Занятие на тему: «Любовная лирика М. И. Цветаевой»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Борисовский агромеханический техникум»




Занятие

на тему:

«Любовная лирика М.И.Цветаевой»























Автор: Бояринцева Л.А.



п. Борисовка, 2016 г.

Тема: «Любовная лирика М.И.Цветаевой»

Цель занятия: показать обучающимся своеобразие любовной лирики М.И.Цветаевой, особенности лирической героини стихов; совершенствовать навыки анализа поэтического текста, выразительно читать, умения сравнивать, обобщать; формировать гражданскую позицию, эстетический вкус

Формирование ОК2 - ОК9

Тип занятия: усвоение новых знаний и формирования умений и навыков

Оборудование:

  1. Портрет М.И. Цветаевой;


  1. Фильм «Ирония судьбы, или С легким паром»

  2. Тексты стихотворений М.И.Цветаевой

Эпиграф:

Беспощадна не была никогда,

Но всегда - беззащитна.

М. И. Цветаева



Ход занятия

1Организационный момент

2 Актуализация опорных знаний

Постановка и решение проблемного вопроса «Как понимаете слова М.И. Цветаевой о жизни и творчестве С.А. Есенина? »

И не жалеть- мало жил,

И не горечь- мало дал,-

Много жил- кто в наши жил

Дни, все дал- кто песню дал.

Как эти слова характеризуют жизнь и судьбу Цветаевой? (Аргументированные мнения студентов)

3 Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока. Вступит. слово учителя. Включить фильм , где звучит романс

Вы все узнали романс из кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром», но ,наверное, не все знают, что слова к этой песне написаны Мариной Цветаевой. Цветаева принадлежит к тем поэтам, чей вклад в литературу еще предстоит оценить

  1. Работа над темой урока

Запишите: Тема нашего занятия…Цели занятия…

Посмотрите на эпиграф к нашему занятию.

Как понимаете слова Цветаевой?

(Судьба сложилась трагично. Рано ощутила тяжесть одиночества, непонимание окружающих)

Учитель:

Марина Цветаева не только поэт, она писала драмы, статьи, автобиографические произведения. И все -таки сначала поэзия. В своей поэзии она сильная и смелая женщина. Она никогда не говорила о себе «поэтесса» .Всегда- поэт.

Можно выделить3 направления в творчестве М.И. Цветаевой: любовь, творчество, Родина.

Любовь. Как и для Ахматовой, Цветаевой характерна предельная искренность, отношение к творчеству как «к священному ремеслу», теснейшая связь с родной землей, ее историей и культурой, а также виртуозное владение словом. Все это позволило Цветаевой встать в один ряд с крупнейшими лириками 20 века.

Сегодня на занятиие мы проследим, как в стихах отразилась ее судьба.

В печати ее произведения появились в 1910 году, когда она в 18 лет издала на собственные средства свою первую книгу стихов «Вечерний альбом». Писание стихов она представляла не как профессиональное занятие, а как частное дело и непосредственное самовыражение.

Годом позже происходит встреча поэтессы с будущим мужем Сергеем Эфроном

(Сообщение студента)

5 мая 1911 года, приехав в Коктебель в гости к поэту Максимилиану Волошину, Цветаева встретила Сергея Эфрона. Это была любовь с первого же дня - и на всю жизнь.

Они родились в один день, 26 сентября, но Марина была годом старше.

В 1941 года расстреляли Сергея.

- В этом же 1941 году покончила с собой Марина.

Это горькая судьба!

Ему было семнадцать, ей - восемнадцать.

Письма, которые они писали друг другу всю жизнь, это накал страстей.

Сергей - Марине: «Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от Вас не буду требовать - мне ничего не нужно, кроме того, чтобы Вы были живы.

Берегите себя, заклинаю Вас ... Храни Вас Бог. Ваш С.»

На «Вы» они были всю жизнь. Сквозь войны и нищету -на «Вы»!

(Сообщение студента)

Милый, милый, мы, как боги:

Целый мир для нас! - пишет Цветаева

Единственный человек, чей образ ни в жизни, ни в поэзии не только не был разрушен, но совершенно не потускнел, был Сергей Эфрон. " Писала я на аспидной доске…" - так называется стихотворение, посвященное мужу. В нем Цветаева признается в любви:, говорит о радости, о счастье:
И, наконец, - чтоб было всем известно! -
Что ты любим! любим! любим! любим! -
Расписывалась радугой небесной.
В последних строках стихотворения Цветаева дает обет увековечить имя мужа:
Непроданное мной! - Внутри кольца!
Ты уцелеешь на скрижалях.

УЧИТЕЛЬ:

Цветаева не проста в отношениях с людьми Но. Любви она отдавалась вся, без остатка, без оглядки

: Чувством гордости, уважения и любви пронизаны стихотворения Марины Цветаевой, посвященные мужу Сергею Эфрону. Послушайте одно из таких стихотворений, написанное в 1914 году, через 2 года после их венчания.

(Выразительное чтение наизусть заранее подготовленного студента)

Я с вызовом ношу его кольцо!"

Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности - жена, не на бумаге. -

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза - прекрасно-бесполезны! -

Под крыльями раскинутых бровей -

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал без страху! -

Такие - в роковые времена -

Слагают стансы - и идут на плаху.

3 июня 1914


Марина и Сергей нашли друг друга мгновенно и навсегда. Их встреча была тем, чего жаждала душа Цветаевой: героизм, романтика, жертвенность, высокие чувства.

Она еще не могла предположить, что "роковые времена" не за горами. Нет сомнения в том, что почувствовала себя старшей, взрослой рядом с этим юношей. Полюбив Сергея, Марина приняла на себя его боль и ответственность за его судьбу. Она взяла его за руку и повела по жизни. Но если она сама была вне политики, то Эфрон пошел воевать на стороне Белой армии.
Выбор, сделанный им, не был окончательным. Его швыряло из стороны в сторону: Белая армия, отход от добровольчества, чувство своей "вины" перед новой Россией…Пока же, летом 1911 года, будущее рисовалось счастливой сказкой. С Цветаевой произошел огромный жизненный перелом: появился человек - любимый! - которому она была необходима. Поэтому стихотворение и заканчивается строфой, которая звучит, чуть ли не формулой:
В его лице я рыцарству верна

.
Как и любого поэта, тема любви не могла обойти творчество Цветаевой. Любовь для нее самое сильное чувство на земле. Ее героиня не боится смело говорить о своих чувствах, не боится позора, связанного с признанием в любви.

Высоту, на которую Цветаева поднимала в стихах своего мужа, под силу было выдержать только человеку безукоризненному. Больше ни к одному реальному человеку не обращалась она с такой требовательностью - разве что к самой себе, никого не поднимала так высоко. От обольщения к разочарованию - таков "любовный крест" цветаевской героини.

Анализ стихотворений ( Работа в парах .Тексты розданы)

Анализ стихотворения «Кто создан из камня…»

(Выразительное чтение )

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело - измена, мне имя - Марина,

Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -

Тем гроб и надгробные плиты…

- В купели морской крещена - и в полете

Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется твое своеволье.

Меня - видишь кудри беспутные эти? -

Земной не соделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной - воскресаю!

Да здравствует пена - веселая пена -

Высокая пена морская!

( 23 мая 1920)

1. Кто герои этого стихотворения?

- Найдите слова, относящиеся к этим героям.

2.

- Дайте толкование словам «Бренная», «беспутная», «фразеологизму «соль земли». Определите лексическую общность этих групп.

(Первая группа слов объединена понятиями …)

(Вторая группа слов объединена понятиями …)

3.

Каких частей речи больше при описании простых людей, а каких частей речи больше при описании Марины?

4.

- Какие знаки употребляются пи описании простых людей, какие - при описании Марины?

5. В первой строфе мы находим отсылку к нескольким древним мифам о любви. Какие это мифы?

6. Какой основной прием построения произведения?

7. Этимология имени. Марина - «морская»: и себя, и свою душу она всегда видит «морской».

Анализ стихотворения «Психея»

1Сообщение студентов легенды о Психее

Психея («психэ» с греческого «Душа», «дыхание») - а в греческой мифологии олицетворение Души представлялась на памятниках изобразительного искусства в виде бабочки или летящей птицы. Легенда о Психее, созданная Апулеем и объединившая разные мифы, говорит о странствиях человеческой души, жаждущей слиться с любовью. С помощью Зефира Амур получил в жены царскую дочь Психею. Однако Психея разрушила запрет никогда не видеть лицо супруга. Ночью она, сгорая от любопытства, зажигает светильник и восхищенно смотрит на юного бога, не замечая капли горящего масла, упавшего на нежную кожу Амура. Амур исчезает, и Психея должна вернуть его себе, пройдя много испытаний. Преодолев их, Психея вновь обретает Амура, который просит у Зевса разрешения на брак с возлюбленной.

2. Определите, есть ли в этом тексте то, о чем вы узнали из легенды.

3 ПСИХЕЯ (Выразительное чтение )

Не самозванка - я пришла домой,

И не служанка - мне не надо хлеба.

Я - страсть твоя, воскресный отдых твой,

Твой день седьмой, твоё седьмое небо.

Там на земле мне подавали грош

И жерновов навешали на шею.

- Возлюбленный! - Ужель не узнаешь?

Я ласточка твоя - Психея!...

4. Найдите в стихотворении два противоположных мира (антонимы и противопоставления).

5. Сделайте вывод.

В подтверждение выводу - отрывки из писем М. Цветаевой:

«Психею (невидимую!) мы любим вечно, потому что невидимое в нас любит - только душа! Психею мы любим Психеей, Елену (тело) мы любим глазами, - чуть ли не руками. Психея вне суда рук и глаз».

Учитель: Итогом анализа становится вывод: в стихотворении два мира - Небо и Земля. Все, что связано с землёй отрицается, это тяжкая ноша, В поднебесном мире есть всё, что любимо героиней. Небо - её дом. Стихи, голос их создающий, перегоняли реальные события. И заставляли отказываться от себя - человека, Еву побеждала Психея. М. Цветаева говорила, что в ней нет ничего от Евы. "А от Психеи- все".

5 Рефлексия. Подведение итогов.

Вчитываясь в стихотворения Цветаевой, начинаешь понимать, что она воспринимала поэзию как живое существо, как возлюбленного: она была с ней на равных и, следуя закону Любви, отдавала всю себя без остатка, и чем больше отдавала, тем больше получала взамен. Эта священная любовь к поэзии требовала от Цветаевой всегда оставаться самой собой, быть беспощадно честной в суде над своими мыслями и чувствами.
. И в этом она абсолютно искренна, потому что каждый настоящий поэт в своих стихотворениях жертвенно проживает мучительные состояния, соблазны, искушения ради того, чтобы читатели учились жизни, опираясь на их духовный опыт.

Даже сейчас пока трудно в нескольких словах объяснить значение Марины Цветаевой для русской поэзии и для всех нас. Ее не впишешь в рамки литературного течения, в границы исторического отрезка времени. Она необычайна своеобразна и всегда стоит особняком.

Домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение М. Цветаевой наизусть



© 2010-2022