- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по литературе на тему «ГЕРОЙ НАШИХ ДНЕЙ. КАКОВ ОН?» (8 класс)
Конспект урока по литературе на тему «ГЕРОЙ НАШИХ ДНЕЙ. КАКОВ ОН?» (8 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Куляева О.В. |
Дата | 03.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Куляева Ольга Владимировна
Конспект по литературе 8 класс «ГЕРОЙ НАШИХ ДНЕЙ. КАКОВ ОН?»
Смело верь тому, что вечно
Безначально, бесконечно.
«Смело верь тому, что вечно» (1832)
Цель урока: доказать актуальность вечных нравственно-философских вопросов, поднятых в романе.
Тип урока: семинар-диспут.
Методы: эвристический метод-приемы: диспут по вопросам, предложенным учителем.
Исследовательский метод-приемы: самостоятельное решение проблемы.
Виды учебной деятельности: выступления учащихся, пересказ с элементами рассуждения, ответы на вопросы.
Ход урока
-
Слово учителя.
А время?
Время дано.
Это не подлежит обсуждению.
Подлежишь обсуждению ты,
Разместившийся в нем. (Н.Коржавин)
Ты! Ты-личность, ты не похож на садящего рядом, а он, в свою очередь, не похож на тебя. Ты-целый мир, мир сложный, противоречивый, зачастую непонятный окружающим и иногда себе, ты-пытающийся усмирить сердце холодом рассудка.
Поговорим о тебе! Ты- герой своего времени. Какой ты?
-
Беседа с учащимися.
Вопросы:
-
Какими качествами, по-вашему, должен обладать человек, чтобы называться героем своего времени!
В обществе сложился определенный стереотип национального героя. Это, как правило, человек с прекрасными физическими данными, атлетическим сложением, красивый, способный найти выход из любой ситуации. Этот человек либо хороший семьянин, либо эдакий волк-одиночка, но ему всегда сопутствует великолепная длинноногая блондинка. Вообще, со всех сторон его раскрасили и нацепили разноцветные шарики. Но ведь это типичные черты так называемого положительного героя.
-
Назовите имена наших современников, которые могли бы называться героями нашего времени. (Обычно учащиеся с увлечением говорят о своих кумирах: героях боевиков, современных телепередачах, книг).
-
Может ли человек незаурядный, избранный, выделяющийся из ряда других стать героем своего времени?
Герой своего времени должен обладать типичными чертами, чтобы быть героем своего времени, всего поколения. А человек, который не похож на это общество, человек, наделенный глубоким умом, способный глубоко чувствовать и проникать до самых корней философских вопросов, иначе говоря, личность исключительная нем может стать героем своего времени.
Конечно, можно предположить, и доля правды в том есть, нравы общества XIX столетия существенно отличались от тех принципов, которые приемлемы героям XX-XXI вв. Однако общечеловеческие ценности неизменны на протяжении многих поколений. Но Лермонтов называет свой роман «Герой нашего времени». Может, разгадка в слове «герой», в том понятии, которое он вкладывает в это слово.
-
Как вы понимаете слово «герой»?
Лексическое значение слова «герой» согласно словарной статье «Словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, следующее:
-
Выдающийся своей храбростью, доблестью человек, самоотверженно совершающий подвиг;
-
Главное действующее лицо литературного произведения;
-
Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.
-
Мог ли Лермонтов вложить иронию в это слово?
Горечь и ирония очень часто встречаются в литературных произведениях Лермонтова. Предположим, что это слово также заключает в себе «горькую насмешку». Если рассматривать его в контексте «героя нашего времени», «составленный и пороков», то, конечно, человек, выдающийся храбростью и доблестью, не может быть составлен из пороков. Ирония бесспорна. Мы сталкиваемся с очередным противоречием, как в Лермонтове, так и в его герое (в значении «персонаж»). Дуализм автора и образа, созданного им очевиден:
Борьба//смирение,
Оптимизм//пессимизм,
Похвала//упрек,
Эмоциональное//рациональное,
Жизнь//смерть-
Набор антонимических понятий.
-
Определяет ли система моральных ценностей в обществе уровень нравственности отдельного человека?
-
Что становится смыслом жизни человека?
Учащиеся часто отвечают: у одних это деньги, а у других смысл жизни-семья, дети, может быть, работа, а часто-любовь. Всему этому человек посвящает себя в жизни. Однако, время делает свой заказ на героя. Мы с вами нашли не много черт, которые был бы схожи у героев 20 века и 19-го. Каждое время требует своего героя, и все таки, «Герой нашего времени» Лермонтова актуален. Проблемы личности, поднятые в нем, не могут не волновать современного человека. Проблема лишнего человека, любовь, взаимоотношения со «средой», роль предопределения в судьбе-не этими ли вопросами задается современный герой?
Несмотря на то что мы нашли много общего, а также увидели разницу между героем нашего времени и Печориным, нам важно составить портрет героя своего времени.
-
Какие черты характера именно ты вкладываешь в понятие «герой нашего времени»?
Домашнее задание:
С целью проверки знаний, полученных в процессе изучения романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», учащимся предлагается написание сочинения на тему «Герой наших дней. Каков он?»