• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • «Учебно-исследовательская деятельность как важнейший компонент в системе развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время»

«Учебно-исследовательская деятельность как важнейший компонент в системе развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Трубникова Галина Борисовна, учитель русского языка и

литературы МКОУ «Верхнехавская СОШ №2»

с. Верхняя Хава Верхнехавского района Воронежской области.

«Учебно-исследовательская деятельность как важнейший компонент в системе развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».

Работаю учителем русского языка и литературы 35 лет. За столь долгий срок выпустила немало учеников. Искренне радуюсь жизненным и творческим успехам многих из них. Несмотря на далеко не ласковое к педагогике нынешнее время, горжусь своей профессией и люблю её. Считаю, что главной задачей любого педагога является - воспитание творческой личности.

Безусловно, среди детей есть самородки, которым дар творить дала сама природа, и задача учителя - не проглядеть его, а, обнаружив, направить и развить. Отрадно, когда шестиклассница вот так пишет о книге:

Книга - это небо, Книга, как компьютер,

Книга - это солнце, В книге есть и сердце,

Книга - это воздух, В книге есть и печень,

Книга - лучший друг! Книга - человек!

В книге есть рассказы, Книжка - спутник жизни,

В книге есть картинки, Книжка - карта мира,

В книге есть страницы, Книга - сайт знакомства,

Знанья в книге есть! Связывает всех!

Овцинова Юля

Но, к сожалению, таких творчески одарённых детей единицы, а как же работать с остальными?

Мой личный педагогический опыт подсказывает, что важнейшим компонентом системы развития творческих способностей учащихся является учебно-исследовательская деятельность.

Здесь актуальным, на мой взгляд, является использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Интегрированные уроки, всевозможные нестандартные уроки, уроки развития речи предоставляют огромные возможности для такой работы.

Например, в 5 классе мною был проведен урок на тему «Цветок».

Дети сравнивали научный и художественные тексты, анализировали, определяли функциональные особенности стилей, слушали музыку и изображали утреннее пробуждение цветка, сочиняли четверостишия по заданной рифме, отгадывали загадки. Итоговое задание - художественное описание любимого цветка.

В 6 классе проводились интегрированные уроки на темы «Заимствованные слова», «Число. Имя числительное.», урок-практикум «Деловая игра «Корректор», в 10 классе - урок-исследование «Любовная лирика Ф.И.Тютчева», в 11 - «Рукописи не горят». Разумеется, что отдельные элементы таких уроков используются в повседневном обучении.

Уже с 5 класса на уроках русского языка и литературы практикуются задания, развивающие способности к оценочным действиям: анализ устного ответа одноклассника, отзыв о сочинении одноклассника, авторецензия на сочинение, в старших классах - рефераты, мини-исследования по различным филологическим темам, комплексный и лингвистический анализ текста.

В последнее время в педагогической литературе много внимания уделяется проектному обучению, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проекта. В прошедшем учебном году на занятиях факультативного курса в 11 классе была организована работа по вовлечению учащихся в проектную деятельность. В результате ребята объединились в группы по интересам и выбрали для исследования три темы: «Жаргон. Молодёжный сленг», «Диалекты и их особенности в речи моих односельчан» и « Речевые ошибки в русских шлягерах». Разумеется, формы и методы работы в группах были разные, но все ребята получили умения и навыки, которые пригодятся им в любой области деятельности: во-первых, это опыт групповой работы, во-вторых, - умение ставить задачи и определять оптимальные средства их достижения, в-третьих, это опыт общения в ходе сбора материала (проведение анкетирования среди школьников, опрос населения), в-четвёртых, - обработка и систематизация собранного материала и, конечно же, успешное освоение школьного материала.

Учебно-исследовательская деятельность помогает учащимся проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, способность к самообразованию и самоорганизации.

Русский язык и литература как учебные предметы - плодотворная почва для подобной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Уверена, интересная работа на уроках и во внеурочное время даёт ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.

Таким образом, использование в работе методов учебно-исследовательской деятельности даёт возможность мне, как учителю, значительно расширить свой творческий потенциал, разнообразить организационные формы проведения занятий, применять на них не только традиционные методы обучения, но и эвристические приёмы и методы активизации творческого мышления.


© 2010-2022