Игра Знаем русский (школьный тур)

   Радиотелекомпания "Мир" проводит игру по русскому языку и литературе "Знаем русский", в которой мы с учениками участвовали в 8 и 10 классах. Игра нам понравилась, я "по образу и подобию" составила свои задания провела игру в рамках недели русского языка и литературы.     Участвуют 2-3 команды. Каждая обозначена своим цветом или имеет название. Предполагаются конкурсы капитанов, членов команды и игра со зрителями.    Можно включить, как в телеигре, инсценировку какого-либо сюжетного стихотворе...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I.КОНКУРС КАПИТАНОВ

НАЙДИТЕ ЛИШНЕЕ СЛОВО

1.В каком слове есть дефис?

Кто-то, где-нибудь, как будто, кое-кто

2.В каком слове нет «Ь»?

Мачта, мечта, спрячьте, почтовый

3.Ь или Ъ

Съем, подъем, собьем, объем

4.Ы или И?

Циркуль, цыганка, цилиндр, цитата

5.Есть ли в слове непроизносимые согласные?

Чувство, путешествовать, сумасшедший, лестница

6.Есть ли в слове удвоенная согласная

Искусство, профессия, искусный, галерея.





II.ИСТОРИЯ СЛОВА

1.Каково происхождение слов копейка и рубль?

-название монеты копейка произошло от слова копье: в старину на этой монете был изображен всадник с копьем. Существительное рубль исторически родственно глаголу рубить: в Древней Руси при размене крупных серебряных слитков их рубили на части.

2.Назовите все известные вам производные слова от слова жить

Живой, живот, животное, жизнь

Жидкий, жижа, жила, жилой, жилище, жир, жито (исторически входили в словарное гнездо с корнем жи(ть)

3.Приведите примеры перехода нарицательных существительных в собственные и наоборот ( не менее 4-х)

А)Вера, Надежда, Любовь, Роза, Лилия, Шарик, Зорька, Зима, Горки, «Правда», «Хамелеон», «Богатыри»

Б)ампер, бойкот, бостон, браунинг, вольт, галифе, герц, дизель, кулон, макинтош, мартен, маузер, наган, ом, рентген, силуэт, хулиган

4.В каких случаях обязательно употребление личного местоимения перед глаголом?

В прошедшем времени, в условном наклонении

5.Являются ли однокоренными в современном языке слова побывать, забывать, добывать?



III.ЗАГАДКИ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ

1.В каждом из приведенных словосочетаний слово верный имеет разное значение. Докажите это, подбирая синонимы.

Верный друг (надежный), верный взгляд (правильный), верный ответ (точный).

2.Подберите синонимы к словам взор, волшебник, вымысел, выдумывать (взгляд, маг, выдумка, фантазировать)

3.Что означает фразеологический оборот и в каких случаях он употребляется?

Кануть в лету, крокодиловы слезы, не все коту масленица.

(Быть забытым, бесследно исчезнуть; притворные слезы, притворное сожаление; в жизни бывают не только удовольствия)

4.Назовите не менее 5 пословиц с цифрами. Например, «за одного битого двух небитых дают»

Муж и жена - одна сатана. Один в поле не воин. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Конь о четырех ногах, а спотыкается. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Один с сошкой, а семеро с ложкой. Один за всех и все за одного.

Один и дома горюет, а двое и в поле воюют. Семеро одного не ждут. Семь бед, один ответ. Семь верст до небес. Семь пятниц на неделе.





IУ.ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Общее задание

-из какого произведения отрывок?

-кто автор?

7 класс

1.Назовите героев произведения

Как сходилися, собиралися

Удалые бойцы московские

На Москву-реку, на кулачный бой

Разгуляться для праздника, потешиться.

2.Кому принадлежат эти слова?

«…да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу»

3.Назовите не менее 5 героев произведения

В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленной дворней.

4.Кто думал, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают»?



8 класс

1.За что судили героя?

Перед судебным следователем стоит маленький чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных портках.

2.Какое влияние оказала героиня на главного героя?

Вся она - темная, но светилась изнутри - через глаза - неугасимым, веселым и теплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь.

3.Почему герой называет себя душой дитя?

Старик, я слышал много раз,

Что ты меня от смерти спас.

Зачем? Угрюм и одинок

Грозой оторванный листок.

Я вырос в сумрачных стенах

Душой дитя, судьбой монах…





У.КОНКУРС ЗРИТЕЛЕЙ

1.Какое слово может получиться из этих букв?

Ь А Н Ф Р О (фонарь)

Г А Т Н О (танго)

В К А Б У (буква)

2.Огадайте загадки

Что сам видишь, а другому показать не можешь? (Сон)

Тебе дано, а пользуются другие? (Имя)

На какой вопрос нельзя ответить да, а на какой нет? (Ты спишь? Ты жив?)









УI.ВОПРОСЫ НА ЗАСЫПКУ

1.Есть ли в предложении предлог?

Скрежещет смерть зубами, час муки для.

2.Какой частью речи является выделенное слово?

Нередко впадает в болезни человек,

Он ищет помощи, хотя спастись от муки.

3.Какой частью речи является выделенное слово?

Он воспринимал многое злее, чем оно есть, мня в других скрытое зло.

4.Куда можно нырнуть, если нет рядом озера, реки, моря?

(в кусты, в нору, в себя)

5.Как можно по-другому назвать белую ворону?

(альбинос)



© 2010-2022