Тема урока: «Заседание в театральной студии. Рассказ «Хамелеон» А. П. Чехова. »

Конспект урока по литературе в 7 классе по программе В.Я.Коровиной. На данном уроке обучающиеся продолжат знакомство с творчеством А.П.Чехова, рассказом «Хамелеон», рассмотрят осмеяние в рассказе самоуправства, угодничества. Ребятам предстоит выяснить, в чём смысл названия рассказа, особенности его построения. На уроке даётся понятие о юморе. Учащимся предстоит понять смешное и грустное в рассказе. Урок построен в соответствии с новейшими требованиями ФГОС. Обучающиеся работают в группах и в парах. В течение урока используются разнообразные прёмы работы.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Заседание в театральной студии. Рассказ «Хамелеон» А.П.Чехова.»

Цель урока:

1. Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.П.Чехова, рассказом «Хамелеон». Показать осмеяние в рассказе самоуправства, угодничества. Выяснить, в чём смысл названия рассказа, особенности его построения. Дать понятие о юморе. Помочь учащимся понять смешное и грустное в рассказе.

2.Формировать умения анализировать произведение; выразительно читать прозаический текст; выявлять авторскую позицию.

Оснащение: портрет А.П.Чехова, рисунки учеников к рассказу «Хамелеон», записи с музыкальными произведениями, изображение ящерицы хамелеона, костюмы для инсценировки: решето, шинель(или пальто).

Ход урока.


  1. Вступительное слово учителя.


  1. Сообщение цели, темы урока:

-Ребята, представьте себе, что вы не в классе, а в театральной студии. Школа - это Большой театр. Я возьму на себя смелость быть главным режиссёром. А вы, сидящие здесь в студии, - помощники режиссёра: актёры, музыкальные редакторы, художники, декораторы.

Итак, я пригласила вас сюда, господа-творческие личности для того, чтобы мы с вами приняли участие в создании нового спектакля по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон». Спектакль будет называться «Дело Хрюкина».


  1. Рассказ о писателе.

  • Немного об авторе рассказа «Хамелеон». Представляю вашему вниманию портрет А.П.Чехова, написанный художником. В.П.Цветковой в 1951 году. А.П.Чехов относится к плеяде писателей, составляющих гордость русской классической литературы.

  • Прочитаем биографию писателя по учебнику.

  • Наверняка, с некоторыми трудами этого писателя вы уже знакомы. Может быть вспомните, с какими? (Рассказы «Ванька», «Толстый и тонкий», «Беглец» и т.д.)


  1. Работа над названием текста.


  • Прежде, чем мы познакомимся с рассказом, новым для вас, уместно остановиться на названии произведения. Известно, как мучительно Чехов искал названия для своих сборников и для рассказов.

  • Что означает заглавие? (Тему и основную мысль произведения.)

  • По мнению Чехова, заглавие - это смысловой стержень произведения, оно должно быть простым, ясным, предельно кратким и скромным.

  • Слово хамелеон, что оно обозначает?(Порода ящериц, быстро меняющих цвет кожи в зависимости от окружающей среды)

  • (Демонстрация изображения ящерицы-хамелеона).

  • Как вы думаете, о чём может быть рассказ с таким названием «Хамелеон»? Стр.2


  1. Чтение текста учителем (или хорошо подготовленным учеником).

  2. Работа по усвоению содержания текста.


  • Вы прослушали текст. И впереди у нас главная работа - нам с вами предстоит обсудить будущий спектакль. Почему спектакль будет называться «Дело Хрюкина»? (Хрюкин потерпевший).

1) Работа в группах:

Класс делится на группы (по вариантам): актёры, музыкальные редакторы, художники по костюмам, художники-декораторы, критики.

2) Задание критикам (1 вариант): (работа с критиками в конце урока, задание получают заранее. ) Критики работают самостоятельно.


  • Критикам предстоит найти ответы на поставленные произведением вопросы, выявить художественные особенности рассказа. (Вопросы нам доске):

а) Каким является смех в произведении? ( Краткий словарь литературоведческих терминов в учебнике - с.371 - юмористическим)

б) Как характеризуется рассказ? ( смешным)

в) Слышен ли здесь голос автора? Почему? (Нет, говорят и действуют персонажи рассказа. Чехов - совсем другой человек, умный, талантливый, отзывчивый, и у него нет ничего общего с героями его рассказов).

г) Есть ли в этих рассказах описание природы? Случайно ли это? ( Нет. Скорей всего, действующие лица рассказа просто не замечают красоты окружающей природы, она для них как бы не существует.)

  • Отсутствие у чеховских антигероев органической связи с природой свидетельствует о невосполнимой нравственной потере. Будет ли счастлив такой человек? (Нет).


  1. Задание актёрам ( 2 вариант):

  • Елдырин, Очумелов, Хрюкин(можно по желанию), дайте сами себе характеристику.

4) Задание художникам по костюмам ( 3 вариант):

- Опишите внешний вид героев.

5) Задание художникам-декораторам (4 вариант).

- Опишите место действия, чтобы нам ясно представить картину, на фоне которой происходят события.

Х-Д: пыльная базарная площадь, деревянные прилавки, за площадью видны строения, дома, заборы, лавки с открытыми дверями, кабаки. Время, скорее всего после полудня, на улице ни души, люди отдыхают после полудня. Только беспризорная свинья бродит в поиске чего-нибудь вкусненького. Кругом скука, тишина. Ну вот в эту тишину врываются человеческие крики, собачий визг.

6) Встреча с героями рассказа.

- Образовалась толпа, кто эти люди? Назовите героев рассказа.


Стр. 3

О

Е


Уч-ки: (Елдырин, Очумелов, Хрюкин, Жигалов).

- Заслушаем актёров, которые будут играть чеховских героев.

(3) 1 ученик-Хрюкин: потерпевший, золотых дел мастер, человек маленький по социальному положению; ищет защиты у людей, следящих за порядком. Лицо его полупьяное от боли, палец окровавлен.

- Предоставим слово художникам по костюмам.

(4) 1 художник: Хрюкин: в ситцевой крахмаленной рубахе и расстёгнутой жилетке.

(3) 2 ученик- Елдырин: городовой, низший чин полицейской охраны в городе, ходит по пятам за своим начальником Очумеловым, полностью ему подчиняться.

(4) 2 художник: Елдырин: рыжий, в руках решето, наполненное крыжовником, который отобрали, «конфисковали».

(3) 3 ученик- Очумелов: главное лицо по защите порядка, полицейский надзиратель, важный, степенный.

(4) 3 художник: на нём мундир, пальто, фуражка, сапоги и узелок в руках.

- Кто же такой Жигалов? (генерал, само звание говорит о его величии).

7) Актёрское мастерство.

1 сцена. Очумелов и Елдырин.

- Покажите, как движется полицейский надзиратель. (Важно, степенно).

2 сцена.


  • Что происходит с Очумеловым в те моменты, когда он узнаёт, что собака принадлежит генеральской семье? (Его то знобит, то в жар бросает. Ему приходится то снимать, то одевать пальто).

  • Покажите, как происходит это действие. (инсценировка, чтение по ролям).

Сценка.

  • Сними-ка, Елдырин, с меня пальто.

  • Одень-ка, Елдырин, пальто.


  • В чём помогает разобраться читателю этот эпизод? Стр.4

  • (пресмыкается перед высшими чинами, боится)

8) Вопросы на восприятие.


  • Кого же Чехов называет Хамелеоном? (Очумелова)

  • Кто же остался виновным в этой истории? (Хрюкин).

  • Какие слова приходят на ум? (У сильного всегда бессильный виноват).

9) -Предоставим слово экспертной группе-критикам. (2)

10) - Слово художникам об иллюстрациях учеников.

5. Музыкальное оформление спектакля.

Работа с музыкальными оформителями.

-Спектакль создан, сюжет рассмотрен. Сейчас прозвучит музыка. Какая из этих мелодий подходит для этого спектакля больше всего. ( Звучат эпизоды музыкальных произведений: мазурки, марша, современные мелодии. Учащиеся выбирают нужную мелодию, обосновывая свой выбор.)

6. Итог.

  • Итак, на этой ноте мы заканчиваем сегодняшний урок.

  • Прочитайте высказывания.

1. Чтение эпиграфа в учебнике.

2. «...Краткость - сестра таланта.»

3. «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.» А.Чехов.

4. «...Благодаря своей искренности, Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде. Его язык удивителен...» Л.Толстой.


  1. Домашнее задание. Читать рассказ по ролям.






© 2010-2022