Модель индивидуальной деятельности обучающихся при организации работы с одарёнными детьми

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модель индивидуальной деятельности обучающихся при организации работы с одарёнными детьми

В настоящее время работа с одарёнными детьми - одно из приоритетных направлений образовательного процесса. Её основная цель - способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Распространено мнение, что если человеку дан дар, то он никуда не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. "Талант всегда пробьется,"- есть такая поговорка. Однако многие исследования опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении: или развивается, или угасает. Поэтому одна из задач школьного учителя - увидеть таких детей и помочь им реализоваться. Настоящий педагог всегда стремиться привить учащимся любовь к своему предмету, вызвать интерес к его изучению. Особенно важно это для учителей-филологов, ведь их задача - научить пользоваться родным русским словом, понимать и чувствовать его.

Основой школьного филологического образования являются русский язык и литература как учебные предметы, которые считаются одними из важнейших дисциплин, так как способствуют развитию мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности. В.А.Сухомлинский писал: «Воспитание чувствительности к слову и его оттенкам - одна из предпосылок гармоничного развития личности. От культуры слова к эмоциональной культуре, от эмоциональной культуры к культуре моральных отношений - таков путь к гармонии знаний и нравственности».

Конкретных методик по выявлению одарённости у учеников назвать нельзя, но можно выделить следующие характерные черты такой личности:

1. Любознательность.

2. Сверхчувствительность к проблемам.

3. Познавательная самостоятельность.

4. Повышенный интерес к дивергентным задачам (к задачам, имеющим не один, а множество правильных ответов).

5. Оригинальность и гибкость мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи.

6. Продуктивность мышления, обилие идей - необходимая предпосылка творчества.

7. Легкость ассоциирования.

8. Способность к прогнозированию, предвидение.

9. Высокая концентрация внимания и отличная память.

10. Способность к оценке. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности.

11. Особенности склонностей и интересов. Это проявляется в особом упорстве при достижении цели, в широте интересов.

Для меня работа по выявлению одарённых детей начинается в 5 классе. Процесс этот длительный и кропотливый, требующий определённой организации, системы, практического опыта. Характер и стиль взаимодействия учителя и учеников должен предполагать демократичность, открытость, диалогичность. Учитель выполняет функцию не только носителя информации, но и организатора сотрудничества, консультанта, управляющего поисковой работой учащихся.

Преобладающие формы работы на уроке - это групповые, коллективные, дифференцирующие и индивидуальные. Наиболее эффективные методы обучения - проблемные. Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности. Вот пример одного из заданий для пятиклассников:

«Представь себе ситуацию: необходимо убедить друга в том, что слово - великая сила. Для этого воспользуйся помещёнными ниже высказываниями.

  1. Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во вселенной ( С.Я.Маршак)

  2. Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий (К.Г. Паустовский)

  3. Слово дано для того, чтобы свои понятия сообщать другому (М.В.Ломоносов)

  4. Слово… исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои (В.И.Даль)

  5. Слово, дружище, - это - как листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растёт дерево!.. (А.М.Горький)

  6. Слово - дело великое. Великое потому, что оно есть могущественнейшее средство единения людей… (Л.Н.Толстой)

Укажите высказывания, которые объединены общей темой. Все ли из данных высказываний можно использовать в рассуждении о великой силе слова? Почему? (Все ли из данных высказываний помогут тебе убедить своего друга? Почему?)»

Проблемно-поисковый подход в обучении - это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности. Практически это реализуется через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей. На первом уроке русского языка в 5 классе провожу лингвистическую конференцию на тему: "Что такое язык? Из чего он состоит?" Дети получают задание: назвать языковые единицы. Какие разделы языкознания изучают эти языковые единицы? Идет индивидуальная работа, потом обсуждение в группах, выступления и совместное составление таблицы языковых единиц и разделов.

Во втором учебном полугодии уже предлагаю пятиклассникам выполнить творческое задание - исследование «Энциклопедия одного слова», которое описывает в своей книге «Чтобы язык не заплетался» В.А.Синицин. Задание рассчитано на домашнее выполнение учащимися в течение трёх-пяти учебных недель. Крайне важно объяснить ребятам полезность и увлекательность этой работы, ответить на все их вопросы. Учитель может сказать следующее: «Родной язык - язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, весёлых и грустных, добрых и злых… Понаблюдайте, как через родное слово в языке отражается духовная жизнь народа. Вам предлагается необычное, интересное и полезное задание - исследование: составить энциклопедию одного слова. Хочется, чтобы вы приобрели интерес к слову, развивали свою речь, формировали читательскую культуру, стремились быть вдумчивыми и проницательными читателями, расширяли свои жизненные познания». Ученикам предлагается исследовать слово сначала с научной точки зрения ( с точки зрения каждого из разделов науки о языке). Потом посмотреть, как «живёт» слово в сказке, рассказе, стихах, песне и т.д. Такое исследование учит детей работать с энциклопедиями, справочной литературой и разными типами словарей: толковым, иностранных слов, этимологическим, синонимов и антонимов, фразеологизмов. Предлагается следующая «копилка слов», из которых выбирается для работы по желанию одно : родина, жизнь, человек, детство, совесть, лицо, глаза, слёзы, рука, сердце, голова, след, дорога, солнце, любовь, сказка, дом, мама, тайна, начало, портрет, дело, душа, зеркало, деревня, молитва, мысль…

Обычно ученики с желанием берутся за выполнение данной работы. Исследования получаются яркими, абсолютно разными. Все с интересом изучают работы своих одноклассников. Очень важно давать детям возможность самостоятельного поиска. Если ученик проявляет интерес - значит, готов к самостоятельной поисковой деятельности.

На этом этапе можно заметить тех учащихся, которые имеют особые способности, и уже в дальнейшем с ними проводится индивидуальная работа как на уроке, так и во внеурочное время. Если же говорить об эффективности индивидуальной работы с учащимися, имеющими незаурядные способности, то для них необходимо в условиях урока с обычными детьми создать максимально комфортные условия для работы. Как правило, эта индивидуальная работа, имеющая многофункциональную диалоговую работу, цель которой не только оценка за достижения, но и оценка как поощрение к дальнейшим шагам в творческой работе. Образовательное пространство должно быть обеспечено доступностью, мотивацией заданий лингвистического характера. В условиях урока учитель должен не только представить учебный материал, но и создать ситуацию, при котором мотивированным детям уделялось бы особое внимание.

Методы и формы работы с одаренными учащимися должны сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися в классе и в то же время отличаться определенным своеобразием. Главное в системе работы с одаренными детьми - личностное развитие ученика и его самореализация. Способности могут только усиливаться, наращиваться с течением времени, если для этого создаются особые условия.

При данной работе необходимо исходить из выстраивания индивидуальной работы с каждым одаренным учащимся в отдельности. Организация дифференцированной работы с учащимися непосредственно на уроке - это путь, который, в конечном счете, приведет как учителя, так и ученика к успеху.

В своей практической работе ориентируюсь на группы учащихся, которые на уроке представлены разными учебными возможностями.

1-ая группа - школьники с устойчивой высокой успеваемостью, имеющие достаточный объем знаний, высокий уровень познавательной активности, способные обобщать, анализировать. Работая с ними, необходимо предусмотреть тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой трудности, соответствующих их высоким познавательным возможностям. На помощь приходят вопросы и задания олимпиад по русскому языку разного уровня сложности по основным разделам изучения орфографии и пунктуации для учащихся 5 - 11 классов. Содержательный и разнообразный материал с элементами занимательности помогут в проведении различных работ на уроке.

2-ая группа - со средними учебными возможностями. При работе с этой группой главное внимание необходимо уделять развитию их познавательной активности.

Работа с одаренными детьми на уроке может осуществляться при повторении, закреплении и (в определенных случаях) при объяснении нового материала. Перед учащимися ставится единая познавательная задача, к решению которой они идут путями соответствующими их познавательным возможностям. Например, на уроке «Главные члены предложения. Подлежащее» можно предложить такие задания по группам.

Задание для 1-й группы: «Укажите случаи выражения подлежащего синтаксически неделимым сочетанием слов со значением количества, избирательности, совместимости. Продолжите каждый ряд примеров своим предложением». Задание для 2-й группы: « Узнайте в предложениях подлежащее. Расскажите, чем они могут выражаться».

Особое место в работе с одарёнными детьми занимает развитие творческих способностей. Это является одной из главных задач обучения. Разнообразные глубокие и прочные знания, умения и навыки, устойчивые познавательные интересы, любознательность, инициативность, максимальная целеустремленность и настойчивость в решении задач - это все творческие предпосылки. Творческая способность - это способность понять необходимость и возможность создания чего-то нового, способность формулировать проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, подтвердить эту гипотезу теоретически и практически, искать решение проблемы, чтобы в результате создать что-то новое и оригинальное.

На уроках использую различные задания для развития детского речевого творчества. Вот такой интересный приём позволит по-новому представить слово: «Слово - магнит» Объяснение учителя может быть следующим: «Язык (средство общения, с помощью которого мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся с вопросом, передаём и получаем информацию) может быть добрым другом и - злым, жестоким, коварным врагом. Словом можно излечить и ранить. В каких ситуациях слово приносит нам пользу, а в каких может навредить? Как и у людей, у каждого слова свой характер, своя душа. Отличать слово доброе от слова злого нам помогает его смысл. Договоримся отмечать добрые слова знаком «плюс», а злые - знаком «минус». Произнесите слово … Доброе оно или злое? Почему? Представьте, что это слово превратилось в МАГНИТ. Теперь оно может притягивать, присоединять к себе другие слова. Обратите внимание на то, что всё доброе и положительное тянется к такому же доброму и светлому». Ученики присоединяют слова к «магниту», создают «поле слов». Эти слова могут быть разных частей речи, из них ученики теперь могут составить небольшой текст.

К сожалению, классно - урочная система имеет ограниченные возможности. Известно, что школьный курс дает минимум знаний, лишь его теоретические основы. Но ведь русский язык гораздо богаче, он "велик и могуч"; литература просто безгранична. Следовательно, работа с одаренными детьми должна быть направлена на углубленное, профильное изучение предметов, на развитие способностей, поэтому обязательно привлекаю своих учеников к внеурочным занятиям.

Всякая деятельность должна носить продуктивный характер, т.е. направлена на конкретный результат. Мои ученики неоднократно становились призёрами и победителями творческих конкурсов и предметных олимпиад.











© 2010-2022