• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Обобщение опыта Формирование гражданской и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы на основе метода поэтапного формирования умственных действий

Обобщение опыта Формирование гражданской и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы на основе метода поэтапного формирования умственных действий

Русский язык – важнейший фактор развития умственных способностей учащихся, их речи, нравственных качеств и в целом личности ребенка. Теоретическая база опытаосновывается на идеях теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, которая помогает управлять процессом познания ребенка, подсказывает те этапы, по которым его нужно провести, чтобы обеспечить правильное, надежное формирование полноценных умственных действий. Опыт можно определить как репродуктивно-поисковый и...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Харченко Вера Александровна

Формирование гражданской и коммуникативной компетенции

на уроках русского языка и литературы на основе метода поэтапного формирования умственных действий

Актуальность опыта

Для современной школы проблема патриотического воспитания становится ведущей. Чувство патриотизма является основой нравственности человека, а становление целостной личности невозможно без формирования языковой компетенции. Через воспитание в детях бережного отношения к слову им прививается и коммуникативная компетенция, развитие которой является неотъемлемым универсальным требованием, предъявляемым к учебной деятельности современного педагога.

Опыт можно определить как репродуктивно-поисковый и считать актуальным в связи с тем, что вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития

личности патриота и гражданина России, готового и способного отстаивать ее интересы.

Диапазон опыта распространяется на систему уроков русского языка и литературы для обучающихся II ступени, систему внеклассной работы и метапредметные связи (естественно-научные дисциплины).

Теоретическая база опыта

Русский язык - важнейший фактор развития умственных способностей учащихся, их речи, нравственных качеств и в целом личности ребенка.

Теоретическая база опыта основывается на идеях теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, которая помогает управлять процессом познания ребенка, подсказывает те этапы, по которым его нужно провести, чтобы обеспечить правильное, надежное формирование полноценных умственных действий. Данная теория предполагает следующие этапы:

Обобщение опыта Формирование гражданской и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы на основе метода поэтапного формирования умственных действий

Кроме того, в практике использовались фрагменты следующих технологий:

  1. Авторской концепции Н.Е. Щурковой, которая выдвигает комплекс

ориентиров, отвечающих потребностям сегодняшнего дня и определяющих тенденции в области воспитания школьников. Концепция Н.Е. Щурковой направлена на формирование образа жизни, достойного Человека. Цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь по законам

Истины, Добра и Красоты.

  1. Технологии «Развитие критического мышления», разработанной

Международной Ассоциацией и Консорциумом Гуманистической педагогики, в основе которой лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского, заключающаяся в творческом сотрудничестве ученика и учителя и необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу. Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Обобщение опыта Формирование гражданской и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы на основе метода поэтапного формирования умственных действий

Для того чтобы сформировать у подрастающего поколения высокие нравственные качества, патриотизм, гражданственность необходимо, чтобы обучение и воспитание осуществлялось в неразрывной связи с формированием языковой(коммуникативной) компетенции (на основании теории П.Я. Гальперина и технологии критического мышления).

Для этого необходимо выполнения ряда условий:

Обобщение опыта Формирование гражданской и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы на основе метода поэтапного формирования умственных действий

Технология опыта

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно способствует проведение уроков русского языка и литературы, подготовка и проведение внеклассных мероприятий на основе алгоритма поэтапного формирования умственных действий (методика П.Я. Гальперина)

АЛГОРИТМ РАБОТЫ

Обобщение опыта Формирование гражданской и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы на основе метода поэтапного формирования умственных действий

Ключевой единицей работы становится текст. Работа с текстом раскрывают следующие возможности:

1) учащиеся овладевают способом получения информации;

2) возникают новые возможности понимания слова, оборотов речи, конструкций в выражении мысли;

3) устраняется разрыв в исследовании структуры языка и его содержанием;

4) разрабатываются новые типы заданий.

Мотивация работы с текстом заключается в работе над его анализом. На первом этапе ориентирования необходимо привлечение опорных материалов (схем, памяток, планов, конспектов) для того, чтобы выполнить поисковую задачу в работе с текстом. Затем - исполнение операции: анализ текстов, обобщение речеведческих навыков, синтез, моделирование, итоговое уточнение языковых понятий, оценка. На последнем этапе, самооценке, новое знание и умение включается в систему ранее познанного.

Формы, методы и приемы учебно-воспитательной работы.

При работе с обучающимися 5-6 классов ведущей являет игровая деятельность. Учитывая это, необходимо осуществлять подход к обучению так, чтобы ребёнку урок приносил и радость, и пользу.

При анализе текста эффективны следующие приемы:

- ассоциативный ряд;

- инсценирование;

- дидактические игры (приложение №1);

- исследование текста.

Интерес работы у школьников возникает на этапе предварительного знакомства с целью действия, когда необходимо понять, почему дан такой ассоциативный ряд (язык-семья-дом), затем идет создание мотивов для изучения темы «Что мы знаем о русском языке?», далее составляется схема, помогающая усвоить значение роли языка в жизни людей, после этого дети проговаривают тему. Заключительным этапом становится домашнее задание: придумать гимн русскому языку. Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты.

Инсценировка игры учит учащихся анализировать сложные проблемы человеческих отношений, в разрешении которых важно не только правильное решение, но и обоюдное поведение, тон. Разыгрывание диалогов с использованием «добрых» и «вредных» слов помогает понять не только суть языковых явлений, но и учит правильному обращению с родным языком. Отличительной особенностью учебно-ролевых уроков является то, что их психологическую основу составляет механизм воображения: ребята представляют себя в определенных ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу. Приняв за основу соответствующий механизм, можно оживить даже самый сложный материал. Успех такого урока в его необычности (использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности. Прием проговаривания помогает легко запоминать материал и затем использовать его уже неосознанно. Например, представить, что попал на необитаемый остров или на другую планету и надо самому вернуться домой и помочь соплеменника. Что ради этого не сделаешь?! А почему? Докажи, почему нужно поступить так, а не иначе.

Готовясь к урокам русского языка, необходимо подбирать произведения русского народного творчества: загадки, поговорки, пословицы, считалки, тем самым активизировать мысль детей, пробуждать у них познавательный интерес. Всё это способствует воспитанию любви к родному слову, к истории своего народа. Учебники русского языка учебно-методического комплекта М.М. Разумовской содержат немало упражнений, включающих задания, способствующих гражданско-патриотическому воспитанию. Обучающимся предлагаются тексты, в которых имеется информация о поступках, результатах деятельности и отношениях людей, содержатся яркие примеры проявления патриотизма. Главное в работе с текстом - сосредоточить внимание учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно-познавательной единицы.

Примерный план анализа текста любого типа речи:

1.Первичное знакомство с текстом и ответ на вопрос «Почему для работы взят именно этот текст?»

2. Выразительное чтение текста.

3. Словарная работа.

4. Тема текста.

5. Идея текста.

6. Тип текста.

7. Стиль текста.

8. Выразительные средства речи и их роль.

9. Ответ на вопрос «Подтвердилось ли первоначальное предположение о значении данного текста?»

Выполняя такие задания на уроках, учащиеся в первую очередь выполняют само задание, затем анализируют нравственную ситуацию, указанную в тексте или условии задания. Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная.

Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 7-8 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Критическое мышление - это точка опоры для мышления человека, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Обучающиеся часто стоят перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить.

Наиболее эффективно использование дискуссии. Дискуссия - одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка, поэтому при проведении такого урока в 7-8 классах необходимо познакомить с правилами ведения дискуссии, с речевыми штампами, помогающими выражать свои мысли. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является: уважение к различным точкам зрения ее участников и совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий. Например, при изучении произведений устного творчества, которые содержат богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Групповая дискуссия, организованная на уроке изучения памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Прав ли был Игорь, оправляясь в поход? При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором - это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения - вот основной вывод, к которому приходят восьмиклассники при изучении «Слова о полку Игореве» (приложение №2).

Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: "Тире между подлежащим и сказуемым" (8 кл.) - Родная сторона - мать, чужая - мачеха; Родина - мать, умей за неё постоять; "Прилагательные полные и краткие" (5 кл.) - Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило; "Степени сравнения имен прилагательных" (5 кл.) - Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти. Помогают в этом и коммуникативно-речевые упражнения. Например, задание: прочитайте пословицы русского народа о языке и речи. Какие из них, на ваш взгляд, характеризуют язык и речь с эстетической стороны? Изучение пословиц, поговорок, загадок, песен, былин, путем их осмысления, объяснения с обязательным условием использования в устной и письменной речи, позволяет вести речь о народных идеалах - патриотизме, богатырской силе, уме, находчивости русского народа.

На основной ступени образования огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» (6 кл.), учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, авторскую позицию, размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава Родины. На таких уроках эффективна система ситуативных упражнений. Можно смоделировать ситуативные задания самостоятельно, а также использовать и те задания, которые предполагаются в учебниках по литературе. Например: вы экскурсоводы, ведете экскурсию для младших классов по полю Бородинского сражения. Стараетесь описать картину ярко, образно и доступно. Объясните, что и почему вам особенно нравится, вы хотите вызвать заинтересованный отклик у зрителей. Кто лучше справится с этой задачей? Конкурс на лучший рассказ экскурсовода. Анализ текста хорошо дополнят репродукции картин Ф. Рубо «Панорама Бородинской битвы», «Кутузов под Бородиным» С.В. Герасимова.

Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволяет создать особый эмоциональный настрой урока, что во многом определит его успех.

Целесообразно проведение уроков русского языка, посвященных жизни выдающихся людей. Так, по теме «Имя числительное как часть речи» в 6 классе можно провести урок-экскурсию в Космос, основанную на биографии Ю.А. Гагарина (приложение №3).

На уроках русского языка и литературы в 9 классах особое внимание следует уделять развитию письменной речи, например, написание эссе (жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы), сочинения-рассуждения на темы: «Я и мое Отечество», «Кто такой патриот?», «Что значит любить свою Родину?». Тем необходимо дать несколько, обучающиеся должны осмыслить каждую и сделать свой выбор, при этом обязательно мотивировать его. Имея навыки осмысления и анализа информации, они уже увереннее владеют умением проговаривания своих мыслей вслух и про себя. Составления схем и опорных конспектов дает им возможность правильного и логичного изложения своих мыслей.

Цикл уроков русского языка по теме «Сложносочиненные предложения», посвященный жизни знаменитых людей, решает целый ряд воспитательных и образовательных задач. На такие занятия школьники не только приобретают речевечедческие знания, но и учатся мыслить, анализировать, знакомятся с фактами биографии людей, прославивших нашу страну. Урок по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными», посвященный творчеству А.С. Пушкина, дает прекрасную возможность и для комплексного анализа текстов, и для изучения нового материала, и для воспитания гражданских чувств (приложение №4). Каждый этап урока планируется и организуется при помощи эвристических заданий. Например, на этапе создания мотивации после прочтения эпиграфа к уроку «…У каждого из нас - свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца. (А.Т.Твардовский)», обучающимся предлагается сформулировать цели урока. На доске запись

Цели урока:

  1. повторить и обобщить изученное ………………………;

  2. познакомиться со сложноподчинёнными предложениями с придаточными определительными;

  3. развивать умение отличать сложноподчиненные предложения с …………….. от других видов; правильно расставлять ………………….. в ………………….. предложениях с изученными ………………………, составлять их ……………;

  4. изучить творчество …………….. и учиться …………….

Затем на следующем этапе (ООД) обучающимся предлагается совместно составить алгоритм определения СПП. Следующий этап - это работа с текстом, выполнение действия вслух, составление схем. Процесс выполнения действий с проговариванием про себя проходит на фоне музыки и просмотра слайдов, связанных с жизнью и творчеством А.С.Пушкина. Завершающим этапом становится выполнение домашнего задания.

Целесообразно использовать различные типы урока: урок-монолог, урок-лекция, урок-беседа, урок жизни, урок-журнал, урок-анализ, урок ученика, урок - заочная экскурсия, библиотечный и музейный уроки, уроки развития речи. Уроки любого типа позволяют вести разговор о патриотизме и гражданственности.

Не менее важным является метод педагогического стимулирования и развития коммуникативной активности, то есть совокупность средств и приемов, побуждающих воспитанника к определенным действиям. Данный метод эффективен на всех этапах обучения. Из форм работы, стимулирующих развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках, можно назвать следующие: проведение заочной экскурсии, составление вопросов для интервью, защита иллюстраций, приглашение к чтению, урок-семинар.

Уроки - семинары имеют специфическое содержание, поэтому учитель проводил их по таким темам, где ученик должен не просто усвоить определенные сведения, но и найти решение проблемы. Эти проблемы должны быть важными и интересными и для педагога, и для учеников. Например: «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Роман о чести, любви, нравственном долге», «Зависит ли от человека, как сложится его жизнь?».

Этапы подготовки и проведения урока-семинара:

- ознакомление учащихся с темой и микротемами семинара (создание мотивов);

- осмысление и выбор микротем, создание творческих групп (создание ООД);

- подбор материала к семинару, конспектирование дат, определений и других важных моментов сообщений (выполнение внешних опор);

- выступление творческих групп на семинаре (внешняя речь);

- выполнение практического задания (проговаривание про себя);

- обсуждение выступлений творческих групп, подведение итогов (выполнение действий в умственной форме).

В качестве рефлексии на уроках литературы использовался такой прием как синквейн (от французского " пять").

1. В центре доски пишется имя существительное (тема).

2. На второй строке - два прилагательных, которые дают описание темы.

3. На третьей строке - три глагола, описывающие действия в рамках этой темы.

4. Четвертая строка - фраза из четырех слов (идея).

5. Последняя строка - существительное (синоним слова в первой строке).


Калашников

честный заботливый

трудится любит прощает

отстаивает честь семьи и жены

защитник

Подготовка и проведение внеклассных мероприятий позволяет реализовывать все этапы метода критического мышления. Обучающимся предлагается на выбор несколько тем и форм для проведения мероприятия. Им предстоит обдумать и доказать не только выбор темы, но предложить способ проведения. Так, перед 23 Февраля обучающимся было предложено придумать интеллектуально-игровую программу. В результате мероприятие «В бой идут одни знатоки» обучающиеся подготовили совместно. Основной задачей при организации каждого этапа игры был отбор материала самими обучающимися. Необходимо обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, который самостоятельно создаст для себя ориентировочную основу действий. Для этого на всех этапах предполагаются индивидуальные задания, цель которых - формирование активной и сознательной гражданской позиции детей (приложение №5).

Интерес к теме формирование гражданской и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы обусловлен активизацией в России работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, а значит новыми требованиями к работе педагогов.

Приложение №1

Дидактические игры на уроках русского языка в 5-6 классах

Тема: Правописание. Словообразование.

Цель: повторить изученные орфограммы, способы словообразования.

Задачи:

  1. Закрепить знания учащихся в области правописания орфограмм, в области словообразования.

  2. Развивать речь, мышление самоконтроль учащихся, умение применять знание на практике через выполнение упражнений.

  3. Воспитывать интерес к родному языку через дидактическую игру.

Этап урока - повторение изученного (выполнение действий без внешних опор).

Дидактическая игра «Чудо - дерево»

Сегодня мы должны с вами вырастить дерево. Посмотрите оно еще совсем маленькое. А чтобы деревце выросло красивое, большое и крепкое. Нам нужно образовать новые слова и записать их в свою тетрадь. Подсказка у вас уже есть. Вам даны словообразующие части слова, и корни, от которых нужно образовать новые слова. Разделимся с вами на 3 команды. Первая команда образовывает слова с корнем дом, вторая команда образовывает слова с корнем род, а третья команда рассказывает нам, какой способ словообразования использовался при получении новых слов. Каждый член команды образовывает по одному слову.

Первая и вторая команды зачитывает свои слова, а третья объясняет способ словообразования.

Посмотрите, какое дерево мы с вами вырастили. Красивое дерево у нас получилось, потому что мы работали все вместе, дружно и конечно хорошо усвоили материал. За работу вы получаете жетончики: первая и вторая команда, награждается за то что, они образовали много новых слов, а третья команда как лучшие эксперты в области словообразования.

Тема: Текст. Окончание текста.

Цель: создать условия того, чтобы познакомить учащихся со структурой и целостностью текста.

Задачи:

  1. Осуществить тренинг в подборе возможных окончаний к незаконченным текстам, через работу с упражнениями учебника.

  2. Развивать слуховую память орфографическую зоркость.

  3. Способствовать формированию интереса к русскому языку, родной природе через дидактическую игру.

Этап урока - закрепление изученного (выполнение действий без внешних опор).

Дидактическая игра «Бартер»

Сегодня на уроке мы выяснили, что текст должен иметь окончание, также у текста есть заголовок. Сейчас я вам предлагаю поучаствовать в игре, которая называется «Бартер». А что такое бартер вы узнаете в процессе игры. Вам необходимо получить цельный текст, имеющий заголовок и окончание, подходящие по смыслу к исходному, но не законченному тексту.

Учащиеся делятся на три команды. Первая команда получает три варианта исходного текста на различные темы, вторая команда получает, окончания для всех текстов, третья команда получает заголовки для текстов.

Учащиеся определяют, что для решения поставленной задачи не хватает определенных элементов; выясняют, что недостаток, нехватка чего-либо характеризуется понятием дефицит. Они видят, что некоторые элементы текста у них в избытке. При работе в группе учащиеся должны понять, как им можно достать элементы текста, которые находятся в недостатке, и как избавится от ненужных элементов.

Учащиеся приходят к выводу, что им необходимо совершить обмен между группами. Учитель поясняет, что безденежный обмен характеризуется понятием бартер.

Учащиеся обмениваются элементами текста с группами. Получают верно структурированный текст.

Материал для работы:

Заголовки.

Исходный, неоконченный текст.

Окончание текста.

Полученный результат.

Первая команда

Вторая команда.

Третья команда.

Летний день.

Прохладное утро постепенно сменяет знойный полдень. Цветы благоухают своими ароматами, на лугу пестреют ромашки, васильки, колокольчики. В летний день луг похож на пестрый ковер. В зеленой травке нежатся золотые букашки, в воздухе летают бирюзовые стрекозы, порхают пестрые бабочки, весело жужжат пчелки - работницы.

Хорошо в летний день бродить по пестрому лугу.

Летний день.

Прохладное утро постепенно сменяет знойный полдень. Цветы благоухают своими ароматами, на лугу пестреют ромашки, васильки, колокольчики. В летний день луг похож на пестрый ковер. В зеленой травке нежатся золотые букашки, в воздухе летают бирюзовые стрекозы, порхают пестрые бабочки, весело жужжат пчелки - работницы.

Хорошо в летний день бродить по пестрому лугу.

Зимнее утро.

Утром зимой особенно хорошо. Где-то на востоке брезжит рассвет. В эту пору снег переливается различными цветами радуги. Снег блеснет то красным, то вдруг нежно розовым, а где-то вдали он еще синий. Солнце встает, и его лучи скользят по зимним деревьям. Просыпается сказка, все вокруг блестит и сверкает.

Как я люблю морозное зимнее утро.

Зимнее утро.

Утром зимой особенно хорошо. Где-то на востоке брезжит рассвет. В эту пору снег переливается различными цветами радуги. Снег блеснет то красным, то вдруг нежно розовым, а где-то вдали он еще синий. Солнце встает и его лучи скользят по зимним деревьям. Просыпается сказка, все вокруг блестит и сверкает.

Как я люблю морозное зимнее утро.

Осень.

Наступило одно из прекраснейших времен года - осень. Идешь по осенней аллее, а под ногами шуршат золотистые листья. Деревья оделись в свои лучшие наряды, яркими красками пылают клены, ярко-желтыми тонами вспыхнули березки и осинки. Солнце ласково согревает первые дни осени.

Осень - это мое самое любимое время года.

Осень.

Наступило одно из прекраснейших времен года - осень. Идешь по осенней аллее, а под ногами шуршат золотистые листья. Деревья оделись в свои лучшие наряды, яркими красками пылают клены, ярко-желтыми тонами вспыхнули березки и осинки. Солнце ласково согревает первые дни осени.

Осень - это мое самое любимое время года.


Задачей является необходимость получить цельный текст, который имеет и заголовок и окончание. Для этого учащимся необходимо обменяться лишними элементами, чтобы получить целостный, логически завершенный текст, имеющий заголовок. Затем они прочитывают текст и объясняют его содержание.

Тема: Учимся озаглавливать текст.

Цель: учить школьников соотносить заголовок с основной мыслью текста.

Задачи:

  1. Отрабатывать умение озаглавливать текст; работать над целостностью текста.

  2. Развивать логическое мышление, память, внимание.

  3. Воспитывать интерес к русскому языку, личностные качества взаимопомощь, поддержка через дидактическую игру.

Этап урока - изучение нового (этап создание мотивов).

Дидактическая игра «Рассыпанный текст»

К нам на урок сегодня пожаловал гость по имени Незнайка. Он хотел попросить вас помочь озаглавить его сочинение, т.к. Незнайка слышал, что вы большие профессионалы в подборе заголовков к текстам. К сожалению, у Незнайки, пока он до нас добирался, случилось несчастье. Все слова в его предложении перепутались, рассыпались. Незнайка не может вспомнить, в каком порядке они находились в предложении. Давайте поможем Незнайке. Вернуть его сочинение в прежнее состояние.

В его тексте пять предложений. Вам необходимо составить цельный текст. Знайте, слова в предложении перепутаны, и предложения в тексте тоже.

Прошу вас разделиться на пять групп. Каждая группа получит свое «рассыпанное» предложение.

Учащиеся получают следующие наборы слов.

Первая группа: стоял, денёк, морозный, зимний.

Вторая группа: получилась, горка, хорошая.

Третья группа: во, строили, дворе, горку, ребята.

Четвертая группа: с, весело, дети, на, катались, горки, санках.

Пятая группа: день, трудились, целый, дети.

Ребята, прочитайте, какие предложения у вас получились.

Учащиеся читают предложения, учитель вывешивает составленные верно предложения на доску. Затем учащиеся смотрят, в каком порядке лучше всего разместить эти предложения. Объясняют, почему получившийся набор предложений является текстом. Затем учащиеся подбирают заголовок к сочинению Незнайки.

Пример, получившегося текста.

Отличная горка

Зимний, морозный стоял денек. Ребята строили во дворе горку. Дети трудились целый день. Хорошая получилась горка! Дети весело катались с горки на санках.

А теперь объясните Незнайке, зачем нужно озаглавливать текст.

Приложение №2

Урок литературы по учебно-методическому комплекту А.Г. Кутузова в 8 «Е» классе по теме «Слово о полку Игореве». Историческая основа и сюжет литературного памятника.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с историей похода князя Игоря Святославича против половцев, его последствиями и значением для Руси.

  2. Формировать умения ориентироваться в разных источниках, давать монологические ответы, наблюдать по содержанию текста, сравнивать, оценивать, делать выводы, обобщать, соединять словесные и зрительные образы;

  3. Воспитывать патриотизм, приобщать к произведениям искусства.

Оборудование: карта «Русь в XII - нач. XIII вв.»; картины Н.К. Рериха «Поход князя Игоря», В.М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами», запись «Плач Ярославны», фрагмент оперы А.П. Бородина «Князь Игорь».

"Слово…" - произведение огромной идейной силы, это - произведение,
призывающее к единству, обличающее усобицы князей.

Д.С. Лихачев

Ход урока

  1. Психологическая установка.

  2. Сообщение темы урока. Работа над эпиграфом (создание мотивов).

В набросках статьи о русской литературе А.С. Пушкин писал: "Приступая к изучению нашей словесности, мы хотели бы обратиться назад и взглянуть с любопытством и благоговением на ее старинные памятники". Предлагая обратиться к ним, думаю, что великий поэт не исключал и "Слово о полку Игореве", которое он знал наизусть и необычайно высоко ценил. Сегодня на уроке мы будем говорить об историческом факте - походе князя Игоря против половцев в 1185 г., о том, как проходил поход, каковы его последствия, какое он имел значение для Руси, что объединяет разные источники, повествующие об одном и том же событии.

Прочтите эпиграф на доске. В конце урока нам необходимо будет доказать правоту этого высказывания или опровергнуть его.

  1. Проверка домашнего задания (ООД).

Начнем с истории открытия «Слова о полку Игореве».

Сообщение, заранее подготовленного ученика.

Известный любитель и собиратель русских древностей граф А.И. Мусин-Пушкин в начале 90-х гг. XVIII века приобрел в Спасском монастыре г. Ярославля старинный рукописный сборник. В числе древнерусских произведений, оригинальных и переводных, было «Слово…». В начале 90-х гг. по поручению А.И. Мусина-Пушкина для императрицы Екатерины II была снята копия с древнерусского текста, а в 1800 г. «Слово…» было издано. Чудесная находка вызвала сразу же большой интерес. В 1812 г. сборник, включавший «Слово…», сгорел во время пожара Москвы со всем ценнейшим собранием древнерусских рукописей в доме А.И. Мусина-Пушкина. Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия «Слова…», выполненная для Екатерины II.

В основу «Слова…» положены события злополучного похода князя Игоря в 1185 г. против половцев.

Учитель. Для более глубокого осознания похода и того, что связано с ним, следует обратиться к истории.

- Что из истории известно о положении Руси в XII веке и князе Игоре?

Рассказ ученика у карты. В XII веке на Руси полностью возобладала феодальная раздробленность. Обширное древнерусское государство с центром в Киеве распалось на множество княжеств, лишь слабо объединенных между собой государственной общностью: Владимиро-Суздальское, Смоленское, Полоцкое, Галицко-Волынское, Черниговское, Киевское, Новгород-Северское - всего 15 княжеств. В южнорусских степях в это время кочевали половцы, тюркоязычный народ, и совершали опасные набеги на Русь. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику, вступали в междоусобные войны, иногда призывали себе на помощь врагов русской земли - половцев. Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Двоюродные братья - Святослав и Игорь - княжили в это время один - в Киеве, другой - в Новгороде-Северском княжестве и вели противоборство с половцами, которые ежегодно предпринимали походы на русские земли. Весной 1185 г. Святослав Киевский удачно выступил против половцев, нанес им поражение, захватил много добычи и пленников. Позднее, когда половцы были сокрушены киевским князем, Игорь Новгород-Северский совершил самостоятельный поход, имея небольшую дружину (это было 23 апреля 1185 г.). Но закончился он для Игоря бесславно: рать почти полностью уничтожена, князь взят в плен. В дальнейшем Игорь бежал. В 1198 г. стал князем Черниговским, умер в 1202 г.

  1. Работа по теме урока (выполнение действий в материализованном виде).

Учитель. Вот такие сведения дает история Отечества.

- Почему поход князя Игоря против половцев оказался неудачным?

- Самостоятельно прочитайте, отметьте главное, касающееся истории похода.
(Ответы учащихся.)

Учитель. А теперь перелистаем страницы «Слова…» и посмотрим, как в нем развивается поэтический рассказ об Игоревом походе.

- Придерживается ли автор «Слова…» строгой последовательности в развертывании событий? Как их изображает? Почему?

(Древняя поэма построена так, что напоминает нам монтаж эпизодов в кино. Эти эпизоды и подсказывают композицию «Слова…».)

- Что такое композиция? Какова она, по-вашему, в «Слове…»?

(Итак, поэма состоит из вступления, трех основных частей и концовки. Изображение событий неоднократно прерывается авторскими размышлениями о современности и прошлом Русской земли.)

Звучит музыкальный фрагмент "Вступление" в исполнении М. Северского.

- О чем сообщается во вступлении?
- Кто такой Боян?
- В чем особенность его поэтической манеры?
- Как намерен вести повествование автор?

Учитель. Далее автор рассказывает о сборах Игоря и брата его Всеволода в поход. Соучастницей происходящего является природа.

- В чем оно проявилось?
- Какова роль ее?

Учитель. Известный художник Н. К. Рерих одну из семи тысяч картин назвал "Поход князя Игоря". Она как нельзя лучше передает смятение, порожденное солнечным затмением.

- Попробуйте описать картину.

(Ответы учащихся.)

Учитель. Первое столкновение войск Игоря было удачным.

- Нарисуйте словесную картину битвы.

(Ответы учащихся.)

Учитель. Но радость храбрых русичей преждевременна. Зловещей тучей надвигаются на Игореву дружину силы половцев.

- Опишите кровопролитное второе сражение.

(Ответы учащихся.)

Учитель. Стойко сражаются воины. Но под натиском многочисленного половецкого войска гибнет дружина, а князь Игорь попадает в плен к кочевникам. Обратите внимание на картину В.М. Васнецова «После битвы Игоря с половцами».

- Что на ней изображено?

(Ответы учащихся.)

- Сопоставляя две битвы, можно сказать, что первая описана лаконично, а вторая пространно. Почему?

- Каковы для Руси последствия поражения Игоря?

- Какие образы помогают передать чувства горечи и печали?
- Куда действие переносится во второй части?

Учитель. Князь Святослав Киевский, умудренный опытом полководец и государственный деятель.

- Как он узнал о поражении Игоря и Всеволода?
- Как он относится к случившемуся?
- «И тогда великий Святослав // Изронил свое златое слово…» В чем суть его?

Учитель. К "золотому слову" Святослава - к его размышлениям о судьбах Руси присоединяет свой голос создатель поэмы.

- К кому он обращается?
- К чему призывает?
- В чем обвиняет князей?

Учитель. Тема княжеских несогласий закончена. Автор возвращается к повествованию об Игоре. Как бы высоко не поднималась мысль автора - до осмысления судьбы родины, он не может расстаться с читателем, не сообщив ему о судьбе героя своего повествования - Игоря Святославича. Широкая тема сменяется частной, личной.

- Чем она вводится в поэму?

Звучит в записи "Плач Ярославны".

Учитель. Тоска, разливаясь по всей русской земле, достигла и Путивля, где с нетерпением ждала возвращения Игоря жена его - Ярославна. Представьте, как стоит она на стенах древнего путивльского кремля. Взгляд ее устремлен в бесконечную даль. Горестно сжав руки, взывает она к Ветру-Ветрилу, к Днепру Словутичу, к пресветлому солнцу. Ярославна и упрекает, и заклинает, просит прилелеять к ней горячо любимого ладу.

Плач Ярославны открывает третью часть поэмы. Как видим, от последствий похода страдает не только Родина, но и близкие люди. Будто услышав мольбы Ярославны, князь-пленник совершает побег из «земли незнакомой». Природа помогает ему в пути на родину.

- Куда он устремляется?
- Как меняется тон повествования?
- Что отражает концовка?

Учитель. Итак, композиция "Слова…" строго продумана. Сначала изображено событие, взволновавшее Русь, а затем объяснены причины поражения русского войска и намечен путь, который должен привести к победе над кочевниками.

- Каков этот путь?

Обобщение. Поэма с гениальной силой и проникновенностью отразила в себе главное бедствие своего времени - недостаточность государственного единства Руси и, как результат, слабость ее обороны от натиска степных кочевых народов.

  1. Организация дискуссии: Прав ли был Игорь, отправляясь в поход? Класс делится на группы. Первая считает, что нет, а вторая выступает в защиту Игоря.

  2. Подведение итогов (выполнение действий без опор).

Согласны ли вы с высказыванием Д.С. Лихачева? Докажите свою точку зрения.

  1. Д/з: устно подготовить характеристику образа Земли в произведении.

Приложение №3

Урок-путешествие по русскому языку "Имя числительное как часть речи"

Цель: Сформировать понятие об имени числительном.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью;

  2. Выработать умение находить числительные в текстах и отличать количественные числительные от порядковых, различать числительные и однокоренные слова других частей речи;

  3. Воспитывать чувство гордости за достижения своего народа.

Ход урока

I. Психологическая установка.

- Здравствуйте, ребята, приглашаю вас сегодня совершить полет к космическим планетам. Вы согласны? Тогда давайте назовем наш корабль. Какие будут предложения? Помните, как его вы назовете, так он и полетит. Наш корабль ….("Виктория") назван так неслучайно. Я уверена, что каждый из вас сегодня будет победителем, каждый будет успешным. Давайте отметим в бортовых журналах дату нашего путешествия и место, откуда начнем свой путь. (Запись даты в тетрадях)

Но в полете без опытного проводника никак не обойтись. Давайте попросим руководить нашим полетом знаменитого летчика-космонавта. Попробуйте отгадать кто он.

Да, это Юрий Алексеевич Гагарин.

Наш полет будет посвящен бессмертному подвигу этого человека.

II. Создание мотивации.

Мы пролетаем мимо планеты Имен существительных, а вот подлетаем к планете Имен прилагательных, вдалеке виднеется планета Глаголов. А вот еще один остров, название которого не разобрать. Что ж, ребята, придется нам сменить курс и познакомиться с жителями этого острова.

- Какова тема нашего путешествия?

- А с какой целью мы сменили курс? (Чтобы познакомиться с (жителями) числительными и уметь находить их среди других частей речи).

- Поэтому сегодня мы будем знакомиться с числительными и сравнивать их со словами других частей речи. Давайте запишем тему нашего путешествия. (Запись в тетради темы).

Ю.А. Гагарин перед полетом сказал фразу, которая стала крылатой, кто знает ее? (Поехали) Итак, в путь.

1. Вот мы на таможне острова, чтобы ее пройти, нужно заполнить таможенную декларацию. Кто знает, что это такое?

ТАМОЖЕННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ - документ, содержащий сведения о перемещаемом через границу грузе (пассажирский багаж, ценности и украшения).

Ученики заполняют мини-анкету (устно):

1.Сколько тебе лет?

2.В каком классе ты учишься?

3.Который сейчас по счету идет урок?

- Кто из вас готов озвучить ответы декларации?

- Какая часть речи помогла вам заполнить декларацию?

III. Создание ориентировочной основы действий.

Перед каждым городом всегда есть указатель с названием. Нужно и нам создать указатель для планеты Числительных.

1. На доске таблица.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Имя числительное

1. Часть речи.

1. Часть речи.

1. Часть речи.

2. Отвечает на вопросы кто? что?

2. Отвечает на вопросы, какой? чей?

2. Отвечает на что делать? Что сделать?

3. Обозначает предмет.

3. Обозначает признак предмета.

3. Обозначает действие предмета.

- На какие вопросы вы отвечали в декларации? (Сколько? Который? Какой?)

- Что обозначают числительные? (Число и количество и порядок при счете).

2. В Москве 10 апреля 1981 года к 20-летию полета в космос Ю.А.Гагарина был открыт Мемориальный музей космонавтики. Экспонатами музея являются образцы ракетно-космический техники, личные вещи космонавтов и архивные документы. На планете числительных тоже есть исторический музей. Какие экспонаты, по-вашему, должны быть в этом музее?

Давайте войдем и познакомимся с историй происхождения названия острова.

В глубокой древности люди считали по пальцам рук, пятерками. Затем возник и современный счет - десятками. Наши русские числительные первоначально были существительными или прилагательными. Так, например, слово пять означало примерно то же, что пятерня, т.е. имело значение предмета. Впоследствии это значение у большинства счетных слов перестало осознаваться. Так возникла новая часть речи.

По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Наиболее употребительными являются один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, десять.

Имя числительное - уникальная часть речи. Все числительные можно назвать, их 50 с небольшим.

Начиная с 11-и и заканчивая 39-ю, числительные имеют часть слова - дцать, оно произошло от древнерусского "десяте". В результате фонетических изменений получилось один - на - дцать = одиннадцать.

-Достойны жители планеты Имени числительного своего музея?

- Продолжаем путешествие.

IV. Выполнение действий в материализованном виде.

1. Ю.А. Гагарин первый капитан первого космического корабля «Восток-1». Какие числительные встретились вам в этом предложении? На какие вопросы они отвечают? Что обозначают? Числительные делятся на количественные и порядковые. Сделайте записи в своих бортовых журналах.

Количественные Порядковые

Обобщение опыта Формирование гражданской и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы на основе метода поэтапного формирования умственных действий




2. Продолжаем путь по острову. Во многих городах нашей необъятной Родины есть улицы, названные в честь Юрия Гагарина: в Москве, Туле, Мурманске, Орле. Всего в 39-ти городах. А мы оказались на перекрестке улицы Количественной и Порядковой.

- Посмотрите жители острова в замешательстве, они собрались на перекрестке и не знают, куда им идти. Наша задача - отправить жителей на ту улицу, на которой он живет.

Запишите в два столбика числительные. У доски два ученика.

Шесть, двадцать, первый, одиннадцать, шестидесятый, шестьсот, восьмой, четырнадцать, пятый, седьмой.

Проверим.

2. Посмотрите, что-то случилось.

Раздаются сигналы сирены, приземляется летающая тарелка.

- К нам на остров прилетели инопланетяне, они утверждают, что тоже являются числительными, потому что имеют числовое значение. Помогите нам восстановить справедливость, но сначала сами разберемся, кого же отправить на другие острова.

- Как отличить имена числительные от слов с количественным значением, относящихся к другим частям речи? (по вопросам, по значению)

- Давайте определим, кто же лишний в этом городе? Отправим их на свои острова, а числительные оставим на острове.

Два, Двое,

Двоюродный,

Двойка, Двойник,

Тройной. Пятак,

Пятый,

Пятиклассник,

Пять.

Три, Утроить.

- Запишите слова в три столбика (у доски 3 ученика).

- Кого же мы оставим на этом острове? (Два, двое, пятый, три, пять).

Продолжаем путешествие по острову. Посмотрите, на нашем пути препятствие - горы. Как вы думаете, Ю.А. Гагарин смог бы преодолеть такое препятствие? Нужно ли быть здоровым, чтобы быть сильным? А вы заботитесь о своем здоровье? Тогда пришла пора отдохнуть. Позаботимся сначала о наших глазках.

Физминутка.

V. Выполнение действий с проговариванием про себя.

1. Прочтите текс.

В августе 1951 года Юрий Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум, и 25 октября 1954 года впервые пришёл в Саратовский аэроклуб. В 1955 году Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учёбу и совершил первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полётов и налетал 42 часа 23 мин.

Сколько всего числительных встретилось вам в тексте? (9)
К какому разряду относится числительное девять. Измените его так, чтобы оно перешло в разряд порядковых. Можно назвать Юрия Алексеевича героем? Почему?

Просклоняйте числительные девять и девятый и существительным герой (комментированное письмо).

И. (кто?) девять героев, девятый герой

Р. (кого?) девяти героев, девятого героя.

Д. (к кому?) девяти героям, девятому герою.

В. (кого?) девять героев, девятого героя.

Т. (кем?) девятью героями, девятым героем.

П. (о ком?) о девяти героях, о девятом герое.

Проверим себя.

Сверьте выполненное с доской. Какие ошибки вы допустили?

- Количественные и порядковые числительные изменяются одинаково?

Нет. Заполните досье.

Обобщение опыта Формирование гражданской и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы на основе метода поэтапного формирования умственных действий





2. Космос - это безбрежный океан. На нашей планете есть море под названием Синтаксические признаки. А сейчас откройте учебник на странице 196-й. Прочитайте вслух правило и найдите то, о чем мы еще не сказали.

Вот мы подошли к бухте " Синтаксические признаки".

У учащихся карточки. Они должны определить, какими членами предложений являются имена числительные.

Семь и одиннадцать - восемнадцать.

Вы учитесь в шестом классе.

Разделите пятнадцать на пять.

Ю.А. Гагарин в тысяча девятьсот пятьдесят девятом году написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты.

В книгах вложены карточки с предложениями, опираясь на материал учебника, подчеркните числительные, как члены предложения.

Обменяйтесь карточками, исправьте ошибки, допущенные соседом?

- Что же узнали о роли числительных в предложении?

VI. Интериоризация.

Наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться на родную планету. Юрий Гагарин, облетев Землю в корабле-спутнике, сказал: «Я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!» А как вы думаете?

Благодаря таким людям, как Юрий Алексеевич Гагарин наша страна является великой державой. 2011 год в Российской Федерации был объявлен Годом Космонавтики. Какого числа весь мир отмечает День Авиации и Космонавтики? 12 апреля.

Мы опять на таможне.

- Перед тем, как мы покинем планету Числительных, таможенники проверят наш багаж знаний, который мы увозим с их планеты.

- Что мы узнали о числительных.

Тест.

1. Укажите слово, не являющееся именем числительным.

а) Пять;

б) Пятеро;

в) Пятак;

г) Пятый.

ПОЧЕМУ?

2. Продолжите предложение:

Имена числительные делятся на ___ и ____.

ПОЧЕМУ?

3. Укажите количественное числительное.

а) На втором;

б) Двадцать пятый;

в) Сто двадцать пять.

ПОЧЕМУ?

4. Замени цифры количественными числительными.

11____;

3_____.

ПОЧЕМУ?

5. Укажите порядковое числительное.

а) Сто десять;

б) Два;

в) Семнадцать;

г) Восьмой.

ПОЧЕМУ?

6. Количественные и порядковые числительные изменяются по-разному? Как?________________________________________________________________

7. Какие формы имеют числительные ОДИН и ДВА? __________________________

Самоотчеты.

8. Вообразите, что вы первый капитан первого космического корабля, опишите свой полет в космос, используя числительные, данные в упражнении 575 учебника. Укажите их разряд.

Слайд 31

9. Оценки, которые вы получили в ходе урока, будут выставлены в журнал.

VII. Рефлексия.

Как возник счет пятерками? Покажите мне свои ладони. Хлопните трижды те, кому урок понравился.

Приложение №4

Фрагмент урока русского языка в 9 «Е» классе по учебно-методическому комплекту М.М. Разумовской «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»

Цели:

  1. повторить и обобщить изученное о сложных предложениях;

  2. познакомить учащихся со сложноподчинёнными предложениями с придаточными определительными;

  3. развивать умение отличать сложноподчиненные предложения с придаточными определительными от других видов; правильно расставлять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с изученными придаточными, составлять их схемы;

  4. способствовать эстетическому воспитанию, прививать любовь к творчеству А.С.Пушкина.

Ход урока (фрагмент):

II. Запись числа, темы урока.

Ребята, сегодня на нашем уроке, как вы уже поняли, будут звучать предложения из произведений А.C. Пушкина.

Чтение эпиграфа:

…У каждого из нас - свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца. (А.Т.Твардовский)

Действительно, мы знакомимся с творчеством А.С.Пушкина в детстве и обращаемся к его произведениям, став взрослыми.

III. Создание мотивации.

Сейчас нам необходимо сформулировать цели нашего урока. На доске запись

Цели урока:

  1. повторить и обобщить изученное ………………………;

  2. познакомиться со сложноподчинёнными предложениями с сложноподчинёнными предложениями с придаточными определительными;

  3. развивать умение отличать сложноподчиненные предложения с …………….. от других видов; правильно расставлять ………………….. в ………………….. предложениях с изученными ………………………, составлять их ……………;

  4. изучить творчество …………….. и учиться …………….

IV. Проверка домашнего задания. Составление ориентировочной основы действий.

Ребята, мы часто обращались к творчеству А.С Пушкина. Теперь посмотрим, какие сложные предложения нашли вы сами в произведениях А.С.Пушкина. Попытайтесь определить, к какой группе сложных предложений они относятся. С помощью каких средств связи соединяются простые предложения в составе сложного? Какой алгоритм работы помог вам в этом? Давайте его оформим на доске.

(Ответы учащихся.)

Совместное составление алгоритма работы на доске.

V. Комплексный анализ текста.

(1)Пушкин явился основоположником реалистической прозы, развитие которой в русской литературе XIX в. ознаменовалось величайшими художественными достижениями. (2)Первые значительные опыты в области художественной прозы были предприняты Пушкиным, когда он уже был прославленным поэтом. (3) К 1822 г. относится критический набросок, в котором Пушкин формулирует свои требования к прозе: "Точность и краткость - вот первые достоинства прозы". (4)Состояние русской прозы Пушкину представлялось малоудовлетворительным. (5)Признав, что лучшей является проза Карамзина, Пушкин замечает: "Это еще похвала небольшая"

Задания:

  1. Прочитайте отрывок из биографии А.С. Пушкина.

  2. Почему для работы взят именно этот текст?

  3. Выразительное чтение текста.

  4. Словарная работа.

  5. Определите стиль и тип текста.

  6. Укажите номера СПП с придаточным определительным.

  7. Составьте схему 2 предложения.

  8. Объясните значение слова основоположник.

  9. Из предложения 1 выпишите все словосочетания со связью согласование.

  10. Определите тему и идею текста.

  11. Найдите выразительные средства речи и определите их роль.

  12. Устно составьте небольшую статью «Роль творчества А.С. Пушкина в культурном развитии России»

  13. Подтвердилось ли наше первоначальное предположение о значении данного текста?

VI. Устная работа. Действия сопровождаются проговариванием про себя.

Перед вами предложения (на экране и на листочках). Попробуем определить группы придаточных обстоятельственных, стилистическую роль союзов. Не забывайте сами себе отвечать на поставленные вопросы.

  • В бурю, в мороз уходит он в сени, чтоб только отдохнуть от крика.

  • Лиза призналась, что поступок её казался ей легкомысленным.

  • Прошу имени моего не упоминать, ибо я весьма уважаю и люблю сочинителей.

  • Если только жив я буду, чудный остров навещу, у Гвидона погощу.

  • Тот же лекарь, который приезжал к гусару, лечил и его.

  • Кабы я была царица, то на весь бы мир одна наткала я полотна.

VII. На фоне музыки - просмотр слайдов, связанных с жизнью и творчеством А.С.Пушкина.

На уроках литературы мы ещё будем изучать творчество А.С.Пушкина (его стихи, поэмы, повести, роман "Евгений Онегин") и поговорим обо всём подробнее.

VIII. Домашнее задание.

Дома вы напишете сочинение - миниатюру об А.С.Пушкине, озаглавите его. Постарайтесь использовать сложноподчиненные предложения, определите группы придаточных предложений, укажите средства связи.

Приложение №5

Внеклассное мероприятие «В бой идут одни знатоки», посвященное празднованию 23 Февраля

Цели:

  1. Формирование сознательного отношения к героическому прошлому своей страны.

  2. Активизация познавательных интересов обучающихся II ступени.

  3. Развитие творческих способностей каждого ученика.

  4. Воспитание толерантности.

  5. Способствование развитию чувства гордости за принадлежности к истории государства Российского.

Область применения методики.

Внеурочная и внеклассная деятельность.

Форма: интеллектуально-игровая программа.

Методы реализации:

  • конкурсно-игровые задания;

  • индивидуальная и групповая работы;

  • инсценирование.

Методическая разработка игры рассчитана на обучающихся 7 классов.

Ожидаемые результаты:

  1. Формировать эмоционально-положительное отношение к себе и людям;

  2. Способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств, умению ориентироваться в событиях героического прошлого Родины;

  3. Развивать познавательные интересы, творческую активность, потребность в познании культурно-исторических ценностей Отечества.

  4. Воспитывать преданность и любовь к своему народу и Отчизне.

Форма проведения: интеллектуально-игровая программа.

Формы работы: групповые и индивидуальные.

Участники: обучающиеся 7-х классов.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями, «металлоискатели» (шесты с магнитом), «мины» (крышки с наклеенными заданиями), «снаряды» (ватные шарики), бинты, костюмы.

Ход игры.

Ведущий: Российский воин бережёт

Родной страны покой и славу.

Он на посту, и наш народ

Гордится армией по праву.

Здравствуйте гости, участники, жюри. 23 Февраля - День защитника Отечества. Это день - дань уважения всем поколениям героического воинства. Пройдет несколько лет, и вырастут наши мальчишки. Служба - дело ответственное. Много знаний и умений нужно приобрести, чтобы потом служить достойно. Верной опорой и поддержкой в военном деле мужчинам всегда служат женщины, и сегодня наши девочки также смогут проявить себя и доказать, что они не хуже мальчиков готовы служить на благо своей Родины.

Сегодня в нашем зале состоится бой, в который вступят две армии знатоков: армия 7а класса «Защитники» и армия 7е класса «Воины». Мы надеемся, что в нашей игре сегодня примут участие те, кто способен проявить ловкость, сноровку, находчивость, вежливость, ум и такт, кто не станет унывать ни при каких обстоятельствах. Наша игра посвящена Дню защитника Отечества!

Сегодня на нашей игре присутствуют гости, за ходом соревнований внимательно будет следить и объективно оценивать наше многоуважаемое жюри в составе:…

Первый этап нашего боя - это представление армий.

(Представление: выход с речевкой, название, девиз)

Ведущий: Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками. Чтобы умело вступить в бой, каждая армия должна разработать тактику и стратегию, быть умелыми и мужественными, знать современную боевую технику, историю армии, быть начитанным и эрудированным. Предлагаем подготовиться к бою.

(Конкурс «Разминка»)

Ведущий: Вы услышите начало известного высказывания, постарайтесь продолжить его и вспомнить его автора:

  1. «Кто с мечом к нам придёт…» (тот от меча и погибнет - А. Невский).

  2. «Пришёл, увидел…»(победил - Ю. Цезарь).

Объясните значение крылатых выражений:

  1. Тяжело в учении - легко в бою.

  2. На смелого собаки лают, а труса - кусают.

Найдите оригинальный ответ:

  1. Солдату отец командир, мать - (служба).

  2. Наши жены - ружья (заряжёны).

  3. Одно из главных качеств бойца? (стойкость)

  4. Стремительное наступление. (атака)

  5. Переносная радиостанция. (рация)

  6. Личный состав корабля, самолёта, танка. (экипаж)

  7. Имя бойца, героя поэмы А. Твардовского. (В. Тёркин)

  8. Боец, которому поручен сбор данных о планах и действиях противника.

Ведущий: ребята, вы ведь знаете, что перед боем необходимо разведать обстановку. Этим сейчас займутся наши бесстрашные разведчики. Им необходимо с помощью мимики и жестов объяснить своим товарищам, что происходит в стане врага.

(Конкурс «Разведчики»)

(Задания)

  • Армия противника состоит из 6 человек.

  • Из оружия имеют: 2 автомата, 1 пушка, 4 гранаты.

  • Сейчас они отдыхают: поют песни, пишут домой письма.


  • В армии противника есть раненые.

  • Из оружия имеют: 3 винтовки, 1 танк, 2 пулемета.

  • Противник разрабатывает план нападения. Минирует поле.

Ведущий: разведчики донесли, что впереди вас ждёт минное поле. Пора вступить в бой сапёрам. Необходимо обнаружить мины, разминировать их, и вместе с товарищами обезвредить.

На минах написаны части пословиц, а дети должны быстро найти и соединить их.

  1. В бою успех (после боя - шутки и смех).

  2. Кто в отряде людей веселит (за того весь отряд стоит).

  3. Кто на фронте ноет (тот себе могилу роет).

  4. На войне грустить (победу упустить).

  5. Шути и смейся (на победу надейся).

  6. Чем в землянке храпеть (лучше песню спеть).

  7. Шутки и пение (на войне спасение).

  8. Кто в походе пел (тот и отдохнуть успел).

(Конкурс «Саперы»)

Ведущий: Бой в полном разгаре, армии обстреливают друг друга, кто же более меткий? Игрокам представляется по две попытки, попасть в цель, итак перестрелка началась.

(Конкурс «Попади в цель»)

Каждой команде необходимо с помощью ватных шариков попасть в «ров».

Ведущий: В каждом бою есть раненые, вот и у нас ранены командиры. Медсёстрам необходимо оказать первую медицинскую помощь.

(Конкурс «Медсестра»)

Нужно сделать перевязку и рассказать, как оказать помощь при:

1. Кровотечении.

2. Переломе.

Ведущий: После трудного боя солдаты отдыхали на привале: кушали, пели песни, писали домой письма. Следующий конкурс для наших поваров. Вам предоставлен набор продуктов, необходимо составить меню полевого обеда и рассказать способ приготовления блюд.

картофель

вода

соль

пшенная крупа

крахмал

лесные ягоды

тушенка

хлеб

капуста

(Конкурс «Повар»)

Ведущий: Переломным моментом в ходе Великой Отечественной войны была битва на Курской дуге. Сейчас нашим командирам предстоит ответственное задание: представить презентации, подготовленные командами как домашнее задание (приложение №2), об этом героическом сражении русского народа с немецко-фашистскими захватчиками .

(Конкурс капитанов: представление презентаций)

Ведущий: А сейчас, пока команды готовятся к песенному конкурсу, военная эрудит-разминка для зрителей:

  1. Рядовой в шахматах. (Пешка)

  2. Старинное название русского войска. (Рать)

  3. Как называется подросток на корабле, обучающийся военному делу. (Юнга)

  4. Сколько лошадей в эскадроне. (Сто)

  5. Как называется пистолет в криминальной литературе. (Пушка)

  6. Воздушный флот. (Авиация)

  7. Солдат спит, а она идёт. Что это? (Служба)

  8. Как обращался солист группы «Любэ» к командиру батальона? (Батяня-комбат)

  9. Летний головной убор солдата. (Пилотка)

Ведущий: В фильме о Великой Отечественной войне - «В бой идут одни старики», произносится фраза: «Кто сказал, что надо бросить песни на войне. После боя сердце просит музыки вдвойне!» да и в мирное время всегда в минуты отдыха солдаты поют песни. Есть песни походные, строевые…В них поётся о подвигах, о самоотверженной любви к Родине, о далёком доме, о матери, о жене и подруге. Следующий конкурс называется «Песня на привале»…

(Конкурс «Инсценированная песня»)

Ведущий: Очень хорошо, что наш сегодняшний бой - это лишь игра. Много всего написано в книгах, стихах, показано в фильмах. Каждому, кто имел отношение к войне, было трудно, но они сделали всё, чтобы наша жизнь проходила в мирное время.

Наш народ в своей истории пережил много войн, победой, но с большими потерями, закончилась Великая Отечественная война, совсем недавно отгремели последние выстрелы Афганской войны, войны в Чечне, только летом мы теряли свой соотечественников во время грузино-абхазского конфликта. Мы должны всегда помнить о тех людях, которые подарили нам возможность жить без выстрелов и смертей.

Прошу встать и почтить минутой молчания всех погибших на войне.

(минута молчания)

Монтаж стихов.

  1. Россия!

Не искать иного слова,

Иной судьбы на свете нет.

Ты вся - сплошное поле Куликово

На протяженье многих сотен лет.

  1. Россия начиналась не с мяча,

Она с косы и плуга начиналась.

Не потому, что кровь не горяча,

А потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась…

  1. В боя крепчая год от года,

Заглушая боль жестоких ран,

Закалялась армия народа -

Армия рабочих и крестьян.

  1. Гражданская окончилась война.

И мир пришёл от моря и до моря.

И поднялась на мирный труд страна

С разрухою, с неурожаем споря…

  1. Сороковые - роковые.

Война гуляет по России.

Сороковые - роковые.

А все такие молодые…

  1. В бой уходят ребята, бушлат нараспашку…

Уголок полосатой выступает тельняшки,

И с гранатою, вскинутой над головою.

В битву в серых бушлатах слиты с чёрною мглою…

  1. Русские войны в грозных сраженьях

Славили подвигом Родину-Мать!

Громили фашистов на Висле, на Эльбе

И в самом Берлине пришлось добивать.

  1. На вид она не очень-то крепка,

Заботливая женская рука!

Под градом пуль, под орудийный гром,

Под гул артиллерийского прибоя

Она бесстрашно вынесет из боя

И раны перевяжет под огнём.

  1. По афганской, распалённой солнцем земле

Поднимается пыль среди горных вершин.

Ты сидишь с автоматом в руках на броне,

И всё дальше уходит колонна машин.

  1. Не хватает воды и паёк не богат,

И от пота к спине прилипает хэбэ,

От чечен не спастись, здесь они ведь везде.

Вот такая работа досталась тебе.

  1. Вам низкий поклон наш до земли

За то, что страну вы для нас сберегли,

За то, что вы были, за то, что вы есть!

Вы - гордость России!

Вы - Родины честь.

  1. Встаёт заря, светла и горяча.

И будет так вовеки нерушимо.

Россия начиналась не с меча,

И потому она непобедима!!!

Ведущий: Наша встреча подошла к завершению. Мы просим многоуважаемое жюри подвести итоги.

(Награждение)

Ведущий: Мы рады будем видеть вас

Вновь в этом зале в этот час,

Когда мы снова соберёмся.

Ну что ж, заканчиваю речь…

Пока, друзья, до новых встреч.Обобщение опыта Формирование гражданской и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы на основе метода поэтапного формирования умственных действий

30


© 2010-2022