Урок русского языка по теме: Глагол

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата_____________________ Класс_______________________

Урок русского языка - 3 класс.

Тема: «Глагол».

Цели:

Обучающая: Закрепить знания учащихся о глаголе как части речи, о грамматических признаках глагола,

  • способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей.

  • обучать учащихся приёмам самооценивания, взаимооценивания.

Развивающая:

  • развивать устную и письменную речь, зрительную память, орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся;

  • активизировать словарный запас.


Воспитывающая:

  • воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь;

  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

(цель: создать мотивацию к включению в учебную деятельность).

- Добрый день! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу и нашим гостям, а теперь соприкоснитесь пальчиками и пожелайте друг другу:

Желаю (большой)

Успеха (указательный)

Большого (средний)

Во всём (безымянный)

И везде (мизинец)

Здравствуй (вся ладонь)

(Дети приветствуют друг друга, соприкасаясь пальцами, ладонями)
- Садитесь.

Вы, наверное, заметили, как ярко светит солнышко, будто улыбаясь.

- Сегодня каждый из вас соберёт своё солнышко. После каждого этапа урока вы будете прикреплять к солнышку лучик. Если с работой справитесь без ошибок к солнышку прикрепляете длинный лучик, если допустили 1-2 ошибки - средний, а кто допустит больше чем 2 прикрепляет короткий лучик.

Дети выполняют движения.

- Начинаем урок. Но прежде, чем начать наш урок, я предлагаю нам разделиться на группы. Перед вами листы с анаграммами. Вам нужно решить анаграммы и разбиться по группам. По какому принципу вы сели в группы.

У, А, М, С, М (сумма)

Ь, А, О, С, Т, З, Р, Н (разность)

А, О, Л, Л, Г, Г (глагол)

О, Е, А, С, Т, Ч, Н (частное)

О, Р, П, И, Е, З, Д, Е, В, Е, Н (произведение)

- Расшифруйте анаграммы, найдите «лишнее» слово. (Глагол - часть речи; сумма, разность, частное, произведение - название математических действий).

- Ребята, сегодня мы начинаем изучение новой части речи. А вот какой, вы, я думаю, догадаетесь сами, прочитав стихотворение.

Я страшное дело какой деловой:
В любые дела ... с головой.
Задачи ..., на скрипке ...,
Сынишку соседки в коляске ...

- Все ли вам понятно в этом отрывке?

- Что необходимо сделать, чтобы понять содержание стихотворения? (Вставить пропущенные слова.)

- Прочитайте, что у нас получилось?

- Как изменилось стихотворение? (Понятен смысл).

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О глаголе).

- Проверьте свою готовность. У вас на партах должны лежать учебник, тетрадь, пенал.

- Откройте тетрадь, вспомните правила письма. Запишите число в рабочей тетради.

Дети рассаживаются в группы.




II . Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

(цель: актуализировать представления о понятиях " имя сущ.", "имя прилаг.", " местоимение" «изменения частей речи»; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся у учащихся знаний).

1. Минутка чистописания.

- Внимание на доску. Рассмотрите образцы букв для чистописания и повторите у себя в тетради.

(г го л ла)

- Из букв образца соберите слово.

- Составьте предложение со словом глагол.

- Спишите это предложение.

- Теперь посмотрите на картинку. Кого вы видите? (Человека, у которого много рук и ног, и он что-то делает.)

- Что он делает?

Урок русского языка по теме: Глагол.

- Как вы думаете, можно ли совсем не совершать действия?

- Представьте мир без действий. Какой он? (Застывший, мертвый, неживой.)

- Что нужно сделать? Как оживить мир? (Нужны действия и слова, которые их называют.)

- Ребята, мы продолжаем говорить о глаголе.

- А вы знаете, почему эта часть речи получила такое название? (Слово глагол в старославянском языке означало слово, речь. Наши предки рассматривали его как слово из слов - важнейший вид слова. Давайте прочитаем, что говорит Л. Успенский. Как говорит Успенский : глагол одна из 2-частей речи, без которых не построить предложения, не передать собеседнику никаких сообщений.)

- О каких двух частях речи говорит автор? (О существительном и глаголе).

- По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного.

- Как отличить глаголы от других частей речи? (Обозначают действия, отвечают на вопросы что делать? что сделать?)

- Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Глагол как часть речи». Сегодня мы вспомним глагол как часть речи, углубим и расширим знания о нем. Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Узнать, что такое глагол; что обозначает глагол; на какие вопросы отвечает глагол; каким членом предложения является).

Перед вами таблица ЗУХ, вы должны заполнить первую графу, то, что вы знаете о глаголе.

Знаю

Узнал

Хочу узнать


5. Работа в парах.

- Задание-тренинг

1) какое слово является именем существительным?

-морозная, заморозил, заморозок, за мной

2) какое слово является именем прилагательным?

- подвиг, под, подвинул, подвижная

3) какое слово является глаголом?

- перед, передал, переход, передняя

6. Словарная работа.

На доске записаны слова с пропущенными буквами. Образуйте от данных слов однокоренные глаголы, запишите их.

Б…седа, д…журный, м…роз, п…беда, ж…лтый, завтр…к, р…бота,.

- /глагол/

- Глагол - часть речи.

-/ Пишут/

- /Глагол-это самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делает? Что сделает?







Слова Л. Успенского вывешиваются на доску, один из детей читает цитату.



Заполняют таблицу.

Выбирают лучик, оцениваю свою работу. Карточка № 1.

III. Постановка проблемы.

(цель: выявить и зафиксировать в речи затруднение в учебной деятельности; согласовать тему и цель урока).

IV. Поиск решения

(цель: подвести к формулированию ответа на поставленный вопрос).

1. Работа в группах.

- Сейчас я вам предлагаю упражнение «Оживи текст». Перед вами текст.

Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.

- Прочитайте текст. Допишите в каждое предложение глаголы. (Качаются, наступила, уснула, погасли, пошёл, шумит, белеет).

- Почему именно эти слова «оживили текст»? (эти слова обозначают действия предмета)

-На какой вопрос отвечают слова? (что делает?)

- Всё ли мы о глаголе вспомнили.

2. Учебник с. 140 (чтение правила)

- Ребята, русский язык очень богат, гибок и живописен. В нем бывают однокоренными слова, которые являются разными частями речи. В умении их различать поможет игра «Лишнее слово».

Задание. Если произносится глагол, обучающиеся хлопают в ладоши, если существительное - хлопать нельзя.

  • Вытирал, подметал, самосвал, косил, лепил, заплатил, крокодил, зажёг, обжёг, флажок, подмёл, навёл, осёл, колол, привел, укол, мукомол, протер, затер, шатёр, бобёр, ковёр, костёр, утёр.

- Глаголы вы знаете, а так ли хорошо знаете имена существительные и имена прилагательные?

3. Выборочно-распределительный диктант.

Задание. Записать слова в три колонки: имя существительное, имя прилагательное, глагол (под диктовку)

  • Краснота, краснеть, красный, голубеть, голубизна, голубой, темнеть, темнота, темный,.

Дети работают в группе. После с каждой группы выходит ученик и читает получившийся текст. (лучики)

Взаимооценивание.





Дети записывают слова в три столбика, после обмениваются тетрадями и оценивают друг друга (лучики).

Физминутка.

Игра "Не ошибись!"

Учитель называет действия, ученики их выполняют.

- Стою, прыгаю на двух ногах, марширую, стою, прыгаю на одной ноге, стою, приседаю, хлопаю, топаю, стою, наклоняюсь в стороны, стою, сижу.

Выполняют движения.

V. Проектирование и фиксация нового знания

(цель: формировать умение находить глаголы в предложении).

На доске записаны предложения. Нужно вставить пропущенные буквы и подчеркнуть глаголы.

Поб…лели п…ля и пригорки. Тонким льдом п…крылась р…ка.

Вставляют пропущенные буквы, называют проверочные слова, подчёркивают глаголы.

1. Наблюдение по учебнику.с. 141, у. 380 (устно)

- На какой главный вопрос пытались найти ответ на уроке?

- Что же такое глагол?

- Что такое глагол?

VI. Первичное закрепление.

(цель: развивать умение заменять словосочетание глаголами).


  1. Сам. работа.

Данные словосочетания заменить одним глаголом.

Оказывать помощь -

Ведёт наблюдение -

Даёт совет -

Покрывается цветами -

Принимает решение -

Издаёт крик -

Несёт службу -

- проверка коллективная.

3. Тест « Глагол».

- Теперь предлагаю показать свои знания по теме.

1.Глагол - это ...

А) часть слова;

Б) часть речи;

В) часть предложения.

2. Глаголы обозначают:

А) действия предметов;

Б) признаки предметов;

В) предмет.

3. Глаголы отвечают на вопросы:

А) кто? что?

Б) какой? какая? какое? какие?

В) что делает? что делают?

Прочитай.
1) Солнце всходит на востоке, а заходит на западе.
2) От страха бледнеют, а от стыда краснеют.
3) Надо так давать, чтобы можно было взять.
4) По одёжке встречают, по уму провожают.
5) Когда пушки говорят, соловьи молчат.
Спиши, подчеркни глаголы противоположные по значению.

.................................................................................................

Самостоятельная работа в тетради, Запись в тетрадях (лучики).

Карточка № 2.



Карточка № 3.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(цель: оценить собственную деятельность; зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направление будущей работы).

Каждый учащийся даёт самооценку своей работы. Оцените свою работу на уроке, посчитайте, каких лучиков у вас больше, ту оценку и поднимите (поднимают карточку с оценкой).

- Я согласна с оценкой (имя ребёнка) и тоже ставлю ему за урок 5.

Оценивают свою работу на уроке. Показ солнышек. После подсчитывают лучики на солнце. И показывают свою оценку с помощью.

VIII. Итог урока.

- Давайте вернёмся к целям, которые мы ставили вначале урока. Достигли мы поставленной цели? Что мы нового вы узнали о глаголе? И что ещё хотели бы узнать о глаголе? (заполнение таблицы)

Ученица: Интересная часть речи в русском языке живёт,
Кто, что делает расскажет, чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пляшет, или забивает «гол».
Варит, жарит, моет, чистит - всё расскажет нам глагол!

Ученица читает стихотворение.

Заполняют таблицу ЗУХ.

Домашнее задание.

1) Знания надо закрепить!

Учебник с. 141, упр. 382 (объяснить).

Записывают домашнее задание.

8


© 2010-2022