- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Примерный план анализа стихотворения
Примерный план анализа стихотворения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Цуцканова Е.Н. |
Дата | 27.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
План художественного анализа стихотворения С.Есенина
« Отговорила роща золотая»
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник-
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей уносит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
И ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так…что роща золотая
Отговорила милым языком.
1924г.
1.Время создания. События этого периода в жизни поэта.
2.Объясните эпитет «золотая». Подберите синоним в контексте и в речи.
3.Образ журавлей какую играет роль? Свяжите с народными поверьями о душах умерших. Определите роль олицетворения.
4.К кому обращен риторический вопрос в начале 2 строфы? Как вы понимаете слово «странник»? В тексте в этом значении употреблено слово?
5.Подберите синоним к слову «голая». Согласитесь, значение «незащищенная» больше подходит к характеристике человека
Роль протипоставления: журавлей - стая, а человек один.
6.Искреннен ли герой, утверждая, что ему ничего не жаль? Аргументируйте.
7.Роль метафоры «сиреневую цветь». (Цветопись).
8.Найдите метафоры и определите их роль.
9.Подумайте о значении глагола «роняю».
10.Что думает поэт о своем творчестве?
11.Каково настроение героя стихотворения? В чем его трагедия?
12.Выполнить синтаксический анализ стихотворения.