- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка по теме: Глагол
Урок русского языка по теме: Глагол
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Патрашкова Е.А. |
Дата | 25.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Дата_____________________ Класс_______________________
Урок русского языка - 3 класс.
Тема: «Глагол».
Цели:
Обучающая: Закрепить знания учащихся о глаголе как части речи, о грамматических признаках глагола,
-
способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей.
-
обучать учащихся приёмам самооценивания, взаимооценивания.
Развивающая:
-
развивать устную и письменную речь, зрительную память, орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся;
-
активизировать словарный запас.
Воспитывающая:
-
воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь;
-
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
-
Организационный момент.
(цель: создать мотивацию к включению в учебную деятельность).
- Добрый день! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу и нашим гостям, а теперь соприкоснитесь пальчиками и пожелайте друг другу:
Желаю (большой)
Успеха (указательный)
Большого (средний)
Во всём (безымянный)
И везде (мизинец)
Здравствуй (вся ладонь)
(Дети приветствуют друг друга, соприкасаясь пальцами, ладонями)
- Садитесь.
Вы, наверное, заметили, как ярко светит солнышко, будто улыбаясь.
- Сегодня каждый из вас соберёт своё солнышко. После каждого этапа урока вы будете прикреплять к солнышку лучик. Если с работой справитесь без ошибок к солнышку прикрепляете длинный лучик, если допустили 1-2 ошибки - средний, а кто допустит больше чем 2 прикрепляет короткий лучик.
Дети выполняют движения.
- Начинаем урок. Но прежде, чем начать наш урок, я предлагаю нам разделиться на группы. Перед вами листы с анаграммами. Вам нужно решить анаграммы и разбиться по группам. По какому принципу вы сели в группы.
У, А, М, С, М (сумма)
Ь, А, О, С, Т, З, Р, Н (разность)
А, О, Л, Л, Г, Г (глагол)
О, Е, А, С, Т, Ч, Н (частное)
О, Р, П, И, Е, З, Д, Е, В, Е, Н (произведение)
- Расшифруйте анаграммы, найдите «лишнее» слово. (Глагол - часть речи; сумма, разность, частное, произведение - название математических действий).
- Ребята, сегодня мы начинаем изучение новой части речи. А вот какой, вы, я думаю, догадаетесь сами, прочитав стихотворение.
Я страшное дело какой деловой:
В любые дела ... с головой.
Задачи ..., на скрипке ...,
Сынишку соседки в коляске ...
- Все ли вам понятно в этом отрывке?
- Что необходимо сделать, чтобы понять содержание стихотворения? (Вставить пропущенные слова.)
- Прочитайте, что у нас получилось?
- Как изменилось стихотворение? (Понятен смысл).
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О глаголе).
- Проверьте свою готовность. У вас на партах должны лежать учебник, тетрадь, пенал.
- Откройте тетрадь, вспомните правила письма. Запишите число в рабочей тетради.
Дети рассаживаются в группы.
II . Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
(цель: актуализировать представления о понятиях " имя сущ.", "имя прилаг.", " местоимение" «изменения частей речи»; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся у учащихся знаний).
1. Минутка чистописания.
- Внимание на доску. Рассмотрите образцы букв для чистописания и повторите у себя в тетради.
(г го л ла)
- Из букв образца соберите слово.
- Составьте предложение со словом глагол.
- Спишите это предложение.
- Теперь посмотрите на картинку. Кого вы видите? (Человека, у которого много рук и ног, и он что-то делает.)
- Что он делает?
- Как вы думаете, можно ли совсем не совершать действия?
- Представьте мир без действий. Какой он? (Застывший, мертвый, неживой.)
- Что нужно сделать? Как оживить мир? (Нужны действия и слова, которые их называют.)
- Ребята, мы продолжаем говорить о глаголе.
- А вы знаете, почему эта часть речи получила такое название? (Слово глагол в старославянском языке означало слово, речь. Наши предки рассматривали его как слово из слов - важнейший вид слова. Давайте прочитаем, что говорит Л. Успенский. Как говорит Успенский : глагол одна из 2-частей речи, без которых не построить предложения, не передать собеседнику никаких сообщений.)
- О каких двух частях речи говорит автор? (О существительном и глаголе).
- По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного.
- Как отличить глаголы от других частей речи? (Обозначают действия, отвечают на вопросы что делать? что сделать?)
- Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Глагол как часть речи». Сегодня мы вспомним глагол как часть речи, углубим и расширим знания о нем. Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Узнать, что такое глагол; что обозначает глагол; на какие вопросы отвечает глагол; каким членом предложения является).
Перед вами таблица ЗУХ, вы должны заполнить первую графу, то, что вы знаете о глаголе.
Знаю
Узнал
Хочу узнать
5. Работа в парах.
- Задание-тренинг
1) какое слово является именем существительным?
-морозная, заморозил, заморозок, за мной
2) какое слово является именем прилагательным?
- подвиг, под, подвинул, подвижная
3) какое слово является глаголом?
- перед, передал, переход, передняя
6. Словарная работа.
На доске записаны слова с пропущенными буквами. Образуйте от данных слов однокоренные глаголы, запишите их.
Б…седа, д…журный, м…роз, п…беда, ж…лтый, завтр…к, р…бота,.
- /глагол/
- Глагол - часть речи.
-/ Пишут/
- /Глагол-это самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делает? Что сделает?
Слова Л. Успенского вывешиваются на доску, один из детей читает цитату.
Заполняют таблицу.
Выбирают лучик, оцениваю свою работу. Карточка № 1.
III. Постановка проблемы.
(цель: выявить и зафиксировать в речи затруднение в учебной деятельности; согласовать тему и цель урока).
IV. Поиск решения
(цель: подвести к формулированию ответа на поставленный вопрос).
1. Работа в группах.
- Сейчас я вам предлагаю упражнение «Оживи текст». Перед вами текст.
Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.
- Прочитайте текст. Допишите в каждое предложение глаголы. (Качаются, наступила, уснула, погасли, пошёл, шумит, белеет).
- Почему именно эти слова «оживили текст»? (эти слова обозначают действия предмета)
-На какой вопрос отвечают слова? (что делает?)
- Всё ли мы о глаголе вспомнили.
2. Учебник с. 140 (чтение правила)
- Ребята, русский язык очень богат, гибок и живописен. В нем бывают однокоренными слова, которые являются разными частями речи. В умении их различать поможет игра «Лишнее слово».
Задание. Если произносится глагол, обучающиеся хлопают в ладоши, если существительное - хлопать нельзя.
-
Вытирал, подметал, самосвал, косил, лепил, заплатил, крокодил, зажёг, обжёг, флажок, подмёл, навёл, осёл, колол, привел, укол, мукомол, протер, затер, шатёр, бобёр, ковёр, костёр, утёр.
- Глаголы вы знаете, а так ли хорошо знаете имена существительные и имена прилагательные?
3. Выборочно-распределительный диктант.
Задание. Записать слова в три колонки: имя существительное, имя прилагательное, глагол (под диктовку)
-
Краснота, краснеть, красный, голубеть, голубизна, голубой, темнеть, темнота, темный,.
Дети работают в группе. После с каждой группы выходит ученик и читает получившийся текст. (лучики)
Взаимооценивание.
Дети записывают слова в три столбика, после обмениваются тетрадями и оценивают друг друга (лучики).
Физминутка.
Игра "Не ошибись!"
Учитель называет действия, ученики их выполняют.
- Стою, прыгаю на двух ногах, марширую, стою, прыгаю на одной ноге, стою, приседаю, хлопаю, топаю, стою, наклоняюсь в стороны, стою, сижу.
Выполняют движения.
V. Проектирование и фиксация нового знания
(цель: формировать умение находить глаголы в предложении).
На доске записаны предложения. Нужно вставить пропущенные буквы и подчеркнуть глаголы.
Поб…лели п…ля и пригорки. Тонким льдом п…крылась р…ка.
Вставляют пропущенные буквы, называют проверочные слова, подчёркивают глаголы.
1. Наблюдение по учебнику.с. 141, у. 380 (устно)
- На какой главный вопрос пытались найти ответ на уроке?
- Что же такое глагол?
- Что такое глагол?
VI. Первичное закрепление.
(цель: развивать умение заменять словосочетание глаголами).
-
Сам. работа.
Данные словосочетания заменить одним глаголом.
Оказывать помощь -
Ведёт наблюдение -
Даёт совет -
Покрывается цветами -
Принимает решение -
Издаёт крик -
Несёт службу -
- проверка коллективная.
3. Тест « Глагол».
- Теперь предлагаю показать свои знания по теме.
1.Глагол - это ...
А) часть слова;
Б) часть речи;
В) часть предложения.
2. Глаголы обозначают:
А) действия предметов;
Б) признаки предметов;
В) предмет.
3. Глаголы отвечают на вопросы:
А) кто? что?
Б) какой? какая? какое? какие?
В) что делает? что делают?
Прочитай.
1) Солнце всходит на востоке, а заходит на западе.
2) От страха бледнеют, а от стыда краснеют.
3) Надо так давать, чтобы можно было взять.
4) По одёжке встречают, по уму провожают.
5) Когда пушки говорят, соловьи молчат.
Спиши, подчеркни глаголы противоположные по значению.
.................................................................................................
Самостоятельная работа в тетради, Запись в тетрадях (лучики).
Карточка № 2.
Карточка № 3.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(цель: оценить собственную деятельность; зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направление будущей работы).
Каждый учащийся даёт самооценку своей работы. Оцените свою работу на уроке, посчитайте, каких лучиков у вас больше, ту оценку и поднимите (поднимают карточку с оценкой).
- Я согласна с оценкой (имя ребёнка) и тоже ставлю ему за урок 5.
Оценивают свою работу на уроке. Показ солнышек. После подсчитывают лучики на солнце. И показывают свою оценку с помощью.
VIII. Итог урока.
- Давайте вернёмся к целям, которые мы ставили вначале урока. Достигли мы поставленной цели? Что мы нового вы узнали о глаголе? И что ещё хотели бы узнать о глаголе? (заполнение таблицы)
Ученица: Интересная часть речи в русском языке живёт,
Кто, что делает расскажет, чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пляшет, или забивает «гол».
Варит, жарит, моет, чистит - всё расскажет нам глагол!
Ученица читает стихотворение.
Заполняют таблицу ЗУХ.
Домашнее задание.
1) Знания надо закрепить!
Учебник с. 141, упр. 382 (объяснить).
Записывают домашнее задание.
8