- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку, 10 класс, элективный курс
Рабочая программа по русскому языку, 10 класс, элективный курс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мальцева И.В. |
Дата | 07.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рассмотрено
Руководитель МО
Вакалова С.А./ ______ /
Протокол №_________ от
«___»___________20__ г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР МОУ гимназия № 1
Малушко Т.А./ _________/
«___» ___________ 20__г.
Утверждено
Директор МОУ гимназия № 1
Синицина О.В../___________/
Приказ №______от
«___» ____________20__ г.
Рабочая программа
элективного курса для 10-11 классов
Русское правописание: орфография и пунктуация
Программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» для 10 -11 классов //Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы/ Автор-составитель С.И.Львова. - М.: Мнемозина, 2009.
Учитель русского языка и литературы,
Мальцева Инна Викторовна,
Высшая категория
г. Новоалександровск, 2014-2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа составлена на основе Авторской программы элективного курса по русскому языку «Русское правописание: орфография и пунктуация» для учащихся 10 -11 классов С.И.Львовой.
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).
Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.
Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография - 10-й класс, пунктуация- 11-й класс. Такой подход, разумеется, не исключает, а напротив, предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации - совершенствование орфографических умений.
Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова - функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).
Содержание курса
10 класс (34 ч)
Особенности письменного общения (2 ч)
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка.
Возникновение и развитие письма как средства общения.
Орфография (32 ч)
Орфография как система правил правописания (2 ч)
Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них.
Правописание морфем (18 ч)
Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем - ведущий принцип русского правописания (морфематический).
Правописание корней.
Правописание приставок.
Правописание суффиксов.
Правописание окончаний.
Правописание согласных на стыке морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
Прием поморфемной записи слов и его практическая значимость.
Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч)
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.
Образование и написание сложных слов.
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Написание строчных и прописных букв (2 ч)
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
Календарно-тематическое планирование
№
Дата
Тема занятия
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка.
Возникновение и развитие письма как средства общения.
Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
Разделы русской орфографии. Орфографическое правило.
Морфематический принцип русского правописания. Использование словарей для объяснения правильного написания слов.
Правописание гласных в корне: безударные проверяемые и непроверяемые гласные
Группы корней с чередованием.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных.
Правописание иноязычных словообразовательных элементов.
Правописание приставок.
Правописание суффиксов имен существительных.
Правописание суффиксов имен прилагательных.
Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.
Правописание суффиксов глаголов.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов.
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий и прилагательных.
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий и прилагательных.
Правописание окончаний существительных, прилагательных и причастий.
Правописание личных окончаний глаголов.
Орфографические правила, требующие различения морфем
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи.
Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).
Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).
Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Происхождение некоторых наречий.
Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Происхождение некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов, союзов и омонимичных им форм.
Особенности написания производных предлогов, союзов и омонимичных им форм.
Образование и написание сложных слов
Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний.
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
Итоговое занятие. Тест по орфографии.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО учителей русского языка и литературы №___
от «__»__________20___г.
Руководитель МО
___________/С.А.Вакалова/
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МОУ «Гимназия № 1»
________________
/ Т.А.Малушко/
от «__» _______20___г.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО учителей русского языка и литературы №___
от «__»__________20___г.
Руководитель МО
___________/С.А.Вакалова/
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МОУ «Гимназия № 1»
________________
/ Т.А.Малушко/
от «__» _______20___г.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО учителей русского языка и литературы №___
от «__»__________20___г.
Руководитель МО
___________/С.А.Вакалова/
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МОУ «Гимназия № 1»
________________
/ Т.А.Малушко/
от «__» _______20___г.