Примерный план анализа стихотворения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План художественного анализа стихотворения С.Есенина

« Отговорила роща золотая»

Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник-

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей уносит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

И ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком…

Скажите так…что роща золотая

Отговорила милым языком.

1924г.

1.Время создания. События этого периода в жизни поэта.

2.Объясните эпитет «золотая». Подберите синоним в контексте и в речи.

3.Образ журавлей какую играет роль? Свяжите с народными поверьями о душах умерших. Определите роль олицетворения.

4.К кому обращен риторический вопрос в начале 2 строфы? Как вы понимаете слово «странник»? В тексте в этом значении употреблено слово?

5.Подберите синоним к слову «голая». Согласитесь, значение «незащищенная» больше подходит к характеристике человека

Роль протипоставления: журавлей - стая, а человек один.

6.Искреннен ли герой, утверждая, что ему ничего не жаль? Аргументируйте.

7.Роль метафоры «сиреневую цветь». (Цветопись).

8.Найдите метафоры и определите их роль.

9.Подумайте о значении глагола «роняю».

10.Что думает поэт о своем творчестве?

11.Каково настроение героя стихотворения? В чем его трагедия?

12.Выполнить синтаксический анализ стихотворения.


© 2010-2022