- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Проектный урок по теме Одинокий и мудрый как дети ( об А. Блоке)
Проектный урок по теме Одинокий и мудрый как дети ( об А. Блоке)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чуб С.И. |
Дата | 03.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Одинокий и мудрый, как дети…» (итоговый урок по творчеству А. Блока)
Тип урока: защита проектов.
Работа велась в 5 группах, сформированных по принципу психологической совместимости, индивидуально; использование интерактивного метода «веерная атака».
Оборудование: газета «Жизнь и творчество А. Блока», сборники произведений поэта (стихи, записные книжки, воспоминания); рабочий материал, записанный на доске (эпиграф, высказывания Кузьминой-Караваевой); грамзаписи: Г. Свиридов вальс «Метель», вальс «Тройка»,
Д. Ласт «Одинокий пастух», репродукция картины М. Врубеля «Демон поверженный».
Цели проекта:
-
Расширение поисково-исследовательского характера учебной деятельности учащихся;
-
Приобщение к культуре исследования;
-
Воспитание индивидуальной, творчески активной личности, способной к самообучению и саморазвитию, умеющей контролировать и объективно оценивать собственную работу, представлять продукт своей деятельности.
-
Используя записи из дневников и записных книжек, показать Блока-человека его возвышенность и аристократичность, чистоту его мыслей и чувств; показать, что даже любовь по Блоку - белая; помочь учащимся задуматься над личностью поэта.
Характеристика проекта, подготовленного к защите.
По характеру доминирующей в группе деятельности:
-творчески-исследовательский;
-роле-игровой;
-творчески-информационный;
-практико-ориентированный.
По предметно-содержательной области:
-межпредметный: литература-история, т.к. эта тема не может быть рассмотрена вне связи с эпохой; литература - ИЗО; литература-музыка.
По количеству участников: коллективно-групповой.
По характеру контактов: внутриклассный.
По продолжительности: спаренный урок (90 мин. с перерывом)
Может быть, Россия и есть
Торжество «внутреннего человека»,
Постоянный укор человеку «внешнему».
«Война и мир» т. III ч.3 гл. IX-XI
25 июня, 1909, зап. Кн. Блока
I. Оргмомент.
Вступительное слово учителя - 3 минуты.
Есть два способа жить: совершенно законно и почтенно ходить по суше - мерить, взвешивать, предвидеть. Но можно ходить по водам, тогда нельзя мерить и предвидеть, а надо только всё время верить. Мгновение безверия -и начинаешь тонуть.
М.Кузьмина-Караваева.
Эти слова о вере принадлежат девочке, которая любила Блока, его стихи, которая, по воле судьбы, во время ВОВ попала в концлагерь «Равенсбрюк» и, находясь в нечеловеческих условиях, поддерживала людей, потерявших веру, читая стихи А. Блока. Сила его таланта помогала жить, усиливала веру. Сегодня мы будем говорить о Блоке-поэте, Блоке-человеке, попытаемся выяснить, используя эпиграф, что предпочтительнее в человеке - «внутреннее» или «внешнее»?
Итак, приступаем к работе.
Исследование 1. История одного стихотворения - история одной жизни.
Лиза с родителями переехала в Петербург из Крыма. И после тёплого, солнечного, яркого, впечатляющего Крыма город показался ей мрачным и нелюдимым. Она подолгу бродила по городу и однажды забрела в захудалое реальное училище, где выступал Блок… Он поразил её - и лицом, далёким, безразличным, красивым, будто высеченным из камня, и стихами, в которых было много «тоски, безнадёжности, много голосов страшного Петербурга, рыжий туман, городское удушье». Стихи эти стали с тех пор как бы её собственными стихами, «они не вне меня, они поют во мне». Потом ей достали томик стихов А. Блока, и она поняла, что он единственный может ей помочь унять душевную смуту; она идёт к нему домой на Галерную, 41. Не застаёт, идёт во второй раз, опять не застаёт, не застаёт и в третий, но уже не уходит, а ждёт его бесстрашно в маленькой комнате с огромным портретом Менделеева, с какими-то большими вещами, с образцовым порядком во всём, пустынным письменным столом; ей кажется, что она в жилище не поэта, а химика. Но вот появляется вернувшийся домой поэт «в чёрной широкой блузе, с отложным воротником… очень тихий, очень застенчивый», и она выкладывает одним махом о тоске, о бессмыслице жизни, о жажде подвига. «Он внимателен, почтителен и серьёзен, он всё понимает, совсем не поучает и, кажется, не замечает, что я не взрослая…» Сам Блок кажется ей страшно взрослым - «ему, наверное, лет двадцать пять». А она не вышла из гимназического возраста.
Ей было немногим больше пятнадцати - я напоминаю об этом, чтобы по достоинству были оценены строки «Воспоминаний».
Мы долго говорим. За окном уже темно. Вырисовываются окна других квартир. Он не зажигает света. Мне хорошо, я дома, хотя многого не могу понять.
Я чувствую, что около меня большой человек, что он мучается больше, чем я, что ему тоскливее, что бессмыслица не убита, не уничтожена. Меня поражает его особая внимательность, какая-то нежная небрежность. Мне большого человека ужасно жалко. Я начинаю его осторожно утешать, утешая и себя.
Странное чувство. Уходя с Галерной, я оставила часть души там. Это не полудетская влюблённость. На сердце скорее материнская встревоженность и забота. А наряду с этим сердцу легко и радостно. Хорошо, когда в мире есть такая большая тоска, большая жизнь, большое внимание, большая обнажённая, зрячая душа. Через неделю я получаю письмо, конверт необычный, ярко-синий. Почерк твёрдый, не очень крупный, но широкий, щедрый, широко расставлены строчки. В письме есть стихи: «Когда вы стоите на моём пути…»
Выразительное чтение стихотворения.
Когда вы стоите на моём пути,
Такая живая, такая красивая,
Но такая измученная,
Говорите всё о печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою красоту -
Что же? Разве я обижу вас?
О нет! Ведь я не насильник,
Не обманщик и не гордец,
Хотя много думаю с детства
И слишком занят собой.
Ведь я - сочинитель,
Человек, называющий всё по имени,
Отнимающий аромат у живого цветка.
Сколько ни говорите о печальном,
Сколько ни размышляйте о концах и началах,
Всё же, я смею думать,
Что вам только пятнадцать лет.
И потому я хотел бы,
Чтобы вы влюбились в простого человека,
Который любит землю и небо
Больше, чем рифмованные и нерифмованные
Речи о земле и о небе.
Право, я буду за вас,
Так как только влюблённый
Имеет право на звание человека.
Проект № 2.
1. Стихи А. Блока торжественны, возвышенны, строги, как церковное пение. Они вызывают светлую грусть, меланхолическое настроение и в то же время приподнятость и надежду.
Звучит мелодия Г. Свиридова «Метель. Тройка. Вальс»
2. «Белый - это цвет любви», - написал восьмиклассник в своём сочинении. Любовь у него ассоциируется с чистотой. Белый - цвет любви, чистоты по- Блоку. Это любимый цвет поэта. Белые церкви, ризы, цветы, плечи белые и даже дым - белый.
3. На этом свете белый снег,
И белый сад, и выбеленный домик.
И этот белый склон, и белый след,
И этот белый лист и белый томик,
Где белый стих о дюнах и любви
Уже предсказан белоснежен Блоком.
«Белоснежным» Блока называет Юнона Мориц - известная современная поэтесса.
4. Обратимся к творчеству А. Блока.
1. Люблю вечернее моленье
У белой церкви над рекой
«Я отрок, зажигаю свечи», 1920г.
2. Так пел её голос, летящий в купол,
И луч снял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал
Как белое платье пело в луче.
«Девушка пела в церковном хоре», 1905г.
3. И прошла тог сонно-белая
Вдоль по комнатам одна.
«В голубой далёкой спаленке», 1905г.
4. Вот отец кроткий в белых ризах
Пришёл и смотрит в окно тюрьмы.
«Вот он - Христос - в цепях и розах», 1905г.
5. И смотрю я, вспоминая,
Как опущены ресницы,
Как твой мальчик, в белой шапке,
Улыбнулся на тебя.
«Ты приходишь без улыбки», 1905г.
6. Они давно меня томили:
В разгаре девственной мечты.
Они скучали и не жили
И мяли белые цветы.
«Сытые», 1905г.
7. Молодые ходят ночи,
Сёстры - пряхи снежных зим,
И глядят, открывши очи,
Завивают белый дым.
«На снежном костре», 1907г.
8. Я всех забыл, кого любил
Я сердце вьюгой закрутил,
Я бросил сердце с белых гор,
Оно лежит на дне!
«Сердце предано метели», 1907г.
Лидер. Вывод группы.
Целью исследовательской работы нашей группы было определение ЦВЕТОПИСИ, которую использовал А. Блок в своём творчестве. Предлагаю ответить на несколько вопросов, чтобы определить, достигла ли наша группа поставленной цели:
-
Почему Ю. Мориц назвала Блока «белоснежным»?
-
По-вашему, почему белый цвет - любимый цвет поэта, связано ли это с его внутренним миром?
Спасибо. Предоставляем слово следующей группе.
Лидер 3 группы представляет свой проект.
Наша группа занималась исследовательской работой. Мы предлагаем вашему вниманию строки из стихотворений, в которых А. Блок использует самые распространённые образы-символы, типичные для его произведений. Предлагаем сделать перечень образов-символов и попытаться определить их значение:
-
1. «Я сердце вьюгой закрутил»
«Сердце предано метели», 1907г.
2. Ты в белой вьюге, в снежном стоне
Опять волшебницей всплыла.
«Я долго ждал - ты вышла поздно», 1910г.
-
3. Ночью вьюга снежная
Заметала след.
Т.ж. 1901г.
4. …под гневом светлой красоты
Они всечасно в вихре бури.
«Ты - божий день», 1902г.
-
5. Довольно жить, оставь слова,
Я, как метель, звонка.
Т.ж. 1907г.
6. Снежная мгла взвилась.
Легли сугробы кругом.
«Снежная вязь», 1907г.
-
7. Открыли дверь мою метели.
Застыла горница моя…
«Второе крещение», 1907г.
8. И снежных вихрей подъятый молот
Бросил нас в бездну, где искры неслись.
«Настигнутый метелью», 1907г.
Лидер. Этот перечень можно продолжить. Итак, какие символы вы выбрали из стихотворений? Каково их значение?
Да, действительно, вьюга, вихрь, метель, мгла - снежная, белая. Вьюга у Блока - символ очищения мира, сметающая остатки старого мира.
Проект № 4
Гёте говорил: «Чтобы что-нибудь создать, надо кем-то быть». Чтобы понять Блока-поэта, нужно увидеть и понять Блока-человека, - умеющего понимать людей, страдать, стремящегося к «идеалу».
Стихи - это молитвы. Дневник, 1902г.
Раз сорок Врубель рисовал голову Демона. В пять часов утра бежал в мастерскую, как только открывали магазин, - бегал за шампанским. Дописывал уже на выставке. Раз пришли и увидели совсем гениальное лицо. Потом говорят, он опять испортил его. Хотя бы - легенда.
Зап. книжка 1908г.
- Демонстрируется репродукция картины Врубеля «Демон поверженный».
Врубель написал душу Блока, хотя не знал об этом. Он рисовал душу поверженного Демона. Блок - гений отчаяния. Он уже перепутал законы жизни и поэзии. В жизни был поэтом. В поэзию внёс личную жестокость.
М. Шкляревский «Большая музыка»
(Записать на доске высказывание Шкляревского)
-
Соответствует ли восприятие Блока Шкляревским с вашими представлениями о поэте? Поясните.
-
К какому художественному течению вы бы отнесли произведение Врубеля?
-
Как вы думаете, почему изображение так размыто?
-
Какие ассоциации оно вызывает?
Всякое стихотворение - покрывало, растянутое на остриё нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды. Из-за них существует стихотворение.
Зап. книжка, 1906г.
Увидел на странице древней книги портрет и загрустил.
Зап. книжка, 1903г.
Я не только молод, а ещё и бесконечно стар.
Зап. книжка, 1911г.
Ложь, что мысли повторяются, каждая мысль нова, потому что её окружает и оформляет новое.
Зап. книжка, 1917г.
Лишь тот, кто так любил, как я, имеет право ненавидеть. И мне - быть катакомбой. Катакомба - звезда, несущаяся в пустынном эфире, светящаяся…
Зап. дневник, 1917г.
Вначале была музыка. Музыка - есть сущность мира. Мир растёт в упругих ритмах. Рост задерживается, чтобы потом «хлынуть». Таков закон всякой органической жизни на земле - и жизни человека и человечества.
Дневник, 1919г.
Человеческая совесть побуждает человека искать лучшего и помогает ему порою отказываться от старого… под игом насилия человеческая совесть умолкает; тогда человек замыкается в старом, чем наглей насилие, тем прочнее замыкается человек в старом.
Дневник, 1920г.
Лидер группы.
Из многочисленных дневниковых записей мы выбрали те, которые, по нашему мнению, показались наиболее интересны. Они иллюстрируют аристократичность, чистоту мыслей и чувства автора, его возвышенность. Что нового вы узнали о Блоке из этих записей?
Проект № 5
Интерпретация. Блок и современность. Тема личности и «толпы».
Надо всё время верить. Мгновение безверия -
И начинаешь тонуть.
Демонстрация к/ф Н. Михалкова «Сибирский цирюльник»
(Моцарт - великий композитор)
Обсуждение эпизода. Почему именно этот фильм использован на уроке?
Как он связан с темой урока?
Вернёмся к эпиграфу. Как разграничить понятия «внутреннего» и «внешнего» человека?
Проект № 6
Индивидуальная защита. Коллаж «Блок».
Итог урока:
-
Какой эпитет вы подобрали бы к фамилии «Блок»? (белоснежный)
-
Какие образы-символы использовал Блок в творчестве? (вьюга, метель, вихрь, мгла)
-
Какая мысль, услышанная на уроке, вас затронула? Что нового вы узнали о Блоке?
-
Оценка деятельности групп.
Домашнее задание:
-
Найти высказывание, которое иллюстрирует творчество А. Блока, близко ему по духу.
-
Написать сочинение ассоциативного характера «Блок».
-
Выполнить творческую работу на своё усмотрение и предложить этот вид работы одноклассникам
Задания по группам
ПРОЕКТ: № 1
«История одного стихотворения - история одной жизни»
«Когда вы стоите на моем пути…» (1908г.)
ПРОЕКТ: № 2
Какую цветопись использует А. Блок в своих стихотворениях? (исследовательская работа)
ПРОЕКТ: № 3
Самые распространенные образы- символы в стихотворениях А. Блока
(исследовательская работа)
ПРОЕКТ: № 4
Блок - человек. О чем говорят его записные книжки? (отношение к любви, восприятие революции)
Проблемный вопрос: Почему Блок жил так мало, и при каких условиях он прожил бы дольше? (любовь по - Блоку - белая, революция - очищение или разрушение?)