- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Городской методический семинар: Как правильно проводить работу над ошибками на уроках русского языка
Городской методический семинар: Как правильно проводить работу над ошибками на уроках русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Назарханова А.Ы. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Жанаозенская школа - гимназия
Городской методический семинар
Тема: Как правильно проводить работу над
ошибками на уроках русского языка
Учитель русского языка и литературы:
Бурмакова А.К
2014 г.
Предлагаю вам материал из опыта работы. Материал будет интересен учителям словесности. В статье представлен опыт работы над ошибками на уроках русского языка в 5-7 классах.
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
(А.С.Пушкин из «Евгения Онегина»)
Задумывающийся над своими ошибками человек способен разбираться в причинах, чтобы потом не допускать подобных ошибок вновь и вновь. А стало быть развиваться, расти. С первого урока в каждом новом классе говорю о важности этой работы в жизни и после уроков контроля. И больше того, каждый написавший на «3» и «2» должен в обязательном порядке сделать такую работу и сдать. Ведь работа над ошибками тоже оценивается. И те, кто поработал хорошо, будут вознаграждены многократно: «прикрыта» двойка, расширился словарный запас и объем орфограммы, формируется внутренняя установка «ко всему в жизни нужно относиться серьезно, тем более к ошибкам».
Очень часто приходящие из начальной школы пятиклассники обучены делать работу над ошибками переписыванием 1-2 строк слова, в котором допущена была ошибка. На вопрос, как это помогает им устранить свои проблемы, они затрудняются ответить. Если цель заключается в том, чтобы запомнить зрительный облик слова, то таким образом всех слов в языке не запомнишь. Нужно не только понять свою ошибку, но и найти слова с подобной орфограммой, чтобы и расширить объем орфограммы, и запомнить алгоритм правописания.
Итак, работа над ошибками начинается с определения орфограммы или пунктограммы. Эта работа выполняется в классе, потому что дома ребенку, возможно, некому будет помочь. В классе же ему могут помочь и учитель, и сильный ученик (удобный способ занять на уроке работы над ошибками написавших на «4» и «5», ведь своих ошибок у них или мало, или нет совсем). И кроме всего прочего, воспитывается взаимопомощь, взаимовыручка.
Поощряется кропотливая работа над орфограммой, когда ученик не только называет орфограмму, но и вспоминает правило и записывает его в тетрадь.
При этом ученики знают, что с каждым годом найти ошибку и правильно квалифицировать её нужно привыкать самостоятельно, потому что в 5 классе во втором полугодии для сильных учеников (претендующих на «4» или «5») в диктанте будет обозначена условным значком (палочка - орфографическая, галочка - пунктуационная) только строчка, в которой содержится ошибка. А найти ошибку им предстоит самим. У учителя же есть полная картина по ошибкам каждого ученика. Затем к такой работе с 7 класса перейдут все.
Нормы оценки диктантов и грамматических заданий
Баллы
Грамотность
Грамматическое задание
Орф./пункт.
в %
«5» - отлично
0/0,1/0,0/1
100 - 80
«4» - хорошо
1/1,1/2,2/2,1/3,0/4,3/0,
79 - 65
«3» - удовлетворительно
2/3,3/3,3/4,4/4,3/5,1/6,0/7
64 - 50
«2» - неудовлетворительно
1/7,2/7,7/7,6/8,5/9,8/6,
49 и менее
Количество слов в контрольных диктантах
классы
Y
YI
YII
YIII
IX
X
XI
Диктант
50-60
60-70
70-90
90-100
110-120
120-130
130-140
Цель работы:
-
Разобраться, почему были допущены ошибки.
-
Исправить ошибки.
Большая буква в начале предложения
Выпиши предложение правильно.
-
Придумай и напиши ещё одно предложение.
-
Подчеркни заглавную букву
Выпал пушистый снег. Дети рады.
Слог
-
Раздели слово на слоги.
-
Обозначь гласные
уІчиІтель - 3 слога
Перенос слова
-
Раздели слово на слоги для переноса.
Оси - на
Запомни: При переносе одну букву нельзя оставлять на строке, нельзя переносить на новую строку.
Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.
-
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним.
-
Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму
Ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто
Гласные после шипящих жи/ши; ча/ща; чу/щу
-
Выпиши слово правильно.
-
Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму
Малыши, карандаши, ежи, роща, туча
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.