Интерактивный урок литературы в 5 классе по творчеству В. Астафьева (ФГОС)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока


Тема: «Открытия Васютки в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Цели для ученика:

1.Рассмотрев события рассказа, составить памятки о правилах поведения человека в лесу, о правильной подготовке к походу в лес.

2.Выслушав разные мнения, составить проект выхода из смоделированной экстремальной ситуации.

3. Опираясь на полученные знания, сделать выводы по теме урока в форме синквейна.

Цели для учителя:

Образовательные: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов, получение первичных знаний о специфике художественного произведения, о необходимости действенного и естественного поведения человека в исключительных обстоятельствах.

Развивающие: развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД, формирование у учащихся умений реализации новых способов действия (см. в конспекте урока), умений применять новое знание.

Воспитательные: формирование личностных УУД через содержание учебного материала: воспитание доброго, мудрого отношения к природе, самостоятельности, ответственности на примере поступков героя рассказа.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма урока: урок-исследование

Формы обучения: коллективная и групповая

Опорные понятия, термины: «открытие», «испытание», «пейзаж», «характер литературного героя»,

Новые понятия: «робинзонада», «автобиографическое произведение».

Технологии: технология развития критического мышления, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, технология изучения лит-ры как предмета, формирующего человека (Ильин), коллективная система обучения, технология деятельностного метода.

Формы контроля: развёрнутое монологическое высказывание с опорой на текст, синквейн

Концепция содержания урока: Васютка не только смог спасти свою жизнь.

Принципы: деятельности, вариативности, психологической комфортности, минимакса непрерывности, целостности.

Домашнее задание:

Стандарты: ФГОС ООО второго покления.

Этап урока/время

Деятельность учителя

Цель деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

(метапредметные и личностные)

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Мобилизующее начало урока («исходная мотивация»)

3 мин.

Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Строчка за строчкой,

Фраза за фразой,

Главная мысль не откроется сразу!

Вдумайся в слово и в образ всмотрись -

Здесь открывается главная мысль!

Настраиваются на работу, повторяя стихи наизусть через 1 мин.

Осознанного заучивание девиза урока;

мотивирующий приём «яркое пятно» на основе презентации книг

Познавательные:

построение логической цепочки рассуждений;

выдвижение гипотез и их доказательство;

формирование обобщенных знаний

актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо");

создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу");

устанавливаются тематические рамки ("могу").

Презентация книг серии «робинзонада»:

«Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого.

Отвечают на мотивационный вопрос:

Эти герои столкнулись с трудностями выживания в силу сложившихся обстоятельств. Можно ли то же самое сказать о Васютке? Почему?

Актуализация, или стадия вызова

5 мин.

В чём проявилась «неслучайность» положения, в котором оказался герой? «Виноват» глухарь?!

В погоне за глухарём мальчик забылся, им овладела страсть. Словарная работа по следам осмысления инсценированного эпизода: страсть - страх - страшно

Инсценировка эпизода с глухарём

Пробные ответы на вопрос учителя

Составление однокоренного ряда

Побуждающий диалог

Регулятивные:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений;

2. формулировать тему и цель урока;

3. умение четко определять области знаемого и незнаемого, определять причины затруднений.

Личностные:

действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания на основе социальных и личностных ценностей

Накопление материала, необходимого для «открытия нового знания», создание образовательной напряжённости через пробную учебную ситуацию


Определение места и причины затруднений.

Выявление причины затруднений

3 мин.

Можно ли утверждать, что это рассказ только о том, как мальчик заблудился в лесу?

Это рассказ о том, как он выжил!

И только?!

Да, это рассказ об открытии Васютки?

А что открыл? Только ли озеро?

Почему нам трудно ответить на этот вопрос?

Соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи

Подводящий диалог

Целеполагание и определение темы урока (постановка учебной задачи и коллективное

проектирование решения проблемы)

5 мин.

Помощь учителя в поиске алгоритма решения проблемы.

Ученики в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели

1) Коллективный поиск путей решения проблемы через создание ОК:

Текст

Путь Васютки

(испытания)

Что помогло выжить?

(природа, знания, характер)

Как он изменился?

(новый взгляд на природу и человека)

2) Определение темы урока

Необъявленная тема

Подводящий диалог

Устранение возникшего затруднения, определение целей и формулировка темы урока

Практическая деятельность (решение поставленных задач)

8 мин.

1) Аналитическая беседа:

Сопоставьте два описания тайги «Весело посвистывая…» и «Тайга…тайга…»: чем и почему отличаются эти пейзажи?

С помощью каких художественных средств передаются чувства Васютки?) 2) Консультирование групп

1)Фронтально:

Аналитическая работа с текстом. Составление ОК

2)Работа в поисковых группах

1гр.: «Что Васютка взял с собой в лес?»

2 гр.: Какие знания, приметы спасли жизнь Васютке?»

3 гр.: Что помогло мальчику справиться со страхом?»

Аналитическая беседа

Познавательные:

анализировать, обобщать, делать выводы;

извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать и передавать её в других формах (графические изображения, слова).

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли, владеть монологической речью;

2. слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3.адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

4. Оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Отчёт группы как результат работы с текстом по составленным вопросам

Опорный конспект как результат аналитической беседы

Физминутка

2 мин.

Проводит отв. ученик.

Зрительные и динамические упражнения

Повышение качества внимания

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

5 мин.

Оценивание ответов групп

1) Отчёт групп.

2) РР Составление памятки в соответствии с выполненными заданиями.

1 гр.: «Идёшь в лес - возьми с собой…»

2 гр.: «Как не заблудиться в лесу»

3 гр.: «Как вести себя, если ты заблудился в лесу»

Комментирование, обозначение знаковыми символами.

Текст памятки

Самостоятельная работа

(включение в систему знаний)

8 мин.

Предлагаются задания, в которых новые знания используются вместе с изученными ранее.

Аналитическая работа в группах: анализ вымышленных ситуаций с расширением проблемы

Решение задач в новой ситуации

Познавательные:

1.Анализировать, обобщать, делать выводы;

2.использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях учебного сотрудничества, при решении задач урока.

Коммуникативные:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Советы Васютке в новой жизненной ситуации

Закрепление ранее изученного.

4 мин.

Комментирует предложенные задания в соответствии с поставленными целями

Фронтальная работа в группах: составе синквейнов:

  1. «Васютка»

  2. «Природа»

  3. «Озеро»

Проговаривание нового знания (запись в виде опорного сигнала)

Побуждающий диалог

Познавательные:

Анализировать, обобщать, делать выводы

Коммуникативные:

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Синквейн

Рефлексия

3 мин.

1) Какую задачу ставили на уроке?

Удалось решить поставленную задачу?

Какие получили результаты?

Где можно применить новые знания?

Оцените наш урок через высказывания с опорой на предложенные клише.

2) Поднимите руку с оценкой нашего урока.

Самооценка результатов своей деятельности и всего класса с опорой на клише:

Сегодня я узнал(а)…

Было интересно…

Было трудно, когда…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось…

Приём поднятой руки с оценкой урока по пятибалльной системе

Приём

Коммуникативные:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

2. слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные:

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Регулятивные:

соотносить цели и результаты своей деятельности.

Умение самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности

Осознание обучающимися своей учебной деятельности.

Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Домашнее задание

2 мин.

Графический конспект (ОК) урока

Составление теста по теме урока

Вопросы учителю по выполнению домашнего задания.

Фишбоун

Коммуникативные:

задавать вопросы

Фишбоун

Тест


Приложение 1

Описания тайги


А) Весело насвистывая, шёл он по тайге, следил за пометками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таёжная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдёт немного, ещё топором тюкнет, потом ещё. За этим человеком пойдут другие люди; собьют каблуками мох с валежин, притопчут траву, ягодники, отпечатают следы в грязи, и получится тропинка. Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия. Только иные тропинки зарастают со временем, а уж морщинки-то на лице едва ли зарастут.

Б) Лес стоял неподвижно, тихий в своей унылой задумчивости, такой же редкий, полуголый, сплошь хвойный. Лишь кое-где виднелись хилые берёзки с редкими жёлтыми листьями. Да, лес был такой же. И всё же от него веяло чем-то чужим…

Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, всё ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец голубые проёмы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них.

Долго Васютка отыскивал глазами жёлтую полоску лиственника среди неподвижного зелёного моря… но кругом темнел сплошной хвойник. Видно, Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге. Маленьким-маленьким почувствовал себя Васютка и закричал с тоской и отчаянием:

- Э-эй, мамка! Папка! Дедушка! Заблудился я!..

Приложение 2

Вымышленные ситуации

Ситуация 1

После этого Васютка пытался припомнить, на какой стороне деревьев сделаны зарубки старые и на какой - новые. Но этого-то он и не приметил. Затеси и затеси.

- Эх, дубина!

Страх начал давить ещё сильнее, но Васютка старался не показывать его, чтобы не испугать младшего брата - Алешу.

-- Васютка, неужели мы заблудились?!

-- Может, и заблудились, но вот увидишь - скоро зарубки найдем и вечером будем рассказы рыбаков слушать да орешки щелкать.

Алеша сел на сломанное дерево и навзрыд заплакал. Несмотря на уговоры, братишка отказывался идти дальше.

Ситуация 2

Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенёта. И тут его будто стукнуло: да ведь они заблудились! Как же такое могло случиться? Ведь он был не один, а со своим другом Степаном, который хорошо знал тайгу.

Стараясь не выдать своего страха, Васютка сказал:

-- Лучше ищи затеси, они должны быть здесь.

Спустя полчаса безуспешного поиска Степан сказал:

-- Всё, заблудились… Говорил я тебе, что негоже за глухарем одним идти!

На что Васютка ответил:

-- А ты-то сам тоже хотел похвастаться перед остальными!

-- Может, и так. Да если бы ты не предложил, мне бы и в голову не пришло преследовать глухаря.

Было заметно, что мальчишки еле сдерживаются, чтобы не наброситься друг на друга…


Ситуация 3


И вот Васютка дома!

Он не заметил, как наступило 1 сентября и, счастливый, с нетерпением ждал встречи с одноклассниками: уж очень ему рассказать о приключениях в тайге.

Дети сразу окружили его - расспрашивали, восхищались храбростью и смекалкой, даже учительница похвалила его при всем классе!

Но постепенно интерес ребят стал утихать. Вскоре уже никто не спрашивал его об открытом озере. Конечно, ребята с ним продолжали дружить , но так одиноко ему не было даже в тайге, когда ему угрожала смертельная опасность.


Ситуация 4

- Моя! Моя! - в волнении забормотал Васютка, бросая утку в мешок. - Моя уточка! - Его даже лихорадить начало. - Раз ветра не было, а утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное!

Все это время Петька (товарищ Васютки, который был постарше, однако не отличался сообразительностью) стоял рядом с мрачным видом.

-- Что ты зазря радуешься? - в ответ бросил он. - Утку могло и ветром сдуть. Давай лучше поедим и дальше пойдем.

-- Да как ты не понимаешь? Скорее всего, это озеро связано с Енисеем!

-- Не связано оно с Енисеем! Надо идти в другую сторону - я тебе точно говорю!

Васютка был почти уверен, что рядом Енисей. Если бы они только вышли к нему!

Молчание первым нарушил Петька:

-- Ты, Васютка, как хочешь, а я пойду другой дорогой!

Памятки

Памятка №1 « Советы идущему в лес»

  1. Продумай тщательно маршрут.

  2. Не забудь взять компас.

  3. Возьми спички для костра.

  4. Захвати с собой теплые вещи.

  5. Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы).

Памятка №2 «Как выжить в тайге»

  1. Двигаться нужно по затесям, чтобы не заблудиться.

  2. Беречь патроны

  3. Быть наблюдательным, внимательным, осторожным.

  4. Уметь ориентироваться по сторонам света.

  5. Помнить, что гудок парохода откликается на ближнем водоёме.

Памятка №3 «Если ты заблудился в лесу»

  1. Не паникуй, успокойся.

  2. Прекрати бесполезное движение,

  3. Осмотри место, где находишься.

  4. Собери хворост, дрова для костра (на ночь).

  5. Разожги костер, приготовь пищу.

  6. Подготовь из веток, травы место для ночлега.

  7. Спокойно ожидай спасателей, родственников


© 2010-2022