- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по теме: Л. Н. Толстой роман «Война и мир». Быт и нравы различных кругов русского дворянства (т. I, ч. 1)
Конспект урока по теме: Л. Н. Толстой роман «Война и мир». Быт и нравы различных кругов русского дворянства (т. I, ч. 1)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Агапова Р.А. |
Дата | 17.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Л.Н.Толстой роман «Война и мир». Быт и нравы различных кругов русского дворянства (т.I, ч.1)
Цель урока: познакомить обучающихся с новыми героями - семьями Ростовых, Болконских, Курагиных, Друбецких;
показать типичные картины быта и нравов различных кругов русского дворянства.
Ход урока
I. Беседа по содержанию 1ч. I тома.
Угроза войны чувствуется все сильнее. Однако на первом плане пока повседневные заботы людей.
Толстой рисует типичные картины быта и нравов различных кругов русского дворянства.
Задание: рассказать о забавах светской молодежи.
Вопрос: Чем объяснить бессодержательность светской молодежи?
Обобщение: Так проводит свое время светская молодежь: Курагин - «беспокойный дурак», прожигающий»десятки тысяч», Долохов - знаменитость в мире повес и кутил Петербурга. Но ведь и Пьер, только что серьезно и азартно споривший об идеях революции «пьет стакан за стаканом».
Почему?
Ему 20 лет, он бесхарактерный, жизненный путь его еще не определился. И хотя его интересы выше других, светская «беспутная жизнь» затягивает и его. Толстой рисует характеры людей во всей их противоречивой сложности.
Курагин и знатен и богат; Долохов известен большими кутежами, чем состоянием и родословностью; Пьер - молодой человек без определенных занятий и положений в обществе, но все они ведут установившимися традициями образ жизни без труда и забот. В их праздной беспутной жизни выпукло отражены пороки привилегированного сословия.
Рассмотрим еще одну сцену из романа «Именины в доме Ростовых». Сцены именин даны вперемешку с главами о смерти старого графа Безухова.
Вопрос: Зачем Толстой так делает?
Толстой передает тем самым ощущение сложности и многообразия жизни, в которой одновременно совершается веселье и горе, смерть и радость.
Эпизод именин следует за сценами вечера в салоне Шерер. Здесь есть подчеркнутое сходство положений (и там и тут гости). Это сходство не является случайным совпадением ситуаций.
Вопрос: Как относится Толстой к семейству Ростовых? Совпадает ли наше читательское отношение с авторским?
Вывод: Да, мы восхищаемся, как и автор, чистотой и сердечностью, а позже патриотизмом «ростовской породы». Но, считая ее лучшей «породой», Толстой на этом этапе своего развития видит в ней определенную силу.
Вопрос: Одинаково ли принимают гостей у Шерер и у Ростовых?
Задание: Сравнить хозяек дома: графиня Наталья Ростова и Анна Павловна.
Вопрос: Есть ли у Ростовых элементы светского этикета в приеме гостей? Привести примеры.
Обобщение: Ростовы - люди своего времени и своего класса и несут на себе его родимые пятна даже в мелочах.
И в эту светскую обстановку, как «луч света», врывается молодое Ростовых.
Веселье молодежи, прибежавшей в гостиную, явственно связано с куклой Мими. В одном из печатных вариантов романа, в издании «Русского вестника», была раскрыта и причина столь «бурного» поведения молодежи: оказывается, до этого был произведен обряд венчания куклы с Борисом; «маленький Петруша, надев на себя юбку, воображал себя дьячком», «кукла, убранная померанцевыми цветами, и в платье была поставлена на колышек лайковым задом, и Борис, на все соглашавшийся, подведен к ней…». Поэтому Наташа и появляется со словами: «…Видите?...Кукла…Мими…Видите…».В дальнейшем с венчанием куклы связано и предложение Наташи Борису: «Поцелуйте куклу». Даже шутки у Ростовых носят чистый, трогательно-чистый характер.
Вывод: Поведение молодых Ростовых контрастно показано Толстым в сравнении с петербургской молодежью, где время проходит в кутежах, разврате, нелепых и злых шутках (медведь - кукла).
Задание: Рассказать об отношениях графини Ростовой к ее подруге Друбецкой.
Этой сценой заканчивается описание утренних приемов в доме Ростовых. Затем идут сцены вечернего празднования именин.
Вопросы:
1. Кто «главный гость» у Шерер? (утонченный виконт-эмигрант) у Ростовых? (Марья Дмитриевна Ахросимова).
2. Кто такая Ахросимова?
3. Каков характер разговоров с гостями тут и там? Отношение к войне? Покажите разницу в стиле разговора у Ростовых и у Шерер? (Война волнует всех - идут на войну сыновья).
4. Как относятся к Пьеру в том и в другом ломе?
5. Могли бы слуги в доме Шерер толпиться у двери, любуясь танцами господ?
Вывод: Ростовы просты, радушны, естественны в поведении, сердечны, взаимная любовь в семье, благородство и чуткость, любовь к родному языку и обычаям и вместе с тем соблюдение ими светского образа жизни и светских условий, за которыми не стоят расчет и корысть.
Ростовы и Шерер - люди одного класса, но разной «породы».
Другая сцена - смерть графа Безухова.
Вопросы:
1. Зачем здесь оказался кн. Василий Курагин?
2. Выделите портретную деталь и раскройте ее роль в характере кн. Василия (щеки).
3. Прочитайте сцену борьбы за мозаиковый портфель (гл.21).
4. Какие сатирические приемы использует Толстой, рисуя эту сцену?
II. Сообщение учащегося о Борисе Друбецком.
III. Жизнь семьи Болконских в Лысых Горах в каких-то своих элементах сходна с жизнью Ростовых: та же взаимная любовь членов семьи, та же глубокая сердечность, та же естественность поведения, так же как и у Ростовых, большая близость к народу в языке и в конкретных взаимоотношениях с простыми людьми. На этом основании Ростовы и Болконские одинаково противопоставлены петербургскому высшему свету.
Вопрос: Каковы характерные черты «породы» Болконских?
Строгость, «сухость», гордость - наиболее часто повторяющиеся в портретах отца и сына черты. Черты этой «сухости» в черновиках были отмечены и у княжны Марьи. В одной из черновых редакций Толстой еще более откровенно сближал в гордости семью Болконских, говоря, что «то же выражение неприступной гордости, которая заметна была в сыне, смягченная молодостью, в старом князе выказывалась сильнее, резче и грубее во всем, начиная от походки и до складки между черными густыми бровями и до тонких неподвижно сложенных губ».
Но едва ли не самым главным, объединяющим всех Болконских, является сходство их глаз: как и у княжны Марьи, такие же «прекрасные глаза» и у кн. Андрея, они также «светились умным и добрым, непривычным блеском», умные и блестящие глаза всюду подчеркивает Толстой у Болконского-отца.
Обобщение: Аристократизм, гордость, ум и глубокая работа мысли, глубина душевного мира, скрываемая от глаз посторонних, - вот характерные особенности семьи Болконских, видимые через их портреты.
IV. Учащиеся задают друг другу вопросы о семье Болконских.
Примерные вопросы:
1. Почему кн. Н. Болконский живет в деревне?
2. Что он считает источником людских пороков и какие две добродетели он признает?
3. Каков был порядок жизни кн. Н.Болконского?
4. Как рисует автор взаимоотношения дочери и отца?
5. В чем проявляется ум и широта взглядов старого Болконского?
6. В чем связь разговора отца и сына о Наполеоне с первыми главами романа?
7. В чем разница во взглядах отца и сына на Бонапарта?
8. Каково содержание его напутственных слов сыну?
Вывод:
Жизнь старого Болконского в Лысых Горах подчинена строгому распорядку, содержательна даже на склоне лет: он осведомлен в политике, в военных делах, хотя и живет вдали от центра; стремится сохранить лучшие традиции суворовской армии. Глубокий ум, деятельность, чувство независимости, чувство собственного достоинства, национальной гордости - ведущая черта Болконского.
V. На дом: читать т.I, ч.2.
Подготовить ответы на вопросы:
1. Готова ли русская армия к войне? Понятны ли солдатам ее цели?
2. Что предпринимает Кутузов?
3. Как представлял себе войну и свою роль в ней кн. Андрей?
4. Почему после встречи с Тушиным кн. Андрей подумал: «Все это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся»?