Урок развития речи в 10 классе

Урок  развития речи в 10 классе. Тема: «Язык – универсальная знаковая система». Метатема: Пути познания(от незнания к знанию, от неполного знания к более полному, более точному). Основные понятия урока: познание, система, знак, семиотика, пиктограмма. Эпиграф урока:Заговори, чтоб я увидел тебя. Сократ. Форма урока: лабораторная работа в группах. Цели: углубление знаний о языковой системе; подготовка к ЕГЭ. Задачи урока: Ø  Систематизировать знания учащихся по стилистике. Ø  Научить анализирова...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи в 10 классеУрок развития речи в 10 классеУрок развития речи в 10 классеУрок развития речи в 10 классеУрок развития речи в 10 классеУрок развития речи в 10 классеУрок развития речи в 10 классеУрок развития речи в 10 классеУрок развития речи в 10 классеУрок развития речи в 10 классеУрок развития речи в 10 классеУрок развития речи в 10 классеУрок развития речи в 10 классеУрок развития речи в 10 классеУрок развития речи в 10 классе.

Тема: «Язык - универсальная знаковая система».

Метатема: Пути познания(от незнания к знанию, от неполного знания к более полному, более точному).

Основные понятия урока: познание, система, знак, семиотика, пиктограмма.

Эпиграф урока: Заговори, чтоб я увидел тебя. Сократ.

Форма урока: лабораторная работа в группах.

Цели: углубление знаний о языковой системе; подготовка к ЕГЭ.

Задачи урока:

  • Систематизировать знания учащихся по стилистике.

  • Научить анализировать текст, пользуясь планом анализа, определяя стилевые черты текста, лексические и грамматические средства связи предложений в тексте.

  • Повторить и закрепить знание случаев постановки тире в предложениях;

  • Углубить знания о роли авторских знаков в предложении и тексте.

  • Научить обобщать, делать выводы, грамотно оформлять итоги работы.

  • Совершенствовать у учащихся правильную речь на основе понятия нормы.

Оборудование: инструкции к лабораторной работе для каждой группы, тексты М.В. Панова, карточки-помощники, учебник «Теория», словари, опорные таблицы.

Ход урока:

1. Слово учителя. Актуализация уже известных знаний, целеполагание.

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок развития речи будет проходить в форме лабораторной работы. На каких уроках вы чаще всего выполняете лабораторную работу? Давайте вместе вспомним значение этого термина.

Лабораторные работы - вид самостоятельной практической работы с учащимися в высших и средних учебных заведениях.

Проводятся преимущественно в учебных лабораториях, углубляют и закрепляют теоретические знания и развивают навыки экспериментирования. (БЭС)

Сегодня мы работаем в группах. На столе каждой группы лежит оценочный лист, заполнять который вам предстоит в течение урока. В конце урока представитель от группы озвучит результаты работы.

Нам предстоит повторить и углубить знания о языке. Как часто мы слышим в своей жизни слово «система»? Что такое система? (слайд №2).

Система.

1. Определённый порядок в расположении и связи частей чего-нибудь, в действиях.

2. Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. (Грамматическая система русского языка).

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова

-Какие бывают системы? (периодическая система Менделеева, система образов в литературном произведении, система оценивания, привести в систему, система знаков препинания и т. д.)

Мы знаем, что язык - это тоже система.

- Почему язык - это система?

(Язык - это большой организм, состоящий из множества частей, элементов, взаимосвязанных и взаимозависимых). Какие элементы языка вам уже знакомы? (слайд №3)

Элементы структуры языка как системы: звук, морфема, слово, предложение, текст.

- Какова их иерархия? (слайды №4, 5)

Урок развития речи в 10 классе

Вывод:

Язык - естественно возникающая в человеческом обществе и развивающаяся система знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации.

Понятие системности языка было сформулировано выдающимся немецким

лингвистом В.Гумбольдтом. «В языке нет ничего единичного, каждый отдельный его

элемент проявляет себя лишь как часть целого». Швейцарский учёный Фердинанд де Соссюр создал позднее законченную теоретическую концепцию, основывающуюся на понятии системности языка.

Сегодня нам предстоит добавить к этому определению системы языка ещё два признака: система знаковая и универсальная. Итак, вслед за учёными-лингвистами я утверждаю: «Язык - универсальная знаковая система». Вам предстоит это сегодня доказать.

2. Теоретическая часть урока.

Мы живём в мире знаков: дорожные знаки, знаки различия в армии, флаги государств, наклейки на банках с продуктами… (слайды №6-7)

- Что такое знак?(слайд №8)

Знаки - это соединение определённого смысла и определённого способа его выражения, то есть означаемого и означающего.

Любой знак обладает четырьмя важными свойствами: (слайд №9)

  1. обозначающее (материальные признаки: цвет, звук, слова…);

  2. обозначаемое (понятие, образ);

  3. условная связь (люди договариваются об условиях, красный цвет светофора - запрет; зелёный - разрешение);

  4. знак всегда соотнесён с другими (красный - зелёный).

Знаковых систем много. Но среди них есть главная. Это наш язык.

Докажем, что это знаковая система.

Возьмём центральную единицу языковой системы - слово. (слайд №10)

Его обозначающее - звучание (звуки) в устной речи, написание (буквы) в письменной речи.

Обозначаемое - понятие или образ, т.е. мысль.

Условная связь - люди придумывают названия для обозначения понятий.

Слово всегда живёт во взаимодействии с другими словами.

Значит, язык - несомненно, знаковая система.

Существует наука о знаках - семиотика, изучающая знаки и знаковые системы, объясняющая и предсказывающая их поведение. (слайд №11) Семиотика - наука о том, как в человеческом обществе происходит общение, то есть с помощью каких средств может передаваться информация, как устроены эти средства, каким изменениям они подвержены.

Вопрос:

-Почему язык - универсальная знаковая система?

Выполняется самостоятельное задание. Сначала ребятам предлагается расшифровать знаки, изображенные на рисунках (пиктограммы, условные обозначения). Затем предлагается изобразить с помощью знаков слова, имеющие отвлечённое значение: 1 группа - разлука, 2 группа - нежность, 3 группа - красота.

- Понятны ли эти знаки другим?

Вывод: Человек, не знающий системы дорожных знаков, может изучить их на специальных занятиях или по книге. Но сделает он это с помощью языка.

Итак, универсальность языка в том, что он может быть использован для введения в любую знаковую систему, он служит для освоения, для понимания других (любых!) знаков. (слайд №12)

Лабораторная работа (работа выполняется по группам).

Текст для лабораторной работы.

1) Язык - универсальная знаковая система. Он универсален по отношению ко всем остальным знаковым системам. Любой знак любой системы может быть «пересказан» средствами языка. Любая знаковая система может быть изложена, перетолкована, объяснена с помощью языка.

2) Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи - единицы: звук (фонема), морфема, слово, словосочетание, предложение, текст. И каждая из них занимает свое место в системе, каждая выполняет свою работу.

3) Главное различие единиц - в их функциях, языковом назначении. Звук - это единица восприятия. Морфема - единица значения, главное средство наименования. Словосочетание - мельчайшая единица, в которой обнаруживаются грамматические закономерности. Предложение - единица для выражения мысли. Текст - такая единица языка, крупнее которой нет.

4) Язык необыкновенно прост. Ребенок овладевает им в три-четыре года. Язык необыкновенно сложен, неисчислимо богат, предельно выразителен, многообразно связан с жизнью каждого человека и всего общества. И вряд ли кто сможет сказать: «Уф, я позавчера полностью овладел языком!» Язык - неисчерпаем.

М.В. Панов

3. Защита работы выполняется в виде устного выступления представителей от каждой группы.

4. Обобщение. Подведение итогов (оценочный лист)

  • В чём универсальность языка как системы?

  • Каковы основные единицы языка?

5. Рефлексия:

Знаю-

Умею-

Могу-

6. Домашнее задание.

Напишите сочинение-рассуждение по тексту М.В.Панова.

7. Пазлы. Каждой группе на стол кладутся пазлы с обозначением букв. Необходимо привести эти отдельные знаки в систему. В результате получается: « Спасибо за урок! Удачи!»

Приложение к уроку.

Инструкция к лабораторной работе:

  1. Внимательно прочитайте текст.

  2. Тщательно проанализируйте и укажите ведущие стилевые черты:

жанровые особенности, языковые средства, место и цель использования предложенных вам текстов.

  1. Определите стилевую принадлежность текста. Используйте памятку.

  2. Оформите свои выводы, заполнив предложенную вам таблицу.

  3. Подготовьте устное сообщение по итогам ваших исследований.


Инструкция к лабораторной работе.

1. Внимательно прочитайте текст.

2. Определите лексические и грамматические средства связи в тексте.

3. Какие из них преобладают в данном тексте?

4. Аргументируйте свой ответ, проиллюстрировав его примерами из текста.

5. Составьте алгоритм вашего рассуждения.

6. Сделайте вывод о том, в какой мере выбор лексических и грамматических средств связан со стилем и типом речи?

7. Способы связи предложений в тексте можно изобразить в виде схем.

Попробуйте сами составить такую схему.

Грамматические способы связи предложений в тексте:

В предложении

Н (новое)

Движет мысль.

Даётся новая информация, которая развивает мысль, движет мысль вперёд

Д (данное)

Соединяет предложения

в тексте.

Повторяется уже известное



Способы развития мысли и соединения предложений.

Последовательный (цепной) способ связи.

Д 1 Н 1

Д 2 Н 2

Параллельный способ связи.

Д 1 Н 1

Д 2 Н 2

Главное в цепной связи - повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения. Связь может осуществляться путём семантических соответствий и ассоциаций.

Особенности параллельной связи - одинаковый порядок слов, иногда повторение первого слова предложений.


Инструкция к выполнению лабораторной работы.

  1. Внимательно прочитайте текст.

  2. Проанализируйте постановку тире в данном тексте.

  3. Какие функции выполняет этот знак в каждом предложении?

  4. В каких предложениях он является авторским? Аргументируйте свой ответ.

  5. Определите функциональную роль авторского знака в тексте.

  6. Составьте алгоритм вашего рассуждения.

  7. Сделайте вывод о том, знания каких правил вам пришлось использовать для правильного выполнения исследования.

  8. Оформите свои выводы письменно, заполнив таблицу.

Опорная карточка.

Постановка тире в предложении.

  • Между подлежащим и сказуемым (сущ. +сущ.; инф. +инф.; числ. +числ.;

сущ. +инф.; инф. +сущ.).

  • В неполном предложении на месте пропуска одного из членов.

  • При оформлении диалога.

  • При обособлении распространённого приложения.

  • Перед обобщающим словом в предложении с однородными членами.

Карточка-помощник.

Авторские знаки.


Урок развития речи в 10 классеПамятка

<<Как определить стиль текста>>

1. Внимательно прочитайте текст.

2. Определите, где можно встретить этот текст:

а) беседа в непринужденной обстановке;

б) это отрывок из художественной литературы;

в) представляет из себя документ, инструкцию, памятку, деловую бумагу.

г) встречается в научных трудах, учебниках, энциклопедиях, словарь; это лекция, доклад;

д) используется в газетах, на радио, на телевидении; выступление на собраниях, митингах.

Если сомневаетесь в ответе, то…

3. Определите задачи речи:

а) общение, обмен впечатлениями;

б) нарисовать образную картину, изобразить предмет, передать эмоции и чувства автора;

в) сообщить точные сведения, имеющие практическое значение, дать рекомендацию, указания;

г) сообщить теоретические и научные сведения, объяснить причины каких-либо явлений;

д) воздействовать на широкие массы, сформировать правильное отношение к общественным проблемам.

Если снова сомневаетесь в ответе…

4. Выясните, характерны ли для текста:

а) непринужденность, свобода в выборе слов и выражений:

б) образность, эмоциональность, наглядная представляемость;

в) официальность, точность, бесстрастность;

г) обобщенность, точность, доказательность, неэмоциональность;

д) злободневность, страстность, призывность, яркость.

Чтобы убедиться в правильность ответа…

5. При необходимости определите жанр текста:

а) письмо, дневниковая запись, анекдот, заметки в записной книжке, спор, напутствие, чей-то портрет и т.п.;

б) отрывок из рассказа, повести, басни, сказки, поэмы, оды, клятва, присяга, гимн, загадка, пословица, поговорка, мемуары;

в) инструкция, отчет, деловое письмо, биография, правила, объявление, заявление, расписка, справка, памятка;

г) научная статья, рецензия, отзыв, описание ответа, статья в словаре, энциклопедии, аннотация №;

д) заметка, репортаж, очерк, фельетон, статья, листовка.

Обратите внимание на выбранные варианты ответов.

6. Если у вас получились следующие варианты:

а) - то это разговорный стиль;

б) - то это художественный стиль;

в) - то это деловой стиль;

г) - то это научный стиль;

д) - то это публицистический стиль.


© 2010-2022