Городской методический семинар: Как правильно проводить работу над ошибками на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Жанаозенская школа - гимназия

















Городской методический семинар

Тема: Как правильно проводить работу над

ошибками на уроках русского языка







Учитель русского языка и литературы:

Бурмакова А.К





2014 г.

Предлагаю вам материал из опыта работы. Материал будет интересен учителям словесности. В статье представлен опыт работы над ошибками на уроках русского языка в 5-7 классах.

Как уст румяных без улыбки,

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.

(А.С.Пушкин из «Евгения Онегина»)

Задумывающийся над своими ошибками человек способен разбираться в причинах, чтобы потом не допускать подобных ошибок вновь и вновь. А стало быть развиваться, расти. С первого урока в каждом новом классе говорю о важности этой работы в жизни и после уроков контроля. И больше того, каждый написавший на «3» и «2» должен в обязательном порядке сделать такую работу и сдать. Ведь работа над ошибками тоже оценивается. И те, кто поработал хорошо, будут вознаграждены многократно: «прикрыта» двойка, расширился словарный запас и объем орфограммы, формируется внутренняя установка «ко всему в жизни нужно относиться серьезно, тем более к ошибкам».

Очень часто приходящие из начальной школы пятиклассники обучены делать работу над ошибками переписыванием 1-2 строк слова, в котором допущена была ошибка. На вопрос, как это помогает им устранить свои проблемы, они затрудняются ответить. Если цель заключается в том, чтобы запомнить зрительный облик слова, то таким образом всех слов в языке не запомнишь. Нужно не только понять свою ошибку, но и найти слова с подобной орфограммой, чтобы и расширить объем орфограммы, и запомнить алгоритм правописания.

Итак, работа над ошибками начинается с определения орфограммы или пунктограммы. Эта работа выполняется в классе, потому что дома ребенку, возможно, некому будет помочь. В классе же ему могут помочь и учитель, и сильный ученик (удобный способ занять на уроке работы над ошибками написавших на «4» и «5», ведь своих ошибок у них или мало, или нет совсем). И кроме всего прочего, воспитывается взаимопомощь, взаимовыручка.

Поощряется кропотливая работа над орфограммой, когда ученик не только называет орфограмму, но и вспоминает правило и записывает его в тетрадь.

При этом ученики знают, что с каждым годом найти ошибку и правильно квалифицировать её нужно привыкать самостоятельно, потому что в 5 классе во втором полугодии для сильных учеников (претендующих на «4» или «5») в диктанте будет обозначена условным значком (палочка - орфографическая, галочка - пунктуационная) только строчка, в которой содержится ошибка. А найти ошибку им предстоит самим. У учителя же есть полная картина по ошибкам каждого ученика. Затем к такой работе с 7 класса перейдут все.

Нормы оценки диктантов и грамматических заданий

Баллы

Грамотность

Грамматическое задание

Орф./пункт.

в %

«5» - отлично

0/0,1/0,0/1

100 - 80

«4» - хорошо

1/1,1/2,2/2,1/3,0/4,3/0,

79 - 65

«3» - удовлетворительно

2/3,3/3,3/4,4/4,3/5,1/6,0/7

64 - 50

«2» - неудовлетворительно

1/7,2/7,7/7,6/8,5/9,8/6,

49 и менее

Количество слов в контрольных диктантах

классы

Y

YI

YII

YIII

IX

X

XI

Диктант

50-60

60-70

70-90

90-100

110-120

120-130

130-140



Городской методический семинар: Как правильно проводить работу над ошибками на уроках русского языка



















Цель работы:

  • Разобраться, почему были допущены ошибки.

  • Исправить ошибки.

Большая буква в начале предложения

Выпиши предложение правильно.

  • Придумай и напиши ещё одно предложение.

  • Подчеркни заглавную букву

Выпал пушистый снег. Дети рады.

Слог

  • Раздели слово на слоги.

  • Обозначь гласные

уІчиІтель - 3 слога



Перенос слова

  • Раздели слово на слоги для переноса.

Оси - на

Запомни: При переносе одну букву нельзя оставлять на строке, нельзя переносить на новую строку.

Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.

  • Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним.

  • Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму

Ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто

Гласные после шипящих жи/ши; ча/ща; чу/щу

  • Выпиши слово правильно.

  • Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму

Малыши, карандаши, ежи, роща, туча



Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.



© 2010-2022