Урок русского языка в 5 классе на тему «Имя прилагательное»

"Описание материала: "Автор: Шарафиева Фирая Фаатовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №11 с углублённым изучением отдельных предметов Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан». "Направление: гуманитарное. "Тип урока: урок обобщающего повторения.   Урок состоит из 12 этапов, каждый из которых является логическим продолжением предыдущего. Первый этап – организационный. На втором этапе учитель создаёт проблемную ситуацию, которая помогает привлечь внимание учащих...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Грамматические особенности имён прилагательных».

Лексическая тема: «Весна».

Цели урока:

  1. Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»;

  2. Воспитание интереса к русскому языку;

  3. Развитие речи учащихся;

  4. Развитие умения сравнивать, анализировать, делать обобщения и выводы;

  5. Воспитание эстетического вкуса (весна в художественной литературе и музыке);

  6. Привитие любви к родной природе.

Оборудование: ноутбук, видеопроектор.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

Запись в рабочих тетрадях даты и вида работы.

  1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, в адрес школы пришла тревожная телеграмма. Министерство образования и науки приказывает срочно разобраться в целесообразности использования имён прилагательных в русском языке.

Что это значит? Дело в том, что в последние годы мы всё больше привыкаем жить второпях, наспех: на бегу перекусываем в различных «Бистро» и «Макдональдсах» (хотя и понимаем, что это вредно); чтение книг заменяем просмотром фильмов, потому что это быстрее и не требует никаких усилий. Да вы и сами можете привести множество других примеров того, как мы торопимся жить, порой забывая о чём-то очень важном, необходимом для нас.

Эти новомодные явления коснулись и нашей речи: появились желающие исключить имена прилагательные из русского языка, потому что они якобы занимают у современного человека слишком много времени. Говорят, что без прилагательных наша речь стала бы более чёткой, точной, лаконичной; а прилагательные будто бы только засоряют язык.

Согласны ли вы с таким мнением? Как вы думаете, смогли бы мы обойтись без этой части речи? Для чего они необходимы?

(Ответы учащихся).

Вывод: - Безусловно, отсутствие имён прилагательных затруднило бы наше взаимопонимание. Кроме того, наша речь потеряла бы свою красоту и выразительность. А раз так, то мы должны показать, насколько хорошо мы усвоили тему «Имя прилагательное» и умеем ли мы правильно использовать слова этой части речи.

  1. Актуализация опорных знаний.

- Начнём с полного определения имени прилагательного: что оно обозначает, на какой вопрос отвечает, как изменяется, с чем согласуется, какую синтаксическую роль выполняет в предложении.

(Ответы учащихся).



  1. Выборочное осложнённое списывание.

Хорошо весеннее утро! Вот из-за син… полоски леса показалось солнце. В его утренн… лучах краснеют вершины гигантск… сосен. На ярк… листве деревьев блестит роса. Весенн… утру радуются птицы, деревья, цветы. Белоснежн… облака иногда бросают лёгк… тень на зелён… травку, син… гладь реки. Но подует ветерок, и тени исчезают.

Задание: 1) Озаглавьте текст;

2) Выпишите имена прилагательные с существительными, с которыми они согласуются, вставляя и выделяя окончания прилагательных и обозначая их род, число и падеж.

- Ребята, сколько прилагательных в первом предложении? К какой части речи относится слово «хорошо»? Как его отличить от наречия?

5. Отличие прилагательных от других частей речи.

- Давайте проверим, умеете ли вы отличать прилагательные от других частей речи.

1) Бездонное, высоко, голубое, такое.

2) Суетливые, перелётные, первые, дружные.

3)Свежий, живительный, прозрачный, чистый.

Задание: Спишите слова только той строки, в которой все слова - прилагательные.

Проверка: - Какие слова первой строки не являются прилагательными?

- К каким частям речи они относятся?

- Какое слово является лишним во второй строке? Какая это часть речи?

- Связаны ли лексически слова каждой строки?

- Какое ключевое слово можно подобрать для каждого ряда слов?

6. Морфологический разбор прилагательных.

- Мы знаем, что многие прилагательные в русском языке образуют краткую форму. На какой вопрос отвечает краткая форма прилагательных?

Широк и жёлт вечерний свет,

Нежна апрельская прохлада.

Задание: Спишите строки из стихотворения А.А. Ахматовой, найдите краткие прилагательные и сделайте их морфологический разбор.

7. Образование кратких прилагательных.

- А теперь попробуем сами образовать краткую форму прилагательных для характеристики лесных обитателей. Они весной ожили, повеселели.

Бегают зайчишки, показывая свою ловкость, силу и выносливость. Всполошились наши пернатые друзья. Дружно затараторили болтливые сороки.

- Значит, зайцы каковы? Сороки каковы?

8. Распределительный диктант по теме «Мягкий знак после шипящих на конце слов»: в первый столбик записываем слова с мягким знаком на конце, а во второй - без мягкого знака.

- Вспомним правописание кратких прилагательных, а попутно повторим и правописание других частей речи с шипящими согласными на конце.

Воздух свеж…, узнаеш… по голосам, ночная тиш…, ландыш… пахуч…, береч… природу, лес дремуч…, зелень рощ…, весенний пейзаж…, тихая полноч…, помоч… птицам, оказать помощ…, ветер жгуч… .

9. Буквы о-е после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных.

- Говорят, красна речь поговоркой. Думаю, неплохо было бы и наш урок украсить пословицами и поговорками. А заодно и правило вспомнить. Прочитайте пословицы и скажите, на какое правило пропущены в них буквы.

Маленькое дело лучше больш…го безделья.

Вольному воля, ходяч…му путь, а лежач…му кнут.

Скуч…н день до вечера, коли делать нечего.

Свой хлеб слаще чуж…го калача.

10. Осложнённое списывание.

- Какая тема объединяет все наши сегодняшние высказывания? Долго зима не хотела уступать свои права, но, как говорят в народе: как зима ни злится, всё весне не покорится. Всё в природе радуется приходу весны, ведь весна - это пора света, пора пробуждения, обновления и расцвета природы. Говоря словами А. Толстого:

Всё весны дыханием согрето,

Всё кругом и любит, и поёт.

Задание: Спишите текст, вставляя вместо точек подходящие по смыслу прилагательные. А музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года» поможет вам в этом.

Вот и пришла … весна. Небо уже не …, как зимой, а … . Воздух в эту пору … и … . … птицы возвращаются из … стран в … края. Всё в природе радуется наступлению … времени года!

(Учащиеся читают переделанный текст).

11. Вывод: - Посмотрите, как преобразился текст, поначалу такой сдержанный, немногословный. Он стал и понятнее, и выразительнее, ярче. И сделать это нам помогли прилагательные. Так можем ли мы от них отказаться? Конечно, нет. Ведь и в русском, и в других языках прилагательные просто необходимы. Надо только правильно ими пользоваться.

12. Домашнее задание: используя прилагательные, поздравить кого-то из близких с днём рождения.

© 2010-2022