Конспект урока по русскому языку на тему Антонимы

Урок разработан и проведён по методике преподавания Кембриджского университета в 5 классе с казахским языком обучения. Занятие проведено в групповой форме. Для достижения целей и решения задач урока использовала интерактивные методы обучения работы разделила класс на 4 группы. Групповая форма работы способствует повышению активности учащихся, дети учатся  вести диалог, высказывать свое мнение, развиваются коммуникативные умения и навыки учащихся, происходит взаимообучение, снимается психологичес...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

тема

Антонимы

Общие цели

  1. Сформировать понятие об антонимах, рассмотреть место антонимов в речи, разнообразии антонимов, акцентировать внимание на терминологии, средствах выразительности речи.

2. Способствовать развитию критического мышления, коммуникативных навыков, умения подбирать антонимы, развитие способности к «объединению противоположностей» и использование данного ресурса для решения задачи.

3. Обратить внимание учащихся на содержание пословиц.

Результат обучения

Умеют работать в группе, совместно решать поставленные учебные задачи. Слушать выступления других групп и оценивать их. Употреблять термины в речи, подбирать антонимы. Использовать в качестве примеров антонимы, объяснять их значение. Учащиеся должны знать понятие «антонимы»; знать о словаре антонимов, о роли использования антонимов в речи. Уметь находить антонимы в предложениях; подбирать антонимы к указанным словам, группировать антонимы по общему смысловому признаку; использовать антонимы в речи.

Основная идея

Развитие интеллектуальных качеств ребёнка: речи, мышления, наблюдательности, воображения через модули Программы

Оборудование урока

Учебники, тетради, тематические карточки, задания для групп, интерактивная доска, презентация Power Point.

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Орг. момент.

Слайд 1.

Эмоционально-психологический настрой

Предлагаю выбрать карточку и распределиться по группам.

Раздаю группам «солнышки»…

Настраиваются на работу, заинтересовываются …

Рассаживаются по группам.

Загадывают желание.

Проверка знаний

  1. Опрос в группах.

  2. Работа с карточками

(взаимопроверка)

Слайд 2.

Наблюдаю.

Раздаю карточки. Цель: проверить по теме «Синонимы». Объясняю правила заполнения.

1. Отвечают на вопросы.

2. Выполняют задания и группы проверяют

Этап актуализации знаний

Загадываю загадку

Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Деревья переодеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я - ...

отгадывают

Работа по тесту «Чтение с пометкой»

1 группа Сентябрь

2 группа Октябрь

3 группа Ноябрь

4 группа «Осенняя погода»


Предлагаю собрать текст по предложениям. Наблюдаю.

Задаю вопросы:

- Каким цветом вы покрасили «свой месяц»?

- Как вы понимаете выражение «рядом весна и осень»?

Читают текст, выделяют в тексте предложения и «собирают свой текст».

Индивидуальное задание

Сценка «Диалог мамы с сыном»

Ануар с Дианой инсценируют диалог.

Релаксация Презентация «Осень»

Предлагаю просмотреть музыкальную презентацию.

Смотрят презентацию.

Этап актуализации знаний (грамматическая тема)

организовать и направить к цели познавательную активность учащихся.

Содержание этапа: выведение темы, целей, показ практической значимости изучаемого материала.

Слайды 17-20

Предлагаю поработать с картинками (сравнить ) и назвать «слова-неприятели». Рассмотреть рисунок, найти слова с противоположными значениями, записать число и тему урока.


Изучают слайды с картинками и определяют различия, называют «слова-неприятели» (ученики хорошо справляются с заданиями на сопоставление, сравнение и анализ).

Постановка цели урока
Поработать с таблицей «Цели (что я хочу узнать)»

Предлагаю поработать с таблицей выбрать нужное.


Ставят плюсы в таблице рядом со строкой

«До и после»


Предлагаю изучить таблицу «До ...» и поставить + или -. Так как раздел «Лексика» они уже прошли на уроках по казахскому языку.

Ставят плюсы в таблице рядом со строкой

Изучение т/м по учебнику

Открываем учебники на с.53

Читают правило.

Тренировочные упражнения для групп

1. Карточки «Подберите антонимы».

2. «Письмо с дырками».

3. Творческое задание:

1 группа «Сообщение о героях сказок».

2 группа «Измени содержание текста».

3 группа и 4 группа «Работа с фотографией»

Наблюдаю, предлагаю «подмостки».


Выполняю задания в группах.

Индивидуальные задания для Алинура, Ербола, Бекзата, Ержаната.

Д/З

Слайд 22.

Предлагаю записать д/з.

Параграф 14, Упр. 125* или 126, чтение + по желанию написать сказку об антонимах.

Вывод.

Заполняют графу «после»

Слайд 33.

Наблюдаю, задаю вопросы.

Отмечают, озвучивают изменения.

Рефлексия

Раздаю вопросы анкеты (подчеркните слово-ответ)

Заполняют листы анкеты (рефлексируют)

Подведение итогов

Подведение итогов

Спикеры подводят итоги

Приложение 1. Ламинированные карточки

Приложение 2

Осень

Наступила осень. Дни стоят тёплые, без ветра. Листья на деревьях начали менять свой цвет. Перелетные птицы улетают на юг. В лесу лесные звери запасают на зиму орехи, желуди, семена растений. Люди тоже собирают урожай овощей и фруктов. Дети в сентябре идут в школу. Там они делают красивые поделки из даров осени: шишек, листьев, желудей. Дни стали короче. Солнце уже не такое яркое как летом. Листья деревьев изменили свой цвет - они стали желтые, красные, золотые, багряные. Наступила пора золотой осени. В лесу не слышно пения птиц, лишь изредка слышно шуршание листьев. Это холодный ветер играет с сухими листьями. Часто небо заволакивает тучами и идет холодный дождь. Пришли первые заморозки. Наступила поздняя осень. Низко поднимается уже холодное солнце, дует холодный ветер, тучи закрывают солнце. Деревья стоят без листьев. Не слышно птиц, не видно насекомых. Почти каждый день идут дожди. Ночью лужи застывают. И вот наступают дни, когда на чёрную землю падают миллионы снежинок и вся она становится белой. На улице морозно.

Приложение 3. Задание: допишите предложения, добавив антонимы.

Приложение 4.

Творческие задания

(группа 1)

Задание: на месте пропусков вставьте подходящие слова - антонимы к выделенным словам 1 части текста.

Долго я был ленивым учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. И грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда печалилась, когда видела мой дневник. Решил я исправиться. Что я, хуже других? И тогда я стал внимательным, прилежным учеником. И вот уже считаюсь…

И вот уже считаюсь ______________ учеником. Тетради у меня _____________, пишу я _________________. И сейчас __________ я _______________ домой после уроков. Мама всегда _______________, когда видит мои оценки. Все рады моим успехам.

2 группа.

Составить с помощью антонимов Очерк о героях сказок.

Карточка 4. Фото. Составить о «примерном ученике». Фото одно и тоже.

4 группа составляет по фото рассказ о «мальчике-хулигане»

Приложение 4.

Анкетирование

Меня зовут ____________, себе я ставлю _________
1. На уроке я работал (а) активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал / устал
5. Мое настроение стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был легким / трудным / интересным / не интересным

Вопрос учителю ____________________________________________________________

Приложение 5.

Оценочный лист

Ф.И. участника группы

Д/З

Работа по тексту «Осень»

Тренировочные упражнения

Итоговая

оценка

правило

карточка








Приложение 6, 7.

«Цели (что я хочу узнать)».

«Цели (что я хочу узнать)

Узнать, что такое антонимы.

Научиться отличать антонимы от омонимов и синонимов.

Узнать, для чего служат антонимы.

Научиться использовать антонимы в речи.

Поговорить с соклассниками.

Отдохнуть на уроке.

Таблицы «До и после»

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ


  1. Антонимы пишутся одинаково.


  1. Антонимы обозначают одно и тоже.


  1. Антонимы слова с противоположным лексическим значением.


  1. У каждого слова есть антоним.


  1. Антонимы слова с одинаковым лексическим значением.


  1. Антонимы оживляют нашу речь, делают её выразительнее.




© 2010-2022