Литературная гостиная посвященная 200-летию М. Ю. Лермонтова Душа уставшая моя

Цель:   помочь учащимся уловить неповторимые черты личности писателя: добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться; постараться воспринять идею дружбы народов, которую утверждал в своих произведениях М.Ю. Лермонтов. Задачи: Образовательные: Систематизация и обобщение знаний по творчеству М.Ю. Лермонтова; Формирование представления о роли образа Кавказа в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова; Обучение выразительному чтению лирических произведений. Развивающие: Развитие творческой деятельности учащихся, интереса к предмету через интеграцию материала уроков литературы, истории; через использование формы – литературная гостиная; Развитие эстетического вкуса. Воспитательные: Формирование дружеских отношений между учащимися; Формирование умения быстро принимать решения; Формирование толерантного отношения к представителям других народов; Формирование навыков публичного выступления. Форма проведения: литературная гостиная. Возраст участников: 14 – 16 лет.   Оборудование: портрет М.Лермонтова, выставка произведений поэта и о поэте, репродукции картин и рисунков Лермонтова, музыкальное оформление. Ведущие и чтецы сидят за столиками, украшенными цветами. За отдельным столом (на нем листы бумаги, книги, перо в чернильнице, шкатулка, небольшой женский портрет) – ученик-Лермонтов .
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное учреждение

«Солонецкая средняя общеобразовательная школа»



Сценарий литературной гостиной,

посвященной жизни и творчеству

Михаила Юрьевича Лермонтова

«Душа уставшая моя»





Составитель:

О.В.Губенко

учитель русского языка

и литературы

первой квалификационной категории
















2014-2015 учебный год

Цель: помочь учащимся уловить неповторимые черты личности писателя: добрый
характер, любящее сердце, способность увлекаться; постараться воспринять идею дружбы народов, которую утверждал в своих произведениях М.Ю. Лермонтов.

Задачи:
Образовательные:

  • Систематизация и обобщение знаний по творчеству М.Ю. Лермонтова;

  • Формирование представления о роли образа Кавказа в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова;

  • Обучение выразительному чтению лирических произведений.

Развивающие:

  • Развитие творческой деятельности учащихся, интереса к предмету через интеграцию материала уроков литературы, истории; через использование формы - литературная гостиная;

  • Развитие эстетического вкуса.

Воспитательные:

  • Формирование дружеских отношений между учащимися;

  • Формирование умения быстро принимать решения;

  • Формирование толерантного отношения к представителям других народов;

  • Формирование навыков публичного выступления.

Форма проведения: литературная гостиная.

Возраст участников: 14 - 16 лет.


Оборудование: портрет М.Лермонтова, выставка произведений поэта и о поэте, репродукции картин и рисунков Лермонтова, музыкальное оформление.

Ведущие и чтецы сидят за столиками, украшенными цветами. За отдельным столом (на нем листы бумаги, книги, перо в чернильнице, шкатулка, небольшой женский портрет) - ученик-Лермонтов .

Ход мероприятия.

Музыка. Полонез.
Танцующие.
Звук выстрела.

Чтец:

"Смерть поэта" (отрывок).

(Полонез Огинского)

Учитель (на фоне спокойной мелодии). Жизнь М.Ю.Лермонтова была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Но, не дожив и до 27 лет, он прошел весь круг жизни со взлетами вдохновения и горечью разочарований.

Почему-то Пушкина мы представляем в окружении друзей, Лермонтова - одиноким. Почему так? Ощущение одиночества идет от его творчества, от собственного его мироощущения.

Романс «Выхожу один я на дорогу»

Уля. І ведущий. Детство Михаила Лермонтова прошло в Тарханах, имении бабушки - Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Для бабушки ее ненаглядный внучек Мишенька был самым дорогим человеком на свете. Рано овдовевшая Елизавета Алексеевна пережила большую трагедию, похоронив еще совсем молодую единственную дочь, мать Миши. С тех пор она живет ради внука.

Даша. 2 ведущий. Бабушка во всем ему потакала. Любит играть в войну? Так вот ему и куча «солдат» из крестьянских детей. Вот лошадка живая. Катание на лодках. Походы в лес. И даже путешествие на Кавказ… Вот учителя - какие бы ни были - лишь бы занимали внука. Всякий день, а пуще всякий праздник - дым коромыслом, лишь бы Миша был весел.

Ксения. 3 ведущий. Бабушка с тревогой приглядывается к нему: вот как будто задумался, да грустно так. А вдруг спросит про отца - почему он редко бывает в Тарханах, почему не живет здесь? А вдруг начнет выспрашивать о матери - почему да как умерла, да что было? Рано ему все это знать… Да об отце ли он думает?!

Саша. 4 ведущий. Он ничего не спрашивал. Но с какой радостью кидался к отцу в его редкие приезды, как льнул к нему! И как сокрушала эта сыновняя радость сердце Елизаветы Алексеевны! Любящее бабушкино сердце… Миша - один сын у Юрия Петровича. Но он же и единственный внук у бабушки.

Если бы не завещание Арсеньевой - забрал бы Юрий Петрович сына к себе в Кропотово. Но связала она его этой бумагой.

Марина. 5 ведущий. «После дочери моей Марьи Михайловны, которая была в замужестве за капитаном Ю.П.Лермонтовым, - говорилось в завещании, - остался в малолетстве законной ее сын, а мой родной внук Михаил Юрьевич Лермонтов. Завещаю и предоставляю по смерти моей ему, родному внуку моему М.Ю.Лермонтову, принадлежащее мне движимое и недвижимое имение, однако, ежели оной внук мой будет до времени совершеннолетнего его возраста находиться при мне, на моем воспитании и попечении. Ежели отец внука моего истребовает, то я, Арсеньева, все имение предоставляю в род мой Столыпиных».

Уля. 1 ведущий. Вот так: все или ничего! Неограниченная любовь бабушки не признает половинчатых решений. Что было делать Юрию Петровичу? Лишить сына всех этих бабкиных благ? А что скажет сын, достигнув совершеннолетия?

Оскорблен был и унижен отец этим духовным завещанием Арсеньевой. Но ради сына, ради его будущего проглотил обиду, умолк.

Он понимал, что Арсеньева нанесла ему сокрушительный удар, на который нет возможности ответить, но понимал так же, что сделала она это из любви к внуку - его сыну.

Даша. 2 ведущий. Миша много думал об отце, ни слова не говоря о нем с бабушкой. Знал, что отец тяжко страдает от разлуки с ним, своим единственным сыном. И как ни скрывал он это свое страдание, сын чувствовал его по глазам, по голосу…

Поэтому, что бы Миша ни делал, о чем бы ни думал, - за всем виделось мужественное, но глубоко печальное лицо отца.

Что он делает там, в Кропотове?

(Бетховен «К Элизе»)

Ксения. 3 ведущий (на фоне мелодии «Выхожу один я на дорогу»). И вот Миша впервые едет погостить к отцу в Кропотово.

Солнце пылало в голубом небе. В одной руке Юрий Петрович держал белый картуз, в другой - руку сына, изредка пожимая ее. Мише не терпелось спросить у отца, отчего ему нельзя всегда жить в Кропотове? Но не спросил. Он знал, что тут есть тайна, и нужно ждать, когда она откроется и не вынуждать отца к заведомо уклончивым ответам. Но отец прочитал этот вопрос в его глазах.

- Жди, как жду я, - сказал он тихо. - Может быть, настанет такое время… Но не сейчас… Ты должен быть с бабушкой.

Он достал платок и вытер Мише лицо. Миша не заметил, как по лицу его текут слезы. Отец отстранился и сказал, почти не разжимая губ:

- Надо быть твердым.

Саша. 4 ведущий. В кабинете отца Миша замер. На стене висел большой портрет в позолоченной раме. На него смотрела Мише в глаза и нежно улыбалась мать, как бы выступив отчетливо из его мучительно-смутных снов . Кружевные воротнички, белое платье, руки окутаны красной шалью. Открытое, прекрасное молодое лицо.

Миша не мог глаз отвести от портрета. Казалось, и Марья Михайловна смотрела на сына - глаза как будто раскрылись шире, и улыбка стала живее, и лицо просветлело…

Ах, какие это были мгновения! Казалось, мать сейчас выпростает руки из-под складок шали и протянет их к сыну и супругу.

(Бетховен «К Элизе»)

А на улице Миша посмотрел на небо. Глубокая лазурь… Одинокое пушистое облачко… Увидев это облачко, он сразу вспомнил о матери. «Как же мы можем быть счастливы без нее?»- грустно подумал он.

Марина. 5 ведущий. Он все реже атаманствовал в играх. Он начинал понимать одиночество. Все нужнее оно было ему.

В последнее время Миша не расставался с книгами. Он без конца перечитывал «Кавказского пленника» Пушкина, «Шильонского узника» Байрона. Получив в подарок от бабушки толстый альбом, Миша стал переписывать в него любимые поэмы.

Но, глядя на страницы переписанных поэм, он видел уже за ними свои… свое… И он начал писать. Правда, больше сидел над бумагами, чем писал, но пальцы его сжимали и вертели перо, голова клонилась к столу, отяжелев от напряжения чувств, - слишком много накипело в душе!.. Все разом просилось в стихи. Трудно было выбрать что-то в этом многоголосом урагане. Тоска по матери… Вьюга, разыгравшаяся за окном… Кропотовская пустынная осень… Любовь… Все это пылало в его груди и заставляло набрасывать на листах бумаги пробные строфы, зачеркивать, рисовать профили… Несколько первых листов он порвал и сжег на свече. Но дальше стал все черновики складывать в ящик.

Лавина еще не сорвалась, но уже сдвинулась и нависла над краем пропасти.

Уля. 1 ведущий. Мише было 14 лет, когда бабушка повезла его в Москву. После Тарханского одиночества Лермонтов попал в кипучее море молодой жизни - новые товарищи, большой круг родных и знакомых. Миша блестяще сдал вступительные экзамены в университетский пансион и начал там свое обучение.

Он легко вошел в пансионскую жизнь. Среди новых товарищей он прослыл шутником и остроумцем, а также силачом. Во время послеобеденного отдыха он отличался в играх, происходивших во дворе. К широкоплечей фигуре Лермонтова очень шла пансионская форма - синий сюртук со стоячим малиновым воротником и синие брюки.

Московский университетский пансион сохранял с прежних времен направление литературное. Начальство поощряло занятия воспитанников сочинениями и переводами. Ученики много читали. Часто происходили литературные собрания, на которых читались сочинения воспитанников. Издавались рукописные журналы и альманахи.

В такой атмосфере поэтический дар Миши Лермонтова развивался все больше и больше. Он пишет стихи, много рисует, участвует в издании рукописных журналов.

(на фоне мелодии). В день последнего экзамена Миша приехал домой очень радостный. Окончен четвертый класс. Он промчался так стремительно, что Мише казалось - он взял его приступом, с ходу, с маршу.

(рассказывая, подходит к Лермонтову, ставит на стол свечи в подсвечнике, берет в руки тетрадь и листает ее)

(Моцарт «Маленькая ночная серенада»)

Дома его ждал отец. После праздничного ужина Юрий Петрович и Миша покинули гостей, так как им нужно было побыть вместе.

Разговор шел тихий и ровный. Дом давно опустел. Бабушка легла спать. Отец и сын иногда умолкали, прислушиваясь к шуму ветра и думая об одном, своем заветном… В эти минуты все мироздание было их домом - и Мария Михайловна, конечно, была с ними. Это была семья неразлучная - неразлучная в вечности.

Потом в руках Юрия Петровича оказалась Мишина тетрадь со стихами. Он прочитал все стихи и сказал:

- У тебя талант… Это дар Божий… береги его.

Это и было главное. Отец и не подозревал, какую волшебную опору дал он своему сыну в его мечтах о поэзии.

Даша. 2 ведущий (девочка набрасывает на плечи черный платок)

Первые дни октября 1831 года были не явью, а бредом. Лермонтову казалось, что он тяжело болен и видит все во сне. Будто они с дядькой Андреем Ивановичем мчатся по мокрым , грязным дорогам в обдаваемой потоками дождя коляске, до костей пронизанные холодным ветром, в молчании, тяжелом оцепенении горя. Где-то останавливались. Где - он не помнит, потому что душа его продолжала нестись вперед, туда, в Кропотово.

Отец скончался! И вот дом, вот осиротевшие тетки, одетые в черное. Завешанные зеркала. Портрет матери, к которому он припал с судорожным рыданием, бедный сирота!

И вот он стоит у свеженасыпанного холмика без шапки, ветер сваливает волосы на сухие глаза (нет слез!) Ах, если бы слезы! Сон, ночной кошмар. Как часто жизнь бывает похожа на кошмар. А это была правда. Они соединились. А он, их сын, должен еще идти земными путями…

Романс «Выхожу один я на дорогу»

Ксения. 3 ведущий Когда М. Ю. Лермонтову было 15 лет, в Москве, у своей кузины Сашеньки Верещагиной, он познакомился с Екатериной Александровной Сушковой. Она была двумя годами старше юного поэта, которого все называли просто Мишель. Лермонтов был по-мальчишески увлечён черноглазой кокеткой Катюшей Сушковой. Она была более развита и начитанна, чем девушки её круга. Этой самовлюблённой барышне нравилось быть окружённой поклонниками, кокетничала она и с мальчиком-поэтом, подтрунивала над ним и не относилась серьёзно к его чувствам.

Романс «Я не люблю вас и люблю»

Однажды во время загородной прогулки он обратил внимание на милую, тихую Вареньку Лопухину, которую видел раньше, но как-то не замечал. Лопухины были в родстве с бабушкой Лермонтова, и поэт посещал их запросто.

Варенька - блондинка с чёрными глазами. Это придавало ей оригинальную прелесть. В ней была обаятельная простота, свойственная глубоким и цельным натурам. Варенька была всеобщей любимицей.

Стихотворение «Я не унижусь пред тобою» - Спасибко Лиля

Стихотворение « Нет, не тебя я так пылко люблю» - Бабкина Анита

Саша. 4 ведущий. Лермонтов смотрел на нее, и в нем, словно от какого-то кошмарного сна, просыпалась душа. Это была радость, как увидеть, проснувшись после грозовой ночи, голубое небо.

Он смотрел на Вареньку, как на утраченную еще до встречи свою единственную и настоящую любовь. Встречи с ней он называл своим счастьем. Он трепетал от одной мысли, что это счастье может как-нибудь замутиться… вот уж тут как тут ее маменька. У нее одна забота: выдать дочку замуж, не прозевать жениха. Ну, Лермонтов, конечно же, не жених. Мальчик…

Марина. 5 ведуший. Близился день отъезда Лермонтова в Петербург. Бабушка поддержала решение внука продолжить обучение в Петербургском университете. А как же Варенька? Лермонтов остановился перед зеркалом, с недоумением посмотрел на себя и развел руками.

Никак! Можно писать письма, а потом и приехать… Время покажет - судьба ли это

Романс «Я к вам пишу»

.Лермонтов рассчитывал поступить в Петербургский университет на второй курс и, проучившись два года, выйти, наконец, на свободу, начать жизнь литератора. Однако, так как он не сдавал экзаменов в Москве за свой первый курс, ему предложили начать все сначала. От этого Лермонтов пришел в бешенство. Его планы рушились. Он буквально восстал против университета.

Единственно приемлемой для него оказалась Школа юнкеров.

Уля. 1 ведущий. Однажды тетка Лермонтова, приехавшая из Москвы, рассказала, что мадмуазель Лопухина в самое ближайшее время выходит замуж за господина Бахметева, богатого мужчину и много старше ее.

Лермонтов побледнел, глаза налились глубоким мраком. Он вышел из столовой.

Несмотря на всю неожиданность этого известия, Лермонтов будто ожидал его. Он вспоминал ее лицо. Она смотрела грустно, почти скорбно. Лицо ее было тихое, милое, единственное…

Через несколько лет Лермонтов встретился с Варенькой и понял, что она любит его и невыносимо страдает. Они долго смотрели в глаза друг другу. « Я не могу без тебя жить»,-говорили ее глаза. «И я без тебя», - читала она в его помраченном тоской взоре… Они прощались. И чувствовали, что навсегда…

Даша. 2 ведущий. Известность, признание и всенародная слава пришли к Лермонтову в трагические январские дни 1837 года.

(«Лунная соната»)

Редко кто из жителей Петербурга не знал небольшого дома на Мойке с окнами, обращенными на канал, с подъездом под сводами ворот - дома, где жил Пушкин.

Вихри снега, подхваченные метелью, пролетали в тот вечер над его кровлей и бились в большие окна, где передвигались то темные фигуры людей, то огонек свечи, поспешно зажигаемый чьей-то рукой и так же поспешно исчезавший. Дверь подъезда беспрерывно открывалась, принимая и выпуская посетителей. Они входили и, пробыв несколько минут, возвращались убитые горем…

Лермонтов остановился перед подъездом, не решаясь войти.

…Лермонтов возвращался к себе на Садовую поздно ночью. Он шел, не видя ничего, и сердце его горело от гнева и горя. Никогда еще он не ощущал с такой силой жажды борьбы с тем черным и страшным, что его окружало, и никогда не видел так ясно, что у него в руках есть верное оружие - его поэтическое слово.

Ксения. 3 ведущий. Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, дал миру Лермонтова. Знамя русской литературы, выпавшее из рук Пушкина, высоко поднял его наследник и преемник.

На Руси явилось новое дарование, новая яркая звезда - Лермонтов.

Щедро наградила его судьба. Сразу же после создания стихотворения «Смерть поэта» на него обрушились слава и опала - ссылка на Кавказ.

«Лунная соната»

Только четыре года прожил поэт с того дня, как написал "Смерть поэта", но за эти годы он создал замечательные поэмы ("Песня про царя Ивана Васильевича:", "Мцыри", "Демон" - последняя редакция), роман "Герой нашего времени", напечатал сборник стихов - двадцать шесть гениальных творений. А ведь у Лермонтова совсем не было времени для спокойной работы, и почти всё, что написано, сочинялось в почтовых кибитках, на постоялых дворах, в полку на дежурстве, в тюремной камере, в перерывах между боями.

Кавказ стал поэтической родиной Лермонтова. Там, под пулями, в дыму сражений создаются его лучшие стихотворения, поэмы. Возвратившись из ссылки в 1838 году, Лермонтов имел невероятный успех в свете и при дворе. Но вот дуэль с сыном французского посла Барантом - и снова ссылка на Кавказ.

С дороги Лермонтов написал бабушке: «Прощайте, милая бабушка… Вы бы хорошенько спросили только, выпустят ли, если я подам в отставку».

Он не знал о секретном предписании, которое вскоре будет послано вдогонку за ним, с указанием ни под каким видом не удалять поручика Лермонтова из полка и не прикомандировывать к экспедициям, чтобы отрезать всякий путь к выслуге.

Саша. 4 ведущий. Лермонтов был храбрым офицером. Но погиб он не в пылу сражений, не от руки горца. Его убийцей стал товарищ по юнкерской школе, человек, с которым Лермонтов поддерживал дружеские отношения вплоть до того рокового, страшного дня - 15 июня 1841 года.

Полонез Огинского

Фрагмент фильма «Лермонтов» Сцена дуэли

Марина. 5 ведущий. Накануне офицеры, отдыхающие в городе, собрались в доме Верзилиных. Звучала музыка, многие танцевали. Вдруг музыка умолкла, и все явственно услышали слова «горец с большим кинжалом», сказанные Лермонтовым о своем юнкерском друге Мартынове (Мартынов любил носить черкеску и замечательной величины кинжал).

Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом; он подошел к Лермонтову и вызвал его на дуэль.

Уля. 1 ведущий. Трагедия разыгралась июльским вечером 1841 года у подножия Машука.

Приближалась гроза, поэтому для поединка - небольшую и довольно покатую полянку - выбрали второпях, вблизи дороги. Условия дуэли были жестокими. Секунданты отмеряли 30 шагов, последний барьер поставили на десяти шагах, дали команду сходиться. Лермонтов остался неподвижен. Он поднял пистолет и опустил его тут же.

Потом снова поднял и выстрелил вверх.

Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру, лицо поэта в этот момент было спокойным, почти веселым… Раздался оглушительный выстрел…

Даша. 2 ведущий (на фоне печальной мелодии). В ту секунду, как упал Лермонтов, сраженный наповал, черная туча, медленно поднимавшаяся над горизонтом, разразилась страшной грозой, пошел проливной дождь. Сама природа оплакивала великого поэта.

Ксения. 3 ведущий. Наконец он получил отставку. Он и мертвым еще почти год оставался на Кавказе, пока бабушка не выхлопотала разрешение царя на перезахоронение тела поручика Лермонтова в родной земле.

В последний путь с Кавказа в Тарханы гроб с телом поэта сопровождал его любимый слуга, приставленный к Лермонтову еще с детства, - дядька Андрей Иванович Соколов.

Бабушка, от горя выплакавшая свои глаза, при встрече не могла поднять век. От слез они закрылись. Все вещи, тетради, сочинения внука, даже его игрушки, которые старушка бережно сохраняла, все она раздала, не будучи в силах видеть вокруг себя что-либо напоминавшее ей о Мишеньке. Слишком велика была боль…

Елизавета Алексеевна Арсеньева

Внука своего пережила…

И четыре долгих года

Тень его

Душу ей страдальческую жгла.

Как она за Мишеньку молилась!

Чтоб здоров был

И преуспевал.

Только Бог не оказал ей милость

И молитв ее не услыхал.

И она на Бога возроптала,

Повелев убрать из комнат Спас.

А душа ее над Машуком витала:

«Господи, почто его не спас?!»

Во гробу свинцовом, во тяжелом

Возвращался Лермонтов домой.

По российским побелевшим селам

Он катился черною слезой.

И откуда ей достало силы -

Выйти за порог его встречать…

Возле гроба бабы голосили.

«Господи, дай сил не закричать…»

Сколько лет он вдалеке томился,

Забывал между забот и дел.

А теперь навек к ней возвратился.

Напоследок бабку пожалел.

(А.Дементьев)

Саша. 4 ведущий (на фоне мелодии). Тело поэта было перезахоронено в небольшой часовне рядом с его матерью и дедом. Здесь поэт и обрел вечный покой. Над его могилой стоит большой, из черного мрамора памятник, на котором выбита простая надпись:

«Михайло Юрьевич Лермонтов», а по бокам даты рождения (3 октября 1814 года) и смерти (15 июля 1841 года).

Марина. 5 ведущий. Десятки тысяч людей ежегодно посещают это ставшее для всех святым место.

Через всю жизнь мы проносим в душе образ поэта - грустного и строгого, нежного и властного, скромного и насмешливого, язвительного и мечтательного. Поэта гениального и так рано ушедшего. Он наполняет наши души жаждой борьбы, творчества и вечным исканием истины. И мы всегда будем благодарны ему за это.

(Звучит вальс А.Хачатуряна к драме М.Лермонтова «Маскарад».)



© 2010-2022