Рабочая программа по русскому языку, 10 класс, элективный курс

Настоящая рабочая программа составлена на основе Авторской программы элективного курса по русскому языку«Русское правописание: орфография и пунктуация» для учащихся 10 -11 классовС.И.Львовой.  Основная цель данного курса состоит в повышении грамотнос­ти учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рассмотрено

Руководитель МО

Вакалова С.А./ ______ /

Протокол №_________ от

«___»___________20__ г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР МОУ гимназия № 1

Малушко Т.А./ _________/

«___» ___________ 20__г.

Утверждено

Директор МОУ гимназия № 1

Синицина О.В../___________/

Приказ №______от

«___» ____________20__ г.





Рабочая программа

элективного курса для 10-11 классов



Русское правописание: орфография и пунктуация



Программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» для 10 -11 классов //Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы/ Автор-составитель С.И.Львова. - М.: Мнемозина, 2009.

Учитель русского языка и литературы,

Мальцева Инна Викторовна,

Высшая категория



г. Новоалександровск, 2014-2015г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая рабочая программа составлена на основе Авторской программы элективного курса по русскому языку «Русское правописание: орфография и пунктуация» для учащихся 10 -11 классов С.И.Львовой.

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотнос­ти учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особеннос­тям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.

Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвис­тической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семанти­ческой стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного пра­вила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неис­требимую потребность каждого человека разгадать тайну рожде­ния слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И нако­нец, важнейшим направлением в обучении становится система­тизация и обобщение знаний в области правописания и форми­рование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).

Программа дает представление о том, как нужно распреде­лить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуаци­онных закономерностей).

На этой базе формируется умение ориентироваться в многооб­разных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунк­туационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользо­ваться этой информацией при выборе правильного написания.

Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации зна­ний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского пра­вописания: орфография - 10-й класс, пунктуация- 11-й класс. Такой подход, разумеется, не исключает, а напротив, предусмат­ривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации - совершенствование орфографических умений.

Для достижения основных целей курса необходимо пользо­ваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфогра­фии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконич­ной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме того, значи­тельными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей. Такой ана­лиз развивает языковую догадку, способность предвидеть орфо­графические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует дан­ное слово и десятки других слов этой группы.

Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмыс­ленным и точным пониманием чужого высказывания (аудиро­вание, чтение); свободным и правильным выражением собствен­ных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освое­но в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Коммуникативно-деятельностный подход к совершенство­ванию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова - функци­ональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными спо­собами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последова­тельно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требова­ниями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).

Содержание курса

10 класс (34 ч)

Особенности письменного общения (2 ч)

Речевое общение как взаимодействие между людьми посред­ством языка.

Возникновение и развитие письма как средства общения.

Орфография (32 ч)

Орфография как система правил правописания (2 ч)

Орфография и пунктуация как разде­лы русского правописания.

Орфографическое правило как разновидность учебно-научно­го текста. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каж­дого из них.

Правописание морфем (18 ч)

Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем - ведущий прин­цип русского правописания (морфематический).

Правописание корней.

Правописание приставок.

Правописание суффиксов.

Правописание окончаний.

Правописание согласных на стыке морфем.

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.

Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

Прием поморфемной записи слов и его практи­ческая значимость.

Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч)

Система правил данного раздела правописания. Роль смысло­вого и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.

Образование и написание сложных слов.

Употребление дефиса при написании знаменательных и слу­жебных частей речи.

Написание строчных и прописных букв (2 ч)

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.



Календарно-тематическое планирование


Дата

Тема занятия


Речевое общение как взаимодействие между людьми посред­ством языка.


    Возникновение и развитие письма как средства общения.


      Орфография и пунктуация как разде­лы русского правописания.


        Разделы русской орфографии. Орфографическое правило.


          Морфематический принцип русского правописания. Использование словарей для объяснения правильного написания слов.


            Правописание гласных в корне: безударные проверяемые и непроверяемые гласные


              Группы корней с чередованием.


                Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных.


                  Правописание иноязычных словообразовательных элементов.


                    Правописание приставок.


                      Правописание суффиксов имен существительных.


                        Правописание суффиксов имен прилагательных.


                          Особенности образования сравнительной степе­ни и превосходной степени прилагательных и наречий и написа­ние суффиксов в этих формах слов.


                            Правописание суффиксов глаголов.


                              Образование причастий с помощью специальных суффиксов.


                                Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий и прилагательных.


                                  Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий и прилагательных.


                                    Правописание окончаний существительных, прилагательных и причастий.


                                      Правописание личных окончаний глаголов.


                                        Орфографические правила, требующие различения морфем


                                          Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.


                                            Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.


                                              Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи.


                                                Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).


                                                  Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).


                                                    Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Происхождение некоторых наречий.


                                                      Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Происхождение некоторых наречий.


                                                        Особенности написания производных предлогов, союзов и омонимичных им форм.


                                                          Особенности написания производных предлогов, союзов и омонимичных им форм.


                                                            Образование и написание сложных слов


                                                              Смысловые и грамматичес­кие отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний.


                                                                Употребление дефиса при написании знаменательных и слу­жебных частей речи.


                                                                  Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.


                                                                    Итоговое занятие. Тест по орфографии.



                                                                    СОГЛАСОВАНО

                                                                    Протокол заседания МО учителей русского языка и литературы №___

                                                                    от «__»__________20___г.

                                                                    Руководитель МО

                                                                    ___________/С.А.Вакалова/

                                                                    СОГЛАСОВАНО

                                                                    Заместитель директора по УВР

                                                                    МОУ «Гимназия № 1»


                                                                    ________________

                                                                    / Т.А.Малушко/


                                                                    от «__» _______20___г.

                                                                    СОГЛАСОВАНО

                                                                    Протокол заседания МО учителей русского языка и литературы №___

                                                                    от «__»__________20___г.

                                                                    Руководитель МО

                                                                    ___________/С.А.Вакалова/

                                                                    СОГЛАСОВАНО

                                                                    Заместитель директора по УВР

                                                                    МОУ «Гимназия № 1»


                                                                    ________________

                                                                    / Т.А.Малушко/


                                                                    от «__» _______20___г.

                                                                    СОГЛАСОВАНО

                                                                    Протокол заседания МО учителей русского языка и литературы №___

                                                                    от «__»__________20___г.

                                                                    Руководитель МО

                                                                    ___________/С.А.Вакалова/

                                                                    СОГЛАСОВАНО

                                                                    Заместитель директора по УВР

                                                                    МОУ «Гимназия № 1»


                                                                    ________________

                                                                    / Т.А.Малушко/


                                                                    от «__» _______20___г.


                                                                    © 2010-2022