Урок, посвящённый Дню словарей От словаря Даля до наших дней (9-11 классы)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка, посвящённого Дню словарей

Цель урока: расширение информационной грамотности, связанной с работой со словарями как источником информации

расширении знаний учащихся в сфере биографии и Толкового словаря В.И.Даля, но и в, совершенствованием информационной компетенции обучающихся, которая предполагает умение работать со словарями разных видов.

ДДЛЛ

Задачи:

1) предметные - расширить знания детей в области русского языка, познакомить учащихся с новым Школьным энциклопедическим словарём «Русский язык», формировать навыки работы со словарём.

2) метапредметная - развивать мыслительные навыки учащихся (внимания, поиск информации, умения анализировать), расширение словарного запаса. развивать речь через монологические высказывания на лингвистическую тему; развитие творческих способностей учащихся.

3) Личностная- воспитание культуры речи и интереса к родному языку, любви к книге

Техническое оснащение урока: Выставка словарей, портрет В. Даля

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация о В.И.Дале, книга Александра Ткаченко «Владимир Даль» пакеты с заданиями

Форма работы: коллективная, групповая.

Тип урока: обобщение изученного.

Ход урока

  1. Оргмомент: здравствуйте! Начинаем наш словарный урок. Давайте составим словообразовательную цепочку слова словарный и определим, чему же будет посвящена сегодня работа на уроке.

Словарный - словарь - слово

сделаем вывод о том, что ближайший «родственник» слова словарный - слово словарь, а значит, работа на уроке будет посвящена словарям

  1. Актуализация знаний: Вспомним, какие словари нам известны. Работа в парах: на каждой парте карточка с заданием (приложение1). Выполнив задание, учащиеся поочерёдно называют словарь, учитель составляет схему (рисует на доске кластер, открывает слайд презентации и тп):

Урок, посвящённый Дню словарей От словаря Даля до наших дней (9-11 классы)

  1. Мотивация. Почему именно сегодня мы говорим о словарях? - В честь Владимира Ивановича Даля, автора «Толкового словаря живого великорусского языка».

Демонстрируется портрет В.И.Даля с надписью «Казак Луганский и «первый талант в русской литературе». Что, по-вашему, означают эти слова? (ответы учащихся) Какую роль сыграл словарь Даля в истории русской лексикографии? (учащиеся воспроизводят знания, изученные ими в предыдущих классах). Учитель читает отрывок их стихотворения луганского поэта Светланы Тишкиной «По улице Даля»

По крови датчанин стал русским судьбой,
Собрал воедино Руси диалекты -
Народный язык, в поколеньях воспетый,
В основу собраний положен тобой.

Не яркость столиц, а провинции свет
Тебя воспитал гражданином Отчизны.
Музей сберегает тома, что при жизни
Издал как этнограф, писатель, поэт.



  1. Открытие новых знаний. Часто ли мы пользуемся словарём В.И.Даля? Почему? (ответы детей)

Работа с текстом: Прочитайте текст и отметьте слова, значение которых вам неизвестно. Проверьте по словарю, записав сначала свою версию.

Деревянная ложка вырубается из баклуши топориком, потом теслится теслою, отстрагивается ножом и режется кривым резаком. Черенок и коковка на ней точатся пилкою. Ложки бывают разные. Межеумок - это простая и широкая. Бутырка или бурлацкая - такая же, но толще и грубее. А еще боская, полубоская, носатая, тонкая.

(распечатка из словаря Даля - приложение 2)

Вывод: За истекшее со дня появления словаря время русский язык претерпел много изменений, круг читателей и почитателей Даля сузился, но составленный им словарь был и остается самой полной энциклопедией истории, быта, нравов многих прошедших столетий.

Сегодня мне очень приятно представить вам новый словарь, созданный лингвистами Санкт-Петербургского государственного университета. Он называется «Школьный энциклопедический словарь «Русский язык» и содержит около 600 словарных статей и 2000 разъясняемых лингвистических терминов. В словаре освещено множество тем, актуальных как для школьника, так и для всякого образованного человека.

Предлагаю познакомиться с рекламным видеороликом

Сегодня каждый из вас получит в подарок мобильное приложение этого словаря, и на последующих уроках русского языка и литературы мы будем пользоваться его материалами.

Яркий авторский дизайн и многоуровневая система навигации помогут нам по-новому взглянуть на русский язык. Грамматика и стилистика, летописи и язык Солженицына, языковая норма и языковая игра - одним словом, весь русский язык от еров до смайликов у вас в мобильном телефоне или на планшете.

Предлагаю начать знакомство с новым словарём со статьи, посвящённой В.И.Далю. (у детей распечатка статьи «Даль В.И.»

(как вариант можно предложить детям скачать мобильное приложение заранее, и на уроке уже пользоваться планшетом или телефоном)

Что нового вы для себя узнали о В.И.Дале?

Почему «Толковый словарь живого великорусского языка не может считаться нормативным?

Исследовательская работа в группах по новому словарю

Задание для группы № 1.

1. Объясните, как Вы понимаете слово энциклопедический применительно к словарю «Русский язык»

2. Проверьте себя по любому из толковых словарей.

3. Отличается ли Ваше толкование слова от того, которое дано в словарной статье? Какая новая информация о слове (по сравнению с Вашим толкованием) есть в словаре?

4. Составьте простое распространенное предложение с этим словом. Определите его роль в предложении.

Задание для группы № 2

1.Проанализируйте словарные статьи для слова поговорка в словарях Даля и «Русский язык»

2. Составьте словник (или словарные рабочие материалы), который поможет Вам в подготовке к уроку литературы по теме «Пословицы и поговорки»

Задание для группы № 3

1. Объясните, как Вы понимаете выражение языковой пуризм

2. Проверьте себя по Школьному энциклопедическому словарю «Русский язык»

3. Отличается ли Ваше толкование слова от того, которое дано в словарной статье? Какая новая информация о слове (по сравнению с Вашим толкованием) есть в словаре?

4. Составьте сложное предложение, включив в него это выражение.

Рефлексия:

- Как бы обозначили тему нашего урока?

  1. Два словаря - две эпохи

  2. От словаря В.И.Даля до наших дней

  3. Словарь - прообраз интернета

- создайте синквейн по выбранной вами теме

Домашнее задание

Напишите небольшое эссе (до 150 слов) об истории русского языка, опираясь на 5 словарных статей Школьного энциклопедического словаря «Русский язык»



© 2010-2022