Внеклассное мероприятие Мир как красота. .. (Музыкально-поэтическая композиция о творчестве А. А. Фета)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Литературная гостиная
"Мир как красота..." (Музыкально-поэтическая
композиция
о творчестве А. А. Фета)

Цели:

- приобщить обучающихся к ценностям эстетической культуры общества через произведения А.А. Фета;

-способствовать формированию понятий «эстетическая культура», «эстетический объект», «эстетическое наслаждение», «эстетические качества»;

-стимулировать желание обучающихся повышать свой уровень эстетической культуры;

-формирование у обучающихся эстетического вкуса;

- умение работать в коллективе;

-развивать воображение, фантазию.

Оборудование: компьютер, проектор, сборники стихов А.А. Фета, картины художника Рафаэля, материал из магистерской диссертации.

Ход занятия

Русский язык - язык, созданный для поэзии; он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков.

П.Мериме

Я начинаю думать, что отсутствие вкуса и есть тот таинственный грех, о котором говорится в Писании, - величайший единственный незамолимый грех.

А.Франс

Три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова.

Н. Чернышевский

В человеке имеются различные стремления и задатки, и назначение каждого - развить свои задатки по мере возможности.

И. Фихте

Учитель.

Скажите, кто из вас занимается в музыкальной или художественной школе?

Почему вы это делаете?

Для чего мы посещаем художественные музеи, консерваторию, театр, выезжаем за город на природу, открываем книгу стихов любимого поэта?

Человек знает, что картины, музыка, спектакли, природные ландшафты обладают особенными качествами, и желает соприкоснуться с прекрасным, насладиться им, испытать в связи с этим некие особые состояния.

Проведение анкетирования

1)Как часто вы посещаете музеи и драмтеатр?

а) регулярно;

б) нет на это времени;

в) редко.

2) Классическая музыка скучна:

а) нет;

б) не слушаю музыку вообще;

в) да.

3) Занимаетесь ли вы в художественной или музыкальной школе?

а) да;

б) нет;

в) занимался, но бросил.

4) Записаны ли вы в библиотеку?

а) да;

б) нет;

в) пользуюсь домашней.

5) Пользуетесь ли вы библиотечными книгами?

а) постоянно;

б) никогда;

в) редко.

6) Мне больше нравится классическая литература, чем детективы:

а) да;

б) не люблю читать вообще;

в) нет.

7) Мне нравится рассматривать картины с пейзажами:

а) да;

б) нет;

в) иногда.

8)Сколько раз в своей жизни вы были на спектакле в театре?

а) больше пяти раз;

б) один раз;

в) 3 раза.

За каждый ответ а) 2 балла, б) 0 баллов, в) 1 балл.

Оценка результатов:

0-8 баллов - низкий уровень эстетической культуры;

8-12 баллов - средний уровень эстетической культуры;

12-16 баллов - высокий уровень эстетической культуры.

Учитель.

Что же это за особенные качества, которые так нравятся людям?

- Это эстетические качества.

Многие из вас даже не подозревают об их существовании, но помимо своей воли стремятся к ним, ощущая сильное притяжение вызываемых ими переживаний.

Как вы считаете, почему люди по многу раз возвращаются к одной и той же книге, картине, музыкальной пьесе?

Память об испытанных переживаниях влечет нас вернуться к их источнику. Мы чувствуем, что они несут еще что-то таинственное, не открывшееся нам на этот раз.

Человек жаждет прекрасного и не замечает, что оно всегда рядом, всегда вершится вокруг него и в нем. Нужно только уметь видеть… Нужно только уметь слышать….

Всю ночь дико выла и резвилась метель, засыпая все и вся пушистым снегом. Ударил мороз. Утром сосны, ели, березы до последней, самой тонкой веточки и иголки покрыты толстым слоей белейшего, сверкающего на солнце снега. Молодые деревья и кустарники склонили заснеженные ветви почти до самой земли над лесной просекой, образуя волшебный путь в сказочный мир. А когда поднимаешь голову, глазам открываются все новые и неописуемые картины творческого пиршества природы. Чудо! Настоящее чудо для умеющего видеть, слышать для эстетически чуткого человека. И подобных чудес множество вокруг нас.

Сегодня мы с вами поговорим о красоте слов, о том, что и в русской литературе есть настоящие ценители красоты, ценители прекрасного.

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать ее начало.


Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно - человечно. (1886)


Музыкальность лирики Фета была отмечена Чайковским, Римским-Корсаковым, Варламовым, Рахманиновым. Послушайте романс на слова Фета.

Задание: Попытайтесь создать словесную зарисовку. Какие у вас рождаются строки, когда вы слышите этот романс.

Звучат романсы А.Е.Варламова «На заре ты ее не буди», Чайковского «Певице»,

Какие ассоциации вызывает у вас эти произведения?

Это тоже о любви, о которой говорит Фет высокими, прекрасными и удивительными стихами.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Эпистолярный жанр и его развитие - одна из интереснейших проблем в отечественном литературоведении. Это связано с тем, что жанр письма, занимая равноправное место среди других эпических жанров, является недостаточно исследованной областью литературоведения.

Очерки Фета «Из-за границы»: к ТЕОРИИ

«ЧИСТОГО ИСКУССТВА»

Фет не был первооткрывателем жанра путевого очерка-письма. Очерки его решены в традиции «Писем русского путешественника» Н.М. Карамзина, но, в отличие от Карамзина, создавшего художественное произведение, в котором дан целостный образ Европы, Фет записывал свои непосредственные наблюдения. «Я назвал свои летучие заметки впечатлениями и ни за что не откажусь от такого названия. Быть может, в них найдутся противоречия, но меня они не пугают. Стараясь по возможности точно передать минутные впечатления, я думаю, что общее должно быть верно»1, - так объяснил Фет свою позицию. Картины быта, нравов, выразительные уличные и театральные сценки соседствуют с рассуждениями об искусстве, описаниями памятников архитектуры, что соответствует канону «сборного» жанра, где «этнографический, исторический и географический материал перемешан со сценками, рассуждениями, лирическими отступлениями и проч.»2.

Самые ранние предпосылки возникновения теории «чистого искусства» Фет видит в Древней Греции, искусство которой он противопоставляет египетскому, «символическому» (Гегель), дидактическому: «Тут все символ: религия, закон, обычай и искусство <…> Там сухой жезл символа прозяб и распустился живыми, неувядающими цветами мифа. Там нет сентенций. Там один закон, одно убеждение, одно слово - красота»3. Именно искусство Древней Греции полностью отвечает идеалам красоты в эстетике представителей «чистого искусства». О значении открытия красоты древними греками пишет и В.П. Боткин: «Великое откровение явилось человеку в чувстве красоты: откровение гармонического единства между понятием и формою, между внутренним чувством и внешним образом»4.

Древнегреческие скульптуры (статую Венеры Милосской, к примеру, украшающая коллекцию Лувра) Фет назвал образцами подлинного искусства, так как в них нет и «тени преднамеренности; все, что вам невольно поет мрамор, говорит богиня, а не художник. Только такое искусство чисто и свято, все остальное его профанация»5.

Следующий этап в развитии своего идеала Фет видит в эпохе Возрождения, в самой «духовной» сфере искусства - живописи Рафаэля, культ которого сложился в немецкой романтической школе, в частности, в работах В.Г. Вакенродера и Л. Тика. В 1826 г. была переведена их книга «Об искусстве и художниках. Размышления отшельника, любителя изящного», основным автором которой был Вакенродер. «Видение Рафаэля» - это одна из работ о художнике, который, как считал Вакенродер, создавал свои гениальные полотна под воздействием Божественного вдохновения. Содержание видения Вакенродер приписал Донато Браманте, художнику и архитектору, одному из строителей собора Св. Петра в Риме, но, по-видимому, это его собственные измышления:

«После, когда дух его обратился к живописи, его высшим желанием всегда было изобразить деву Марию во всем ее небесном совершенстве, но он не мог завершить работу так, чтобы почувствовать удовлетворение; он все время ощущал, будто его фантазия как бы движется ощупью <…> Однажды ночью, когда он, как бывало уже не раз, во сне молился пресвятой деве, он вдруг пробудился со стесненным сердцем. В ночной тьме его взгляд был привлечен сиянием на стене, как раз насупротив его ложа, и когда он вгляделся, то увидел, что это светится изображение мадонны, висящее на стене, и что оно стало совершенно законченной и исполненной жизни картиной. Божественность ее лица так поразила его, что он разразился светлыми слезами.

Она смотрела на него взглядом, неописуемо трогающим душу, и, казалось, вот-вот шевельнется <…> На следующее утро он проснулся как бы вновь рожденным на свет; видение навеки четко запечатлелось в его душе, и теперь ему удавалось всегда изображать матерь Божию такой, какою она виделась его внутреннему взору, и сам он с тех пор смотрел на собственные картины с благоговением»6.

На искусство Рафаэля ориентировалась новая живопись как на идеал вечный, способный возбудить эстетическое чувство в разные времена, идеал, достойный подражания. О восприятии произведений прекрасных художников говорит Вакенродер в статье «Как и каким образом, в сущности, следует созерцать картины великих художников земли, употребляя их для блага своей души»: «Они существуют не для того, чтобы их видел глаз, а для того, чтобы мы входили в них с расположенным к ним сердцем, чтобы в них жили и дышали. Прекрасная картина - это не параграф учебника, который я, когда без особого труда проникну в смысл слов, оставлю как ненужную шелуху; наслаждение великими произведениями искусства продолжается вечно, не прекращаясь. Нам кажется, что мы проникаем в них все глубже, и тем не менее они все время снова и снова волнуют наши чувства, и мы не видим никакой границы, достигнув которой мы бы считали, что наша душа исчерпала их. В них вечно пылает горящая лампада жизни, которая никогда не угаснет в наших глазах»7.

Велика роль В.А. Жуковского в формировании особенно трепетного отношения к Мадонне Рафаэля в России8. В письме великой кн. Александре Федоровне (от 29 июня 1821 г.) он поделился своим впечатлением от картины Рафаэля, еще до опубликования это письмо в рукописном варианте «ходило по рукам» и существенно повлияло на распространение культа Рафаэля среди русских романтиков. Жуковский лично знал Л. Тика и был знаком с процитированной работой Вакенродера, о чем свидетельствует ряд совпадений с ней. «И в самом деле, это не картина, а видение: чем долее глядишь, тем живее уверяешься, что перед тобою что-то неестественное происходит <…> - пишет Жуковский.- Здесь душа живописца, без всяких хитростей искусства, но с удивительною простотою и легкостию передала холстине то чудо, которое во внутренности ее совершилось»9. Далее следует в письме подробное описание картины, вернее, то впечатление, которое она родила в созерцающем ее поэте. Таким образом, Рафаэль как бы связал эпоху Возрождения и эпоху романтизма, 1810-1830-е гг., давшую свое представление о красоте, и время формирования собственно теории «чистого искусства» - 1840-1850-е гг.

Фет, кратко упомянув о многих полотнах, которые видел в Дрезденской галерее, подробно остановился на «Мадонне» Рафаэля не случайно: его восприятие было подготовлено всей традицией отношения в художнику, но живое впечатление оказалось еще сильнее, как бы подтверждая сказанное Вакенродером: «искусство - выше человека, мы можем лишь восхищаться и почитать прекрасные творения искусства и для возвышения и очищения всех наших чувств раскрывать перед ними всю нашу душу»10.

«Мадонна» была помещена в отдельную комнату. «Не подымая головы, я прошел до места, откуда хорошо мог видеть картину. Подняв глаза, я уже ни на минуту не мог оторвать их от небесного видения. Сколько каждый из нас видел копий, гравюр, литографий с гениальнейшего творения Рафаэля! но все они не только не напоминают, а, напротив, грубо искажают бессмертное произведение <…> с сердечным трепетом, с невозмутимым блаженством я веровал, что Бог сподобил меня быть соучастником видения Рафаэля»11.

Впечатление от картины было настолько ярким, что через много лет, вспоминая о своем детском впечатлении от другой картины Рафаэля, Фет почти дословно совпадает с Вакенродером: «Сколько раз мне казалось, что Божья Матерь тем же нежным взором смотрит на меня, как и на своего божественного младенца, и я проливал сладкие слезы умиления»12 (сравним с Вакенродером: «Божественность ее лица так поразила его, что он разразился светлыми слезами»).

О Рафаэле Фет пишет и во втором письме, под впечатлением посещения Лувра: «Вы везде узнаете Рафаэля по безукоризненной чистоте его линий, по нежной грации, разлитой на всех фигурах»13. Лучшей Фет называет картину «Мадонна венков», «или La jardinière, как ее называют французы»14. В действительности описанная Фетом картина - Божья Матерь у колыбели, из которой к ней тянется младенец, а Елизавета, приведшая Иоанна на поклонение Мессии, держит венок над его головой - одна из многих написанных Рафаэлем на тему посещения Иисуса младенцем Иоанном. «Садовницей», вернее, «La belle jardinière» («Прекрасная садовница», 1507), называют картину, на которой изображена Мария с младенцем и Иоанном Крестителем.

В Мадонне (как в Венере Милосской, Дездемоне, Гретхен, Офелии) Фет видит вечный, вневременной, непреходящий идеал, запечатлеть который может только гений в порыве творческого вдохновения и откровения, «когда в минуту восторга перед художником возникнет образ, отрадно улыбающийся, образ, нежно согревающий грудь, наполняющий душу сладостным трепетом, пусть он сосредоточит силы только на то, чтобы передать его во всей полноте и чистоте, рано или поздно ему откликнутся. Другой цели у искусства быть не может»15. Фет намеренно подробно остановился на этой картине, явно полемизируя с Белинским, стремясь восстановить очарование, довольно решительно нарушенное в упомянутой статье.

Вечный идеал Фет противопоставляет «идеалам явлений будничных», т.е. типичных, «на которых отразились все стороны предмета, хорошие и худые»16. «Другой идеал достижим для немногих избранников. Того не подсмотрит, не изучит никакой гениальный взор, чего нет в природе и чего между тем так безумно жаждет душа»17. Собственно об этом пишет и А.С. Хомяков: «Искусство истинное есть живой плод жизни, стремящейся выражать в неизменных формах идеалы, скрытые в ее вечных изменениях»18.

Высокие достижения искусства прошедших веков Фет противопоставил современному искусству, совершенно утратившему понимание сущности прекрасного. «Преднамеренность», «холод, дидактика и безвкусие» характеризуют его, по мнению Фета. И он не одинок в своем мнении. О падении современной немецкой художественной школы в конце XVIII в. писал и Вакенродер, который увидел уже в своих современниках, во-первых, меркантильный дух: «Нынешние же художники, я полагаю, даже вовсе и не хотят, чтобы зрителя всерьез волновало то, что они изображают; они работают по заказам знатных господ, которым надобно вовсе не то, чтобы искусство трогало и облагораживало, но чтобы ослепляло и щекотало нервы своим блеском». Во-вторых, его удручало отсутствие самобытности в художниках: «Наш век слепо верит в то, что можно сложить вместе все виды красоты и все достоинства всех великих художников земли и, изучая все это, вымаливая милостыню от их разнообразных даров, объединить в себе дух их всех и всех их превзойти. Прошло время собственной силы; теперь хотят заменить талант убогим подражанием, изощренно соединяя воедино крупицы чужого, и плодом этого бывают холодные, прилизанные, лишенные души произведения. Немецкое искусство было благочестивым юношей, воспитанным в стенах маленького городка среди братьев по духу; теперь, став старше, оно превратилось в светского человека, в котором вместе с обычаями маленького городка стерлись и чувство и свой особый отпечаток»19.

Это неуемное стремление к подражанию, принявшее в Германии гипертрофированные размеры, отметил и А.С. Хомяков: «Досадно глядеть на мнимое искусство, на это стремление, которое я готов назвать Баварским: оно убивает искусство истинное, оно убивает самую жизнь. Всякая эпоха, всякий народ содержит в себе возможность своего художества, если только чему-нибудь верит, что-нибудь любит, если имеет какую-нибудь религию, какой-нибудь идеал»20. Дружинин связывал развитие «неодидактизма» в Германии с обострением критических тенденций в культуре с середины 1830-х гг. - времени пересмотра общественных и эстетических позиций Гете и романтиков, породившим группу «Молодая Германия». Важную роль в этот период играют материалисты, направившие все свои усилия в область социальной критики, пропаганды демократических и социалистических идеалов, актуальных в период революционной борьбы 1848 г. В 1840-е гг. сформировалось левое крыло философской школы, «младогегельянцы», которые выступили с критикой христианства и идеалистической философии. Среди них был Л. Фейербах, проповедник и теоретик материалистической философии.

Белинский, решительно не принимая искусства «дидактического, поучительного, холодного, сухого, мертвого, которого произведения не иное что, как риторическое упражнение на заданные темы»21, считал, однако, «чистое искусство» неким неопределенным явлением, сущность которого не понимали сами его «поборники», и называл его «дурной крайностью другой дурной крайности, то есть искусства дидактического».

Говорят, в спорах рождается истина. Эта истина заключалась отчасти в каждом утверждении полемизировавших сторон, и истина жила полноценной жизнью в творениях Рафаэля, Гоголя, Фета, «над» спорами, вопреки общественным мнениям и вкусам.

На наш взгляд, изучение эпистолярного наследия способствует формированию эстетического вкуса.

Всегда ли эстетические объекты вызывают у разных людей одинаковые чувства? Почему?

Музыка как искусство доставляет одно из высших духовных переживаний - эстетическое наслаждение. Одни люди тонко чувствуют прекрасное, их жизнь эмоционально богата. Другим людям красота безразлична.

От чего это зависит?

-Это зависит от уровня эстетической культуры человека.
Что такое эстетическая культура?

-Это умение видеть, слышать, понимать прекрасное, получать от него удовольствие, желание творить самому, у человека появляется вдохновение (желание делать что-либо с энтузиазмом).

В чем состоит важность эстетической культуры?

-Чем выше ее уровень , тем легче и правильнее человек справляется с проблемами в учебе, общении с друзьями, быстрее находит нужное решение. В мире, бесчувственном к Красоте, Истине и Добру, кроются опасности новых войн, массовых разрушительных движений, техногенных катастроф. Это путь к уничтожению человеческой цивилизации.


Задание: Прочитайте записанное на доске высказывание о Фете. Вы согласны с этим утверждением?

« В семье русских поэтов Фету принадлежит одно из видных мест»

(М. Е. Салтыков - Щедрин)

Как всякая истинная поэзия, поэзия Фета обобщает, возвышает и уводит в большой человеческий мир. Последние годы жизни Фета отмечены новым, неожиданным и самым высоким взлетом его творчества. Стихи поражают глубиной и мудростью.
Доказательством того, что Фет современен и в начале 21 века, служит эстрадная песня на слова Фета. (Звучит песня «Ночь» в исполнении Ф. Киркорова)


Работа в группах

Задание. Разработайте методы повышения эстетической культуры обучающихся нашей школы.

Учитель.

Некоторые люди от рождения обладают тонким эстетическим вкусом. Но большинство из нас приходят в мир лишь с зачатками эстетического чувства, которые необходимо развивать. Только эстетически развитой душе раскрываются глубины произведения, смысл мысли художника. Воспитатель такого восприятия искусства - эстетика.

- Что вы знаете об этой науке?

Эстетика изучает прекрасное и его роль в жизни человека. Термин «эстетика» произошел от греческого слова «эстезис» (ощущение, чувственное восприятие). Эта наука больше, чем любая другая, адресована душе человека.

- Для чего нужна эстетика?

Чтобы сделать жизнь прекрасной. Эстетика входит в труд, быт, в промышленное производство, формируя в человеке начало и способность воспринимать красоту. Мы регулярно встречаемся с эстетикой в своей жизни: дома, в школе, при занятиях спортом.

- Какие примеры вы можете привести?

В повседневной жизни мы часто говорим о возвышенном или прекрасном, комическом или трагическом - эти понятия необходимы для оценки событий, характеристик определенных людей и т.д. Мы часто обращаемся к понятиям сатиры и юмора, сарказма и иронии; высказываем эстетические суждения, если не о выставке и художественной книге, то уж непременно о каких-нибудь популярных постановках или фильмах; делимся впечатлениями об игре актеров либо мастерстве режиссера и т.д. Все это составляет категории эстетики или эстетические ценности.

Конкурс чтецов

Подведение итогов.

Продолжите предложения:

Прекрасное - это…

Красота - это…

Возвышенное - это…





Красота, или эстетически прекрасное, та сторона явлений, которая непосредственно своим чувственным обнаружением возбуждает в нас чувство удовольствия, совершенно свободное от какого бы то ни было интереса, соображений о цели или пользе. Гармоническое сочетание идеи и формы - одно из условий восприятия прекрасного образа, воплощения чистой красоты.

Цитаты

«У красоты смыслов столько же, сколько у человека настроений. Красота - это символ символов. Красота открывает нам все, поскольку не выражает ничего»
Оскар Уайльд

«Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой»
Михаил Глинка

«Родник поэзии есть красота»
Николай Гоголь

Пословицы

Кому что идет, то и красиво



























Приложение 1

Афанасий Фет
«Anruf an die geliebte1 Бетховена» Призыв к любимой


Пойми хоть раз тоскливое признанье,
Хоть раз услышь души молящей стон!
Я пред тобой, прекрасное созданье,
Безвестных сил дыханьем окрылен.

Я образ твой ловлю перед разлукой,
Я, полон им, и млею, и дрожу,
И, без тебя томясь предсмертной мукой,
Своей тоской, как счастьем, дорожу.

Ее пою, во прах упасть готовой.
Ты предо мной стоишь как божество -
И я блажен; я в каждой муке новой
Твоей красы предвижу торжество.

1857


«Бабочка»


Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот - дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.

1884

«Венера Милосская»


И целомудренно и смело,
До чресл сияя наготой,
Цветет божественное тело
Неувядающей красой.

Под этой сенью прихотливой
Слегка приподнятых волос
Как много неги горделивой
В небесном лике разлилось!

Так, вся дыша пафосской страстью,
Вся млея пеною морской
И всепобедной вея властью,
Ты смотришь в вечность пред собой.

1856

«Всё, как бывало, веселый, счастливый»


Всё, как бывало, веселый, счастливый,
Ленты твоей уловляю извивы,
Млеющих звуков впивая истому;
Пусть ты летишь, отдаваясь другому.

Пусть пронеслась ты надменно, небрежно,
Сердце мое всё по-прежнему нежно,
Сердце обид не считает, не мерит,
Сердце по-прежнему любит и верит.

Тщетно опущены строгие глазки,
Жду под ресницами блеска и ласки, -
Всё, как бывало, веселый, счастливый,
Ленты твоей уловляю извивы.

1887

«Еще люблю, еще томлюсь»


Еще люблю, еще томлюсь
Перед всемирной красотою
И ни за что не отрекусь
От ласк, ниспосланных тобою.

Покуда на груди земной
Хотя с трудом дышать я буду,
Весь трепет жизни молодой
Мне будет внятен отовсюду.

………………………………

1890

«Жду я, тревогой объят»


Жду я, тревогой объят,
Жду тут на самом пути:
Этой тропой через сад
Ты обещалась прийти.

Плачась, комар пропоет,
Свалится плавно листок...
Слух, раскрываясь, растет,
Как полуночный цветок.

Словно струну оборвал
Жук, налетевши на ель;
Хрипло подругу позвал
Тут же у ног коростель.

Тихо под сенью лесной
Спят молодые кусты...
Ах, как пахнуло весной!..
Это наверное ты!

1886

Красота - эстетическая (неутилитарная, непрактическая) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. "Красота" является важнейшей категорией культуры. В своём эстетическом восприятии понятие красоты близко к понятию прекрасного, с той лишь разницей, что последнее является высшей (абсолютной) степенью красоты. Вместе с тем, красота является более общим и многогранным понятием, во многом эклектичным. Противоположностью красоты является безобразное. Утилитарным понятием красоты является целесообразность, скрытая для логического объяснения и требующая своего познания. Скрытая целесообразность всегда предполагает объект, для которого имеет место данная целесообразность. Абсолютную красоту человек выделяет как разум окружающего мира, относительную как продукт своей разумной деятельности. Красота относительна. То, что кажется красивым человечеству, возможно, не является красотой для другого носителя разума. Так, например, у инопланетных разумных существ, если таковые, конечно, имеются, вполне может быть совершенно иной взгляд на красоту и эстетику. И то, что кажется человечеству безобразным, отвратительным и ужасным, им может представляться прекрасным.

Каждого человека, безусловно, волнует то, как он выглядит. Над кем-то из нас довлеет желание выделяться, нравиться окружающим и, таким образом, не затеряться в социальной среде, а для других понятие "красота", прежде всего, ассоциируется с достижением гармонии личности. Таким образом, понятие красоты может определяться как внешними факторами, так и духовной составляющей человека.

1 Фет А. Из-за границы. Путевые впечатления. Письмо второе // Современник. 1857. № 2. С. 242.

2 Роболи Т. Литература «путешествий» // Русская проза. Л., 1926. С. 48.

3 Фет А. Из-за границы. Путевые впечатления. Письмо второе. С. 86.

4 Боткин В.П. Литературная критика. С. 199.

5 Фет А. Из-за границы. Путевые впечатления. Письмо второе. С. 266.

6 Вакенродер В.-Г. Фантазии об искусстве. М., 1977. С. 30-31.

7 Там же. С. 76.

8 Жуковский В.А. Рафаэлева Мадонна (Из письма о Дрезденской галерее) // Жуковский В.А. Избранное. М., 1986. С. 399-403.

9 Там же. С. 400.

10 Вакенродер В.-Г. Фантазии об искусстве. С. 76-77.

11 Фет А. Из-за границы. Путевые впечатления. Письмо второе. С. 101-102.

12 Фет Афанасий. Воспоминания. М., 1983. С. 43.

13 Фет А. Из-за границы. Путевые впечатления. Письмо второе. С. 269.

14 Там же.

15 Там же. С. 266.

16 Там же. С.269.

17 Там же. С. 270.

18 Хомяков А.С. О старом и новом. М., 1988. С. 63.

19 Вакенродер В.-Г. Фантазии об искусстве. С. 61, 63-64.

20 Хомяков А.С. О старом и новом. С. 64.

21 Белинский В.Г. Собрание сочинений. Т. 8. С. 359.

18



© 2010-2022