Реферат по русскому языку с методикой преподавания

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Изучение служебных частей речи в начальной школе.

В школьном возрасте ребенок начинает осознавать, что речь состоит из отдельных предложений, слов, что слово и обозначенный им предмет не одно и то же, т.е. со словом можно действовать как с заместителем предмета даже в его отсутствие, использовать как знак предмета. При этом ребенок овладевает обобщениями различного уровня, содержащимися в слове, научается понимать причинно-следственные связи, содержащиеся как в предложении, так и в тексте.

Согласно данным исследований по «Развитию грамматического строя речи» (36, с. 229) дети 3-4 лет уже согласуют слова в роде, падеже, употребляя существительные с предлогами: «в», «на», «над», «за» употребляют предложения с однородными членами. В 4-5 лет совершенствуется умение правильно использовать предлоги, правильно согласовывать слова в предложении и учатся использовать простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. По данным профессора А.Н. Гвоздева (см.: 37,'с. 8), ребенок с нормально развитой речью к 6 годам пользуется сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, затрудняясь иногда в построении придаточных предложений; им усвоены все грамматические формы русского языка, предлоги ребенок употребляет к этому времени в разных значениях.

В школе речь детей становится объектом целенаправленных воздействий, она подчиняется требованиям языковой нормы. Язык, его структура, закономерности становятся предметом изучения: анализа, обобщения, теоретических отвлечений.

Профессор М.Р. Львов, изучавший проблемы формирования грамматического строя речи школьников, пишет, что у младших школьников повышенное внимание к своей речи выражено в стремлении, выражать свои мысли в сложных синтаксических конструкциях с использованием разных союзов (чаще с союзами «и», «а», «но», «когда»). Значительно реже в П-Ш классах употребляются придаточные причины, условия, цели и уступительные; доля каждого из них достигает в Ш классе 1,5-2% и быстро растет в последующих классах (16, с. 49-50).

Однако на пути к достижению высокого уровня практического овладения русским языком младшему школьнику приходится преодолевать многие трудности.

Установлено, что в речи учащихся имеется большое количество ошибок в построении и оформлении предложений. В речи детей часто встречаются нарушения синтаксической связи, например ошибки в управлении, предложном и беспредложном, причем в предложном управлении больше ошибок: учащиеся употребляют не тот предлог и не тот падеж, который требуются по смыслу (например, «птицы пели на разных голосах»).

Для учащихся первого класса характерны ошибки, связанные с недостаточной осознанностью структуры простого предложения, с неумением выделить предложение из потока речи.

Однако наиболее распространенными являются ошибки в употреблении падежей и предлогов, т.е. в управлении слов.

Приведем некоторые примеры:

а) Употребление предлога и падежа зависимого существительного: «Ваня не откликнулся к зову Биденко» (вместо «не откликнулся на зов»). «От него в пять шагов сидел заяц» (вместо»..от него в пяти шагах»).

б) образование словосочетания с предлогом вместо беспредложного «В зоопарке мы долго любовались на обезьян», «Я описал о зиме», (36, с. 24).

Одной из причин трудностей, возникающих у ребенка в начальной школе при изучении служебных слов, является доминирующее значение в его речевом общении предметной ситуации, которая должна быть ими преодолена при переходе к письменной форме общения.

«Оказывается, что дети, поставленные перед задачей (например, понимание значений предлогов, включенных в предложение) вначале пытаются опираться преимущественно на логику конкретных предметных отношений и лишь постепенно начинают ориентироваться на значение слова (предлога), взятое в отвлечении от этих отношений» (14, с. 3).

Л.С. Выготский писал, что «путь от первого знакомства с новым понятием до того места, когда слово и понятие делаются собственностью ребенка, есть сложный внутренний психический процесс.», что «научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли», что раньше, чем образуются истинные понятия, у ребенка образуются псевдопонятия, которые иногда трудно отличить от подлинных понятий» (см.: 30, с. 18). Для того чтобы осмыслить грамматическое значение слова, «необходимо путем анализа «извлечь» из слова тот или другой его элемент, не нарушая, однако, лексико-грамматического единства, так как изолированная морфема, как правило, теряет при этом свою семантическую нагрузку и, потеряв связь со словом, становится бессмысленным звукосочетанием. Такой анализ с необходимостью требует выполнения сложной абстрагирующей деятельности.

Такую деятельность, - пишет Д.Н. Богоявленский, - можно условно назвать абстракцией на грамматическом уровне, или грамматической абстракцией». (5, с. 184). Для того, чтобы «извлечь» путем анализа отвлеченную идею предлога (например, употребление предлога с падежами имен существительных), понять характер отношений слов в предложении (союзы) и т.п., нужно отвлечься от лексического значения слова.

Своеобразный характер представлений дошкольника и младшего школьника о речевой действительности и слова как ее элемента не раз отмечали многие психологи.

Так, Л.С. Выготский писал: «Ребенок долгое время рассматривает… слово как одно из свойств… вещи. Исследования, произведенные над детьми более старшего возраста показали, что это отношение к словам, как к естественным особенностям вещей остается очень долго…

… у ребенка создается связь между названием вещи и самой вещью, и дети считают название одним из свойств вещи наряду с другими свойствами» (9, с. 221-222).

С.Л. Рубинштейн писал: «…ребенок начинает пользоваться отношением слова к обозначаемым им предметам, еще теоретически вовсе не осмыслив его. Теоретическое осмысление этого отношения не предшествует в виде «действительно общей мысли», его применению в соответствующе практической операции, а наоборот, следует за ней и совершается на ее основе в течение целого ряда лет умственного развития ребенка. Понимание отношения слова к вещи, которую оно обозначает, долго еще остается крайне примитивным. Первоначально слово представляется свойством вещи, неотъемлемой ее принадлежностью или выражением вещи». (32, с. 356).

В свою очередь, А.Р. Лурия следующим образом определяет психологические особенности отношения ребенка-дошкольника к речи: «…первый большой период в развитии ребенка характеризуется тем, что, активно употребляя грамматическую речь и обозначая словами соответствующие предметы и действия, ребенок еще не может сделать слово и словесные отношения предметом своего сознания. В этот период слово может употребляться, но не замечаться ребенком и часто представляет как бы стекло, через которое ребенок смотрит на окружающий мир, не делая само слово предметом сознания, и подозревая о том, что оно имеет свою собственную жизнь, свои собственные особенности строения». (14, с. 5).

Аналогичные мысли высказывались и рядом лингвистов: А.А. Потебня, Д.Н. Ушаков и др.

Отсюда, в том случае, когда в начале школьного обучения перед ребенком ставится задача выделения слов из предложения, предполагающая в качестве условия ее решения осознание самостоятельного существования речевой действительности и ее элементов - слов, успешное разрешение ребенком этой задачи наталкивается на известные трудности.

Согласно экспериментам, проведенным Н.Г. Морозовой и Т.Д. Гиневской (40-е годы), позднее С.Н. Карповой и И.Н. Колобовой (70-е годы) большинство дошкольников и большая часть школьников воспринимают предложения как «ситуативное целое» т.е. видят в нем и обсуждают его референт-описываемую ситуацию. Иными словами, «дети воспринимают предложение как неделимую языковую единицу, непосредственно ориентируясь на его семантику в целом и не затрагивая формы» (14, с. 289). Таким образом, содержание речевого опыта на уровне синтаксиса длительное время носит нерасчлененный характер и осознается в меньшей мере, чем на уровне слова.

Представляет интерес исследования швейцарского психолога Жана Пиаже, посвященные вопросам психологии детских рассуждений. Он исследовал суждения, анализируя употребление союзов причинной и логической связи (потому что, ведь, стало быть, тогда) и противительных союзов (однако, хотя, но) у детей от трех до девяти лет (23, с. 8).

Изучение грамматики, по словам Д.Н. Богоявленского, приводит к осознанию зависимостей существующих между формами и значениями языка, позволяет словесно обозначить грамматические категории, словесно описывать их и благодаря этому правильно оперировать ими. (4, с. 277).



Анализ УМК «Школа Росси»

  1. УМК «Школа России»

  2. «Школа России» - это учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы. Научный руководитель комплекта - Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук. В качестве единого целостного комплект «Школа России» работает с 2001 года.«Школа России» - это один из самых известных и востребованных учебно-методических комплектов для обучения в начальной школе. УМК постоянно обновляется и является надёжным инструментом реализации стандарта второго поколения. Ведущей целевой установкой УМК «Школа России» на протяжении всех лет было и является: «Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека - гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества»

  3. Учебно-методический комплекс «Школа России» сегодня - это: Мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования. Эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций. Постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы.

  4. Система учебников «Школа России» в Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год Приказ №2080 от 24 декабря 2010 г.

  5. Ведущие задачи, способствующие реализации целевой установки УМК «Школа России»: Создание условий для организации учебной деятельности, развития познавательных процессов, творческих способностей, эмоциональной сферы младшего школьника. Развитие и укрепление интереса к познанию самого себя и окружающего мира. Воспитание любви к своему городу (селу), к своей семье, к своей Родине, к ее природе, истории, культуре. Формирование опыта этически и экологически обоснованного поведения в природной и социальной среде. Формирование ценностного отношения к человеку, к природе, к миру, к знаниям.

  6. Основополагающими принципами комплекса «Школа России» являются: 1.Принцип деятельности. Основным механизмом реализации целей и задач современного образования является включение ребенка в учебно-познавательную деятельность. В этом и заключается принцип деятельности. Обучение, реализующее принцип деятельности, называют деятельностным подходом. 2.Принцип целостного представления о мире. Принцип единой картины мира в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности в традиционной системе, но здесь речь идет не только о формировании научной картины мира, но и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности. 3.Принцип преемственности Этот принцип означает преемственность между всеми, ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

  7. 4.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения . Реализация указанного принципа поможет педагогу выстраивать выверенные траектории личностного развития ребенка в соответствии с его способностями и возможностями. 5.Принцип творчества Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Речь здесь идет не о простом "придумывании" заданий по аналогии, хотя и такие задания следует всячески приветствовать. Здесь, прежде всего, имеется в виду формирование, у учащихся способности самостоятельно находить раньше задач, самостоятельное "открытие" ими новых способов действия. Умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем стало сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека. Поэтому развитие творческих способностей, исследовательского поведения приобретает а наши дни общеобразовательное значение. 6.Принцип психологической комфортности Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая способствует сохранению и укреплению здоровья детей. 7.Принцип вариативности Этот принцип обеспечивает право учителя на самостоятельность в выборе учебной литературы, форм и методов работы, степень их адаптации в учебном процессе. Однако это право рождает и большую ответственность учителя за конечный результат своей деятельности - качество обучения.

  8. Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности.

  9. Учебники и учебно-методические пособия: В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге. При этом в нем бережно сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие известные принципы дидактики, в частности учет возрастных особенностей детей, постепенное нарастание трудности в предъявлении учебного материала и др. Учебник «Русская азбука» отвечает всем современным требованиям обучения детей в начальной школе. В период обучения грамоте ведется работа по развитию фонетического слуха детей, обучению первоначальному чтению и письму, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности, обогащению словаря и развитию речи. Иллюстративный материал помогает расширить и уточнить представления учащихся о мире, природе, обществе, обогатить и активизировать словарный запас детей, развить их творческое воображение. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Шанько А.Ф. Русская азбука. Учебник. 1 класс. Горецкий В.Г., Федосова Н. А. Пропись к Русской азбуке. 1 класс. В 4-х частях. Т. Г. Рамзаева. Русский язык. Учебник. Т. Г. Рамзаева, Л. П. Савинкина. Русский язык. Рабочая тетрадь. Красочные, реалистичные, легко узнаваемые рисунки помогут учителю грамотно организовать мотивационный компонент урока и развить познавательные интересы младших школьников. Системный подбор упражнений, формулировки инструкций позволяют реально активизировать мыслительную деятельность учащихся, помогают им овладевать такими действиями, как анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение и абстрагирование. Авторы делают акцент на систему заданий проблемно- поискового характера, причем, с одной стороны, эти задания объективно доступны младшим школьникам, а с другой стороны, запрограммированная в них познавательная трудность вызывает у детей дополнительный интерес.

  10. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Главной задачей начальной школы является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова. Эта задача успешно решается в процессе общения с художественной литературой, которая, как и всякое искусство, полифункциональная: она пробуждает эстетические чувства, ставит перед человеком нравственно-мировоззренческие вопросы и расширяет познавательные горизонты читателя.

  11. Моро М.И. и др. Математика. Учебник. Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. В основе учебников авторов М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой и др.сохранена продуманная и теоретически обоснованная методическая система обучения математике младших школьников, при том, что реализован принципиально новый для начальной школы курс математики, который является интегрированным - в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материал.

  12. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. В 2-х частях. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя. Тетрадь для учащихся. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как совместный проект, который реализуется через взаимодействие взрослого и ребенка в семье. Этот проект включает в себя следующую совместную деятельность: чтение познавательной литературы, наблюдения, экологические действия, прогулки и путешествия и множество других ситуаций. В поддержку этой деятельности в комплект включены книги: «Зелёные страницы», атлас-определитель«От земли до неба», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики».Эти книги создавались не только для работы на уроке, но в большей степени для работы в семье, что является отличительной чертой комплекта.

  13. Комплект учебников «Школа России» представляет собой целостную модель начальной школы, построенную на единых концептуальных основах и имеющую полное программно-методическое обеспечение. Комплект реализует Федеральный компонент содержания образования и охватывает все образовательные области.











Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

3

Тип урока

открытие нового знания

Тема урока

Предлоги

Цель урока

Вспомнить и закрепить знания по теме "Предлоги"

Планируемые результаты

Планируемые результаты

Личнoстные:

  • знать основные признаки подлежащего;

  • иметь представление о сказуемом; о имени существительном; о местоимение;

Регулятивные:

  • принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

  • понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

  • оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Познавательные:

  • в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;

  • составлять целое из его частей; на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

  • соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные:

  • адекватно реагировать на обращение учителя;

  • использовать в общении правила вежливости;

  • участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре); и

  • меть представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

Оборудование

Учебник, рабочая тетрадь.

Общая цель: - формировать представление о предлоге как части речи;
- формировать умение писать предлоги раздельно с другими словами;
- развивать умение правильно употреблять предлоги;
- развивать орфографическую зоркость.

Ожидаемый результат:
Познакомятся, узнают, смогут определять предлоги, правильно употреблять, и писать.
Тип урока: Урок знакомства с новыми знаниями
Задания: С 176 упр 474, учить диалог- правило ( для высокой и средней мотивации учащихся дополнительные карточки с творческим заданием).
Источники, оснащение и оборудование, ресурсы: Слова, карточки, рисунок 4х домиков для предлогов, клише - цели урока, листы самоконтроля.

Ход урока

Этапы урока

Деятельности учителя и учащихся

УУД

Организационный момент

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.

Личностные:

-понимание значение знаний для человека и принятие этих знаний; желание и стремление хорошо учиться.

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Минутка чистописания

Постарайтесь узнать, о чем мы будем говорить на уроке из этой записи на доске:
ЗЗРМАЖКВПРЕДЛОГИННХШСА
(ученики из набора букв выделяют слово ПРЕДЛОГИ, формулируют тему урока)
Минутка чистописания.
- Прочитайте слова. Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она встречается в каждом слове. Какая это буква? Сколько раз она встречается? Какое слово лишнее?

( Буква "С", 7 раз)
- Охарактеризуйте эту букву.
- На какой вопрос отвечают эти слова? Что общего у этих слов? Какое слово лишнее?
- Придумайте свою цепочку из заглавных и строчных букв.
(Сс Ссс Сссс т п.)
- На протяжении всего урока старайтесь писать красиво эту букву.

Словарная работа

- А теперь я буду говорить о животном, а вы должны угадать о каком из них и записать в словарь.
Животные которые сами себе добывают пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жилища, выводят потомство? (дикие)
-Животные которых разводят люди, кормят, защищают , строят для них жилища? (домашние)
- Животные питаются разной пищей. Некоторые из них питаются только листьями деревьев и травой? (травоядными)
- Животные. которые охотятся на других животных, называются ....(хищными)
- Животные. которые питаются и растениями , и животными, называются....(всеядными

Регулятивные УУД:

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

Актуализация знаний

-Какие части речи мы еще с вами знаем?
- Давайте их вспомним
- А проверить себя нам поможет наш волшебный сундук.
(достаю слова: заяц, берёзы, сидит, маленький, солнце, небе, светит, ласковое, бабочки, цветком, летают, разноцветные).
- Найдите здесь все прилагательные
- Найдите все глаголы
- Все существительные
Создание проблемной ситуации.
Используя эти слова, составьте предложения.
Нельзя менять форму слов и добавлять другие слова.
Первый ряд работает с 1-ой группой слов
Второй ряд- со 2-ой группой
Третий - с третьей группой
1)заяц, берёзы, сидит, маленький
2) солнце, небе, светит, ласковое
3) бабочки, цветком, летают, разноцветные.
- Получилось ли у вас предложение?
- Что вызвало у вас затруднение?
- Выберите нужное слово.
- Ребята, а слово надо это глагол, существительное, или прилагательное?
- Может быть, кто-то знает, что это за часть речи?
- А кто догадался, для чего нужны предлоги в речи?
- О чём будем говорить на уроке?
- Все верно.
- Тема нашего урока: «Предлог как часть речи»
- В конце урока мы должны будем ответить на вопросы:
1. Что такое предлоги?
2. Для чего они нужны?
3. Как пишутся предлоги?
Работа в группах. Взаимопроверка.
Составление предложений со словарными словами. Каждая группа обсуждает и выбирает лучшее предложение. Затем комментированное письмо.

Предлоги помогли нам связать слова между собой.
на уроке будем говорить о предлогах .

Формулируют по клише цели урока
Запись составленных предложений под диктовку ученика, с последующей проверкой по эталону


Регулятивные УУД:

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

Операционно-деятельностный этап

Работа по учебнику. стр 176 Диалог в парах.

Рассели в домики предлоги Сколько нужно домиков, тоже решите.
ЗА, НА, НАД, ОТ, ПО, ПОД, О, ОБ, К, С, В, У, ИЗ, БЕЗ
- В первом домике живут предлоги с буквой А
- Во втором - с буквой О.
- В третьем, состоящие из одной буквы.
- В четвертом с буквой З в конце.
- Назовите предлоги, которые пишутся не так как произносятся.

Регулятивные УУД:

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

ФИЗМИНУТКА


Игра "Предлоги и существительные"
- Если я произнесу имя существительное - вы поднимете руки вверх, если предлог - руки в сторону.
Учитель произносит слова: огонь, о, костер, без, под, дым, ветер, около, дружба, над, день, про, крыло, об сердце.
Дети выполняют движения.

Самооценивание на полях
Взаимопроверка

Познавательные УУД:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- формулирование темы.

Коммуникативные УУД:

- владение монологической и диалогической формами речи;

Рефлексия

Что нового для себя вы узнали на уроке?
• Сегодня на уроке...
• Я смог …
• Я узнал …
• Я научился…
• Наша группа..

Коммуникативные УУД:

- владение монологической и диалогической формами речи;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;














© 2010-2022