Конспект урока по русскому языку на тему: Основа слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК 23.


Тема: Основа слова

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать информацию, представленную в разных формах: сплошной текст, несплошной текст (схема); владеть разными видами аудирования (ознакомительным, выборочным), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

6ЛР: различать производную и непроизводную основу, устанавливать состав основ (выделять части слова), находить производящую основу с опорой на толкование лексического значения.

8ЛР: развивать чувство языка на основе языковой игры, внимания к происхождению и истории слов.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.




II. Языковая разминка.



1. Орфографический мониторинг.

- Прослушайте текст.

Чопорная дама, обиженно поджав губы, сидела в шёлковом платье на жёстком диване с чашкой шоколада в руках. Рядом лежала её чёрная сумочка.

- Какой вид орфограмм в нём преобладает? (Буквы ё, о после букв шипящих под ударением в корне слова.)

- Ещё раз прослушайте текст и запишите слова с названным видом орфограммы. Обменяйтесь тетрадями и сравните с вариантом на доске (слайде). (Чопорная, шёлковом, жёстком, чёрная.)

- Выставите рядом с заданием общее количество баллов. (За каждое правильно написанное слово ставится 1 балл.)


2. Словарный диктант «Наоборот».

- Запишите к словам антонимы, обозначьте орфограммы:

1) диалог (монолог);

2) исчезать (появляться);

3) оптимизм (пессимизм);

4) прекрасный (безобразный);

5) рассвет (закат);

6) расставаться (встретиться).


- Обменяйтесь тетрадями и сравните с вариантом на доске (слайде).

- Подсчитайте количество баллов (2 балла за каждое правильно подобранное и правильно записанное слово). Суммируйте баллы за языковую разминку. Оцените себя.

Пороговые баллы учитель предлагает сам или они вырабатываются с диалоге с учениками.




Познавательные УУД

Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, выборочным).


ТОУУ




ТОУУ


III. Введение в тему урока.


На доске изображена схема:

Конспект урока по русскому языку на тему:Основа словаКонспект урока по русскому языку на тему:Основа словаКонспект урока по русскому языку на тему:Основа слова


- Что вы можете рассказать о слове по этой схеме? Попробуйте подобрать к ней примеры.

- Что у вас получилось? Достаточно ли в схеме информации, чтобы примеры имели какое-то сходство?

- Сделайте необходимые добавления, чтобы можно было рассказать о слове более точно.

Ученики дополняют схему изображением частей слова: приставки, корня, суффикса, окончания.

Конспект урока по русскому языку на тему:Основа слова

Конспект урока по русскому языку на тему:Основа словаКонспект урока по русскому языку на тему:Основа словаКонспект урока по русскому языку на тему:Основа словаКонспект урока по русскому языку на тему:Основа слова

Конспект урока по русскому языку на тему:Основа словаКонспект урока по русскому языку на тему:Основа словаКонспект урока по русскому языку на тему:Основа словаКонспект урока по русскому языку на тему:Основа словаКонспект урока по русскому языку на тему:Основа словаКонспект урока по русскому языку на тему:Основа словаКонспект урока по русскому языку на тему:Основа слова


- Назовите ключевое слово урока. (Основа слова.)

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

Познавательные УУД

Извлекать информацию, представленную в виде схемы, преобразовывать и передавать её в других формах (текст, слова).


IV. Актуализация изученного.


Запись слов группами: 1) птицелова, птиц, ловить; 2) в бузине, бузинный; 3) на сосне, сосновый.

Затем учащиеся выделяют основы в каждой группе, сравнивают их по строению (только из корня, из двух корней, из корня и суффиксов).

Формулирование вывода. С изменением основы (появлением других частей в основе) изменяется лексическое значение слова.


Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Познавательные УУД

  1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

  2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.



V. Открытие нового знания.



1. Выполнение заданий в учебнике

2. Чтение текста в рамке о производной и непроизводной основах.

Беседа по вопросам:

- Назовите ключевые слова текста. Дополните ими ключевое слово, которое записали в начале урока. (У учеников в тетрадях должна быть запись: основа, производная, непроизводная.)

- Попробуйте объяснить значения слов производная, непроизводная через однокоренные слова (произведена от другого слова, ни от чего не произведена).

- Какая основа по строению сложнее: производная или непроизвод­ ная? Почему?

- Приведите свои примеры слов с производными и непроизводными основами.

- Ответьте на вопросы после текста в рамке.

- Покажите различия между производной и непроизводной основами на основе схемы


Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


VI. Первичное закрепление нового знания, развитие умений.

1. Упр.



Личностные результаты

1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

2. Интерес к языку, развитое чувство слова, языковая интуиция.

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.


VII. Итог урока.



- Прочитайте ключевые слова урока.

- Допишите недостающее слово в тетрадь.

- Дайте определение ключевым словам, как вы их поняли. Приведите примеры.


- Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.


Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ


VIII. Домашнее задание.



1. Выучить определения ключевых слов.

2. Упр. 111.






4


© 2010-2022