Рабочая программа по литературе (8 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 49



Рекомендовано на заседании Составлена на основе государственной

методического объединения программы и требований стандарта

Протокол № ___от 28.08.2014г. образования

_________/С.А.Дегтярева/

Принято на заседании

педагогического совета

Протокол № ___от 29.08.2014г.


Утверждено руководителем

образовательного учреждения


Приказ № ___от ____.____.2014г.


Подпись____________/М.В.Тихонова/



М.П.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ.


8 КЛАСС.



Составитель: Гильфанова О.И.


Ижевск 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного среднего образования, опубликованного в сборнике нормативных документов по литературе для общеобразовательных учреждений.

Данная рабочая программа составлена для обучающихся 8 класса. Расчет часов сделан на основе федерального базисного учебного плана, в котором на изучение литературы в 8 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Программа соответствует федеральному государственному стандарту. Программа отражает обязательный минимум содержания образования для средней школы. Количество часов в учебном плане соответствует базисному учебному плану 2004 года на основании приказа МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года с изменениями в соответствии с приказами МО и Н России № 241 от 20.08.2008г.

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Достижение данных целей способствует приобретению учащимися следующих компетентностей:

- Общекультурная литературная компетентность - эмоциональное восприятие и глубокое осмысление литературных произведений; понимание литературы как неотъемлемой части родной и мировой культуры; осознание социокультурной значимости литературы в обществе, значения и специфики художественного слова; знание литературных произведений, обязательных для изучения, основных фактов жизни и творчества выдающихся писателей; понимание авторского замысла; способность к самообразованию в сфере литературы; формирование читательской культуры, предполагающей освоение теоретико-литературных понятий; развитие потребности в самообразовании, в решении задач информационного самообеспечения, определении необходимых источников знаний, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в сети Интернет.

- Ценностно-мировоззренческая компетентность - сформированность гуманистического видения мира, духовно-нравственных ценностей, собственного мнения и убеждения, способности утверждать и отстаивать их; понимание необходимости литературы для саморазвития и самореализации духовного мира человека, для достижения гармонических отношений индивидуума и окружающего мира; осмысление внутреннего единства разных систем ценностей, отраженных в литературе; способность к критическому мышлению, умение противостоять антигуманистическим тенденциям в современной культуре; удовлетворение духовных запросов учащихся, обусловленных психологическими особенностями старшего подросткового и юношеского возраста, нахождение ими в изучаемых литературных произведениях ответов на волнующие их актуальные социальные и нравственно-эстетические проблемы.

- Читательская компетентность - способность к творческому чтению и осмыслению литературного произведения на личностном уровне; сформированность собственного круга чтения; способность вступать в диалог с эпохой и культурой, воплощенными в произведениях; к сопереживанию с героями литературных произведений.

- Речевая компетентность - свободное владение основными видами речевой деятельности, активизация речевой деятельности; освоение и использование специфики языка изящной словесности; использование функциональных стилей языка в речевой практике; совершенствование навыков устной и письменной речи, умений и навыков интеллектуальной деятельности в условиях информационного общества, способствующих достижению высокой информационной культуры учащегося.

Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования, которое состоит из четырех частей:

Первая часть включает в себя основные темы, проблемы и образы, к которым обращается литература.

Вторая - основные теоретико-литературные понятия.

Третья - основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий.

Четвертая - перечень литературных произведений, обязательных для изучения (при этом художественное произведение является эстетически самоценным и не может рассматриваться лишь как средство изучения указанных проблем или освоения знаний по теории литературы).

Сведения об учебной программе

Рабочая программа составлена на основе учебника по литературе (8 класс)» под редакцией Т.Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа, 2011). Приказ МО и Н РФ от 19.12.2012г. № 1067 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательном учреждении, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год».

Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика. Литературное образование делится на этапы: первое знакомство с моделью курса литературы; герой художественного произведения; богатство и разнообразие жанров всех родов литературы: эпоса, лирики и драмы; исторический герой и историческое событие на страницах художественного произведения в литературе разных народов и времен; шедевры родной литературы; курс истории литературы XIII-XIX веков на историко-литературной основе с включением кратких сведений о зарубежной литературе и ее развитии; курс истории литературы XX века на историко-литературной основе с включением кратких сведений о зарубежной литературе и ее развитии. Такое деление позволяет системно подходит к изучению, многократно повторять теоретические сведения. Выбор этой программы обусловлен тем, что больше часов дается на изучение литературного процесса ХIХ века, что позволяет подробнее остановиться на изучении творчества Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

Характеристика учебно-методического комплекса

На основе единой программы литературного образования для 8 класса общеобразовательных учреждений, составленной доктором педагогических наук, профессором Т.Ф. Курдюмовой, создан учебно-методический комплект для 8 класса. Отличительными особенностями учебников-хрестоматий, созданных на основе этой программы, являются вариативное решение всех вопросов при изучении художественного произведения, использование тематического и жанрового подхода при построении структуры курса каждого класса. Реализованная в учебниках-хрестоматиях система помогает показать движение и развитие литературы как непрерывный процесс. Каждая учебная книга включает литературные произведения от древности до сегодняшнего дня, а также последовательно обращает внимание ученика к вопросам теории литературы. В каждой теме обозначен круг литературоведческих понятий. Благодаря реализации в учебниках принципа вариативности, учитель получает возможность использовать тот или иной учебный материал по своему усмотрению. Такие замены могут происходить даже при изучении одной темы в параллельных классах. В учебники-хрестоматии включены специальные разделы, содержащие сведения по теории литературы. При анализе произведений используются различные формы сопоставления художественных текстов. Вопросы и задания для учащихся направлены на совершенствование читательского мастерства, овладение навыками устной и письменной речи, формирование творческого подхода к чтению. Единый комплект с учебником-хрестоматией для 8 класса составляют методические пособия для учителей и рабочие тетради для учащихся.

Предлагаемый комплекс обеспечивает максимальное выполнение стандарта образования в объеме чтения литературных произведений и овладения практическими умениями и навыками, а также достаточно полно представляет методику проведения уроков.

Цели, принципы и логика построения курса

Целью преподавания литературы является формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Задачи:

- освоение текстов художественных произведений;

- формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений.

Средством достижения цели и задач является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления.

Формы и методы педагогической деятельности

Исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению

изучаемым материалом, на уроке используются следующие методы:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, объяснение, лекция, работа с учебником, книгой, таблицей, схемой, текстом художественного произведения и критической статьи, беседа, демонстрация картин, прослушивание аудиозаписей, просмотр видеофильмов и т.д.;

б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике: пересказ, практикум, практическое занятие, семинар, программирование;

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) частично-поисковый, или эвристический метод;

д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

На уроках применяются разные формы учебной работы:

-индивидуальная: обособленная учебная работа без контакта с другими людьми (ученик-книга, ученик-тетрадь);

-парная: работа внутри одной обособленной пары, участники пары постоянные, один говорит, один слушает (ученик-ученик, учитель-ученик);

-групповая: одного говорящего слушает либо несколько человек (бригадные, звеньевые занятия), либо весь класс (общеклассные занятия), (ученик-ученики).

-коллективная: каждый ученик по очереди работает с разными членами коллектива и, наоборот, все работают с каждым учеником (ученик-ученики, ученики-ученики).





















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№/№

Раздел, тема

Кол-во часов

(всего)

Из них

изучение нового и закрепление

Зачет

1

Введение

1

1

0

2

Фольклор

2

2

0

3

Древнерусская литература

7

7

0

4

Русская литература 18 века

5

5

0

5

Литература 19 века

43

41

2

6

Русская литература 20 века

10

9

1


Всего

68

65

3



№ уч. недели

№ ур. в году

№ ур. в раз.

Содержание

Форма урока

Основные единицы (отдельно отразить работу в рамках программы «Одаренные дети»)

Формы контроля




ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

1

1

1

Литература и время.

Лекция

Повторение изученного, монологический рассказ по тезису, «вечные темы литературы»

Беседа




Фольклор (2ч)

Отражение жизни народа в произведениях фольклора. Народные исторические песни.

1

2

1

Народная историческая песня. «Правёж»,

« Петра 1 узнают в шведском городе»

Практикум

Жанры фольклора, нар. ист. песня, выразительное чтение и анализ песен

Письменный рассказ об исторической песне

2

3

2

Народная историческая песня. Народный театр. «Как француз Москву брал»

Деловая игра

Историческая песня как жанр, изображение героев в песнях. Народная драма.

Экспресс-опрос «Да-Нет»




Древнерусская литература (7ч)

Жанры ДРЛ


2

4

1

Исторические личности в древнерусской литературе. Летописи

Путешествие

Жанры древнерусской литературы

Монологический ответ и его оценка

3

5

2

«Повесть временных лет». «Смерть Олега от своего коня»

Лекция

«Повесть временных лет» - изучение отдельных частей

Монологический ответ и его оценка

3

6

3

Повесть о разорении Рязани Батыем

Диалог

Древнерусская литература и герои в произведении, характеристика героя. Воинская повесть

О.Д.: составление повести.

Рассказ с изменением лица

4

7

4

Сказание о житии

А. Невского

Беседа

Жанр жития, изучение отрывка, средства художественной выразительности

Беседа по вопросам

4

8

5

Сказание о житии

А. Невского

Беседа

Жанр жития, изучение отрывка, средства художественной выразительности

Беседа по вопросам

5

9

6

Б.К. Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский

Исследование

Выразительное чтение и пересказ, характеристика героя жития - исторической личности

Анализ эпизодов из жития

5

10

7

Б.К. Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский

Исследование

Выразительное чтение и пересказ, характеристика героя жития - исторической личности

Анализ эпизодов из жития




Русская литература 18 века (5ч)

События истории в произведениях 18 века.

6

11

1

Исторические личности в фольклоре, в древнерусской литературе и литературе 18 в.

Беседа, практикум

Контроль знания текстов, усвоение теории, умения составлять план сообщений по заданной теме

Тест, развернутый письменный ответ, план сообщения

6

12

2

Н.М.Карамзин. «Марфа- посадница, или Покорение Новгорода».

Путешествие

Контроль знания текстов

Монологический ответ и его оценка

7

13

3

Н.М.Карамзин. «Марфа- посадница, или Покорение Новгорода».

Диалог

Контроль знания текстов

Беседа по вопросам

7

14

4

В/н чтение. История на страницах зарубежных произведений

Беседа

Главы романа М. де Сервантеса «Дон Кихот». Характеристика героя. Понятие рыцарский роман

Индивидуальное занятие

8

15

5

Вольность Великого Новгорода в произведениях 18в.


Путешествие

Знакомство с произведениями 18в.; формулирование тезисов сообщения. Историческая повесть

Анализ текста




Литература 19 века (43ч)

Проблема человека и времени в произведениях 19 века

8

16

1

Былины и их герои в поэзии 19 в. А.К. Толстой «Илья Муромец»

Лекция

Былина как жанр, творчество Толстого, чтение и изучение былины

О.Д.: составление былины.

Развернутый ответ на вопрос

9

17

2

Г.У. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» в переводе Бунина

Лекция

Биографические данные автора, поэтическое переложение легенды, выразительное чтение

Отбор материала по заданию

9

18

3

Гайавата - герой произведения в Г.У. Лонгфелло

Беседа, практикум

Характеристика героя. Автор и переводчик

Тест на знание текста

10

19

4

Вн. Чтение В. Скотт «Айвенго»

Беседа

Биография автора. Характеристика героев. Исторический роман.

Анализ эпизодов

10

20

5

Вн. Чтение В. Скотт «Айвенго»

Лекция

Биография автора. Характеристика героев. Исторический роман.

Анализ эпизодов

11

21

6

События истории 1812 года в баснях И.А. Крылова

Беседа

«Волк на псарне» И.А. Крылова, характеристика героя - реальной исторической личности. Словесное рисование.

Развернутый письменный ответ

11

22

7

Историческая тема в творчестве

А.С. Пушкина

исследование

Обобщение знаний биографии автора, жанры исторических произведений.

Обобщающая таблица

12

23

8

Историческая личность в балладе Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

мультимедиа

Выразительное чтение наизусть. Характеристика героя. Баллада, рифма, ритм, строфика.

О.Д.: составление баллады.

Блиц-опрос

12

24

9

Личность Петра I в произведениях Пушкина

конференция

Знакомство с поэмой Пушкина, история создания, основная мысль.

Вопросы на знание содержания

13

25

10

Изображение Петра I в поэме «Полтава»

путешествие

Цитатный план, характеристика героя исторической личности

Семинар

13

26

11

Сочинение «Изображение Петра I в поэме Пушкина «Полтава»»

Сочинение

Контроль усвоения изученного

Сочинение

14

27

12

Исторические личности в драме Пушкина «Борис Годунов»

Викторина

История создания, основной конфликт драмы; отрывки. Драма, монолог

Тест по теории

14

28

13

Повесть Пушкина «Капитанская дочка». История жизни Петруши Гринева

Беседа

История создания повести, содержание 1,2 глав, подбор материала для сообщения

Экспресс-опрос, тест на знание содержания

15

29

14

Жизнь Белогорской крепости

Диалог

Содержание 3-5 глав, подбор материала по заданному вопросу. Эпиграф, пейзажная зарисовка

Пересказ, беседа

15

30

15

Герои повести Пушкина и пугачевщина

Диалог

Главы 6-7, сжатый пересказ. Сюжет, эпизод

Тесты на знание и понимание содержания

16

31

16

Пугачев и Петр Гринев

Диалог

Главы 8-9, обобщение текстового материала, выборочный пересказ

Экспресс-опрос, тест на знание содержания

16

32

17

Судьба Маши Мироновой - капитанской дочки

конференция

Выборочный пересказ с элементами анализа. Тема, основная мысль, эпизод

Основные эпизоды повести

17

33

18

Тема чести в повести «Капитанская дочка»

Викторина

Выборочный пересказ с элементами анализа, способы раскрытия основной мысли

Тесты на знание и понимание содержания

17

34

19

Сочинение

Сочинение

Контроль усвоения содержания, умения письменного сочинения

Сочинение, ответ на вопрос

18

35

20

Сочинение

Сочинение

Контроль усвоения содержания, умения письменного сочинения

Сочинение, ответ на вопрос

18

36

21

Обобщающие уроки по повести Пушкина «Капитанская дочка»

Исследование

Контроль усвоения, сформированности понятия об основной мысли и способах ее раскрытия

Тесты, беседа, кроссворд

19

37

22

Обобщающие уроки по повести Пушкина «Капитанская дочка»

Исследование

Контроль усвоения, сформированности понятия об основной мысли и способах ее раскрытия

Тесты, беседа, кроссворд

19

38

23

Лирические произведения

М. Лермонтова о родине

Лекция

Актуализация знаний в творчестве поэта, стихотворение «Родина». Художественные особенности лирического произведения. Средства художественной выразительности

Тест на знание текстов произведений Лермонтова

20

39

24

Исторический сюжет и герои «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Практикум

Знакомство с поэмой, усвоение содержания. Историческая поэма.

Задания на знание биографии и основных произведений поэта

20

40

25

Быт и нравы 16в. В поэме «Песнь про царя…»

Викторина

Контроль сформированности, умения определять жанр. Способы характеристики героя

О.Д.: составление теста.

Тест на знание жанров произведений Лермонтова

21

41

26

Трагическое столкновение героев в поэме Лермонтова

Беседа

Контроль усвоения содержания и понимания основной мысли, умения характеризовать героев поэтического текста

Семинар

21

42

27

Романтическое изображение природы в лирике Лермонтова

Диалог

Умение характеризовать изображение природы в лирических произведениях. Средства выразительности в пейзажных зарисовках

Творч. Работа

22

43

28

Исторические личности в лиро-эпических произведениях Пушкина и Лермонтова

Диалог

Контроль усвоения содержания и понимания основной мысли поэм

Тест

22

44

29

Эпоха Ивана Грозного в романе А.К. Толстого «Князь Серебряный»

Путешествие

Содержание романа, Толстой как создатель былинных и исторических произведений. Исторический роман, портретные зарисовки

Беседа

23

45

30

Реальные исторические лица и вымысел на страницах романа «Князь Серебряный»

Исследование

Усвоение содержания, пересказ отрывка, характеристика литературного героя - реального исторического лица. Вымысел в романе

Тест по истории литературы

23

46

31

Баллада А.К. Толстого «Василий Шибанов»

Беседа

Содержание баллады, понятие о нравственном идеале автора. Баллада

Тест по теории

24

47

32

Историческая основа повести Гоголя «Тарас Бульба»

Лекция

История создания, герои. Историческая основа художественного произведения

Тезисы, пересказ

24

48

33

Гоголь - мастер батальных сцен и героических характеров

Лекция

Отбор материала для характеристики героя, комментарий тезиса. Художественные особенности изображения батальный сцен.

Тест на знание текста

25

49

34

Образы Т. Бульбы и его сыновей в повести

Лекция

Усвоение содержания, контроль умения отбора материала для характеристики героя и сопоставления героев

Семинар

25

50

35

Мастерство Гоголя в изображении природы

Лекция

Роль и способы изображения природы в художественном произведении

Самостоятельная работа по анализу изображения природы

26

51

36

Зачет по повести

зачет

Сопоставление героев

Развернутый письменный ответ

26

52

37

Зачет по повести

зачет

Сопоставление героев

Развернутый письменный ответ

27

53

38

Мотивы былого в лирике поэтов 19в.

Лекция

Поэзия 19в., авторы, лирические герои, мотив

Заполнение таблицы

27

54

39

Тема исторического прошлого в лирике поэтов 19 в.

Беседа

Повторение истории и теории литературы, лирические произведения на историческую тему Пушкина, Глинки, Апухтина

Анализ произведения по вопросам

28

55

40

Мотив воспоминаний в лирике поэтов 19а.

Практикум

Элегии Пушкина, Д. Давыдова, лирические произведения И. Козлова, Жуковского. Тема, основная мысль, мотив, стихотворные размеры.

Самоконтроль

28

56

41

Рассказ Толстого «После бала»

Диалог

Тест.

О.Д.: составление рассказа.

Тест по истории литературы

29

57

42

Смысл названия рассказа «После бала»

Практикум

Сопоставление состояния героя, описание внешности. Композиция рассказа, контраст

Таблица сравнит.

29

58

43

Сочинение-миниатюра по рассказу «После бала»

Сочинение

Умение письменно оформлять свои мысли

Сочинение




Русская литература 20 века (10ч)

Автор и время на страницах произведений

30

59

1

Былины и их герои в поэзии И. Бунина

Лекция

Выразительное чтение, актуализация знаний о былине, как жанре

Конкурс читателей былин

30

60

2

Былинные герои в поэзии 20в.

Лекция

Выразительное чтение, сопоставление героев

Письменный развернутый ответ на вопрос

31

61

3

Вн. Чтение. Рассказ

Ю. Тынянова «Подпоручик Киже»

Путешествие

Содержание рассказа, характеристика исторической личности и времени

Анализ эпизода; киносценарий

31

62

4

Образ Петра I в повести Ю. Тынянова «Восковая фигура»

Мультимедиа

Содержание повести, ее основная мысль. Отбор материала для характеристики

Письменный ответ на вопрос

32

63

5

Вн. Чтение С. Цвейк «Невозвратимое мгновение»

Мультимедиа

Содержание новеллы, основная мысль, контроль умения отбора материала для характеристики героя - исторической личности

Ответ на проблемный вопрос

32

64

6

Изображение ходынской трагедии в романе Б. Васильева «Утоли моя печали»

Лекция

Знакомство с писателем его творчеством, контроль умения анализировать эпизод по вопросам.

О.Д.: написание романа.

Фронтальный опрос

33

65

7

Великая Отечественная война в лирике 20 в.

Викторина

Знакомство с лирическим произведениями разных авторов по теме

Групповая работа по анализу лирических произведений

33

66

8

Великая Отечественная война в лирике 20 в.

Викторина

Знакомство с лирическим произведениями разных авторов по теме

Групповая работа по анализу лирических произведений

34

67

9

Итоговый зачет

Зачет

Зачет

Ответ на проблемный вопрос

34

68

10

Мотивы былого в лирике поэтов 20в.

Беседа

Знакомство с лирическими произведениями поэтов 20в. О прошлом и исторических событиях; контроль умения отбора биографического материала для рассказа о стихотворении; контроль умения рассказа о лирическом произведении и его особенностях

Мотивы былого в лирике поэтов 20в.







Критерии оценивания учащихся по литературе в 8 классе.


Система оценивания устного ответа:

При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.

Критерии оценки письменных работ

Основными формами проверки речевого развития учащихся являются сочинения. Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся:

• коммуникативные умения, т.е. умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму;

• языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка;

• навыки правописания - орфографические и пунктуационные.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.

Таблица 5. Критерии оценивания сочинений

Содержание *

Речевое оформление

Грамотность

соответствие содержания работы заявленной теме; полнота раскрытия темы; наличие фактических ошибок;

последовательность изложения

разнообразие лексики и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов

Число допущенных ошибок: орфографических; пунктуационных; грамматических

Ошибки и недочеты в сочинениях

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:

- повторение одного и того же слова;

- однообразие словарных конструкций;

- неудачный порядок слов;

- различного рода стилевые смешения.

Ошибки в содержании сочинений

Ошибки в содержании сочинения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Фактические ошибки

искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

Логические ошибки

-нарушение последовательности в высказывании;

-отсутствие связи между частями сочинения и между предложениями;

-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

-раздробление одной микротемы другой микротемой;

-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;

-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

• употребление слова в несвойственном ему значении, например:мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;

• неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

• нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;

• употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;

• пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

• стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

• неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;

• неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа(вместо отец) одного из малышей;

• смешение лексики разных исторических эпох;

• употребление штампов.

Речевые ошибки в построении текста:

• бедность и однообразие синтаксических конструкций;

• нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;

• стилистически неоправданное повторение слов;

• неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;

• неудачный порядок слов.

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок

• Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие
ошибки нельзя воспринимать как орфографические.

• Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)

• Синтаксические

а) Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

б) ошибки в структуре простого предложения:

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;

- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;

- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;

- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;

- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;

- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.

в) ошибки в структуре сложного предложения:

- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;

- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.





Нормы оценивания сочинений

1.При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2.Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3.Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Ставится за сочинение:

Глубоко и аргументировано, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для раскрытия, умения целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета.

Допускается:

1 орфографическая или 1 пунктуационная ошибка, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Ставится за сочинение:

Достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и др. источников по теме сочинения и умения пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логическое и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются 2-3 неточных в содержании, незначительных отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается:

2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

Ставится за сочинение:

В котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владения основами письменной речи; в работе имеется не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5кл. - 5 орфографических и 4 пунктуационных), а также 4 грамматические ошибки

«2»

Ставится за сочинение:

Которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Допускается:

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок,8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок

Выведение итоговой оценки


Итоговая оценка выставляется в конце каждой четверти и в конце учебного года. Она выводится с учетом результатов устной и письменной проверок знания текста, умения выразительно читать лирические произведения наизусть, степени усвоения литературных терминов и овладения умениями связно излагать мысли в устной и письменной форме. При выведении итоговых оценок имеет значимость оценка письменных работ. Итоговая оценка должна отражать фактическую подготовку ученика, а не выводиться как средняя оценка из всех. Поэтому итоговая отметка не может быть положительной, если большинство творческих работ на протяжении четверти, года оценены на «2».





© 2010-2022