Олимпиадные задания 6, 8, 10 классы

Задания  общешкольной олимпиады Русский язык и литература 2014-2015 учебный год 6 класс 1 тур  Максимальное количество баллов - 50   1.Устраните двусмысленность фразы: Брат стоял около теленка, который щипал траву и гладил его.     Максимальное количество баллов — 6.   2. Что означает выражение «бить баклуши», что вы знаете о его происхождении? Максимальное количество баллов — 6.   3. Какими русскими словами можно заменить слова: антракт, контролировать, лозунг. Максимальное количество баллов —...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Задания общешкольной олимпиады

Русский язык и литература

2014-2015 учебный год

6 класс

1 тур
Максимальное количество баллов - 50

1.Устраните двусмысленность фразы:

Брат стоял около теленка, который щипал траву и гладил его.

Максимальное количество баллов - 6.

2. Что означает выражение «бить баклуши», что вы знаете о его происхождении?

Максимальное количество баллов - 6.

3. Какими русскими словами можно заменить слова: антракт, контролировать, лозунг.

Максимальное количество баллов - 6.

4.Поставьте ударения в словах:

партер, столяр, договор, начал, красивее, щавель, начала, медикаменты, процент, статуя.

Максимальное количество баллов - 6.

5. Определите состав слов: объявление, одновременно, заботливый.

Максимальное количество баллов - 5.

6. Историческое событие, о котором идет речь в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»: а) Отечественная война 1812 года, б) Великая Отечественная война, в) первая мировая война.

Максимальное количество баллов - 5.

7. Из каких басен извлечена мораль? Соотнесите название басни с моралью.

а) «Когда в товарищах согласья нет, 1. «Свинья под дубом»

На лад их дело не пойдёт…»

б) «Невежда так же в ослепленье

Бранит науки, и ученье, 2. «Ворона и лисица»

И все учёные труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды».

в) «Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, 3. «Лебедь, щука и рак».

И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

Максимальное количество баллов - 5.

8. Назовите пять фамилий авторов литературных сказок. Вспомните, какие сказки они написали.

Максимальное количество баллов - 5.

9. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений.

1. 7. Г. Х. Андерсен «Русалочка»

А. миф

2. «Яблоки Гесперид»

Б. сказка

3. А.Пушкин «Домовому»

В. басня

4. И. Крылов «Свинья под дубом»

Г. былина

5. «Вольга и Микула»

Д. стихотворение

Максимальное количество баллов - 5.

II тур


Максимальное количество баллов - 50.


1. Выразительное чтение наизусть любимого стихотворения.

Максимальное количество баллов - 15.

2. Придумайте монолог Ветра, Дождя, Старого Дома, Цветочной Вазы, Испорченного Телефона, Перегоревшей Лампочки, Незавёрнутого Крана, Домашнего Компьютера.

Максимальное количество баллов - 20.

2. Напишите сочинение на тему «Если бы я был волшебником».

Максимальное количество баллов - 20.

Максимальное количество баллов за два тура - 100.





Задания общешкольной олимпиады

Русский язык и литература

2014-2015 учебный год

8 класс

1 тур
Максимальное количество баллов - 50

1. Поставьте ударение в словах:
позвонит, туфля, обеспечение, намерение, духовник, черпать, каталог, усугубит, ходатайство, сироты.

Максимальное количество баллов - 5.

2.Устраните ошибки в образовании слов:

Меня не раз охватывал смех глядя на комедию «Ревизор».
Она прекрасная педагог.
Великие учители человечества.
Читатели газеты уделяют огромное внимание на рубрику «Мир глазами путешественника».
Посмотрев фильм началась работа над рецензией о нем.

Максимальное количество баллов - 5.

3. Объясните лексическое значение слов и составьте с ними предложения:
приоритет, верстать, артерия, дилетант, менталитет.

Максимальное количество баллов - 5.

4.К данным словам иностранного происхождения придумать русские
синонимы:
респондент, прерогатива, мемуары, менталитет, сентиментальный.

Максимальное количество баллов - 5.

5. Укажите номера слов, в которых написание полностью совпадает с произношением:

1) бедный; 2) сердце; 3) отдать; 4) голубь; 5) игры; 6) латы; 7) рукав; 8) милиция; 9) ошибка; 10) скучный; 11) храброго; 12) что.

Максимальное количество баллов - 6.

6. Соотнесите имя и фамилию русских и зарубежных писателей.

1) Иван Алексеевич 1) Маршак

2) Роберт 2) Крылов

3) Михаил Юрьевич 3) Бунин

4) Василий Андреевич 4) Жуковский

5) Самуил Яковлевич 5) Бёрнс

6) Иван Андреевич 6) Лермонтов

Максимальное количество баллов - 6.

7. Соотнесите части пословиц и поговорок.

1. Два медведя в одной берлоге А) не уживутся.

2. Худой мир Б) ваше дело: как же быть.

3. Бояться волков - В) скажет: деготь.

4. Либо полковник, Г) там и мы с руками.

5. Кто языком штурмует, Д) либо покойник.

6. Не узнав горя, Е) не много навоюет.

7. Наше дело: что же делать; Ж) унеси что с чужого двора - вором назовут.

8. Не надо и беса, З) не узнаешь и радости.

9. Где я лисой пройду, И) коли ты здеся.

10.Федюшке дали денежку, К) лучше доброй драки.

11. Лей на него масло - Л) там три года куры не несутся.

12. Лучше не дари, М) а он и алтын просит.

13. Грязь не сало: Н) да после не кори.

14. Заработанный ломоть О) потер, она и отстала.

15. Нынче люди таковы: П) лучше краденого каравая.

16. Где пирог с грибами, Р) быть без грибов.

Максимальное количество баллов - 6.

8. Определите автора и название данных стихотворений:

а) Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег, а) Г.Р.Державин («К Фелице»)

Бегут и блещут и гласят…

б) Подай, Фелица, наставленье:

Как пышно и правдиво жить

Как укрощать страстей волненье б) Н.А.Некрасов (отр. из поэмы

И счастливым на свете быть… «Крестьянские дети»)

в) Открылась бездна, звёзд полна в) М.В.Ломоносов («Размышление о Звездам числа нет, бездне дна. Божием величестве при случае великого

северного сияния»)

г) Однажды, в студёную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз. г) Ф.И.Тютчев («Весенние воды»)

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

Максимальное количество баллов - 6.

9. Найдите лишнее слово в каждом ряду:

а) дактиль, сравнение, аллегория

б) рассказ, ямб, басня

в) роман, анапест, баллада

г) хорей, метафора, эпитет

д) эпитет, олицетворение, ямб

е) гипербола, пословица, инверсия

Максимальное количество баллов - 6.


II тур


Максимальное количество баллов - 50.


1. Выразительное чтение наизусть любимого стихотворения.

Максимальное количество баллов - 10.

2. Выполните анализ текста (задания 1 - 7).

Стояла первая половина сентября. После (не)скольких дней (не)настья уст…новилась солнеч…ная и теплая погода. Очевидно подошла та чудес…ная пора которую в народе называют бабьим летом. Разобрав спиннинг и упаковав его в чехол я (не)спеша направился через лес к городу. По пути соб…рал грибы грузди и опята уклад…вал в сетку которая правда предназн…чалась для рыбы. Когда сетка наполнилась я сказал себе довольно (не)жадничай оставь и другим. И только тут увидел что попал в (не)знакомую часть леса где раньше бывать (не)приходилось. Здесь (в)переме..ку р…сли сосны и березы изредк… поп…дались одинокие осины. Медные стволы сосен сочились прозрачной смолой. Рядом пролетали стрекозы сверкая в лучах со…нца стекля…ыми крылышками. (Не)прош…л я и сотни шагов как деревья сле…ка ра…тупились открыв (не)большую лужайку. Всю ее покрывала (не)высокая но густая и сочная трава пестревшая множеством цветов. (По А. Дементьеву)


  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания

  2. Найдите одно - два существительных, не имеющих формы множественного числа.

  3. Найдите в тексте устойчивое выражение.

  4. Найдите слова в переносном значении.

  5. У какого слова из данного текста неправильно определены грамматические признаки?

(Не) спеша - деепричастие совершенного вида.

Первая - порядковое числительное.

Пестревшая - действительное причастие прошедшего времени.

6. Найдите глаголы в повелительном наклонении.

7. Найдите в тексте одно - два многозначных слова.

Максимальное количество баллов - 20.

3.Напишите сказку, в которой участвовали бы следующие герои: Буратино, дядя Стёпа, Маленький принц, Баба Яга, золотая рыбка.

Максимальное количество баллов - 20.

Максимальное количество баллов за два тура - 100.




Задания общешкольной олимпиады

Русский язык и литература

2014-2015 учебный год

10 класс

1 тур
Максимальное количество баллов - 50

1. В каком ряду во всех словах есть звук [К]?

1) раскрепоститься, помог, отклеился

2) композитор, вдруг, кисель

3) округлив, архипелаг, кипяченый

4) отказывается, супруг, раскинулся

Максимальное количество баллов - 5.

2.В каком ряду во всех словах ударение на втором слоге?

1) прибрала, алфавит, аноним

2) апостроф, одолжит, ожила

3) прислала, ломота, израильский

4) повторит, диалог, диспансер

Максимальное количество баллов - 5.

3. В каком ряду приставка при- имеет одно и то же значение?

1) приоткрыть, пришить, прилететь

2) притормозить, привстать, привязать

3) прикрепить, приклеить, приблизить

4) приподняться, приписать, придумать

Максимальное количество баллов - 5.

4.Лексическое значение какого слова сформулировано правильно?

А) экспромт - речь, стихотворение, музыкальное произведение, создаваемое без подготовки в момент произнесения

Б) ностальгия - неприятные воспоминания

Г) геральдика - составление букетов из живых или засушенных растений, культивируемое в Японии

Максимальное количество баллов - 5.

5. Перечисленные персонажи относятся к одному литературному произведению, кроме единственного персонажа, относящегося к другому произведению. Назовите оба произведения. Укажите какой персонаж является «исключением». Назовите авторов.

Сквозник-Дмухановский, Земляника, Скотинин, Держиморда, Ляпкин-Тяпкин.

Максимальное количество баллов - 6.

6. Определите стихотворный размер, которым написаны следующие строки:

А) Служенье муз не терпит суеты,

Прекрасное должно быть величаво.

Б) Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В) И путник усталый на бога роптал,

Он жаждой томился и тени алкал.

Назовите автора этих строк.

Максимальное количество баллов - 6.

7. Распределите персонажи романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» в соответствии с их социальным положением:

а/ «эмансипе», а/ Е.Базаров.

б/ русский аристократ, б/ Е.Кукшина.

в/ полковой лекарь, в/ П.П. Кирсанов.

г/ студент-барич, г/ Н.П. Кирсанов.

д/ студент-демократ, д/ В.И. Базаров.

Максимальное количество баллов - 6.

8. Соотнесите с жанром каждое из произведений А.С. Пушкина:

  1. «Вольность» а) роман

  2. «Выстрел» б) элегия

  3. «Евгений Онегин» в) трагедия

  4. «Безумных лет угасшее веселье» г) баллада

  5. «Борис Годунов» д) ода

  6. «Песнь о вещем Олеге». е) повесть

Максимальное количество баллов - 6.

9. Узнайте персонажа. Назовите автора и произведение.

«Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал».

а) Кирсанов

б) Башмачкин

в) Желтков

г) Базаров

д) Ленский.

Максимальное количество баллов - 6.









II тур


Максимальное количество баллов - 50.


1. Выразительное чтение наизусть любимого стихотворения.

Максимальное количество баллов - 10 .

2. Анализ текста. Выполните задания 1- 7.

В своих произв…дениях поэт Константин Скворцов г…в…рит о судьбе Роси… о судьбе мира. Ему пр…сущи глуб…на историч…ской пам…т… смелая (не)ожида(н,н)ая тр…ктовка историч…ских событий все то что было свойстве(н,нн)о русской дра…атической поэзии. Но у К. Скворцова свой путь в и(с,сс)ку(с,сс)тве свой взгляд на мир поэт продожа…т тр…дици… русской литературы но он самобытен (не,ни) ни кого (не,ни)похож. Глубина и острота чу…ств благородство верн…сть себе пр…клонение перед женщиной нравстве(н,нн)ая чистота высота духа вот что отл…чает его лирику. «Я наследую небо…» это кредо поэта и человека Константина Скворцова.


  1. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

  2. Определите стиль текста: а) научный; б) публицистический; в) художественный

  3. Выпишите из текста существительное, в котором нет окончания.

  4. Выпишите из текста слово, в котором не- является приставкой.

  5. Выполните морфемный разбор слова благородство

  6. Выполните фонетический разбор слова традиции

  7. Выполните синтаксический анализ четвертого предложения.

Максимальное количество баллов - 20.

3. Выполните сопоставительный анализ стихотворения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова. В чем особенности лирических переживаний каждого поэта?

Пророк

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, -
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, -
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

А.С. Пушкин (1826 г.)

Пророк

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»

М.Ю. Лермонтов (1841 г.)

Пророк


Не говори: «Забыл он осторожность!
Он будет сам судьбы своей виной!..»
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.

Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
«Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других!»

Так мыслит он - и смерть ему любезна.

Не скажет он, что жизнь его нужна,
Не скажет он, что гибель бесполезна:
Его судьба давно ему ясна...

Его еще покамест не распяли,
Но час придет - он будет на кресте;
Его послал бог Гнева и Печали
Рабам земли напомнить о Христе.

Н.А. Некрасов (1874 г.)

Максимальное количество баллов - 20.

Максимальное количество баллов за два тура - 100.


© 2010-2022