Развитие речи на уроках русского языка и литературы

Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку.   Работа по развитию речи проводится на всех уроках изучения школьного курса русского языка и на специальных уроках развития связной речи, где отрабатываются в соответствии с программой определенные коммуникативно-речевые умения.   Кроме того, любой вид работы по развитию речи может проходить и как письменная работа, и как устное выступление, так как психологически навыки устной и письменной речи различаются между собой, ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение 5 лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические разработки уроков, обобщён опыт работы по избранной теме.

Работа по развитию речи проводится на всех уроках изучения школьного курса русского языка и на специальных уроках развития связной речи, где отрабатываются в соответствии с программой определенные коммуникативно-речевые умения. На эту работу действующей программой отводится примерно 11%-20% учебного времени. Формирование навыков устной и письменной речи ведется на уроке.

Кроме того, любой вид работы по развитию речи может проходить и как письменная работа, и как устное выступление, так как психологически навыки устной и письменной речи различаются между собой, а школа должна дать их гармоническое сочетание. Психологически каждый ученик затрудняется больше или в устной, или в письменной речи. Облегчает устную речь отсутствие боязни сделать ту или другую ошибку на письме, зато процесс обдумывания текста, незаметный в моменты письменной работы, может заставлять отвечающего спотыкаться, болезненно замедлять его речь.

В своей работе использую информативные и игровые технологии, личностно- ориентированное и дифференцированное обучение.

Главное внимание на своих уроках уделяю тексту, поэтому я стараюсь подбирать задания на основе текста.

В свою работу включаю следующие основные виды работ.

1. Работа со зрительной опорой.

Как правило, в качестве зрительной опоры используются комиксы, какие-то картинки, фотографии.

Виды работ со зрительной опорой: а) устный диалог; б) устный рассказ; в) письменный рассказ .

2. Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений:

3. Устные дискуссии .

Основная цель этой работы - научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их.

5. Языковые игры:

В свои уроки русского языка я ввожу дидактические игры. Они развивают память и речь учащихся, внимание, сообразительность, общий кругозор, а также делают урок занимательным и интересным. Вот несколько примеров дидактических игр-упражнений.
Игра «Корректор».
1. Найди ошибку в выборе слова.
2. Кто быстрее и точнее отредактирует текст?
3. Найди лишнее слово.
Игра «Переводчик».
1. Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных слов ) синонимами?
2. Кто найдёт иноязычные слова и заменит их русскими?
Игра «Эрудит».
1. Угадай слово по толкованию его лексического значения.
2. Объясни разницу в значении слов: адресат - адресант, дипломат - дипломант, описка - отписка, сытый - сытный, поступок - проступок, опечатка - отпечаток, поглотить - проглотить.
3. Кто даст самую точную и самую полную информацию о слове?
Игра «Бумеранг».
1. Найди синоним (или антоним) к слову.
2. Замени прилагательное таким словом, чтоб оно не только называло признак, но и давало яркое, образное представление о предмете.
Берёзка высокая (кудрявая , стройная, тоненькая).

3.Игра «Вставь слово». Вместо вопросов нужно вставить слова.

(Какой?)… в сентябре лес - в нем рядом весна и осень. (Какой?)…лист и (какая?)… травинка.

6. Продолжи рассказ по его началу… Внимательно прочитай начало текста. Придумайте и запишите продолжение в стиле автора.

Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля…

7. Распространите предложения День осени. Показалось солнце.

8. На уроках русского языка использую «Минутки поэзии», помогают развивать речь учащихся, разнообразить урок, создают интерес к учебе.

На доске записываю четверостишие с пропусками и прошу ребят восстановить текст.

Скрипит мороз. Сердит мороз.

И снег, ( сухой) и ( колкий) .

И вяз озяб, и дуб замерз

Насквозь продрогли елки. (Т.Волжина.)

7. Мини-изложения, мини-сочинения.

8. Творческие диктанты на основе картин.

9.Пересказ художественного текста от лица героя

Составь монолог перегоревшей лампочки (старого водопроводного крана, компьютера и т.д.)

В своей работе использую и такой вид задания, как свободный диктант по репродукции картины или художественной фотографии. Такой вид диктанта является, на мой взгляд, хорошим средством для выработки у учащихся навыков создания собственных текстов на основе картины, даёт образцы для будущих сочинений, приобщает детей к изобразительному искусству.

Для свободного диктанта лучше использовать искусствоведческие тексты, поскольку они несут всю информацию о картине (истории её создания, содержании, средствах выражения замысла художника). Их авторами могут быть как сами художники, так и искусствоведы (например, В.Б.Розенвассер и его книга «Беседы об искусстве».).
В своей работе стремлюсь к тому, чтобы ученик на уроке смог почувствовать себя активным деятелем, сотрудником учителя, участником учебного процесса. Сотрудничество осуществляется через диалог равноправия, т.е. через такую организацию речи, при которой активны в равной степени все её участники. Формой демократического общения учителя и учеников является, на мой взгляд, дискуссия; её я использую на уроках в 7 - 8 классах. В качестве тем уроков-дискуссий в рамках действующей программы по русскому языку могу предложить следующие: «Односоставное или двусоставное?», «Сколько частей речи в русском языке?» и т.п.
Для развития речи детей очень важно, чтобы они постоянно слышали образцы правильной красивой речи, как письменной - это могут быть художественные тексты, которые читаются на уроках, - важно постоянно обращать внимание на красоту, совершенство языка, так и устной - это могут быть записи выступлений артистов и ,конечно же, речь самого учителя Необходимо обращать на удачные образцы речи самих детей.

Одним из условий эффективности речевого развития учащихся является опора на межпредметные связи уроков литературы и русского языка.
При проведении работы по развитию речи на уроках литературы я опираюсь на знания и умения, сформированные в курсе русского языка, уделяя внимание не только идейному анализу художественного произведения, но и его эстетическому содержанию. Наиболее эффективными видами деятельности учащихся на уроках по развитию речи, кроме различных видов сочинений, изложений, являются доклады и сообщения, развивающие ориентацию в поисках и отборе материала, вырабатывающие собственное суждение, умение написать рецензию на прочитанную книгу, просмотренный фильм, спектакль.

Одним из важных приемов развития речи является устный диалог. Диалог-основа активного обучения. Он предполагает развитие культуры обучения, радости общения, умение слушать и понимать собеседника.
Конечно же в своей работе я использую традиционную форму диалога, которая выражается в беседе учителя о одним из учащихся, но стремлюсь к тому, чтобы диалог был разнообразным как по содержанию, так и по форме. Это и вопросно-ответная беседа, и диалог единомышленников, и диалог-спор, полемика.
В качестве полезного вида по развитию речи я также предлагаю воспроизведение диалога литературных героев. Воспроизводя беседу литературных персонажей, учащиеся интенсивно обогащают свой лексический запас за счет использования словаря данного художественного текста и органически сочетают его с лексикой, которой владеют свободно. Воспроизведение, а не простой пересказ диалога персонажей стимулирует эмоциональную выразительность речи, непринужденность их общения, и этим также облегчается усвоение художественного текста.
Необходимым условием успешного проведения уроков развития речи и получения ожидаемых результатов является верно поставленная перед учащимися проблема, организация пути её решения, поиск новых подходов к литературной теме, стимуляция речевой деятельности учащихся активным воздействием на их мысли и чувства.
Всем этим требованиям отвечает, на мой взгляд, нестандартный урок. Поэтому такие уроки я применяю наряду с традиционными. Это уроки - диспуты, уроки - концерты, уроки - семинары, уроки - викторины и т. д., которые имеют общую, объединяющую их задачу - привитие интереса к учебе в целом и к урокам русского языка и литературе в частности.
Эффективны и следующие приемы работы:

1.Поэтические пятиминутки. В начале каждого урока по одному - два учащихся читают стихотворения, выученные ими наизусть или подготовленные для выразительного чтения; читают или пересказывают отрывок из текста понравившегося художественного произведения.
2. Опережающие домашние задания. Суть использования опережающих заданий на уроке литературы заключается в том, что наиболее подготовленные ребятам предлагается выполнить задания. Содержание которого будет актуализировано на следующих уроках.

3. Дискуссионная беседа между героями литературного произведения.
Дискуссия разворачивается между двумя героями произведения, в роли которых выступают учащиеся. Ребята образно представляют себя в роли персонажей произведения, вступивших в диалог, спор, дискуссию. Отсутствуют точку зрения того героя, которого они представляют. Остальные учащиеся не просто пассивно слушают, а отвечают на поставленный перед началом дискуссии вопрос.

Развитие речи учащихся - одна из актуальных проблем методики преподавания литературы и русского языка. Для её решения я предлагаю эффективные способы развития речи, наработанные в практике преподавания . Активизируя интерес учащихся к предмету в целом, развивая речевую грамотность на уроках, а также целенаправленно и системно используя разнообразные способы развития устной речи, можно качественно повысить уровень сформированности речевой культуры учащихся.













© 2010-2022