- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тема урока: «Заседание в театральной студии. Рассказ «Хамелеон» А. П. Чехова. »
Тема урока: «Заседание в театральной студии. Рассказ «Хамелеон» А. П. Чехова. »
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Заболотнева Л.В. |
Дата | 21.07.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Заседание в театральной студии. Рассказ «Хамелеон» А.П.Чехова.»
Цель урока:
1. Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.П.Чехова, рассказом «Хамелеон». Показать осмеяние в рассказе самоуправства, угодничества. Выяснить, в чём смысл названия рассказа, особенности его построения. Дать понятие о юморе. Помочь учащимся понять смешное и грустное в рассказе.
2.Формировать умения анализировать произведение; выразительно читать прозаический текст; выявлять авторскую позицию.
Оснащение: портрет А.П.Чехова, рисунки учеников к рассказу «Хамелеон», записи с музыкальными произведениями, изображение ящерицы хамелеона, костюмы для инсценировки: решето, шинель(или пальто).
Ход урока.
-
Вступительное слово учителя.
-
Сообщение цели, темы урока:
-Ребята, представьте себе, что вы не в классе, а в театральной студии. Школа - это Большой театр. Я возьму на себя смелость быть главным режиссёром. А вы, сидящие здесь в студии, - помощники режиссёра: актёры, музыкальные редакторы, художники, декораторы.
Итак, я пригласила вас сюда, господа-творческие личности для того, чтобы мы с вами приняли участие в создании нового спектакля по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон». Спектакль будет называться «Дело Хрюкина».
-
Рассказ о писателе.
-
Немного об авторе рассказа «Хамелеон». Представляю вашему вниманию портрет А.П.Чехова, написанный художником. В.П.Цветковой в 1951 году. А.П.Чехов относится к плеяде писателей, составляющих гордость русской классической литературы.
-
Прочитаем биографию писателя по учебнику.
-
Наверняка, с некоторыми трудами этого писателя вы уже знакомы. Может быть вспомните, с какими? (Рассказы «Ванька», «Толстый и тонкий», «Беглец» и т.д.)
-
Работа над названием текста.
-
Прежде, чем мы познакомимся с рассказом, новым для вас, уместно остановиться на названии произведения. Известно, как мучительно Чехов искал названия для своих сборников и для рассказов.
-
Что означает заглавие? (Тему и основную мысль произведения.)
-
По мнению Чехова, заглавие - это смысловой стержень произведения, оно должно быть простым, ясным, предельно кратким и скромным.
-
Слово хамелеон, что оно обозначает?(Порода ящериц, быстро меняющих цвет кожи в зависимости от окружающей среды)
-
(Демонстрация изображения ящерицы-хамелеона).
-
Как вы думаете, о чём может быть рассказ с таким названием «Хамелеон»? Стр.2
-
Чтение текста учителем (или хорошо подготовленным учеником).
-
Работа по усвоению содержания текста.
-
Вы прослушали текст. И впереди у нас главная работа - нам с вами предстоит обсудить будущий спектакль. Почему спектакль будет называться «Дело Хрюкина»? (Хрюкин потерпевший).
1) Работа в группах:
Класс делится на группы (по вариантам): актёры, музыкальные редакторы, художники по костюмам, художники-декораторы, критики.
2) Задание критикам (1 вариант): (работа с критиками в конце урока, задание получают заранее. ) Критики работают самостоятельно.
-
Критикам предстоит найти ответы на поставленные произведением вопросы, выявить художественные особенности рассказа. (Вопросы нам доске):
а) Каким является смех в произведении? ( Краткий словарь литературоведческих терминов в учебнике - с.371 - юмористическим)
б) Как характеризуется рассказ? ( смешным)
в) Слышен ли здесь голос автора? Почему? (Нет, говорят и действуют персонажи рассказа. Чехов - совсем другой человек, умный, талантливый, отзывчивый, и у него нет ничего общего с героями его рассказов).
г) Есть ли в этих рассказах описание природы? Случайно ли это? ( Нет. Скорей всего, действующие лица рассказа просто не замечают красоты окружающей природы, она для них как бы не существует.)
-
Отсутствие у чеховских антигероев органической связи с природой свидетельствует о невосполнимой нравственной потере. Будет ли счастлив такой человек? (Нет).
-
Задание актёрам ( 2 вариант):
-
Елдырин, Очумелов, Хрюкин(можно по желанию), дайте сами себе характеристику.
4) Задание художникам по костюмам ( 3 вариант):
- Опишите внешний вид героев.
5) Задание художникам-декораторам (4 вариант).
- Опишите место действия, чтобы нам ясно представить картину, на фоне которой происходят события.
Х-Д: пыльная базарная площадь, деревянные прилавки, за площадью видны строения, дома, заборы, лавки с открытыми дверями, кабаки. Время, скорее всего после полудня, на улице ни души, люди отдыхают после полудня. Только беспризорная свинья бродит в поиске чего-нибудь вкусненького. Кругом скука, тишина. Ну вот в эту тишину врываются человеческие крики, собачий визг.
6) Встреча с героями рассказа.
- Образовалась толпа, кто эти люди? Назовите героев рассказа.
Стр. 3
О
Е
Уч-ки: (Елдырин, Очумелов, Хрюкин, Жигалов).
- Заслушаем актёров, которые будут играть чеховских героев.
(3) 1 ученик-Хрюкин: потерпевший, золотых дел мастер, человек маленький по социальному положению; ищет защиты у людей, следящих за порядком. Лицо его полупьяное от боли, палец окровавлен.
- Предоставим слово художникам по костюмам.
(4) 1 художник: Хрюкин: в ситцевой крахмаленной рубахе и расстёгнутой жилетке.
(3) 2 ученик- Елдырин: городовой, низший чин полицейской охраны в городе, ходит по пятам за своим начальником Очумеловым, полностью ему подчиняться.
(4) 2 художник: Елдырин: рыжий, в руках решето, наполненное крыжовником, который отобрали, «конфисковали».
(3) 3 ученик- Очумелов: главное лицо по защите порядка, полицейский надзиратель, важный, степенный.
(4) 3 художник: на нём мундир, пальто, фуражка, сапоги и узелок в руках.
- Кто же такой Жигалов? (генерал, само звание говорит о его величии).
7) Актёрское мастерство.
1 сцена. Очумелов и Елдырин.
- Покажите, как движется полицейский надзиратель. (Важно, степенно).
2 сцена.
-
Что происходит с Очумеловым в те моменты, когда он узнаёт, что собака принадлежит генеральской семье? (Его то знобит, то в жар бросает. Ему приходится то снимать, то одевать пальто).
-
Покажите, как происходит это действие. (инсценировка, чтение по ролям).
Сценка.
-
Сними-ка, Елдырин, с меня пальто.
-
Одень-ка, Елдырин, пальто.
-
В чём помогает разобраться читателю этот эпизод? Стр.4
-
(пресмыкается перед высшими чинами, боится)
8) Вопросы на восприятие.
-
Кого же Чехов называет Хамелеоном? (Очумелова)
-
Кто же остался виновным в этой истории? (Хрюкин).
-
Какие слова приходят на ум? (У сильного всегда бессильный виноват).
9) -Предоставим слово экспертной группе-критикам. (2)
10) - Слово художникам об иллюстрациях учеников.
5. Музыкальное оформление спектакля.
Работа с музыкальными оформителями.
-Спектакль создан, сюжет рассмотрен. Сейчас прозвучит музыка. Какая из этих мелодий подходит для этого спектакля больше всего. ( Звучат эпизоды музыкальных произведений: мазурки, марша, современные мелодии. Учащиеся выбирают нужную мелодию, обосновывая свой выбор.)
6. Итог.
-
Итак, на этой ноте мы заканчиваем сегодняшний урок.
-
Прочитайте высказывания.
1. Чтение эпиграфа в учебнике.
2. «...Краткость - сестра таланта.»
3. «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.» А.Чехов.
4. «...Благодаря своей искренности, Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде. Его язык удивителен...» Л.Толстой.
-
Домашнее задание. Читать рассказ по ролям.