Урок по теме Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными

Открытый урок "Виды сложноподчиненных предложений с обстоятельственными придаточными" Цели: 1.      Закрепить  изученное по теме. 2.      Развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ответ товарищей. 3.      Воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку. Задачи: ·         формировать умения различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи и осуществлять синтаксический разбор сложного предложения; ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Средняя общеобразовательная школа №16»













Открытый урок:

"Виды сложноподчиненных предложений

с обстоятельственными придаточными"













Учитель: Ботанова Р.С.

Класс: 9











п.Солнечный - 2014 г





Открытый урок "Виды сложноподчиненных предложений с обстоятельственными придаточными"

Цели:

  1. Закрепить изученное по теме.

  2. Развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ответ товарищей.

  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку.

Задачи:

  • формировать умения различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи и осуществлять синтаксический разбор сложного предложения;

  • формировать нравственный, позитивный режим общения при обмене мнениями;

  • развивать речь учащихся, умение выделять главное.

Форма работы: групповая

Урок -практикум

Ход урока.

Эмоциональный настрой. Ученики отвечают на вопрос: Что я жду от этого урока?

«Знания - результат большого труда» (Конфуций)

Учитель: Конфуций считал, что три пути ведут к знанию: путь подражания - это самый легкий.

-Почему первый путь приобретения новых знаний - путь подражания - Конфуций назвал лёгким? Не прилагая усилий, можно получить ответы на все вопросы.

- С какими трудностями мы можем столкнуться на этом пути? Не всегда можно получить правильные ответы

-Второй путь - путь опыта. Конфуций назвал его путём ошибок. Почему? Этот способ познания характерен для тех, кто любит думать, но выводы могут быть ошибочными.

-Что же скрывается за 3? Какой третий путь познания назвали бы вы? На этот вопрос мы ответим в конце нашего урока.

1. Актуализация знаний.

Корзина знаний

Задача: собрать из разрозненной информации теоретические сведения о СПП с придаточными обстоятельственными, которые пригодятся на уроке

Приложение1

(предварительно разрезать и раздать уч-ся по группам)

2. Осмысление: прием "Кубик"

Данный прием используется на этапе осмысления.

Положительные стороны приема "Кубик":

- позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;
- создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;
- создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.

Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

1. Опиши ... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)

2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)

3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)

4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)

5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)

6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)

Рекомендуемые вопросы:

  1. Какие признаки у сложноподчиненного предложения?

  2. Чем похожи и чем отличаются сложноподчиненные предложения от сложносочиненных?

  3. С чем ассоциируется вопрос: Когда? Что напоминает этот вопрос в русском языке?

  4. Из чего состоит СПП?

  5. Как можно применить на практике данную таблицу ?

Придаточные обстоятельственные

Образа действия или степени

Как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, как будто, словно и др.

Девочка рассказала так хорошо (как?), что ни у кого не было вопросов.

Места

Где, куда, откуда

Путники шли туда (куда?), откуда слышался шум машин.

Времени

Когда ( когда…то), пока, как только, едва, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор пока (до тех пор, пока) и др.

Я вернусь (когда?), когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

(С.А.Есенин)

Условия

Если (если…то), когда, раз и др.

Я приду к вам завтра (при каком условии?),если ты не возражаешь.

Причины

Потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что и др.

Нужно зажечь лампу (почему?), потому что становится темно.

Цели

Чтобы, для того чтобы и др.

Мы пошли через поле (зачем?), чтобы сократить путь.

Сравнения

Как, чем, чем - тем, словно, будто, точно и др.

Перед грозой в лесу стало тихо (как?), будто все умерло.

Уступки

Хотя, несмотря на то что, пускай, как ни

Как ни торопились мы к станции, все равно опоздали на последний поезд (несмотря на что?).

Следствия

Так что

Она ничего не читала, так что не сдала


  1. Не бойся труда, ибо он силы не отбирает, а добавляет. (А. Чернышевич)

(побудительное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух простых предложений: Согласны ли вы с данной характеристикой? Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)

3. Зимняя физминутка

4. Работа в группах.

Практическая работа.

Задача: формировать умения различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи и осуществлять синтаксический разбор сложного предложения; (Приложение 2)

5. Рефлексия.

Учитель: Проанализируйте свою работу на уроке, как вы себя ощущали и выберите фразу, которая вам ближе.

Как приятно знать, что ты что-то узнал!
Мольер

Наука - дело очень нелегкое…
Мишель де Монтень

Чем далее мы продвигаемся в глубину изучаемого объекта, тем сложнее становится дальнейшее продвижение.
Этьен Анри Жильсон

В моих знаниях есть пробелы, потому что я стеснялся задавать вопросы …
Абу-ль-Фарадж

Учитель: вернёмся к фразе, ставшей эпиграфом нашего урока.

И каким путём мы всё же шли сегодня на уроке, изучая новое? (Это путь размышления. Конфуций его назвал благородным.)

6.РАФТ

Р(оль)

1 группа

родитель

2 группа

ученик

3 группа

учитель

А(удитория)

директору

Подруга, друг

коллектив

Ф(орма)

отзыв

письмо

отчет

Т(ема)

урок

урок

урок

Пишущий выбирает для себя роль, т.е. сочиняет не от своего лица; определяет, для кого (родители, одноклассники) он пишет; выбирает форму (письмо, жалоба) и тему сочинения. Работа может вестись в парах, а также с опорой на вопросы

7.Выставление оценок

8. Домашнее задание: Эссе « Быть интеллигентным…» с использованием СПП



Приложение1.

временные (союзы: когда, пока, лишь, только)

согласование

одновременность

чередование

изъяснительные

определительные

дополнение

обстоятельство

причинные (союзы: потому что, так как, ибо (устар.):

примыкание

целевые (союзы: чтобы, дабы (устар.):

подлежащее

следствие (союз так что):

управление

уступительные (союз хотя):

сказуемое

сравнительные(союзы: как, будто, словно, чем):

меры и степени (союзы: что, чтобы и союзные слова: сколько, насколько):

образа действия (союзы: что, чтобы, будто, как будто, точно, словно и союзное слово как):

условные(союзы: если, коли (устар.)

место (союзные слова: где, куда, откуда)




Приложение2

1 группа

Сложноподчиненное предложение

Схема

Вид придаточного

Человек ценен, когда его слова совпадают с его действиями.(Оскар Уайльд)

Если вы добились успеха в одном виде бизнеса, вы добьетесь успеха в любом виде бизнеса. (Ричард Брэнсон)

Мы становимся крепче там, где ломаемся. (Эрнест Хемингуэй)

Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было.(Габриэль Маркес)

Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться.(Альберт Эйнштейн)

Мудрый ценит всех, ибо в каждом замечает хорошее.(Бальтасар Грасиан-и-Моралес)

2 группа

Сложноподчиненное предложение

Схема

Вид придаточного

Все будет не так, как мы решим. Все будет тогда, когда мы решимся.(Николас Кейдж)



Если Вы хотите добиться успеха, избегайте 6-ти пороков: сонливости, лени, страха, гнева, праздности и нерешительности.(Джеки Чан)



В наши дни, чтобы быть оптимистом, нужно быть страшным циником.(Милан Кундера)



Уважай себя настолько, чтобы не отдавать всех сил души и сердца. (Ш. Бронте)



В моих знаниях есть пробелы, потому что я стеснялся задавать вопросы …( Абу-ль-Фарадж)



Чем больше вы скажете, тем меньше люди запомнят.(Франсуа Фенелон)



3 группа

Сложноподчиненное предложение

Схема

Вид придаточного

Иди туда, где тебя ждут. (Луиза Хей)



Когда мы счастливы, мы так добры. (Достоевский)



Чем больше человек молчит, тем больше он начинает говорить разумно. (Фридрих Ницше)



Когда вам в голову пришла хорошая идея - действуйте незамедлительно!( Билл Гейтс)



Человек умирает столько раз, сколько раз он теряет дорогих ему людей.(А. Чехов)



Чтобы быть справедливым, нужно для начала быть добрым. (Адриано Челентано)











Дополнительный материал

«Да и нет» (если ученик согласен с утверждением, он ставит + (да), если хоть в чем-то не согласен, ставит - (нет)).

  1. Верно ли, что придаточные обстоятельственные предложения относятся ко всему главному предложению или к словам с обстоятельственным значением в главном предложении и уточняют место, время, причину, цель действия и др.

  2. Придаточные обстоятельственные предложения соединяются с главным предложением при помощи союзов и союзных слов.

  3. Верно ли, что союзы являются членами предложения, а союзные слова нет?

  4. Верно ли, то СПП - это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой?

  5. Придаточные обстоятельственные условия соединяется с главным при помощи союзов чтобы, для того, чтобы, с тем, чтобы и отвечают на вопросы при каком условии?

  6. Придаточные обстоятельственные образа действия и степени соединяется с главным при помощи союзов как, насколько, поскольку и отвечают на вопросы каким образом?, в какой мере или степени?

  7. Придаточные обстоятельственные уступки имеют значение уступки, т.е. события, вопреки которому произошло то, о чем говорится в главном предложении и соединяются при помощи союза так что

  8. Верно ли, что союзное слово где соединяет придаточное обстоятельственное места?



© 2010-2022