- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Внеклассное мероприятие. Литературный сценарий по теме Отечества верные сыны
Внеклассное мероприятие. Литературный сценарий по теме Отечества верные сыны
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Будаева С.С. |
Дата | 30.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Будаева С.С. - преподаватель Могойтского филиала «БТТ и ЭТ»
«Отечества верные сыны»
Литературный сценарий, посвященный 185-летию восстания декабристов
Но вечен род! Едва слетят
Потомков новых поколенья,
Иные звенья заменят
Из цепи выпавшие звенья…
(А.Одоевский)
Автор 1:
19 век - это век борьбы, исканий, жертв и мужества поколений. Это век высших духовных озарений нашей литературы, ее поистине космических мечтаний о расцвете человека в братском сердечном союзе разных народов.
«Мученье быть пламенным мечтателем в краю вечных снегов» - горестно писал в начале века А. Грибоедов. «… Дело прочно, когда под ним струится кровь!» - уверенно заявлял Некрасов.
По колее, проложенной в духовных просторах России Александром Радищевым, двинулась вослед за ним целая фаланга тираноборцев - декабристов. Поэты, мыслители, мечтатели и деятели, они первыми поднялись на борьбу с самодержавием.
Автор 2:
Они посеяли зерна героического романтизма и высокой гражданственности в плодородный пласт русской реалистической литературы.
С полей Отечественной войны 1812 года, из пламени и славы ее, декабристы вынесли жаркую мечту - даровать многострадальному народу русскому мужику, заслонившему Отечество, - вольность, землю, просвещение, человеческое достоинство. Там в гуще сражений, они впервые оказались лицом к лицу - и локоть к локтю! - со своим народом, не боясь борьбы с общим врагом. Это повернуло к свету чистые рыцарские души, сдуло, как пыль, сословные предрассудки, спесь, отчуждение. Рождались агитационные песни
Чтец:
Долго ль русский народ
Будет рухлядью господ,
И людьми,
Как скотами,
Долго ль будут торговать?
Автор 1:
Вот она, «якобинская зараза»! Не забудем, однако: ее лелеяли лучшее представители высшего сословия. - И в этом особый, бессмертный привкус высочайшего бескорыстия декабристов!
Автор 2:
О, им было что терять! Они теряли дворцы, огромные состояния, титулы звания, праздность - вольную и роскошную, как вечный бал….
Автор 1:
Но они пошли на плаху и в кандалы - за народ, за Отечество. Сберегли самое святое и нетленное - честь, совесть, достоинство.
Автор 2:
Декабристы были детьми своей эпохи. Для них идеал свободы и братства логически вытекал из естества человека, был той нормой, которую следовало восстановить в горестно заблудившемся мире. Восстановить восстанием, силой, ниспровержением сущей власти - если правящая верхушка проявит полную глухоту к велениям Разума.
Автор 1:
От имени народа, для блага народа, но… без народа - такова трагическая формула декабризма как общественно-политического и литературного движения.
Автор 2:
Многие считали, что декабризм есть сплошное западничество, попытка «офранцузить» Россию, презреть и попрать ее национальную самобытность.
Не заемным, европейским, а народным, от белоствольных российских берез вспыхнувшим светом сияла взошедшая на мрачном самодержавном небосклоне яркая звезда декабризма.
Автор 1:
Поистине удивительное - даже в масштабах мировой истории - явление: столько людей (и каких людей) сразу, словно подхваченные вихрем, «выломились» из своего класса и перешли на сторону народа, на сторону будущего.
Они сознавали неизбежность кары, хулы, гибели… и все же вышли на Сенатскую площадь, когда пробил их звездный час, пробил на всю Россию, на всю историю, вплоть до отдаленнейшего грядущего!
Автор 2:
В благодарной памяти пять скорбных силуэтов в траурном кольце. Пять гордых фамилий падают в юные души, словно тяжелые капли крови: Пестель… Рылеев… Каховский… Муравьев-Апостол… Бестужев-Рюмин…
О них и об их собратьях - тираноборцах скажет позднее А.И. Герцен: «История нашей литературы - это или мартиролог, или реестр каторги».
Одни повешены… другие - убиты на Кавказе, сведены в могилу чахоткой и непосильными каторжными работами…
Некоторые выжили, дождались амнистии 1856 года, сохранив любовь к народу и Отечеству.
И все же остается лишь гадать, сколько - противу содеянного - они сумели бы совершить для России. Но непреложно главное: содеяно великое и вечное!
«Вся жизнь «богатырей», кованных из чистой стали» (А.И. Герцен), - яркое свойство единства слова и поступка, мечты и бескорыстного деяния. Декабристы оставили потомкам немало волнующих свидетельств своего предвосхищения, своего прозрения грядущего жизнеустройства.
Чтец:
Любовь никак нейдет на ум:
Увы! Моя отчизна страждет,
Душа в волнении тяжких дум
Теперь одной свободы жаждет.
К.Ф. Рылеев:
На самую высокую и трагическую вершину декабризма судьба вознесла меня.
Моя идея - слепящая и острая, как кинжал: низвержение самодержавия, свобода, законность, уничтожение крепостного права, беспощадное искоренение тирании и деспотизма во всех формах. Я шел на верную смерть с гордо поднятой головой.
«Но где, скажи, когда была без жертв искуплена свобода?»
Чтец:
Известно мне: погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа,-
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Погибну я за край родной,-
Я это чувствую, я знаю…
И радостно, отец святой,
Свой жребий я благословляю
(отрывок из поэмы «Наливайко» К.Ф. Рылеева)
Пестель П.И.:
Мой социальный проект о будущем называется «Русская правда» он отражает предлагаемые конституционные установления - вековечную народную мечту о жизни по правде, по совести, без обмана и жестокости, в равноправии гражданском, предполагающем уничтожение всех сословий.
Недаром взбешенный царь искал «Русскую правду», спрятанную мной
Но не нашел! И не мог найти: Правда лживого бежит.
Автор 1:
Милый, нескладный, застенчивый мечтатель, лицейский друг А.С. Пушкина - Кюхля; мужественный и дерзкий повстанец, несломленный, гордый питомец орлиной стаи декабристов - Вильгельм Карлович Кюхельбекер.
Кюхельбекер В.К.:
Я родился в Петербурге. Мой отец, саксонский дворянин, был близок к Петру I. Окончил Царскосельский лицей, учился и дружил с А.С. Пушкиным. Был зачислен вместе с ним в Коллегию иностранных дел, одновременно преподавал русский и латинский языки. Часто выезжал за границу, в 1812 г. был назначен на Кавказ чиновником особых поручений при А. Ермолове. После дуэли вышел в отставку. Жил в Москве, давал уроки, занимался литературным творчеством, издавал с В. Ф. Одоевским сборник «Мнемозина». Был членом Северного общества. Участвовал в восстании на Сенатской площади. Осужден по I разряду, приговорен к каторжным работам на 20 лет, срок был сокращен до 15 лет.
Почти 10 лет отбывал наказание в тюремных казематах. Обращен на поселение в Баргузин, куда доставили 20 января 1836. В 1840 г. по моему ходатайству был переведен в Акшу, где давал уроки дочерям майора А.И. Разгильдеева. В 1844 выехал в Курган. Женился в 1837 году на дочери баргузинского почтмейстера Дросиде Ивановне Артеновой, имею сына и двух дочерей.
Я оставил потомству десятки стихов, свой «Проект будущего» в своих «Европейских письмах»
«Мы, живя в счастливое время, когда политика и нравственность одно и то же, кода правительства и народы общими силами стремятся к одной цели, мы перестанем жалеть, как некогда жалели некоторые в Европе о золотом греческом периоде, - перестанем жалеть о веках семнадцатом и осемьнадцатом».
Я предполагал в будущем высокое развитие общения между людьми и странами, мир и доверие, господство честности и добродетели во всех человеческих делах.
«Настанет время, когда быть порочным и быть сумасшедшим - будет одним и тем же».
Чтец:
«Несу товарищу привет
Из области, где нет тиранов,
Где вечен мир, где вечен свет…
Где нет ни бури, ни туманов.
Блажен и славен мой удел:
Свободу русскому народу
Могучим гласом я воспел,
Воспел и умер за свободу!
Счастливец, я запечатлел
Любовь к земле родимой кровью
И ты, я знаю, пламенел
К отчизне чистою любовью.
Грядущее твоим очам
Разоблачу я в утешенье -
Поверь, не жертвовал ты снам:
Надеждам будет исполненье!»
(Отрывок из стихотворения «Тень Рылеева» В. Кюхельбекер)
Автор 2:
Тюремные затворы, болезни, нарастающая потеря зрения - ничто до конца дней не сломило веру поэта, что будут «На Руси святой свобода, счастье и покой!»
Кюхельбекер М.К.:
Я, Кюхельбекер Михаил Карлович, родился в Петербурге. Воспитывался в Морском кадетском корпусе, стал лейтенантом Гвардейского экипажа. Плавал по Балтийскому морю, в Северный Ледовитый океан к берегам Новой Земли, совершал плавание в Камчатку, награжден орденом Владимира четвертой степени. Участвовал в восстании на Сенатской площади. Приговорен к каторжным работам на 8 лет, срок сократили до пяти. Из Петропавловской крепости доставили в Сибирь, поступил в Петровский завод.
По окончании срока в 1831 году был обращен на поселение в Баргузин. Здесь женился на мещанке Анне Степановне Токаревой в 1834 году. Далее был переведен в село Елань близ Иркутска. Благодаря ходатайству сестры Ю. Глинки я был возвращен в Баргузин, в семью, где у меня родились шесть дочерей.
По амнистии 1856 г. восстановлен в правах потомственного дворянина, но из-за скудости средств не смог выехать в Европейскую Россию.
Автор 1:
Михаил Карлович Кюхельбекер умер 1859 году и похоронен в Баргузине, прожив здесь 27 лет. Вильгельм же прожил в Баргузине 4 года.
Находясь в Баргузине братья Кюхельбекеры, прежде всего Михаил Карлович, сделали много полезного для развития края.
Жизнь в Баргузине не была легкой, им самим без чьей-либо помощи пришлось обустраивать свою жизнь, содержать семьи.
При прямом участии Михаила Кюхельбекерам в 1844 году в Баргузине открыта русское приходское училище. При его участии в верховьях речек Банная и и Гремячая были установлены водяные мельницы, в Улюне сооружен кожевенный завод. В Баргузине и поныне есть место, где находятся Карлычево поле - здесь декабрист возделывал земельный участок. Он вел научную работу. В Баргузине им был написан очерк «О Забайкальском крае».
Чтец:
Во глубине сибирских руд,
Храните гордое молчание,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремление…
(Отрывок из послания А.С. Пушкина «В Сибирь»)
Автор 2:
14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь вышли друзья и единомышленники Пушкина.
Бестрепетно, бесстрашно ответил он царю Николаю I, что непременно был бы среди «бунтовщиков», если судьба привела его в эти дни в Петербург. Истинное рыцарство - вот что чтил поэт своих друзьях. И сам в веках остался Рыцарем Поэзии и Любви.
То была высокая поэтическая мечта о пути интеллигенции к народу, о постепенной честной расплате с ним людей образованных, культурных, о воссоединении умов нации. Мучительную, душераздирающую проблему эту все века будет решать наша великая литература.
Чтец:
Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли.
К мечам рванулись наши руки,
И - лишь оковы обрели.
Но будь покоен, бард: цепями,
Своей судьбой гордимся мы,
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.
Наш скорбный труд не пропадет:
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя.
Мечи скуем мы из цепей
И пламя вновь зажжем свободы!
И с нею грянем на царей -
И радостно вздохнут народы!
(А. Одоевский. Ответ на послание А.С. Пушкина «В Сибирь»)
Литература
1. Декабристы. Антология в 2-х томах. - Л.: Художественная литература, 1975.
2. Гусев Г. М. Странствия великой мечты. - М.: Мол. Гвардия, 1987.-431с.