Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова Молитва

Данная разработка адресована учителям-словесникам и ученикам средней и старшей школы. Элементы лингвистического анализа художественного текста, используемые при работе над стихотворением, помогут учителю вести уроки литературы во взаимосвязи с курсом русского языка, а школьнику - научиться не только чувствовать поэзию, но и глубоко понимать, анализировать и через слово, воплощённое в поэтическом тексте,постигать богатейшие возможности русского языка.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Молитва"

Это маленькое стихотворение - рассказ о самом сокровенном: о молитве, о той минуте, когда человек, не находя опоры в себе, в жизни, обращается к Богу. Что он хочет найти? и что находит?

Главные слова стихотворения - "молитва чудная", "сила благодатная", "святая прелесть" - связаны с верой, с христианской традицией. Кажется, нам понятно слово "благодатная". Но то же ли это самое, что "Земля благодатная"? В Толковом словаре Д.Н. Ушакова значение этого слова - "полный благ, довольства, счастья; радующий". Однако для русского верующего человека прошлого века это слово значило неизмеримо больше. Дело в том, что "благодать" - это божественная сила, с помощью которой совершается спасение человека. Благодать - это обещание спасения души. Для спасения же к божественному дару человек должен прибавить свою веру, своё покаяние. Поэтому "сила благодатная" - это сила, несущая человеку надежду на спасение. Слово "благодатная" как бы отмечает кульминацию в лирической композиции стихотворения, знаменует переход от тьмы к свету.

Начало стихотворения довольно мрачное: трудная минута, в сердце - грусть...Ощущение печали, тяжести подчёркнуто глаголом "теснится". В такую минуту обращаются к Богу - "одну молитву чудную твержу я наизусть..." Поэт не называет, какую молитву. Остаётся тайна. Для самого поэта тайной является сила воздействия живых слов молитвы: "есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная , святая прелесть в них". Основную смысловую нагрузку здесь несут на себе эпитеты.

Если первая строфа - это описание состояния души лирического героя, его обращения к молитве, а вторая - описание силы и прелести живых слов этой молитвы, то третья строфа - рассказывает об ответе на молитву, о том, что приносит человеку "сила благодатная": уходят тоска и томленье, их сменяют вера, надежда, слёзы облегчения.

Вместе с поэтом мы переживаем (со - переживаем) это движение души от тоски и грусти - к надежде и вере. В стихотворении всё живёт и меняется вместе с этим движением: окраска слов и звуков, ритм.

Отметим антонимичные противопоставления в первой и третьей строфах: трудную -легко, теснится грудь - бремя скатится.

От первой к последней строфе меняется и звуковой фон стихотворения. В первой строфе звуковой фон создаётся повторяющимся [у] (даже во всех четырёх рифмах - ударный [у]). Для многих этот звук тёмный, ночной. Тяжёлый трёхстопный ямб (не пропущено ни одно из двенадцати ударений) подчёркивает ощущение томления и грусти лирического героя.

Но как всё преображается под действием "слов живых"! В последней строфе сильнее всего звучат совсем другие гласные - открытые [а], [э]. Изменился и ритм: во второй и третьей строках не по три, а по два ударения - строчки стали "легче", они как будто бы "взлетают". Всё это позволяет нам не только понять, но и пережить вместе с поэтом чувство облегчения, покоя.

Даже синтаксические конструкции подчинены общему движению и передают его. Сначала это несколько личных предложений - они описывают состояние души и силу и прелесть слов, обращённых к Богу. Но глагол в форме 1-го лица всего один - я твержу. Это и есть единственное действие лирического героя: он твердит молитву - всё остальное происходит с ним: действие живых слов вне его воли. Две последние итоговые строчки - предложения безличные: "и верится" (ср.: "я стал верить"), "и плачется" (ср.: "я плачу") и "так легко, легко" (слова категории состояния).Через синтаксис передаётся авторское ощущение существования двух разных сфер: человеческого и высшего, божественного.

Всё произведение - это описание единого порыва души и её меняющегося состояния. Стихотворение «Молитва» могло быть навеяно даже не собственными переживаниями поэта, но он облёк их в столь искренние, воодушевляющие слова, которые заставляют и читателя ощутить сопричастность этому порыву души.

© 2010-2022