Внеклассное мероприятие. Литературный сценарий по теме Отечества верные сыны

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Будаева С.С. - преподаватель Могойтского филиала «БТТ и ЭТ»

«Отечества верные сыны»

Литературный сценарий, посвященный 185-летию восстания декабристов



Но вечен род! Едва слетят

Потомков новых поколенья,

Иные звенья заменят

Из цепи выпавшие звенья…

(А.Одоевский)

Автор 1:

19 век - это век борьбы, исканий, жертв и мужества поколений. Это век высших духовных озарений нашей литературы, ее поистине космических мечтаний о расцвете человека в братском сердечном союзе разных народов.

«Мученье быть пламенным мечтателем в краю вечных снегов» - горестно писал в начале века А. Грибоедов. «… Дело прочно, когда под ним струится кровь!» - уверенно заявлял Некрасов.

По колее, проложенной в духовных просторах России Александром Радищевым, двинулась вослед за ним целая фаланга тираноборцев - декабристов. Поэты, мыслители, мечтатели и деятели, они первыми поднялись на борьбу с самодержавием.

Автор 2:

Они посеяли зерна героического романтизма и высокой гражданственности в плодородный пласт русской реалистической литературы.

С полей Отечественной войны 1812 года, из пламени и славы ее, декабристы вынесли жаркую мечту - даровать многострадальному народу русскому мужику, заслонившему Отечество, - вольность, землю, просвещение, человеческое достоинство. Там в гуще сражений, они впервые оказались лицом к лицу - и локоть к локтю! - со своим народом, не боясь борьбы с общим врагом. Это повернуло к свету чистые рыцарские души, сдуло, как пыль, сословные предрассудки, спесь, отчуждение. Рождались агитационные песни





Чтец:

Долго ль русский народ

Будет рухлядью господ,

И людьми,

Как скотами,

Долго ль будут торговать?

Автор 1:

Вот она, «якобинская зараза»! Не забудем, однако: ее лелеяли лучшее представители высшего сословия. - И в этом особый, бессмертный привкус высочайшего бескорыстия декабристов!

Автор 2:

О, им было что терять! Они теряли дворцы, огромные состояния, титулы звания, праздность - вольную и роскошную, как вечный бал….

Автор 1:

Но они пошли на плаху и в кандалы - за народ, за Отечество. Сберегли самое святое и нетленное - честь, совесть, достоинство.

Автор 2:

Декабристы были детьми своей эпохи. Для них идеал свободы и братства логически вытекал из естества человека, был той нормой, которую следовало восстановить в горестно заблудившемся мире. Восстановить восстанием, силой, ниспровержением сущей власти - если правящая верхушка проявит полную глухоту к велениям Разума.

Автор 1:

От имени народа, для блага народа, но… без народа - такова трагическая формула декабризма как общественно-политического и литературного движения.

Автор 2:

Многие считали, что декабризм есть сплошное западничество, попытка «офранцузить» Россию, презреть и попрать ее национальную самобытность.

Не заемным, европейским, а народным, от белоствольных российских берез вспыхнувшим светом сияла взошедшая на мрачном самодержавном небосклоне яркая звезда декабризма.



Автор 1:

Поистине удивительное - даже в масштабах мировой истории - явление: столько людей (и каких людей) сразу, словно подхваченные вихрем, «выломились» из своего класса и перешли на сторону народа, на сторону будущего.

Они сознавали неизбежность кары, хулы, гибели… и все же вышли на Сенатскую площадь, когда пробил их звездный час, пробил на всю Россию, на всю историю, вплоть до отдаленнейшего грядущего!

Автор 2:

В благодарной памяти пять скорбных силуэтов в траурном кольце. Пять гордых фамилий падают в юные души, словно тяжелые капли крови: Пестель… Рылеев… Каховский… Муравьев-Апостол… Бестужев-Рюмин…

О них и об их собратьях - тираноборцах скажет позднее А.И. Герцен: «История нашей литературы - это или мартиролог, или реестр каторги».

Одни повешены… другие - убиты на Кавказе, сведены в могилу чахоткой и непосильными каторжными работами…

Некоторые выжили, дождались амнистии 1856 года, сохранив любовь к народу и Отечеству.

И все же остается лишь гадать, сколько - противу содеянного - они сумели бы совершить для России. Но непреложно главное: содеяно великое и вечное!

«Вся жизнь «богатырей», кованных из чистой стали» (А.И. Герцен), - яркое свойство единства слова и поступка, мечты и бескорыстного деяния. Декабристы оставили потомкам немало волнующих свидетельств своего предвосхищения, своего прозрения грядущего жизнеустройства.

Чтец:

Любовь никак нейдет на ум:

Увы! Моя отчизна страждет,

Душа в волнении тяжких дум

Теперь одной свободы жаждет.



К.Ф. Рылеев:

На самую высокую и трагическую вершину декабризма судьба вознесла меня.

Моя идея - слепящая и острая, как кинжал: низвержение самодержавия, свобода, законность, уничтожение крепостного права, беспощадное искоренение тирании и деспотизма во всех формах. Я шел на верную смерть с гордо поднятой головой.

«Но где, скажи, когда была без жертв искуплена свобода?»

Чтец:

Известно мне: погибель ждет

Того, кто первый восстает

На утеснителей народа,-

Судьба меня уж обрекла.

Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?

Погибну я за край родной,-

Я это чувствую, я знаю…

И радостно, отец святой,

Свой жребий я благословляю

(отрывок из поэмы «Наливайко» К.Ф. Рылеева)

Пестель П.И.:

Мой социальный проект о будущем называется «Русская правда» он отражает предлагаемые конституционные установления - вековечную народную мечту о жизни по правде, по совести, без обмана и жестокости, в равноправии гражданском, предполагающем уничтожение всех сословий.

Недаром взбешенный царь искал «Русскую правду», спрятанную мной

Но не нашел! И не мог найти: Правда лживого бежит.

Автор 1:

Милый, нескладный, застенчивый мечтатель, лицейский друг А.С. Пушкина - Кюхля; мужественный и дерзкий повстанец, несломленный, гордый питомец орлиной стаи декабристов - Вильгельм Карлович Кюхельбекер.

Кюхельбекер В.К.:

Я родился в Петербурге. Мой отец, саксонский дворянин, был близок к Петру I. Окончил Царскосельский лицей, учился и дружил с А.С. Пушкиным. Был зачислен вместе с ним в Коллегию иностранных дел, одновременно преподавал русский и латинский языки. Часто выезжал за границу, в 1812 г. был назначен на Кавказ чиновником особых поручений при А. Ермолове. После дуэли вышел в отставку. Жил в Москве, давал уроки, занимался литературным творчеством, издавал с В. Ф. Одоевским сборник «Мнемозина». Был членом Северного общества. Участвовал в восстании на Сенатской площади. Осужден по I разряду, приговорен к каторжным работам на 20 лет, срок был сокращен до 15 лет.

Почти 10 лет отбывал наказание в тюремных казематах. Обращен на поселение в Баргузин, куда доставили 20 января 1836. В 1840 г. по моему ходатайству был переведен в Акшу, где давал уроки дочерям майора А.И. Разгильдеева. В 1844 выехал в Курган. Женился в 1837 году на дочери баргузинского почтмейстера Дросиде Ивановне Артеновой, имею сына и двух дочерей.

Я оставил потомству десятки стихов, свой «Проект будущего» в своих «Европейских письмах»

«Мы, живя в счастливое время, когда политика и нравственность одно и то же, кода правительства и народы общими силами стремятся к одной цели, мы перестанем жалеть, как некогда жалели некоторые в Европе о золотом греческом периоде, - перестанем жалеть о веках семнадцатом и осемьнадцатом».

Я предполагал в будущем высокое развитие общения между людьми и странами, мир и доверие, господство честности и добродетели во всех человеческих делах.

«Настанет время, когда быть порочным и быть сумасшедшим - будет одним и тем же».

Чтец:

«Несу товарищу привет

Из области, где нет тиранов,

Где вечен мир, где вечен свет…

Где нет ни бури, ни туманов.

Блажен и славен мой удел:

Свободу русскому народу

Могучим гласом я воспел,

Воспел и умер за свободу!

Счастливец, я запечатлел

Любовь к земле родимой кровью

И ты, я знаю, пламенел

К отчизне чистою любовью.

Грядущее твоим очам

Разоблачу я в утешенье -

Поверь, не жертвовал ты снам:

Надеждам будет исполненье!»

(Отрывок из стихотворения «Тень Рылеева» В. Кюхельбекер)

Автор 2:

Тюремные затворы, болезни, нарастающая потеря зрения - ничто до конца дней не сломило веру поэта, что будут «На Руси святой свобода, счастье и покой!»

Кюхельбекер М.К.:

Я, Кюхельбекер Михаил Карлович, родился в Петербурге. Воспитывался в Морском кадетском корпусе, стал лейтенантом Гвардейского экипажа. Плавал по Балтийскому морю, в Северный Ледовитый океан к берегам Новой Земли, совершал плавание в Камчатку, награжден орденом Владимира четвертой степени. Участвовал в восстании на Сенатской площади. Приговорен к каторжным работам на 8 лет, срок сократили до пяти. Из Петропавловской крепости доставили в Сибирь, поступил в Петровский завод.

По окончании срока в 1831 году был обращен на поселение в Баргузин. Здесь женился на мещанке Анне Степановне Токаревой в 1834 году. Далее был переведен в село Елань близ Иркутска. Благодаря ходатайству сестры Ю. Глинки я был возвращен в Баргузин, в семью, где у меня родились шесть дочерей.

По амнистии 1856 г. восстановлен в правах потомственного дворянина, но из-за скудости средств не смог выехать в Европейскую Россию.

Автор 1:

Михаил Карлович Кюхельбекер умер 1859 году и похоронен в Баргузине, прожив здесь 27 лет. Вильгельм же прожил в Баргузине 4 года.

Находясь в Баргузине братья Кюхельбекеры, прежде всего Михаил Карлович, сделали много полезного для развития края.

Жизнь в Баргузине не была легкой, им самим без чьей-либо помощи пришлось обустраивать свою жизнь, содержать семьи.

При прямом участии Михаила Кюхельбекерам в 1844 году в Баргузине открыта русское приходское училище. При его участии в верховьях речек Банная и и Гремячая были установлены водяные мельницы, в Улюне сооружен кожевенный завод. В Баргузине и поныне есть место, где находятся Карлычево поле - здесь декабрист возделывал земельный участок. Он вел научную работу. В Баргузине им был написан очерк «О Забайкальском крае».

Чтец:

Во глубине сибирских руд,

Храните гордое молчание,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремление…

(Отрывок из послания А.С. Пушкина «В Сибирь»)

Автор 2:

14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь вышли друзья и единомышленники Пушкина.

Бестрепетно, бесстрашно ответил он царю Николаю I, что непременно был бы среди «бунтовщиков», если судьба привела его в эти дни в Петербург. Истинное рыцарство - вот что чтил поэт своих друзьях. И сам в веках остался Рыцарем Поэзии и Любви.

То была высокая поэтическая мечта о пути интеллигенции к народу, о постепенной честной расплате с ним людей образованных, культурных, о воссоединении умов нации. Мучительную, душераздирающую проблему эту все века будет решать наша великая литература.

Чтец:

Струн вещих пламенные звуки

До слуха нашего дошли.

К мечам рванулись наши руки,

И - лишь оковы обрели.

Но будь покоен, бард: цепями,

Своей судьбой гордимся мы,

И за затворами тюрьмы

В душе смеемся над царями.

Наш скорбный труд не пропадет:

Из искры возгорится пламя,

И просвещенный наш народ

Сберется под святое знамя.

Мечи скуем мы из цепей

И пламя вновь зажжем свободы!

И с нею грянем на царей -

И радостно вздохнут народы!

(А. Одоевский. Ответ на послание А.С. Пушкина «В Сибирь»)











































Литература

1. Декабристы. Антология в 2-х томах. - Л.: Художественная литература, 1975.

2. Гусев Г. М. Странствия великой мечты. - М.: Мол. Гвардия, 1987.-431с.















© 2010-2022