Конспект урока по русскому языку на тему Фразеологизмы ( 6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

Кондакова Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «1-Нерюктяйинская СОШ им. С.И.Идельгина» Олекминского района РС(Я).

Тема урока: Фразеологизмы.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице

языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

Задачи:

образовательные: научить распознавать фразеологические обороты, отличать их от дру-

гих речевых единиц;

развивающие: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и

письменной речи; обогащать словарный запас школьников; развивать навык работы со

словарями, умение определять лексическое значение фразеологизмов;

воспитательное: воспитывать любовь к языку, его красоте и многозначности.

Оборудование: рабочие тетради, учебники, раздаточный материал, фразеологический

словарь, на уроке использовать компьютер, интерактивную доску.

Ход урока.

1.Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

3.Объяснение нового материала.

А) Ребята , тему нашего урока вы сможете определить, если скажете , как одним

словом назвать эти высказывания ( слайд 1):

Как снег на голову

Море по колено

Тише воды, ниже травы

Задирать нос

(Это фразеологизмы)

- Правильно, это фразеологизмы ( слайд 2).

Б) Напишите название темы урока в ваши рабочие тетради.

- Какие цели мы поставим перед собой? ( узнать о фразеологизмах, их признаках,

научиться использовать их в речи)( слайд 3).

- Я верю, что сегодня у нас не будет тех, кто будет работать спустя рукава и надеюсь, что мы будем шевелить мозгами, работать бок о бок, душа в душу , не покладая рук.

- Что я сейчас использовала в речи? (фразеологизмы)

В) Откройте учебники на странице … и прочитайте определение слова фразеологизм.

- Так что же такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания слов)

- Какой раздел науки о языке изучает значение и употребление фразеологизмов?

(фразеология) ( слайд 3). ФРАЗЕОЛОГИЯ ( от греч.phrasis- выражение, оборот речи и logos-

учение) - раздел науки о языке, изучающий значение и употребление фразеологизмов

(слайд 4).

Слово учителя: Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним

относятся пословицы , поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми.

Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе

наблюдений человека над общественными и природными явлениями; другие связаны с

мифологией и реальными историческими событиями; третьи вышли из песен, сказок,

загадок, литературных произведений.

Фразеологические обороты украшают речь, делают ее выразительной, образной.

Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

4. - Не только дети, но и взрослые любят наблюдать за поведением животных. Животные очень бы удивились, если бы узнали. Что фразеология не обошла их стороной. Сейчас мы обязательно посетим фразеологический зверинец и проверим, насколько хорошо вы знаете повадки и описание животных. Перед вами начало фразеологизма, вы молча записываете концовку ( слайд 5).

Голоден как…

Труслив как…

Хитер как…

Грязный как…

Упрям как…

Здоров как…

Болтлив как…

Колючий как…

Нем как…

Взаимопроверка с помощью доски: волк, заяц, лиса, свинья, осел, бык, сорока, еж, рыба. ( слайд 6)

5. - Сейчас нам предстоит выполнить задания. По ходу работы вы поймете , как возникли фразеологизмы, сможете определить синтаксическую роль фразеологизмов.

1) На доске в беспорядке написаны части фразеологизмов.

- Соедините разбросанные части фразеологизмов и запишите в столбик ( слайд 7).

Яблоко раздора

Водить за нос

Вот где собака зарыта

Медвежья услуга.

- А сейчас узнаем происхождение этих фразеологизмов ( слайд 8,9,10).

2) Попробуем определить синтаксическую роль фразеологизмов.

Летчики в поте лица стараются выполнить план летной подготовки, а разгильдяи вставляют им палки в колеса.

- Сколько фразеологизмов в предложении?

- Кто хочет выйти к доске и подчеркнуть фразеологизмы как члены предложения?

Летчики в поте лица стараются выполнить план летной подготовки, а разгильдяи вставляют им палки в колеса ( в поте лица - обстоятельство, палки в колеса- дополнение)

Вывод: в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.

6. Работа с фразеологическим словарем (слайд 11)- записаны фразеологизмы, нужно найти в словаре значение этих фразеологизмов, записать его в тетради.

Как снег на голову -

Воды в рот набрал -

Тише воды, ниже травы -

Плыть по течению -

- Давайте проверим, все ли верно ( слайд 12)

- Что вы будете делать, если не знаете значения какого либо фразеологизма? ( обратимся к фразеологическому словарю)

- Что нам дает работа со словарями? (развивает нашу речь).

7. Чтобы выполнить это задание необходимо вспомнить, что такое синонимы и

антонимы. Здесь мы будем работать по вариантам. Даны фразеологизмы: рукой подать, одного поля ягоды, за тридевять земель . 1 вариант подбирает синонимы, 2 вариант - антонимы ( слайд 13).

Слова для справок: перед носом, два сапога пара, другой породы, у черта на куличках, как картинка, два шага, из одного теста, белая ворога, из другого теста, чучело гороховое,на краю света. ( слайд 14)

Проверка ( слайд 15).

8.Домашнее задание.

- Вы уже узнали все о фразеологизмах. Дома выполните следующее задание. Я вам раздала карточки с текстом ( слайд 16).

- Перепишите текст. В тексте нужно найти 10 фразеологизмов, употребленных в переносном значении, и объяснить их смысл.

Попались на удочку.
Пригласил нас как - то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим - пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: Пойдём, да поёдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. Вот пустомеля,- возмутился дед, - всё время кому - нибудь морочит голову.
У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, со мной пойдёте.
И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
Ответ: (В рассказе встретились следующие выражения, употреблённые в переносном смысле: пальчики оближешь, развесить уши, потерять голову, собаку съесть, одним духом, морочить голову, плакать в три ручья, быть не в своей тарелке, ни в сказке сказать, ни пером описать).

9.Подведение итогов урока.

- Ребята, вам понравился урок? Что мы с вами сегодня делали на уроке? ( Узнали, что такое фразеологизмы, научились определять их признаки, находить их в тексте и др.) Теперь остается только впустить эти замечательные устойчивые словосочетания в свой лексикон и сделать их своими друзьями. Уверяю вас, что это обогатит вашу речь, сделает ее более насыщенной, образной, красивой. Помните , что современному обществу нужна .здоровая и образованная молодежь!





© 2010-2022