Методическая разработка на тему: А ДУШУ ЛЬ МОЖНО РАССКАЗАТЬ? (двойственность личности А. А. Фета в русской литературе)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация

А. Фет - это сплав двух натур, двух взаимоисключающих состояний души. Фет-поэт стремился к идеальной гармонии, в мир грез и вечной красоты, Шеншин-помещик основательно стоял на ногах, жаждал жизни практичной, считая себя «великим ее знатоком». Одна половина души его рождала ангелоподобную лирику, отрывистую речь, наполненную печалью, другая - жила в адъютанте и гвардейском штабс-ротмистре, прижимистом помещике средней руки и ретивом хозяине. Двойственность личности А.Фета - это ответ к тайнам, сокрытым в его лирике, лишь, познав тайны А. Шеншина, можно узнать А.Фета - поэта, без которого не мыслится русская литература.


А ДУШУ ЛЬ МОЖНО РАССКАЗАТЬ?

(двойственность личности А. А. Фета в русской литературе)

Полянская Татьяна Игоревна,

преподаватель русского языка и литературы

ОБПОУ «Курский автотехнический колледж»

С портрета на вас смотрит суровый бородатый человек. Взгляд его строг, может показаться, даже самоуверен. Кто он? Незнающий ответил бы, судья, профессор-медик, а, может, просто управляющий имением. Видно, что это прижимистый, хозяйственный, серьезный человек.

Невозможно себе представить, что за этой непроницаемой внешней оболочкой скрывалось легкоранимое сердце одного из нежных русских лириков, сердце восторженного и доверчивого поэта.

Фет не просто поэт, а поэт-музыкант, поэт-художник. Удивительно редкий сплав дарований. Вся его поэзия есть отражение удивительнейшего слияния звука, слова и красок. Но путь к этой поэзии был не прост…

Жизненный путь Фета начался с сурового испытания: в одно мгновение А. Шеншин становится А.Фетом и одновременно лишается всех привилегий потомственного дворянина. Афанасий много переживает по этому поводу, и в результате вернуть себе утраченное положение становится целью всей его жизни.

В 1845 «иностранец Афанасий Фёт» поступает унтер-офицером в кирасирский полк, расквартированный в Херсонской губернии. Поэт с трудом входит в армейскую среду, но ради своей цели он готов выдержать любое испытание. Военную службу он подчиняет тренировке воли и выработке непоколебимого упорства. Жизненная философия А.Фета гласит следующее: «Я всегда держался убеждения, что надо разметать путь перед собой, а не за собою, и поэтому в жизни всегда заботило меня будущее, а не прошедшее, которого изменить нельзя». Многие обвиняли Фета в его чрезмерном прагматизме.

Живя для будущего, А.Фет принес в жертву настоящее. Вспомним трагедию с Марией Лазич: А.Фет решает расстаться с возлюбленной, ведь его невеста была бесприданницей, а он сам был весьма стеснен в средствах к существованию. В браке он видел и существенное препятствие для продвижения по службе. Но, спустя время, А. Фет будет жалеть о содеянном и станет рваться из счастливого настоящего в прошлое, в котором навсегда осталась его возлюбленная. Преодолевая эту мучительную раздвоенность, Ф. создает цикл исповедальных стихотворений, посвященных Марии. И долго в стихах Фета еще будут слышаться отзвуки этой трагедии: «В душе, измученной годами…», «Ты отстрадала, а я еще страдаю…», «Долго снились мне вопли рыданий твоих…».

На военной службе Фету фатально не везло: всякий раз, незадолго до производства его в очередной офицерский чин, выходил новый указ, ужесточающий условия получения потомственного дворянства и вынуждающий поэта служить до следующего звания. Фет оставил военную службу, так и не добившись своей цели. Вскоре в Париже он женился на М.П.Боткиной, дочери богатого купца, а уже на полученные в приданое деньги обзавелся поместьем Степановкой в родном Мценском уезде и сделался, по словам Тургенева, «агрономом-хозяином до отчаянности». В эти годы Фет почти не писал стихов. Придерживаясь крайне консервативных взглядов, Фет воспринял отмену крепостного права резко отрицательно и стал регулярно печатать в «Русском вестнике» очерки, обличавшие пореформенные порядки на селе с позиций помещика-землевладельца.

И вот выходит долгожданный указ Александра II Сенату, согласно которому Фет получает право на присоединение «к роду отца его Шеншина со всеми правами и званиями, к роду принадлежащими». Фет продает Степановку и покупает в Курской губернии большое имение Воробьевку.

К этому узаконению он относился с болезненным самолюбием, что вызывало насмешку, например, Тургенева, с которым он дружил. Однажды в своем письме Тургенев высказался по поводу этой ситуации достаточно колко: «Как Фет, вы имели имя; как Шеншин, вы имеете только фамилию». Но для Фета этот факт имел чрезвычайно важное значение, и в итоге получилось так, что в быту он был, по сути, помещиком Шеншиным, а в творчестве - поэтом Фетом. К примеру, свои письма ко Льву Толстому подписывал «А. Шеншин», а стихи, прилагаемые к тому же письму - «А. Фет». Эта двойственность, по-видимому, была для него хоть и болезненной, но естественной.

Несмотря на мрачные житейские неприятности, поэзия Фета полна надежды, чистоты и свежести. Вообще его жизнь и поэтическое творчество являются как бы двумя составляющими одной медали, так же, как и две его фамилии.

Биографы и по сей день пытаются понять необъяснимый сплав двух натур, двух взаимоисключающих состояний его души. Фет-поэт стремился к идеальной гармонии, в мир грез и вечной красоты, Шеншин-помещик основательно стоял на ногах, жаждал жизни практичной, считая себя «великим ее знатоком». Одна половина души его рождала ангелоподобную лирику, отрывистую речь, наполненную печалью, другая - жила в адъютанте и гвардейском штабс-ротмистре, прижимистом помещике средней руки и ретивом хозяине. Непонимание современниками натуры Фета объяснимо: как такая совершенно заурядная, «почти пошлая личность», может создавать настолько удивительные стихи? Пожалуй, именно в практической деятельности Фет и находил «якорь спасения» для своей поэтической души. А между тем он вряд ли был «вообще поэтом» с «горькой судьбой» раздвоения между пустотой и содержательностью своего бытия. Двойственность его была определена рождением, что, вероятно, и определило феномен его двуликой души.

Список использованной литературы:

  1. А.А. Фет Стихотворения. Проза. Письма.- М.: Советская Россия, 1988

2.М. Л. Гаспаров «Избранные труды» Москва. 1997. Т.2

3.А. В. Дружинин "Прекрасное и вечное" Москва. 1989.

4.И. Сухих «Миф Фета» Мгновение и вечность // Звезда" 1995. №11.

4


© 2010-2022