- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Подготовка к сочинению по картине А. А. Пластова Сенокос
Подготовка к сочинению по картине А. А. Пластова Сенокос
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рыжова В.А. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Сценарий урока «Подготовка к сочинению-описанию
по картине А.А. Пластова «Сенокос» в 7 классе.
Учитель Рыжова В.А.
МБОУ СОШ № 25 г.Ульяновска
Цели:
-
Познакомить с творчеством А.А.Пластова и его картиной «Сенокос»;
-
систематизировать приобретенные учащимися знания об описании внешности и действий человека, изображенного на картине;
-
совершенствовать навыки устного и письменного высказывания на искусствоведческую тему;
-
подготовить к самостоятельному описанию картины;
-
вызвать уважение к людям труда, показать мастерство художника в изображении простого человека; воспитывать у учащихся эстетический вкус, любовь к прекрасному, чувство патриотизма
Тип урока: урок развития речи с использованием ИКТ.
1 Слово учителя о теме, целях урока
2. Предварительная работа- проектные задания к уроку:
-
Познакомиться с жизнью А.А.Пластова и составить рассказ о художнике
-
Что я знаю о слове «сенокос»? (Лексическое значение, способ образования, морфологические признаки)
-
Подобрать стихи, пословицы и поговорки о сенокосе
-
Поработать со словарем и дать понятие словам-терминам: портрет, пейзаж, натюрморт, жанровая живопись, композиция, колорит
-
Подготовить рассказ о картине «Жатва».
-
Подготовить рассказ о картине «Фащист пролетел»
-
Кто изображен на картине, опишите этих людей.
-
Какие цветы изображены, приведите стихотворные строки о полевых цветах.
-
Какую музыку вы бы подобрали к этой картине?
3. Задание: в течение урока работаем с раздаточным материалом, который должен будет помочь в написании сочинения (Приложение1: словарная работа,план сочинения, орфографическая работа))
4. Чтение учащимся наизусть стихотворения А.Чеснокова «На родине Пластова»
Вечереет . В округе тихо.
Ждет природа спокойных снов.
Здравствуй, русская Прислониха,
Деревенька среди лесов!
Здесь так ярко и
Так торжественно
В сентябре золотятся леса,
И природа -
как юная женщина,
и смеется небес краса.
И родная Аркадию Пластову,
Как пейзажи его картин,
Средневолжская осень властвует
В тишине золотых равнин.
Здесь хватало и счастья и лиха,
Здесь не нужно пустяшных слов,
Здравствуй, русская Прислониха,
Деревенька среди лесов.
5. Рассказ о Пластове. СЛАЙДЫ № 5-12
АРКАДИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПЛАСТОВ родился 31 января 1893 года в селе Прислонихе бывшей Симбирскойгубернии. Окончив три класса сельской школы, в 1903 году поступил в Симбирское духовное училище, а в 1908 год - в Симбирскую духовную семинарию. В 1912 году Пластов поехал в Москву и начал в ней своё художественное образование. Сначала в мастерской И.И.Машкова, затем в Строгановском училище. В 1914 году поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, С 1935 года А.А. Пластов стал участником всех больших художественных выставок. А. А. Пластову были присуждены звания: заслуженного деятеля искусств РСФСР действительного члена Академии художеств СССР, народного художника РСФСР, народного художника СССР. А. А. Пластов был награждён: медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945гг.», золотой медалью Министерства культуры СССР, дважды орденом Ленина, золотой медалью, присуждённой Индийским обществом в Калькутте, присуждена Ленинская премия за серию картин «Люди колхозной деревни». С 1957 Пластов избирался членом правления Союза художников СССР и Союза художников РСФСР.
Вся жизнь А.А.Пластова связана с родной деревней и ее жителями. Был он не только художником, но и пахарем, косцом и жнецом, умел лечить коров и лошадей. Все делал хорошо. Мужик из него вышел - гордость Прислонихи.. Как же нужно было любить свой край, чтоб на целый свет хватило родной Прислонихи. Ведь тема деревенского труда, сельской жизни, быта - главная в его творчестве. Героями его картин были земляки, деревенские ребятишки
«Писать ребятишек - наслаждение. Дети сказочно хороши. Как описать их очарование? Откуда в детях такая красота живет? Не могу понять! Я во все картины правдами и неправдами ребятишек вписываю!» - говорил Аркадий Александрович Пластов.
А.А. Пластов оставил народу бесценное наследство - развернутую им «картину крестьянского житья-бытья». Именно его называли одним из последних богатырей земли русской. А силу и удивительную цельность его таланта до сих пор хранят его полотна.
КАРТИНА «СЕНОКОС»
1. Что я знаю о слове «сенокос»? (слайд13)
-
Синквейн
Сенокос
Тяжелый, радостный
Косят, потеют, ликуют
Сенокос - священное занятие у крестьян.
Труд
-
Способ образования
Сенокос - сено, косить (способ сложения основ с соединительной гласной)
Сенокос
Какие стихи, пословицы и поговорки о сенокосе нашли?
Беседа по картине
3. Рассмотрите картину.
-
Каков сюжет картины? (слайд14)
Утро. Лето в самом разгаре. Поляна в молодом березовом лесу. Всюду буйно цветут травы. Четыре косца стали в ряд и взмахнули косами.
-
Что изображено на ней? Каков жанр картины?(слайд15)
-
Дайте понятие словам-терминам: портрет, пейзаж, натюрморт, жанровая живопись, композиция, колорит, палитра (СЛАЙД № 16-18)
-
Какова композиция картины? (слайд19)
Передний фон - расцвет жизни, чуть дальше активный вовлеченный труд, люди действительно стараются. В углу тучи, рядом, но уже не над головой, передний план освещен солнцем. Картина динамична.
Одним словом, Победа и Восстановление!
-
Какие цветы изображены на картине? В чем загадка картины?
Колокольчики, ромашки, купина, примула, клевер, царские кудри, купава - это не просто цветы одного луга (обычно эти цветы не цветут одновременно) это все цветы Родины, распустившиеся во славу Победителей.
-
За счет чего ощущение динамизма, движения?
(люди работают, дружно взмахивают косами)
-
Кто они? Опишите героев картины?(слайд20)
Люди, изображенные на картине 'Сенокос", не просто натурщики, изображающие косцов, а близкие, родные, товарищи Пластова, его односельчане.
Ведь юноша на переднем плане - сын художника Николай, женщина в белом платке похожа на супругу Наталью Алексеевну, а два пожилых косаря - земляки Аркадия Александровича - Федор Сергеевич Тоньшин и Петр Григорьевич Черняев
-
Сравните стихотворение Н.Благова «Сенокос» и картину Пластова
Травы сильные,
Травы, по-детски дрожа,
Стихли, теплые соки глотая.
Окружила деревни, стоит не дыша
Разнотравья орда золотая;
Подступили татарники к самым домам,
Все в колючках, готовые к схватке,
И все чаще то здесь загорятся, то там
Над плетнями их красные шапки.
Вот она и пришла, золотая пора,- до жнитва,
Сенокоса недели.
Даже птицы, птенцов выгоняя из трав,
Словно пчелы, пыльцой прожелтели.
И стоят косари:
Кто пойдет впереди?
Кто за славой угонится древней?
Перед ним только ветер летает один,
Дышит в спину ему полдеревни.
Он выходит-
Надломлена солнышком бровь
Рдеют плечи еще не в загаре.
Это в нем до разгула охочая кровь
Растревожилась, как на пожаре.
И когда вдоль стреляющей соком стены
Он пошел и пониже пригнулся…
-Ты не помнишь? Таким же ведь был до войны
Твой отец, что с войны не вернулся.
Стихотворение Благова близко картине и по теме, и по манере письма: те же яркие, сочные, солнечные краски. Лев Бурдин, поэт и критик, писал об этом стихотворении: «Способность живописать поистине пластовскими красками наглядно проступает в стихотворении «Сенокос».1 Удивительная пора сенокоса: все в цвету и наивысшем расцвете. Многокрасочна природа: золотая, красная, пожелтевшая.
Травы сильные,
Травы, по- детски дрожа,
Стихли, теплые соки глотая.
Окружила деревни, стоит не дыша,
Разнотравья орда золотая…
Последняя метафора подчеркивает и необозримость пространства, и силу, и готовность трав сразиться с косцами. И косцы волнуются:
Кто пойдет впереди?
Кто за славой угонится древней?
И вот он, человек труда:
Он выходит-
Надломлена солнышком бровь,
Рдеют плечи еще не в загаре.
Это в нем до разгула охочая кровь
Растревожилась, как на пожаре.
Автор любуется своим героем, его силой и удалью. И вдруг неслышный материнский вздох:
Ты помнишь? Таким же ведь был до войны
твой отец, что с войны не вернулся.
Мотив войны уже звучал в ткани стихотворения: «орда золотая», «татарники», «готовые к схватке», «стреляющая соком стеная» и в конце стихотворения снова щемящая боль по невосполнимой утрате сильных мужчин. Эта боль вырывается наружу. Долго еще будет доноситься до нас пронзительное эхо войны.
-
Какова же основная идея картины Пластова?
Сенокос" - гимн родной земле, русскому народу, выстоявшему и победившему в жестокой войне.
Картина Пластова - это гимн цветущей природе, крестьянскому слаженному труду, мирной тишине: трудна война, но жизнь продолжается.
-
Какие звуки можно услышать, рассматривая картину? (шум листвы, гудение пчел, шелест травы, звон косы)
-
«Сенокос» называют симфонической поэмой. Какую музыку, соответствующую полотну, вы бы предложили?
Радость и счастье - вот главный мотив в этой картине. (прослушать музыку)
"Хорошая живопись - это песня, это мелодия"(слайд23)
Микеланджело Буонарроти,
Орфографическая работа (с самопроверкой) слайд 24-25
Радос?ная гамма красок; богатая п…литра; ликующий солнеч?ный день; раск…ле…ый воздух жаркого дня, яркое разн..цветье сочной травы; ж…лтые вен?чики цветов, листья на берёзке золотят?ся; буйная пор..сль трав,
скошенная трава мягко стел…тся; травя…ой лесоповал; вольные движения к..с..рей; ( не)легкая, но счастливая работа; работают увлеч….о; взмах косы (в) лад
«разом занесе…ые сверкнули косы…»;
-
Триптих ("Фашист пролетел", "Жатва" и "Сенокос") был выставлен на Тегеранской конференции в 1943 году. Когда картины показали Черчиллю, тот сказал: "Теперь я знаю, почему Россия выиграла войну". Как вы думаете, чем объяснить такую оценку Черчилля?
-
Представление картин «Фашист пролетел», «Жатва»(слайд26,27)
Война, как народная трагедия, как посягательство на священные законы бытия, находит отражение в его полотне "Фашист пролетел", датированном 1942 годом. И нерушимость этих законов, нерушимость основ народной жизни - в сдержанной "Жатве" (1945 г). Трагедия войны здесь скрыта, она - в отсутствии отцов и старших братьев детей, сидящих рядом с пожилым крестьянином. Невозможно остановить и победить естественное течение жизни. Ее торжество в сиянии солнечных лучей, буйстве трав и цветов, шири русского пейзажа, простой и вечной радости труда на родной земле, запечатленной в "Сенокосе" (1945).
Триптих ("Фашист пролетел", "Жатва" и "Сенокос") был выставлен на Тегеранской конференции в 1943 году. Когда картины показали Черчиллю, тот сказал: "Теперь я знаю, почему Россия выиграла войну".
Память о писателе в городе (слайд 28)
Оформление папки с подготовленными учащимися материалами.
Рефлексия (слайд 29)
- Поможет ли вам сегодняшний урок в работе над описанием?
- Что для вас сегодня было наиболее интересным?
- Остались ли у вас вопросы для индивидуальной консультации?
Домашнее задание - написать сочинение по картине (слайд30)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Подготовка к сочинению описанию
картины А.А.Пластова «Сенокос»(1945)
Морфемный и словообразовательный разбор
Сенокос 2 -
Сенокос -
Памятка
-
Вступление. Слово о художнике
-
Описание картины
-
Каков сюжет картины?
-
Какова композиция?
-
Каков колорит, как помогает понять замысел автора?
-
В чем жанровые особенности?
-
Опишите пейзаж ( поле, цветы, березы, небо) какую роль он играет?
-
Опишите героев картины - косцов (внешность, действия, красоту труда)
-
Какова идея картины, основной мотив?
-
Заключение. Твое восприятие картины, настроение
-
Идея картины:_________________________________________________
Орфографическая работа
Радос?ная гамма красок; богатая п…литра; ликующий солнеч?ный день; раск…ле…ый воздух жаркого дня, яркое разн..цветье сочной травы; ж…лтые вен?чики цветов, листья на берёзке золотят?ся; буйная пор..сль трав,
скошенная трава мягко стел…тся; травя…ой лесоповал; вольные движения к..с..рей; ( не)легкая, но счастливая работа; работают увлеч….о; взмах косы (в) лад
«разом занесе…ые сверкнули косы…»;
1