- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку на тему: Основа слова
Конспект урока по русскому языку на тему: Основа слова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Нуралиева Р.А. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
УРОК 23.
Тема: Основа слова
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
М/п: извлекать информацию, представленную в разных формах: сплошной текст, несплошной текст (схема); владеть разными видами аудирования (ознакомительным, выборочным), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.
6ЛР: различать производную и непроизводную основу, устанавливать состав основ (выделять части слова), находить производящую основу с опорой на толкование лексического значения.
8ЛР: развивать чувство языка на основе языковой игры, внимания к происхождению и истории слов.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Языковая разминка.
1. Орфографический мониторинг.
- Прослушайте текст.
Чопорная дама, обиженно поджав губы, сидела в шёлковом платье на жёстком диване с чашкой шоколада в руках. Рядом лежала её чёрная сумочка.
- Какой вид орфограмм в нём преобладает? (Буквы ё, о после букв шипящих под ударением в корне слова.)
- Ещё раз прослушайте текст и запишите слова с названным видом орфограммы. Обменяйтесь тетрадями и сравните с вариантом на доске (слайде). (Чопорная, шёлковом, жёстком, чёрная.)
- Выставите рядом с заданием общее количество баллов. (За каждое правильно написанное слово ставится 1 балл.)
2. Словарный диктант «Наоборот».
- Запишите к словам антонимы, обозначьте орфограммы:
1) диалог (монолог);
2) исчезать (появляться);
3) оптимизм (пессимизм);
4) прекрасный (безобразный);
5) рассвет (закат);
6) расставаться (встретиться).
- Обменяйтесь тетрадями и сравните с вариантом на доске (слайде).
- Подсчитайте количество баллов (2 балла за каждое правильно подобранное и правильно записанное слово). Суммируйте баллы за языковую разминку. Оцените себя.
Пороговые баллы учитель предлагает сам или они вырабатываются с диалоге с учениками.
Познавательные УУД
Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, выборочным).
ТОУУ
ТОУУ
III. Введение в тему урока.
На доске изображена схема:
- Что вы можете рассказать о слове по этой схеме? Попробуйте подобрать к ней примеры.
- Что у вас получилось? Достаточно ли в схеме информации, чтобы примеры имели какое-то сходство?
- Сделайте необходимые добавления, чтобы можно было рассказать о слове более точно.
Ученики дополняют схему изображением частей слова: приставки, корня, суффикса, окончания.
- Назовите ключевое слово урока. (Основа слова.)
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему урока.
Познавательные УУД
Извлекать информацию, представленную в виде схемы, преобразовывать и передавать её в других формах (текст, слова).
IV. Актуализация изученного.
Запись слов группами: 1) птицелова, птиц, ловить; 2) в бузине, бузинный; 3) на сосне, сосновый.
Затем учащиеся выделяют основы в каждой группе, сравнивают их по строению (только из корня, из двух корней, из корня и суффиксов).
Формулирование вывода. С изменением основы (появлением других частей в основе) изменяется лексическое значение слова.
Коммуникативные УУД
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Познавательные УУД
-
Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).
-
Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.
V. Открытие нового знания.
1. Выполнение заданий в учебнике
2. Чтение текста в рамке о производной и непроизводной основах.
Беседа по вопросам:
- Назовите ключевые слова текста. Дополните ими ключевое слово, которое записали в начале урока. (У учеников в тетрадях должна быть запись: основа, производная, непроизводная.)
- Попробуйте объяснить значения слов производная, непроизводная через однокоренные слова (произведена от другого слова, ни от чего не произведена).
- Какая основа по строению сложнее: производная или непроизвод ная? Почему?
- Приведите свои примеры слов с производными и непроизводными основами.
- Ответьте на вопросы после текста в рамке.
- Покажите различия между производной и непроизводной основами на основе схемы
Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
VI. Первичное закрепление нового знания, развитие умений.
1. Упр.
Личностные результаты
1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.
2. Интерес к языку, развитое чувство слова, языковая интуиция.
Познавательные УУД
1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).
2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.
Коммуникативные УУД
1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
VII. Итог урока.
- Прочитайте ключевые слова урока.
- Допишите недостающее слово в тетрадь.
- Дайте определение ключевым словам, как вы их поняли. Приведите примеры.
- Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.
Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ
VIII. Домашнее задание.
1. Выучить определения ключевых слов.
2. Упр. 111.
4