Конспект урока по русскому языку на тему Назывные предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по теме «Назывные предложения»

Цели:

-познакомить учащихся с новым видом односоставных предложений с главным членом подлежащим (назывные предложения), показать их значение, сферу употребления;

-научить детей находить назывные предложения, выделять их среди других видов;

-развивать речевую культуру учеников;

-воспитывать культуру умственного труда.

Оборудование:

-карточки с творческими заданиями по теме урока;

-сборник стихотворений А.А. Фета;

-карточки с индивидуальными заданиями по теме «Типы

односоставных предложений»;

-учебник.

Ход урока

1.Оргмомент.

Посмотрите на доску, там записан эпиграф к нашему уроку. «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»

Давайте сегодня урок мы проведем под этим девизом. Наша цель на уроке - познакомится с назывными предложениями, их значением и сферой употребления.

2.Лингвистическая разминка.

Задания:

1.Полный синтаксический разбор предложения.

2.Морфологический разбор слова поэтов.

3.Морфемный разбор слова родившихся.

4.Синтаксический разбор словосочетания неоднократно пишут.

1)Большинство поэтов, родившихся возле известных рек, привязывают свое творчество к ним, неоднократно пишут о реке своего детства. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распростр., ослож. однород. сказ. и обособлен. опред., выраж. прич. об., полное).

1.поэтов-сущ.

Н.ф.-поэт

2.Морф. пр.:

1)Пост. пр.: нариц, одуш., конкр., м. р., 2 скл.;

2)Непост. пр.: мн.ч., Род. п.

3.Большинство (кого?) поэтов.

Родившихся

4) Пишут неоднократно -(глаг.+нар.)- прим.

3.Индивидуальная работа по карточкам

4.Устная разминка по вопросам:

1. Какие предложения называют опред- личн.?

2. Какие предложения называют неопр.-лич.?

3. Какие предложения называют обоб.-лич.?

4. Какие предложения называют безлич.?

5.Графический диктант на повторение.


  1. Брожу по набережной снова.

  2. Повеет полем, первой бороздой.

  3. Загляну в глаза волжанки.

  4. Забыли о свете вечерних окон,

задули теплый рыжий очаг.

  1. В Сибири не любят горячку и

спешку

  1. Весны без грозы не бывает.

  2. Все грущу о шинели.

  3. Десять суток нам дают на отдых!

  4. Вхожу в родную квартиру по

лестнице ледяной.

  1. Тянет холодом зимних дней.

  2. Вижу высоко над головой сосны.

  3. Его везли из крепости, из Бреста.

  4. Хлестало в окна дождиком косым

5.Физкутьтминутка.

6. Работа с теоретическим материалом.

Учитель читает стихотворение А. Фета «Шепот, робкое дыханье»,

а перед прочтением ставит перед детьми ряд вопросов:

Почему было выбрано именно это стихотворение?

Какое отношение имеет данное стихотворение к теме нашего урока?

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучах пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря… (А.А. Фет)

Янтарь - окаменевшая живица древней ших хвойных деревьев(обычно прозрачная, цвета от бледно-воскового до темно-красного), обрабатываемая для украшений, а также используемая в медицине, приборостроении и других производствах.

Пурпур - темный или ярко-красный цвет

Лобзание - книж., поэт., устар., - целование, поцелуи.

Какова особенность этого стихотворения?

А. А. Фет мог построить целое стихотворение только из назывных предложений.

Л.Н. Толстой сказал о нем так: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина»

Сегодня на уроке мы говорили о назывных предложениях. Вы заметили, что таких предложений много в стихотворениях. Не случайно Н.В.Гоголь сказал: «Родник поэзии есть красота». Наблюдая над назывными предложениями, вы можете ответить на вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в поэзии?»

Назывные предложения делают стихотворение мелодичными, конкретно указывая на предметы, явления, которые волнуют поэта. В основном используются в художественной литературе, поэзии и прозе, в газетных и журнальных очерках и статьях. С их помощью писатели, журналисты обычно в начале своих произведений лаконично и точно рисуют время, место действия; обстановку, пейзаж.

7. Работа с теоретич. материалом.(по учебнику)-параграф 22.

8. Лексическая работа на уроке.

Комментировать - дать комментарии, пояснения к чему-либо.

Комментатор - (от лат «комментариус»-заметки, толкование.) -

1. автор комментария; 2. человек, который комментирует что-либо.

Виктор Михайлович Гусев - известный спортивный комментатор. Он постоянно комментирует футбольные матчи, а также хоккей и другие виды спорта.

9.Игровое упражнение «Продолжи стихотворение».

Суть игры: учащиеся должны хором продолжить начатую учителем строчку из известных им стихотворений в том случае, если эта строчка является назывным предложением. Иначе - вы должны соблюдать молчание.

Мороз и солнце!..........................................День чудесный! (Пушкин)

Люблю грозу............................................................................(Тютчев)

Унылая пора!............................................Очей очарованье! (Пушкин)

Август месяц. Тихо. Сухо.................Предвечерний час.(Исаковский)

Во глубине сибирских руд.............................................. (Пушкин)

Тучки небесные, вечные странники................ степью лазурною, цепью жемчужною (Лермонтов)

В больших сапогах, в полушубке овчинном.................. в больших рукавицах, а сам - с ноготок. (Некрасов)

Белая береза под моим окном....................................... (Есенин)

Гой ты, родина моя..................................(гой ты, бор дремучий.) ............................................................. (А. Толстой)

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,....................... ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! (И. Тургенев)

10. Творческие задания в группах.


  1. ЗАДАНИЕ: перед вами пословицы и поговорки о книгах, подчеркните только те пословицы, которые состоят из односоставных предложений

  • Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

  • Книга книгой, да и своим умом двигай.

  • Книга мала, а ума придала.

  • Книги не говорят, а правду сказывают.

  • Книги читай, а дела не забывай.

  • Книги читать - не в ладушки играть.

  • Книга - друг человека.

  • Кто много читает - тот много знает.


  1. ЗАДАНИЕ: перед вами начало пословиц и поговорок о книгах, состоящие из односоставных предложений, допишите их.

Учёному и книги …(В РУКИ).

  • Читай, книгочей, не жалей … (ОЧЕЙ).

  • Всю жизнь живи, всю жизнь … (УЧИСЬ).

  • Ему и книги … (В РУКИ).

  • Много читает, а дела …(НЕ ЗНАЕТ).

  • Смотрит в книгу, а видит … (ФИГУ).

3)Придумываем предложения.

ЗАДАНИЕ: запишите как можно больше назывных предложений, выраженных:

  1. Только именем существительным: Зима.

  2. Существительным с прилагательным: Поздний вечер.

  3. Существительным с причастием: Смеющиеся лица.

  4. Существительным с числительным: Девять часов.

  5. Существительным с частицами ВОТ, ВОН: Вот мельница.

  6. Существительным с другим существительным: Начало января.

  7. Существительным с наречием: Спуск вниз.

  8. Фразеологизмом: Буря в стакане воды.

4. Пишем рассказ.

ЗАДАНИЕ: напишите на одну из предложенных тем рассказ, состоящий из возможно большего числа назывных (в том числе и распространённых) предложений.

  1. В театре.

  2. В библиотеке.

  3. Весна в деревне.

  4. Зимний лес.

  5. Осенний город.

11. Дом задание: п. 22, упр.№140,142

12. Итоги урока: познакомились с назывным предложением, его значением в прозаическом и поэтическом тексте, сферой употребления.

6

© 2010-2022