Проектный урок по теме Одинокий и мудрый как дети ( об А. Блоке)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Одинокий и мудрый, как дети…» (итоговый урок по творчеству А. Блока)

Тип урока: защита проектов.

Работа велась в 5 группах, сформированных по принципу психологической совместимости, индивидуально; использование интерактивного метода «веерная атака».

Оборудование: газета «Жизнь и творчество А. Блока», сборники произведений поэта (стихи, записные книжки, воспоминания); рабочий материал, записанный на доске (эпиграф, высказывания Кузьминой-Караваевой); грамзаписи: Г. Свиридов вальс «Метель», вальс «Тройка»,

Д. Ласт «Одинокий пастух», репродукция картины М. Врубеля «Демон поверженный».

Цели проекта:

  • Расширение поисково-исследовательского характера учебной деятельности учащихся;

  • Приобщение к культуре исследования;

  • Воспитание индивидуальной, творчески активной личности, способной к самообучению и саморазвитию, умеющей контролировать и объективно оценивать собственную работу, представлять продукт своей деятельности.

  • Используя записи из дневников и записных книжек, показать Блока-человека его возвышенность и аристократичность, чистоту его мыслей и чувств; показать, что даже любовь по Блоку - белая; помочь учащимся задуматься над личностью поэта.

Характеристика проекта, подготовленного к защите.

По характеру доминирующей в группе деятельности:

-творчески-исследовательский;

-роле-игровой;

-творчески-информационный;

-практико-ориентированный.

По предметно-содержательной области:

-межпредметный: литература-история, т.к. эта тема не может быть рассмотрена вне связи с эпохой; литература - ИЗО; литература-музыка.

По количеству участников: коллективно-групповой.

По характеру контактов: внутриклассный.

По продолжительности: спаренный урок (90 мин. с перерывом)

Может быть, Россия и есть

Торжество «внутреннего человека»,

Постоянный укор человеку «внешнему».

«Война и мир» т. III ч.3 гл. IX-XI

25 июня, 1909, зап. Кн. Блока

I. Оргмомент.

Вступительное слово учителя - 3 минуты.

Есть два способа жить: совершенно законно и почтенно ходить по суше - мерить, взвешивать, предвидеть. Но можно ходить по водам, тогда нельзя мерить и предвидеть, а надо только всё время верить. Мгновение безверия -и начинаешь тонуть.

М.Кузьмина-Караваева.

Эти слова о вере принадлежат девочке, которая любила Блока, его стихи, которая, по воле судьбы, во время ВОВ попала в концлагерь «Равенсбрюк» и, находясь в нечеловеческих условиях, поддерживала людей, потерявших веру, читая стихи А. Блока. Сила его таланта помогала жить, усиливала веру. Сегодня мы будем говорить о Блоке-поэте, Блоке-человеке, попытаемся выяснить, используя эпиграф, что предпочтительнее в человеке - «внутреннее» или «внешнее»?

Итак, приступаем к работе.

Исследование 1. История одного стихотворения - история одной жизни.

Лиза с родителями переехала в Петербург из Крыма. И после тёплого, солнечного, яркого, впечатляющего Крыма город показался ей мрачным и нелюдимым. Она подолгу бродила по городу и однажды забрела в захудалое реальное училище, где выступал Блок… Он поразил её - и лицом, далёким, безразличным, красивым, будто высеченным из камня, и стихами, в которых было много «тоски, безнадёжности, много голосов страшного Петербурга, рыжий туман, городское удушье». Стихи эти стали с тех пор как бы её собственными стихами, «они не вне меня, они поют во мне». Потом ей достали томик стихов А. Блока, и она поняла, что он единственный может ей помочь унять душевную смуту; она идёт к нему домой на Галерную, 41. Не застаёт, идёт во второй раз, опять не застаёт, не застаёт и в третий, но уже не уходит, а ждёт его бесстрашно в маленькой комнате с огромным портретом Менделеева, с какими-то большими вещами, с образцовым порядком во всём, пустынным письменным столом; ей кажется, что она в жилище не поэта, а химика. Но вот появляется вернувшийся домой поэт «в чёрной широкой блузе, с отложным воротником… очень тихий, очень застенчивый», и она выкладывает одним махом о тоске, о бессмыслице жизни, о жажде подвига. «Он внимателен, почтителен и серьёзен, он всё понимает, совсем не поучает и, кажется, не замечает, что я не взрослая…» Сам Блок кажется ей страшно взрослым - «ему, наверное, лет двадцать пять». А она не вышла из гимназического возраста.

Ей было немногим больше пятнадцати - я напоминаю об этом, чтобы по достоинству были оценены строки «Воспоминаний».

Мы долго говорим. За окном уже темно. Вырисовываются окна других квартир. Он не зажигает света. Мне хорошо, я дома, хотя многого не могу понять.

Я чувствую, что около меня большой человек, что он мучается больше, чем я, что ему тоскливее, что бессмыслица не убита, не уничтожена. Меня поражает его особая внимательность, какая-то нежная небрежность. Мне большого человека ужасно жалко. Я начинаю его осторожно утешать, утешая и себя.

Странное чувство. Уходя с Галерной, я оставила часть души там. Это не полудетская влюблённость. На сердце скорее материнская встревоженность и забота. А наряду с этим сердцу легко и радостно. Хорошо, когда в мире есть такая большая тоска, большая жизнь, большое внимание, большая обнажённая, зрячая душа. Через неделю я получаю письмо, конверт необычный, ярко-синий. Почерк твёрдый, не очень крупный, но широкий, щедрый, широко расставлены строчки. В письме есть стихи: «Когда вы стоите на моём пути…»







Выразительное чтение стихотворения.



Когда вы стоите на моём пути,

Такая живая, такая красивая,

Но такая измученная,

Говорите всё о печальном,

Думаете о смерти,

Никого не любите

И презираете свою красоту -

Что же? Разве я обижу вас?

О нет! Ведь я не насильник,

Не обманщик и не гордец,

Хотя много думаю с детства

И слишком занят собой.

Ведь я - сочинитель,

Человек, называющий всё по имени,

Отнимающий аромат у живого цветка.

Сколько ни говорите о печальном,

Сколько ни размышляйте о концах и началах,

Всё же, я смею думать,

Что вам только пятнадцать лет.

И потому я хотел бы,

Чтобы вы влюбились в простого человека,

Который любит землю и небо

Больше, чем рифмованные и нерифмованные

Речи о земле и о небе.

Право, я буду за вас,

Так как только влюблённый

Имеет право на звание человека.

Проект № 2.

1. Стихи А. Блока торжественны, возвышенны, строги, как церковное пение. Они вызывают светлую грусть, меланхолическое настроение и в то же время приподнятость и надежду.

Звучит мелодия Г. Свиридова «Метель. Тройка. Вальс»

2. «Белый - это цвет любви», - написал восьмиклассник в своём сочинении. Любовь у него ассоциируется с чистотой. Белый - цвет любви, чистоты по- Блоку. Это любимый цвет поэта. Белые церкви, ризы, цветы, плечи белые и даже дым - белый.

3. На этом свете белый снег,

И белый сад, и выбеленный домик.

И этот белый склон, и белый след,

И этот белый лист и белый томик,

Где белый стих о дюнах и любви

Уже предсказан белоснежен Блоком.

«Белоснежным» Блока называет Юнона Мориц - известная современная поэтесса.

4. Обратимся к творчеству А. Блока.

1. Люблю вечернее моленье

У белой церкви над рекой

«Я отрок, зажигаю свечи», 1920г.

2. Так пел её голос, летящий в купол,

И луч снял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал

Как белое платье пело в луче.

«Девушка пела в церковном хоре», 1905г.

3. И прошла тог сонно-белая

Вдоль по комнатам одна.

«В голубой далёкой спаленке», 1905г.

4. Вот отец кроткий в белых ризах

Пришёл и смотрит в окно тюрьмы.

«Вот он - Христос - в цепях и розах», 1905г.

5. И смотрю я, вспоминая,

Как опущены ресницы,

Как твой мальчик, в белой шапке,

Улыбнулся на тебя.

«Ты приходишь без улыбки», 1905г.

6. Они давно меня томили:

В разгаре девственной мечты.

Они скучали и не жили

И мяли белые цветы.

«Сытые», 1905г.

7. Молодые ходят ночи,

Сёстры - пряхи снежных зим,

И глядят, открывши очи,

Завивают белый дым.

«На снежном костре», 1907г.

8. Я всех забыл, кого любил

Я сердце вьюгой закрутил,

Я бросил сердце с белых гор,

Оно лежит на дне!

«Сердце предано метели», 1907г.

Лидер. Вывод группы.

Целью исследовательской работы нашей группы было определение ЦВЕТОПИСИ, которую использовал А. Блок в своём творчестве. Предлагаю ответить на несколько вопросов, чтобы определить, достигла ли наша группа поставленной цели:

  • Почему Ю. Мориц назвала Блока «белоснежным»?

  • По-вашему, почему белый цвет - любимый цвет поэта, связано ли это с его внутренним миром?

Спасибо. Предоставляем слово следующей группе.

Лидер 3 группы представляет свой проект.

Наша группа занималась исследовательской работой. Мы предлагаем вашему вниманию строки из стихотворений, в которых А. Блок использует самые распространённые образы-символы, типичные для его произведений. Предлагаем сделать перечень образов-символов и попытаться определить их значение:

  1. 1. «Я сердце вьюгой закрутил»

«Сердце предано метели», 1907г.

2. Ты в белой вьюге, в снежном стоне

Опять волшебницей всплыла.

«Я долго ждал - ты вышла поздно», 1910г.

  1. 3. Ночью вьюга снежная

Заметала след.

Т.ж. 1901г.

4. …под гневом светлой красоты

Они всечасно в вихре бури.

«Ты - божий день», 1902г.

  1. 5. Довольно жить, оставь слова,

Я, как метель, звонка.

Т.ж. 1907г.

6. Снежная мгла взвилась.

Легли сугробы кругом.

«Снежная вязь», 1907г.

  1. 7. Открыли дверь мою метели.

Застыла горница моя…

«Второе крещение», 1907г.

8. И снежных вихрей подъятый молот

Бросил нас в бездну, где искры неслись.

«Настигнутый метелью», 1907г.

Лидер. Этот перечень можно продолжить. Итак, какие символы вы выбрали из стихотворений? Каково их значение?

Да, действительно, вьюга, вихрь, метель, мгла - снежная, белая. Вьюга у Блока - символ очищения мира, сметающая остатки старого мира.

Проект № 4

Гёте говорил: «Чтобы что-нибудь создать, надо кем-то быть». Чтобы понять Блока-поэта, нужно увидеть и понять Блока-человека, - умеющего понимать людей, страдать, стремящегося к «идеалу».

Стихи - это молитвы. Дневник, 1902г.

Раз сорок Врубель рисовал голову Демона. В пять часов утра бежал в мастерскую, как только открывали магазин, - бегал за шампанским. Дописывал уже на выставке. Раз пришли и увидели совсем гениальное лицо. Потом говорят, он опять испортил его. Хотя бы - легенда.

Зап. книжка 1908г.

- Демонстрируется репродукция картины Врубеля «Демон поверженный».

Врубель написал душу Блока, хотя не знал об этом. Он рисовал душу поверженного Демона. Блок - гений отчаяния. Он уже перепутал законы жизни и поэзии. В жизни был поэтом. В поэзию внёс личную жестокость.

М. Шкляревский «Большая музыка»

(Записать на доске высказывание Шкляревского)

  • Соответствует ли восприятие Блока Шкляревским с вашими представлениями о поэте? Поясните.

  • К какому художественному течению вы бы отнесли произведение Врубеля?

  • Как вы думаете, почему изображение так размыто?

  • Какие ассоциации оно вызывает?

Всякое стихотворение - покрывало, растянутое на остриё нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды. Из-за них существует стихотворение.

Зап. книжка, 1906г.

Увидел на странице древней книги портрет и загрустил.

Зап. книжка, 1903г.

Я не только молод, а ещё и бесконечно стар.

Зап. книжка, 1911г.

Ложь, что мысли повторяются, каждая мысль нова, потому что её окружает и оформляет новое.

Зап. книжка, 1917г.

Лишь тот, кто так любил, как я, имеет право ненавидеть. И мне - быть катакомбой. Катакомба - звезда, несущаяся в пустынном эфире, светящаяся…

Зап. дневник, 1917г.

Вначале была музыка. Музыка - есть сущность мира. Мир растёт в упругих ритмах. Рост задерживается, чтобы потом «хлынуть». Таков закон всякой органической жизни на земле - и жизни человека и человечества.

Дневник, 1919г.

Человеческая совесть побуждает человека искать лучшего и помогает ему порою отказываться от старого… под игом насилия человеческая совесть умолкает; тогда человек замыкается в старом, чем наглей насилие, тем прочнее замыкается человек в старом.

Дневник, 1920г.

Лидер группы.

Из многочисленных дневниковых записей мы выбрали те, которые, по нашему мнению, показались наиболее интересны. Они иллюстрируют аристократичность, чистоту мыслей и чувства автора, его возвышенность. Что нового вы узнали о Блоке из этих записей?

Проект № 5

Интерпретация. Блок и современность. Тема личности и «толпы».

Надо всё время верить. Мгновение безверия -

И начинаешь тонуть.

Демонстрация к/ф Н. Михалкова «Сибирский цирюльник»

(Моцарт - великий композитор)

Обсуждение эпизода. Почему именно этот фильм использован на уроке?

Как он связан с темой урока?

Вернёмся к эпиграфу. Как разграничить понятия «внутреннего» и «внешнего» человека?

Проект № 6

Индивидуальная защита. Коллаж «Блок».

Итог урока:

  1. Какой эпитет вы подобрали бы к фамилии «Блок»? (белоснежный)

  2. Какие образы-символы использовал Блок в творчестве? (вьюга, метель, вихрь, мгла)

  3. Какая мысль, услышанная на уроке, вас затронула? Что нового вы узнали о Блоке?

  4. Оценка деятельности групп.

Домашнее задание:

  1. Найти высказывание, которое иллюстрирует творчество А. Блока, близко ему по духу.

  2. Написать сочинение ассоциативного характера «Блок».

  3. Выполнить творческую работу на своё усмотрение и предложить этот вид работы одноклассникам









Задания по группам

ПРОЕКТ: № 1

«История одного стихотворения - история одной жизни»

«Когда вы стоите на моем пути…» (1908г.)

ПРОЕКТ: № 2

Какую цветопись использует А. Блок в своих стихотворениях? (исследовательская работа)

ПРОЕКТ: № 3

Самые распространенные образы- символы в стихотворениях А. Блока

(исследовательская работа)

ПРОЕКТ: № 4

Блок - человек. О чем говорят его записные книжки? (отношение к любви, восприятие революции)

Проблемный вопрос: Почему Блок жил так мало, и при каких условиях он прожил бы дольше? (любовь по - Блоку - белая, революция - очищение или разрушение?)


© 2010-2022