила пользования


Рассказать учащимся о средствах пожаротушения, привить элементарные навыки борьбы с огнем, научить учащихся пользоваться огнетушителями, повторить правила эвакуации из здания школы.

Беседа, практическое упражнение

27.11.

Административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

Познакомить воспитанников с административной ответственностью за нарушение правил пожарной безопасности. Воспитывать ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности.

Беседа

04.12.

Действия при угрозе террористического акта, массовых беспорядках. Ответственность за них

Закрепить знания: виды терактов, правилах поведения в толпе, действиях населения при угрозе теракта.

Познакомить воспитанников с ответственностью за организацию терактов.

Беседа

18.12.

Перелом. Оказание первой медицинской помощи при переломе

Закрепить с воспитанниками понятие «перелом», закрепить знания о видах переломов, и правилах оказания первой медицинской помощи при переломах и транспортировки пострадавших.

Беседа, практическое упражнение

15.01.

Виды травм. Причины, предупреждение.

Закрепить знания о травмах и повреждениях организма человека, причинах их возникновения, предупреждения и оказания ПМП.

Беседа

29.01.

Ураганы, бури, смерчи

Закрепить знания воспитанников с природными стихиями их поражающими факторами. Дать знания о правилах безопасного поведения при оповещении приближении урагана, бури, смерча.

Беседа

12.02.

Опасности, возникающие в военное время

Познакомить детей с опасностями возникающими в военное время, их причинами. Дать понятие «эвакуация», защите населения путем эвакуации, порядок проведения эвакуации.

Беседа

19.02.

Транспортные аварии

Познакомить воспитанников с авариями на железнодорожном транспорте, их основные причинами и последствиями. Правилами безопасного поведения при пользовании ж/д транспортом, действия пассажиров при крушении поезда и при пожаре в поезде.

Беседа, игра

05.03.

Железная дорога - зона повышенной опасности

19.03.

Криминогенные ситуации на улице. Правила поведения в полиции.

Закрепить знания о криминогенных ситуациях, возникающих на улице и опасностями, которые могут возникать в связи с ними. Напомнить, как избежать опасных домогательств и насилия, как поступить в ситуации если захватили в заложники. Познакомить с правилами поведения в полиции.

Беседа, решение проблемных задач

09.04.

Химические аварии. Их последствия, правила поведения.

Закрепить понятие «химическая авария», их опасности и правилах безопасного поведения при химических авариях.

Беседа, просмотр фильмов

13.04.

Наводнение.

Причины. Правила поведения.

Закрепить понятие «наводнение», их виды и правила безопасного поведения во время и после наводнения.

Беседа, просмотр фильмов

07.05.

Оказание первой медицинской помощи при солнечном ударе

Закрепить знания и навыки оказания ПМП при солнечном ударе. Напомнить меры их предупреждения.

Беседа, практические упражнения

21.05.

Обобщающее занятие

Обобщить и проверить знания воспитанников по ОБЖ.

Тестирование, собеседование



Здоровый образ жизни

Данное направление предусматривает освоение воспитанниками с ОВЗ на занятиях знаний и навыков здорового образа жизни.

Количество часов по программе - 16

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого в год

4

4

4

4

16


Цель:

формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Задачи:

  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

  • формирование представлений о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного(душевного), социально-психологического (здоровье семьи, коллектива);

  • формирование негативного отношения к вредным привычкам;

  • формирование представлений о здоровом питании;

  • формирование потребности к занятиям физической культурой и спортом.

Планируемый результат:

Воспитанники

- знают основные пути заражения инфекционными заболеваниями;

- знают причины тех или иных заболеваний, признаки некоторых болезней и их профилактику;

- знают о вреде курения, алкоголя и наркотиков;

- знают о пользе правильного питания;

- умеют тренировать свое тело, закаляться, делать утреннюю гимнастику;

- умеют применять упражнения для снятия эмоционального напряжения;

- умеют готовить травяные отвары для профилактики заболеваний;

- сформирована привычка ухаживать за своим телом.






Календарно-тематический план по здоровому образу жизни.


Тема занятия

Цель

Форма занятия

11.09.

Гигиена, распорядок дня, питание.

Обобщение знаний детей о влиянии личной гигиены и распорядка дня на здоровье человека. Формировать у воспитанников привычку пользоваться средствами личной гигиены (дезодорант, туалетная вода, крем для лица и рук и т.д.)

Занятие - игра

25.09.

Значение сна в жизни человека

Рассказать воспитанников о значении сна в жизни человека, о том, как сделать сон здоровым, действии успокоительного чая на сон человека.

Беседа

09.10.

Спорт и здоровье

Закрепить знания воспитанников о влияние спорта на здоровье человека.

Беседа, соревнование

23.10.

Кожа подростка

Закрепить знания о типах кожи и средствами ухода за ней, познакомить с проблемами кожи (прыщи, черные точки). Познакомить с профессией «дерматолог».

Беседа, практические упражнения

06.11.

Гигиена тела подростка

Закрепить знания об особенностях личной гигиены подростка. Формировать привычку ухаживать за своим телом.

Беседа

20.11

Мелодия любви

Информировать воспитанников о вреде ранних половых связей (беременности, ЗППП, ВИЧ, СПИД). Рассказать о методах предупреждения и профилактики.

Беседа с привлечением медработника

11.12.

Венерические заболевания

25.12

СПИД и ВИЧ инфекция

22.01.

Голоданию - нет, правильному питанию- да

Дать знания о понятии «анорексия». Закрепить и обобщить знания о рациональном питании, диетах. Формировать привычку правильного сбалансированного питания.

Беседа, просмотр фильмов

05.02.

Кишечные инфекции (сальмонелез)

Обобщить знания о кишечных инфекциях, способах заражения и методах профилактики.

Беседа, просмотр фильмов

26.02.

Здоровье в семье

Показать взаимосвязь между психологическим климатом в семье и здоровьем ребенка и членов семьи. Учить упражнениям на само регуляцию поведения. Познакомить с работой телефона доверия и его значением.

Беседа с привлечением психолога

12.03.

Вредные привычки «Помоги себе сам»

Выявить и закрепить знания полученные по теме «Вредные привычки», формировать устойчивое негативное отношение к вредным привычкам.

Тестирование, беседа

02.04.

Лечебный чай

Научить воспитанников делать лечебные травяные отвары (с опорой на знания) и для профилактики и укрепления здоровья.

Беседа, практические упражнения

16.04.

Сюрпризы переходного возраста

Закрепить умение бороться со стрессами, негативными эмоциями. Научить выходить из стрессовых состояний при помощи психоупражнений.

Беседа с психологом

30.04.

Здоровье и болезнь

Закрепить знания воспитанников о причинах болезней, учить избегать ситуаций приносящих вред здоровью

Беседа

14.05.

Праздник здоровья

Выявить представление воспитанников о ценности здоровья, систематизировать знания воспитанников о здоровье и здоровом образе жизни. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Викторина, спортивные соревнования.










Час коррекции

Данное направление предусматривает освоение воспитанниками с ОВЗ на занятиях Количество часов по программе - 34

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого в год

9

8

10

7

34

Цель: развитие высших психических процессов.

Задачи:

  • коррекция зрительного и слухового восприятия;

  • коррекция временных и пространственных отношений;

  • развитие внимания, памяти, восприятия, мышления;

  • развитие речи;

Тема занятия

Цель

Форма занятия

01.09.

«Смотри, слушай, запоминай»

Расширять объем памяти, развивать зрительное и слуховое восприятие, умение выделять признаки предметов, способствующие их запоминанию.

Игра

08.09.

«Найди в ряду букв слова, и запишите их печатными буквами»

Коррекция зрительного и слухового восприятия, пространственных отношений.

Практическое упражнение

15.09.

«Найди отличия»

Коррекция зрительного восприятия, внимания.

Игра

22.09.
«Танграм»

Развитие мелкой моторики пальцев кисти, творческих способностей.

Коррекция зрительного и тактильного восприятия, эмоционально-волевой сферы.

Игра

29.09.

«Смотри и запоминай»

Коррекция зрительной механической памяти.

Игра

06.10.

«Скопируй точки»

Коррекция зрительной памяти, внимания, пространственных отношений.

Практическое упражнение

13.10.
«Найди слово»

Коррекция мышления, зрительного восприятия, памяти.

Практическое упражнение

20.10.

«Разгадай ребус»

Коррекция мышления, зрительного восприятия, памяти.

Практическое упражнение

27.10.

«Разгадай кроссворд»

Коррекция мышления, эмоционально-волевой сферы, межличностных отношений.

Практическое упражнение

10.11

«Найди предмет в комнате по описанию»

Коррекция слухового восприятия, зрительной памяти

Игра

17.11

«Найди спрятанный предмет по инструкции»

Коррекция слухового и зрительного восприятия, пространственных отношений.

Игра

24.11.

«Танграм»

Развитие мелкой моторики пальцев кисти, творческих способностей.

Коррекция зрительного и тактильного восприятия, эмоционально-волевой сферы.

Игра

01.12.

«Что сначала, что потом»

Коррекция временных отношений

Игра

08.12.

«Перепиши без ошибок»

Коррекция концентрации и устойчивости внимания

Практическое упражнение

15.12.

«Пазлы»

Развитие мелкой моторики кистей рук, творческих способностей. Коррекция логического мышления, зрительного и тактильного восприятия.

Практическое упражнение

22.12.

«Анаграммы»

Коррекция зрительного восприятия, внимания, мышления.

Практическое упражнение

12.01.

«Заверши рассказ»

Коррекция мышления, речи. Развитие воображения, умения фантазировать.

Практическое упражнение

19.01.

«Составь распорядок дня»

Коррекция временных отношений, мышления.

Практическое упражнение

26.01.

«Что где находится»

Коррекция пространственных отношений. Развитие умения выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе.

Игра

02.02.

«Найди спрятанный предмет по инструкции»

Коррекция пространственных отношений, слухового и зрительного восприятия.

Игра

09.02.

Графический диктант

Коррекция пространственных отношений, внимания, развитие умения ориентироваться на листе бумаги.

Практическое упражнение

16.02.

«Сто к одному»

Коррекция вербального мышления, межличностных отношений.

Игра

23.02.

«Вчера, сегодня, завтра»

Коррекция временных отношений, развитие монологической речи.

Практическое упражнение

02.03.

«Скопируй точки»

Коррекция зрительной памяти, внимания, пространственных отношений.

Практическое упражнение

09.03. «Полслова за вами»

Коррекция фонематического слуха, речи, словарного запаса.

Игра

16.03.

«Разгадай кроссворд»

Коррекция мышления, эмоционально-волевой сферы, межличностных отношений.

Практическое упражнение

30.03.

«Пазлы»

Развитие мелкой моторики кистей рук, творческих способностей. Коррекция логического мышления, зрительного и тактильного восприятия.

Практическое упражнение

06.04.

«Смотри и запоминай»

Расширять объем памяти, развивать зрительное и слуховое восприятие, умение выделять признаки предметов, способствующие их запоминанию.

Игра

13.04.

Графический диктант

Коррекция пространственных отношений, внимания, развитие умения ориентироваться на листе бумаги.

Практическое упражнение

20.04.

«Колумбово яйцо»

Развитие мелкой моторики пальцев кисти, творческих способностей.

Коррекция зрительного и тактильного восприятия, эмоционально-волевой сферы.

Игра

27.04.
«Заверши рассказ»

Коррекция мышления, речи. Развитие воображения, умения фантазировать.

Практическое упражнение


04.05.

«Четвертый лишний»

Развитие умения классифицировать, доказывать правильность своей точки зрения.

Игра

11.05.

«Скопируй точки»

Коррекция зрительной памяти, внимания, пространственных отношений.

Практическое упражнение

18.05.

«Разгадай сканворд»

Коррекция мышления, эмоционально-волевой сферы, межличностных отношений.

Практическое упражнение






© 2010-2022