Описание опыта работы Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гвардейская школа-гимназия № 2»

Симферопольского района Республики Крым







Описание опыта работы

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»


Учителя русского языка и литературы, специалиста высшей категории Головко Людмилы Ивановны




2015 - 2016 учебный год

Современное общество характеризуется преобладанием информационных технологий, появлением огромного потока новой информации во всех областях знания. Слова французского дипломата Э.Талейрана: «Кто владеет информацией - тот владеет миром»- становятся сегодня актуальными не только в политике, но и в экономическом, и в социальном смысле. В наши дни информация рассматривается как источник ресурсов наравне с трудом и капиталом, а информационные системы и технологии - как средство повышения производительности и эффективности труда. Мы находимся на пути к информационному обществу, основанному на интеллекте, эрудиции личности, способной к критическому восприятию информации. Развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией, профессионализм - вот основные характеристики человека, подготовленного к жизни в информационном обществе.

  1. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет мне активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Поэтому, считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Уроки русского языка и литературы с применением информационно-коммуникационных технологий видятся мне наиболее перспективными для достижения этой цели, так как они отвечают всем требованиям наглядности, медийности, возможности самостоятельной и исследовательской работы.

Цель своей работы вижу в следующем: помочь каждому ученику через средства ИКТ, применяемые на уроках русского языка и литературы, активно развиваться, вырасти образованной, духовно богатой личностью, способной к конструктивному диалогу, сотрудничеству, самосовершенствованию и самореализации.

  1. Из цели вытекают следующие задачи:

  2. 1.Формировать систему предметных знаний, способных выступать в качестве основы выработки жизненной позиции.

  3. 2.Формировать информационную культуру, информационную грамотность, информационную компетентность ученика.

  4. 3.Создавать условия для образования, воспитания и развития личности с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

  5. 4.Совершенствовать читательскую компетентность учащихся.

  6. 5.Добиваться повышения интереса к урокам русского языка и литературы.

В стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно - ориентированного образования.

Новизна опыта заключается в создании новой образовательной среды и развитии собственной преобразующей деятельности школьников, разработка моделей уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий, подготовка методических материалов, методических рекомендаций.

Использование ИКТ открывает для учителя новые методические возможности подготовки и проведения уроков русского языка и литературы, повышает эффективность и качество обучения, позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность, дисциплинированность школьников.

Теоретической основой моего опыта являются:

-Идея развивающего обучения («Проблемы развивающего обучения» Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов).

Моя цель как учителя - вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить потребность в приобретении знаний.

- Идея практико-ориентированного подхода(«Деятельностно - компетентностный подход к практико-ориентированному образованию» Ялалов Ф. Г.)

В основе практико-ориентированного образования вижу сочетание общего образования и профессиональной подготовки учащихся.

-Идея использования новых информационных технологий («Современные образовательные технологии» Г.К. Селевко)

Убеждаюсь, что деятельность учащихся с информационными ресурсами по сбору, обработке, применению информации, а также информационное взаимодействие с другими пользователями с помощью интерактивных средств, информационных и коммуникационных технологий позволяет добиваться хороших результатов в обучении.

В своей педагогической деятельности руководствуюсь следующими принципами:

1. принцип индивидуальности;

2.принцип выбора;

3.принцип самоактулизации;

4.принцип творчества и успеха.

Ожидаемые результаты:

-повышение самооценки учащихся (защита творческих работ на разных уровнях);

-развитие творческих способностей личности (создание стихов, прозы, лингвистических сказок);

-социализация личности (в ходе обучения и воспитания учащиеся ОУ приобретают те качества и опыт, которые необходимы для жизнедеятельности в обществе)

-профессиональное самоопределение учащихся (выпускники школы осознанно делают профессиональный выбор)

- сформированность основных нравственных ценностей (создание проектов и исследовательских работ на нравственные темы)

- реализация потребностей в самообразовании (освоение учащимися программы факультатива «Пишем без ошибок»)

Технология педагогического опыта.

Информационные технологии применяю в течение нескольких лет. Первоначально использовала ИКТ в своей педагогической деятельности для планирования учебных занятий, подготовки печатных материалов к урокам: тестовые задания, карточки-задания, вопросы к предметной олимпиаде, проводимой в рамках недели русского языка и литературы.

Сейчас в моём кабинете русского языка и литературы имеется компьютер, большой плазменный телевизор. Выход в сеть Интернет позволяет организовать работу в максимальном режиме: можно оперативно найти дополнительную информацию по ходу урока, работать в режиме Онлайн и т.п.

Основная форма учебной деятельности - урок. Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у меня есть возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды. Качество изображения на слайдах значительно лучше, чем на классной доске, а учитель, освобождаясь от постоянной работы у доски, имеет возможность больше внимания уделить ученикам.

Самой распространенной формой работы на моих уроках литературы можно назвать работу с компьютерными презентациями, выполненными в программе PowerPoint, так как основная функция презентации - служить наглядным материалом. Презентации оживляющие ход урока, пробуждающие у учащихся интерес к литературным произведениям, позволяющие образно представить жизнь и личность писателя (открытые внеклассные мероприятия для педагогов школы-гимназии «Литературный салон «Зимний вечер с Пушкиным» и «Литературный бал «Болдинская осень А.С.Пушкина» ). Вторая функция презентации - информативная. Тема урока, задания, вопросы выводятся на экран, чтобы предоставить учащимся возможность самостоятельно работать с ними (урок - новых знаний «Причастие как часть речи»).

Хочу отметить большую помощь в подготовке уроков русского языка и литературы видеоуроки «Инфоурока». Особенно интересными, содержательными являются уроки литературы. Но они лишь дополняют самостоятельную работу учащихся.

Сейчас в распоряжении учителя появилось много образовательных программ на СД с тренажёрами, моделирующими и контролирующими тестами, тренировочными упражнениями. К работе с ними дети проявляют интерес, который целесообразно использовать в учебном процессе. Привлечение элемента новизны способствует усилению внешней и внутренней мотивации обучения школьников.

Использование ИКТ на разных типах урока.

В зависимости от типа урока по-разному использую ИКТ в своей работе.

Систематизирую, где и как целесообразно их использовать в обучении, учитываю, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, высококачественные фотоизображения:

1) при изложении нового материала - визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);

2) закрепление изложенного материала (электронные пособия:«1С: Репетитор», «Фраза»);

3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, электронные пособия: «1С: Репетитор», «Фраза);

4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы: «Репетитор», энциклопедии, словари).

Например, при изучении нового материала в 5 классе темы «Чередование гласных в корне слова» я использую материал учебника. С целью углубления знаний по этой теме провожу работу с программой «Таблицы по орфографии» Т.Я.Фроловой, где учащиеся знакомятся с такими чередующимися корнями, как клан-клон, плав - плов, зар - зор и другие. В учебнике о правописании этих корней не сказано.

В 7 классе при изучении темы «Правописание причастий» для первичного закрепления коллективно выполняем задания тренажёра «Фраза», сначала простые, а затем более сложные. Далее продолжаем традиционную работу с учебником. (Открытый урок в 7 классе по теме «Правописание суффиксов причастий»).

На уроке обобщения в 5 классе после изученного материала использую презентацию «Правописание гласных в корне слова», а на этапе итогового контроля знаний, умений и навыков использую программу-тренажёр «Фраза». Все ученики одновременно (если занимаемся в компьютерном классе) выполняют контрольный тест, который занимает 5 минут. И тут же получают оценку компьютера. Быстро, объективно, интересно. Такие тесты представляют собой четкое и ясное задание по конкретной предметной области, требующее однозначного ответа. Активно использую в работе тестовые задания, т.к. считаю, что тест служит средством внесения различного рода изменений, направленных на совершенствование учебного процесса, а также вспомогательным средством для текущего индивидуального контроля знаний, дидактическим средством для обучения, в том числе и дистанционного.

В процессе обучения русскому языку обращаемся к различным источникам информации: энциклопедиям, словарям, справочникам, хрестоматиям, которые представлены в большом объеме не только на электронных носителях, но и в Интернете. На уроках и факультативах по русскому языку и литературе и во внеурочное время я пользуюсь такими электронными учебниками.

Убеждена, средства ИКТ способствуют углублённому изучению отдельных разделов литературы и русского языка.

Уроки с использованием мультимедийных технологий - процесс осознанного усвоения материала.

Конечно, это не означает, что теперь уроки провожу с использованием только ИКТ и всё изложение учебного материала перепоручаю компьютеру. Учитель может и должен чередовать разнообразные методические приёмы. Например, часть урока объясняю сама, другую - использую электронного помощника. Ведь живое, эмоциональное слово учителя - словесника никогда не заменить машине, пусть даже самой умной. Да и весь урок нецелесообразно строить на работе с компьютером.

Уроки литературы - это уроки искусства, где важны и музыка, и живопись. Всем этим, я считаю, может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями:

  1. Видеофрагменты

  2. На уроках, посвященных жизни и творчеству писателя, истории создания произведения я использую видеофрагмент. Просматривая и прослушивая видеофрагмент, ученики должны записать основные моменты лекции. Некоторые важные моменты выделены в фильме. Их ребята также записывают. В Интернете есть готовые видеофрагметы, которые можно скачать или просмотреть прямо на уроке в режиме Онлайн.

  3. Экранизация русской классики

  4. В моём кабинете собрана видеотека DVD по многим программным произведениям. На уроке просматриваем фрагменты фильмов, чтобы более полно понять идейное содержание изучаемого произведения. Затем обсуждаем просмотренное.

  5. Аудиозаписи

  6. На уроках литературы часто предлагаю послушать произведения авторов русской литературы в исполнении мастеров художественного слова. Я использую прослушивание таких аудиофайлов, как эталонное прочтение, к которому следует стремиться. Особенно мне помогают в этом диски, которые дополняют учебник Коровиной В.Я., Журавлева В.П., Коровина В.И.

  7. Заочные экскурсии

  8. Часто при изучении произведений мы совершаем виртуальные заочные экскурсии по литературным местам. Это могут быть фрагменты авторских видеофильмов, скаченных с Интернета. Используя данные ресурсы, мы посещаем Тарханы, Мелихово, пушкинскую Москву и другие места, связанные с именами русских писателей и поэтов.

  9. Мультимедийные ресурсы сети Интернет

  10. Мультимедийное сопровождение урока беру из Интернета. Богатый материал представлен на сайтах ЦОР разных регионов, на школьных порталах.

На уроках применяю системно - деятельностный подход, при котором ребёнок является не только объектом обучения, но и принимает на себя роль субъекта этого процесса. Учащиеся самостоятельно составляют словарные диктанты, тесты, презентации к урокам, оценивают работы одноклассников. У каждого выпускника заведена «карта успешности», по которой ученик отслеживает пробелы в знаниях. Данная методика придаёт обучению развивающую направленность и дает возможность подготовки к ЕГЭ.

Результативность собственного опыта работы

Использование в своей педагогической деятельности современных образовательных технологий, особенно ИКТ, позволяет мне добиваться высоких результатов в обучении учащихся. Результаты по русскому языку подтверждают это.

Мониторинг эффекитивности обучения учащихся по русскому языку и литературе. Таблица № 1

Учебный год

Класс

Русский язык(%)

Литература(%)

2014-2015

5-Б

63

77

2015-2016

6-Б

69

82

2014-2015

6-Б

69

81

2015-2016

7-Б

71

84


  1. Вывод: мониторинг эффективности по русскому языку и литературе подтверждают качество обучения.

Основная форма внеурочной деятельности, на мой взгляд, - организация индивидуальной работы с учащимися на основе применения современных технологий, в том числе и ИКТ. Особое место в методической системе занял системно - деятельностный подход, который реализую через проектную, исследовательскую деятельность, где учащиеся приобретают опыт работы с Интернет- ресурсами - всё это важно для приобретения положительного жизненного опыта. Использую следующие формы внеурочной деятельности:

Таблица №2

Форма внеурочной деятельности,

наименование

Регулярность (периодич-ность)

Доля обучающихся от общего количества обучаемых учителем школьников по годам (%)

Эффекты внеурочной деятельности (приращения в развитии способностей, качеств обучающихся)

2014 -

2015

2015 - 2016

Элективные курсы, нацеленные на углубленное изучение предмета

6 классы (1час/нед.)

100

Высокий и достаточный уровни обучения

факультатив «Пишем без ошибок», нацеленный на углубленное изучение предмета

7 классы

(1час/нед.)

48

Высокий и достаточный уровни обучения

Выставка творческих домашних заданий, литературных газет

1 раз в четверть

60

63

Повышение мотивации к изучению предмета, создание условий для творческого самовыражения

Викторины по предмету

к каждому разделу литературы

100

100

Повышение мотивации к изучению предмета, углубление знаний, расширение кругозора

Изготовление слайд - презентаций силами обучающихся

к отдельным темам по предметам

27

62

Формирование информационных и коммуникативных компетенций обучающихся

Постановка литературно-музыкальных композиций, участие в конкурсах чтецов

в рамках декады русского языка и литературы

65

78

Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения

Просмотр документальных и художественных фильмов по литературе

в соответствии с тематикой уроков

100

100

Формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие общества.


Использование ИКТ для развития личности.

Итоги участия учащихся в олимпиадах, конкурсах РФ, РК, района, школы

2015-2016 учебный год

Название конкурса

Класс

ФИ ученика

Форма участия

Результат

Уровень

конкурса

Всероссийский конкурс сочинений

7-Б

Борисова София

Сочинение

1 место

школьный

7-Б

Наумова Александра

Сочинение

участник

школьный

7-Б

Строганова Вероника

Сочинение

участник

школьный

6-Б

Петрова Александра

Сочинение

участник

школьный

6-Б

Линюк Валерия

Сочинение

участник

школьный

Всероссийский конкурс сочинений

7-Б

Борисова София

Сочинение

2 место

районный

Конкурс «Мир науки глазами детей(дистанционный)

7-Б

Коротких Юлия

Рисунок

участник

РФ

7-Б

Коваль Артур

Рисунок

участник

РФ

7-Б

Джафарова Юлия

Рисунок

участник

РФ

«Город с человеческим лицом» глазами детей» (дистанционный)

7-Б

Борисова София

Фото

участник

РФ

Конкурс «Самая красивая страна»

7-Б

Борисова София

Фото и сочинение-эссе

1 место

РФ

Конкурс сочинений «Крым в сердце моем»

7-Б

Борисова София

Сочинение

1 место

районный

7-Б

Коваль Артур

Сочинение

1 место

районный

Акция «Никто не забыт - ничто не забыто. Расскажи о своих дедах»

7-Б

Борисова София

Сочинение

1 место

школьный

7-Б

Коваль Артур

Сочинение

1 место

школьный

7-Б

Салова Наталья

Сочинение

участник

школьный

7-Б

Бельский Иван

Сочинение

участник

школьный

Конкурс юных филологов «Диалог с классиком»

7-Б

Коваль Артур

Сочинение

1 место

районный

7-Б

Борисова София

Сочинение

1 место

районный

Литературный конкурс «Герои Великой Победы»

7-Б

Коваль Артур

Сочинение

участник

РФ

7-Б

Борисова София

Сочинение

участник

РФ

Открытый Крымский республиканский конкурс юных журналистов, поэтов и прозаиков «Мой голос»

7-Б

Коваль Артур

Сборник стихотворений

участник

районный

Международная олимпиада по русскому языку

6-Б, 6-В, 7-Б

19чел.

Дистанционная олимпиада

19чел. Победители(1-3 места)

РФ

Международная олимпиада по литературе

6-Б, 6-В, 7-Б

11 чел.

Дистанционная олимпиада

11 чел.

Победители(1-3 места)

РФ


2014-2015 учебный год

Название конкурса

Класс

ФИ ученика

Форма участия

Результат

Уровень

конкурса

Конкурс портфолио «Мои достижения»

6-Б

Борисова София

Презентация

1 место

РФ

6-Б

Коваль Артур

Презентация

Победитель

РФ

6-Б

Салова Наталья

Презентация

Победитель

РФ

6-Б

Лисюра Антон

Презентация

Победитель

РФ

«Лучшая творческая работа»

6-Б

Борисова София

Видеоролик «Отзыв на современную детскую прозу»

3 место

РФ

6-Б

Коваль Артур

Презентация

2 место

РФ

6-Б

Салова Наталья

Видеоролик

2 место

РФ

Международный конкурс юных чтецов «Живая классика»

6-Б

Строганова Вероника

Декламация

1 место

район

6-Б

Салова Наталья

Декламация

2 место

район

Конкурс «Язык-душа народа»

6-Б

Борисова София

Сочинение

1 место

РК

6-Б

Борисова София

Сочинение

1 место

район

Конкурс «Родословная книга»

6-Б

Борисова София

Сочинение

1 место

РК

6-Б

Борисова София

Сочинение

1 место

район

Литературный творческий конкурс «Загадка Лермонтова»

6-Б

Борисова София

Коваль Артур

Сочинение

Сочинение

1 место

1 место

район

район

«Национальная идентичность России : Кто мы и кем мы хотим быть?»

6-Б

Борисова София

Сочинение

1 место

район

6-Б

Коваль Артур

Сочинение

1 место

район

«Национальная идентичность России : Кто мы и кем мы хотим быть?»

6-Б

Борисова София

Сочинение

участник

РФ

6-Б

Коваль Артур

Сочинение

участник

РФ

Открытый Крымский республиканский конкурс юных журналистов, поэтов и прозаиков «Мой голос»

6-Б

Коваль Артур

Сочинение

1 место

РК

Открытый Крымский республиканский конкурс юных журналистов, поэтов и прозаиков «Мой голос»

6-Б

Коваль Артур

Сочинение

1 место

район

Конкурс литературных открыток «Крымские мотивы»

6-Б

Борисова София

Фото

участник

РФ

Конкурс юных филологов «Диалог с классиком»

6-Б

Коваль Артур

Сочинение

1 место

район

Дистанционный Блиц турнир «Без ошибок»

6-Б

25 чел.

Олимпиада

20 чел. победители

РФ

Международная олимпиада по русскому языку

6-Б
5-Б

38 чел.

Олимпиада

29 чел. победители

РФ

Международная олимпиада по литературе

6-Б

20 чел.

Олимпиада

16 победители

РФ

Всеукраинский тур (ІV) :

2009-2010гг. І м. Победитель творческих робот «Ідея соборності України» Стражеску К., 8-А класс

2010-2011гг. I м. Международного литературно-языкового конкурса им.

Т. Шевченка Стражеску К.,9-А класс

Участница XXV Всеукраинской олимпиады юных филологов г.Ужгород Стражеску К.,9-А класс

2011-2012гг. І м. Андреева О. 10-А класс Победитель творческих робот «Об'єднаймося, брати мої!»,

3м. Стражеску К.,10класс Международного литературно-языкового конкурса им. . Т.Шевченка

2012-2013гг .2м. Мельник О., 11класс Международного литературно-языкового конкурса им. Т.Шевченка

2м. Салова Н., Проект «Найкращий відгук на сучасну прозу»

2013-2014рр.- 3м.Борисова С., 5-Бкласс «Найкращий читацький щоденник»

Республиканский тур МАН(ІІ тур)

2010-2011гг. 2 м. Радкевич Я.,11класс «Ідея роздвоєності особистості вновелі М.Хвильового «Я(Романтика)», действительный член МАН

2011-2012гг. 3м. Иванова А.,11класс «Роль фольклору у формуванні комунікативної компетентності школярів», действительный член МАН

2012-2013гг- 3м.Лебедева А., 9-А кл. «Українське весілля в Криму», действительный член МАН

2013-2014 гг. - 1м. Лебедева А. «Особливості українського весілля в Криму»,10класс

Республиканская олимпиада (ІІІ тур)

2009- 2010рр.

І м.

Стражеску К. 8 клас, Іванова О. - 9 клас

ІІ м

Радкевич Я., Корнішина М. - 10 клас.

ІІІм

Антощук Б.,11 клас

2010- 2011рр.

І м.

Cтражеску К., 9-кл.

ІІ м

Радкевич Я. 11клас, Іванова О., 10кла

2011- 2012рр.

І м.

Стражеску К. 10А клас

ІІ м

Мельник О. 10А клас,Лебедєва А. 8-А клас

ІІІм

Іванова О. 11клас, Хотнянська Д. 8-А клас

2012- 2013рр.

ІI м.

Cтражеску К., Мельник О. 11 кл., Хотнянська Д.,Лебедєва А. 9-кл.

ІІI м

Москович Л.9-Б клас

2013-2014рр

ІI м.

Костенко М. 11кл., Москович Л. 10кл., Живчик В.9 кл.


Международный конкурс знатоков украинского языка им. П.Яцыка Республиканский (ІІІ) тур:

2009-2010рр.

2010-2011рр

Ім.

ІІм.

Iм.

Іванова О. 9 клас, Антощук Б. 11 клас

Радкевич Я. 10 клас

Радкевич Я. 11клас, Іванова О. 10клас

2011-2012рр.

Ім.

Мельник О. 10-А клас

2012-2013рр.

Ім

Салова Н.,4-Бклас

ІІІ м

Мельник О., 11-А клас

2013-2014

1

Коваль А.,5-Бкл.


Международный літературно-языковой конкурс им. Т.Шевченка

Республиканский (ІІІ) тур

2010- 2011рр.

І м.

Cтражеску К., 9-кл. (углубленное)

2011- 2012рр.

І м.

Стражеску К. 10А клас (профіль)

2012- 2013рр.

ІI м.

Cтражеску К., Мельник О. 11 кл., (профіль)

2013-2014

Москович Л., 10кл., Коваль А., 5кл.


Победители творческих работ в республике

(ІІІ тур):

2009-2010рр.

І м.

«Ідея соборності України» - Антощук Б 11 клас, Радкевич Я.- 10 кл.

2010-2011

ІІ м.

Iм.

«Ідея соборності України» - Стражеску К. 8-А.

« Мова-душа народу»-Стражеску К.,9клас

«Ідея соборності України»-СтражескуК.,9 клас

«Крим наш спільний дім»-Стражеску К., 9клас

2011-2012рр.

І м.

IIм

Всеукраїнський конкурс учнівської творчості, присвяченого Шевченківським дням - Андреєва О. К.,10-Акл

Стражеску К., 10-Аклас

2012-2013

«Найкращий відгук на сучасну дитячу прозу» -Салова Н 4-Бкл.

«Мій голос»-Андреєва О., 11кл

Науково-дослідна робота«Скарбниці рідної мови», Москович Л.,9кНауково-дослідна робота, присвячена творчості Т.Шевченка («Консоль»)Стражеску К., 11-А клас

Победители МАН в районе

2009-2010рр.

2010-2011рр

ІІІм

IIм.

.

«Магія чисел у фольклорі» Іванова О. 9 клас

«Проблема роздвоєності особистості в новелі М. Хвильового «Я(Романтика)» Радкевич Я., 11клас

2011-2012рр

.

IIм.

IIIм.

«Роль фольклору у формуванні комунікативної компетентності школярів», Іванова О., 11клас

«Кольороназви у формуванні індивідуальної мовної картини світу Богдана-Ігоря Антонича» Андреєва О., 10клас, українська філологія

2012-2013рр

.

Iм.

IIм.

IIм.

IIIм.

Лебедєва А., 9-А кл. «Українське весілля в Криму»

«Мельник О.,11-А кл. «Музичність образів поетичного світу Ліни Костенко»,

Стражеску К.11-Акл., «Крим у поетичній творчості Т.Шевченка»

Андреєва О. 11-Акл. « Образи-символи небесних світил у мікрокосмосі Богдана-Ігоря Антонича»

2013-2014рр.

Ім

IIIм.

.

Лебедєва А. «Особливості українського весілля в Криму»,10клас

Костенко М. «Стилістичні можливості антонімії в поезії Ліни Косенко», 11клас


Районная олимпиада (ІІ тур)

2009-2010рр.

I м.

IIм.

Стражеску К. 8 клас, Іванова О. - 9 клас, Радкевич Я. - 10 клас,

Антощук Б.- 11 клас

Корнішина М.10клас

2010-2011рр

І м.

РадкевичЯ.11клас, Іванова О. 10 клас, Стражеску К. 9клас

2011-2012рр

І м. ІІ м

Хотнянська Д.8клас, Мельник О. 10клас Іванова О. 11клас, Лєбєдєва А. 8клас, Стражеску К. 10клас

2012-2013рр.

Iм.

IIм.

IIIм.

Хотнянська Д.9 клас, Мельник О. 11клас

Лєбєдєва А. 9клас, Костенко М. 10кл., Стражеску К. 11клас,

Москович Л, 9 кл.

2013-2014рр.

Iм.

IIм.

IIIм

Костенко М. 11кл., Москович Л. 10кл., Живчик В.9 кл.

Лебедєва А. 10 кл.,Черненко О. 9кл.

Алексенко М. 11кл.

Международный конкурс знатоков украинского языка им. П.Яцыка

Районный тур (ІІ тур)

2009-2010рр.

I м.

Радкевич Я. - 10 клас, Антощук Б.- 11 клас

2010-2011рр.

ІІ м.

1м.

2м.

Іванова О. - 9 клас.

Радкевич я. 11клас

ІвановаО. 10клас

2011-2012рр.

I м. ІІ м.

ІвановаО. 11клас

Гончарова М.6-А клас, Мельник О. 10-А клас

2012-2013рр.

Iм.

IIм.

Стражеску К, 11клас

Мельник О. 11-клас

2013-2014рр.

Iм.

Коваль А. 5-Б клас

Международный літературно-языковой конкурс им. Т.Шевченка (ІІ) тур:

2010-2011рр.

І м.

Стражеску К. 9клас

ІІ м.

Іванова О..10 клас

2011- 2012рр.

І м.

Стражеску К. 10клас, Іванова О.11 клас

ІІм

Мельник О. 10клас

ІІІм

Андреєва О. 10клас

2012-2013

Iм.

Стражеску К.,11 клас

IIм.

Мельник О. 11 клас,Лебедєва А. 9-Б клас

2013-2014рр.

Коваль А. 5-Б клас, Москович Л. 10 клас


Победители творческих работ (ІІ тур):

2009-2010рр.

І м.

«Ідея соборності України» - Антощук Б 11 клас, Радкевич Я.- 10 кл.

2010-2011рр.

ІІ м.

1м.

«Ідея соборності України» - Стражеску К. 8-А.

« Мова-душа народу»-Стражеску К.,9клас

«Ідея соборності України»-СтражескуК.,9 клас

«Крим наш спільний дім»-Стражеску К., 9клас

2011-2012

І м.

IIм

Iм.

IIм.

Iм.

IIм.

Iм.

IIм.

«Мій голос» Стражеску К., 10-А клас

«Мій голос» Мельник Ольга., 10-А клас

«Мова-душа народу» Мельник О.10-А клас

«Мова-душа народу» Стражеску К.,10-А клас,

«Скарбниця рідної мови» Стражеску К.,10-А клас

«Скарбниця рідної мови» Мельник О.,10-А клас

Всеукраїнський конкурс учнівської творчості, присвяченого Шевченківським дням - Андреєва О. К.,10-Акл

Стражеску К., 10-Аклас

2012-2013

І м.

І м.

І м.

І м.

«Найкращий відгук на сучасну дитячу прозу» -Салова Н 4-Бкл.

«Мій голос»-Андреєва О., 11кл

Науково-дослідна робота«Скарбниці рідної мови», Москович Л.,9кНауково-дослідна робота, присвячена творчості Т.Шевченка («Консоль»)Стражеску К., 11-А клас

2013-2014рр.

І м.

Фіналіст Всеукраїнського конкурсу «Найкращий читацький щоденник» Борисова С. 5-Б клас.



Средства ИКТ использую в проектно-исследовательской работе с учащимися. Презентации - одна из форм отчетности по завершении работы над литературным проектом. Мои ученики неоднократно использовали именно презентации в качестве сопровождения к исследовательским работам по литературе, русскому языку.Индивидуальная работа учащихся по разработке проектов, исследований развивает их самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество. Работа, которую мы начинаем на уроке, нередко перерастает во внеурочную серьезную исследовательскую работу.

Общая информация об использовании ИКТ представлена в таблице:

Таблица №3

Год

Класс

Количество часов за год

% уроков с применением ИКТ

Технические средства, программные продукты, Интернет-ресурсы

Эффекты и результативность использования ИКТ

2014 - 2015

5, 6

5кл.-14ч.;

6кл.- 25ч

39%

Презентации, Инфоуроки, Интернет-ресурсы.

1.Повышение качества обучения за счет новизны деятельности, повышение интереса к предмету

2.Использование ИКТ и Интернет - ресурсов повышает эффективность решения коммуникативных задач, развивает разные виды речевой деятельности учащихся, формирует устойчивую мотивацию учебной деятельности учащихся на уроке.

2015 - 2016

6, 7

6 кл.-19 ч.;

7кл.-5 ч

53%

Презентации, коллекция Инфоурока, Интернет-ресурсы.

1.Повышение качества обучения за счет новизны деятельности.

2.При подготовке к урокам, создании исследовательских работ, учащиеся находят информацию в различных электронных энциклопедиях, учебниках, пособиях. Это позволяет осуществлять индивидуальный подход в обучении, а учащимся овладевать поисковыми навыками. Итогом является сформированный высокий познавательный интерес учащихся, а также вырабатываются навыки исследовательской деятельности.

3.Увеличилось количество учащихся с высоким уровнем учебной мотивации.

Распространение собственного опыта работы

представлен на различных уровнях:

Таблица № 5

№п\п

Дата

Место проведения

Тема выступления

Результат

1

17.062010

г. Львов

Выступление на Всеукраинском семинаре-практикуме «Запад-юг»

Обмен методическим материалом

2

№16,2010

Всеукраинский журнал « Вивчаємо українську мову та літературу»

Использованием опорных таблиц на уроке украинского языка « Іменник як частина мови»

Опубликование урока

3

14.102010

г.Ялта, «Школа будущего»

Выступление на Всеукраинском семинаре-практикуме « Особливості викладання української мови й літератури в загальноосвітніх навчальних заходах з навчанням мовами національних меншин

Получила високую оценку главногоспеци-алиста МОН України Кошкиной Т.Я.

4

13.102010

Школа «Артек»

Всеукраинский «круглый стол» «Шляхи формування професійної компетентності вчителя-словесника»

Были одобрены опорне таблицы методистами Украины и автором учебников, тестовых заданий Авраменко А.М.

5

25.112010

Гвардейский УВК

Участие в методической декаде «К вершинам педагогического мастерства»

Выступление на педсовете «Ком-петентностная парадигма ученого заведения : проблемы, перспективы, поиск»

6

15.032011

ЦДЮТ

Урок-проект с применением опорныхтаблиц в 9-А классе «Сім чудес Криму. Просте речення. Види речень за метою висловлювання»

Дипломат Всекрымского конкурса видеофильмов «Уроки морали»

7

8

27.012011

08.04

2011

Гвардейский УВК

МОН АРК

Аукцион педагогических идей «Требования к уроку в условиях компетентностно-ориентированного похода»

Всекрымскаяакция «Успех года»

Проведен урок-проект в 9-А классе «Доброта врятує світ», на котором ученики довели не обходимость использования опорних таблиц.

Дипломант

9

09-10.092011

ТНУ Симферополь

Международная научно-практическая конференция «Ноосферное образование - стратегияздоровья»

Участие в методи-ческой декаде УВК «Панорама педагогическим удивлений» 19.09-23.09.2011

10

№7-8,

2011

Всеукраин-ский журнал «Українська мова й література в середніх шко-лах, гімназіях, ліцеях та колегіумах»

Использование опорних таблиц. «Урок-проект «Сім чудес Криму. Просте речення. Типи речень за метою висловлювання» ;

Распространение опыта работы с опорами

11

№10, 2011

Всеукраин-ский журнал «Українська мова й література в середніх шко-лах, гімназіях, ліцеях та колегіумах»

Інноваційні технології. «Використання опорних таблиць в умовах технології особистісно зорієнтованого навчання»

Распространение опыта работы с опорами

12

08.092011

МОН АРК

Всекрымский конкурс «Мастер года»

Победитель

13

08.09.201108.092012

МОН АРК

Именная педагогическая мастерская как опорная школа для молодых учителей АРК «Розвиток комунікативних компетенцій на уроках української мови й літератури»

Создана опорная школа для молодых учителей АРК

14

04.102011

г.Джанкой

Авторский семинар «Інноваційні особистісно зорієнтовані педтехнології - шлях до розвитку комунікативних компетенцій учнів».

Участие в методической декаде УВК «Проект какспособ само реали-зации учащихся» 01.11.-02.12.2011

15

25.102011

КРИППО

Школа молодого специалиста. «Слідами помилок: різні види розборів на уроках українськоїмови (підготовка до олімпіад)».

Распространение опыта работы с опорами

16

16.112011

«Украинская гимназия».Симферополь

Семинар-практикум «Профільне навчання предметів літературно-мовного циклу в старшій школі».

Распространение опыта работы с опорами

17

06.12.2011

Белогорский район

Презентация опыта работы «Система работз обдарованими дітьми»

Распространение опыта работы с опорами

18

14.022012

Украинская гимназия».Симферополь

Мастер - класс «Використання авторських таблиць з орфографії й пунктуації в умовах українсько-російського білінгвізму»

Распространение опыта работы с опорами

19

06.032012

КРИППО

Авторский семинар «Використання опорних таблиць в умовах технології особистісно зорієнтованого навчання»

Размещен урок на сайте КРИППО krippo.ru/v-pomosh-ychitelu Головко Л.І. Урок-проект «Морально-етичні проблеми в повісті І.С. Нечуя -Левицького «Кайдашева сім'я», 05.03.2012г

20

02.122012

Гвардейский УВК

Урок-защита проекта«Традиції народного побуту й моралі, цінності національної етики в повісті І.С. Нечуя-Левицького «Кайдашева сім'я»

Дипломат Всекрымского кон-курса видеофильмов «Уроки морали»

21

08-17.032012

г.Ровно

Член жюри Всеукраинского конкурса «Учитель года»

Обмен методическим материалом

22

16.052012

Кримский инженерно-педагогиче-ский университет

Мастер-класс на II Всекрымском форуме молодых педагогов

Проверка ВНО 03-08.06.2012 , Центр оцінювання знань

23

27.082012

Республиканский семинар Симферополь ОШ№33

Презентация опыта работы авторской педагогической мастерской «Розвиток комунікативних компетенцій на уроках української мови й літератури».

Выступление на педсовете УВК «Возможности учебных предметов по формированию ключевых компете-нтностей»11.12.2012

24

29.082012

Коллегия МОН АРК

Участие в республиканском авторском конкурсе на лучшее учебно-методическое пособие «Використання опорних таблиць, схем при формуванні фонетичних, орфоепічних, орфографічних, пунктуаційних навичок на уроках української мови в умовах технології особистісно зорієнтованого навчання»,

Победитель Навчально-методичний посібник.- Симферополь: Антиква, 2013.-116с

25

2012.-№ 5.- С.34-36

Всеукраинс-кий журнал «Українська мова й література в сучасній школі»

Урок-дослідження. Дієприслівник як особлива форма дієслова

Распространение опыта работы с опорами

26

2012.-№ 6.- С.53-55.

Всеукраинс-кий журнал «Українська мова й література в сучасній школі»

Урок-проект «Пори року в поезії Володимира Сосюри»

Распространение опыта работы с опорами

27

04.122012

КРИППО

Республиканский семинар «Формування системи роботи з виявлення та підтримки обдарованих учнів»

Презентация опыта работы «Розвиток творчих здібностей на уроках української літератури»

28

13.022013

МОН Украины Киев

Всеукраинский семинар «Роль фанфишн в развитии творческих способностей учащихся» г.Киев

Выступление

29

23.-30.042013

г.Запорожье

Всеукраинская олимпиада по украинскому языку

Член жюри

30

111-22.112013

Гвардейский УВК

Участвовала в методической «Инновационные методы и технологии как способы развития ключевых компетенций ученика» (презентация)

Открытый урок «Захист міні-проектів.«Звуки мовлення. Голосні й приголосні звуки», 5-Б клас, 15.11.2013

31

26.112013

Гвардейский УВК

Провела мастер - класс «Развитие личности ребёнка в процессе допрофильной и профильной дифференциации»

Інтегрований позакласний захід. «Засідання літературного клубу феміністок.», 10 клас, 21.11.2013

32

03-14.032014

Гвардейский УВК

Участвовала в методической

«Оптимизация взаимодействия семьи и школы» (видео)

1м. в районе Літературно - музична композиція «Світе ясний, світе тихий»,5Б, 11 класи, 05.03.2014

33

10-11.092014

КРИППО Симферополь

Всероссийский форум «Педагоги России - инновации в образовании»

Участник

34

15.102014

КРИППО Симферополь

Семинар «Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК» Русский язык» Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой и др.5-9кл.

Участник

35

36

28.10.2014

23.10.2014

г. Москва

«Инфоурок» Россия

Вебинар «Экзаменационное сочинение: тематические направления, литературные аргументы, критерии оценивания»

Благодарность за активное участие в работе Всероссийского конкурса проекта для учителей

Участник

Победитель

37

20.10.2014

Информационно-методичес-кий центр «Алые паруса» Россия

Всероссийский конкурс «Этнокультурное воспитание» (видео)

Участник

38

20.102014

Информационно-методичес-кий центр «Алые паруса» Россия

Всероссийский конкурс «Этнокультурное воспитание»

Участник

39

23.10.2014

Проект«Инфоурок» Россия

учительский.сайт//Головко Людмила Ивановна

Создание собственного сайта

40

03.11.2014

«Олимпиада онлайн»

г. Москва

Всероссийский конкурс портфолио «Мои достижения»

Победитель

41

05.022015

НПЦ «Интертехинформ»

г.Москва

Всероссийский дистанционный конкурс с международным участием «Лучшее внеклассное мероприятие»

Победитель


Ведение личного сайта Таблица№5

Наличие

Адрес

личный сайт

infourok.ru/user/golovko-lyudmila-ivanovna (сертификат № Сертификат №39238

Ссйт школы-гимназии

gvardeiskayagimnaziya2.ru/

Участие в сетевых профессиональных сообществах, инновационных образовательных программах и проектах Таблица № 6

Наименование проекта

Статус (роль, уровень участия)

Выполняемая работа

Всероссийский конкурс портфолио «Мои достижения», Диплом победителя

Всероссийский, учитель русского языка и литературы

Обмен опытом в форме презентации

Всероссийский конкурс «Лучшая творческая работа», Диплом победителя

Всероссийский, учитель русского языка и литературы

Обмен опытом в форме презентации

Всероссийский конкурс «Лучшее внеклассное мероприятие», сертификат участника

Всероссийский, учитель русского языка и литературы

Обмен опытом в форме презентации


Обобщение собственного педагогического опыта в виде публикаций

1.Головко Л.І. «Використання опорних таблиць, схем при формуванні фонетичних, орфоепічних, орфографічних, пунктуаційних навичок на уроках української мови в умовах технології особистісно зорієнтованого навчання»: навчально-методичний посібник. - Симферополь: Антиква, 2013.-116с.

2. Головко Л.І. Дієприслівник як особлива форма дієслова //Українська мова й література в сучасній школі. - 2012.-№ 5.- С.34-36.

3.Головко Л.І. Урок-проект «Пори року в поезії Володимира Сосюри» //Українська мова й література в сучасній школі. - 2012.-№ 6.- С.53-55.

4. Головко Л.І. Урок-проект «Сім чудес Криму. Просте речення. //Українська мова й література в середніх школах, гімназіях, ліцеях

та колегіумах. - 2011.- №10. - С.45-51.

6. «Українська мова й література в середніх школах, гімназіях, ліцеях та колегіумах» №7-8, 2011р., №10, 2011р., №9-10, 2005р., №6, 2001р; 7.«Вивчаємо українську мову і літературу» №16, 2009р., №33, 2005р.; 8.«Українська мова і література в школі» №7, 2001; цикл уроків у книгах : 9.«Уроки української літератури», Харків: Основа, 2005р.,

10 « Уроки української літератури», 2005р.,

11.«Кращі конкурсні уроки», Харків : Основа , 2006р.,

12. « Найкращі позакласні заходи», Харків : Основа , 2007р.

В ноябре 2014 года был создан собственный сайт учительский.сайт/Головко Людмила Ивановна .В связи с изменением статуса школы был обновлен персональный сайт Головко Людмилы Ивановны, учителя русского языка и литературы МБОУ «Гвардейская школа-гимназия №2» Сертификат №39238 от 29.06.2015г.

Были опубликованы следующие уроки:

1.Урок отработки умений и рефлексии по теме «Лексика». Свидетельство о публикации на сайте Infourok.ru от 14.11.2015 №ДВ-156499.

2.Презентация «Защита проекта по теме «Лексика» Свидетельство от 12.12.15 №ДВ-253189.

3.Урок-рефлексия «Морфологический разбор причастия». Свидетельство о публикации на сайте Infourok.ru от 03.12.2015 №ДВ-225539.

4.Урок развивающего контроля по теме «Сложные случаи правописания безударной гласной в корне»( занятие факультатива «Пишем без ошибок»).

Свидетельство о публикации на сайте Infourok.ru от 16.11.2015 №ДВ-162953.

5.Урок по литературе «Повести Белкина» А. Пушкина. Позиция автора»7 класс. Свидетельство о публикации на сайте Infourok.ru от 14.10.2015 №ДВ-061313.

6.Литературный бал «Болдинская осень А.С. Пушкина. По страницам повестей И.И.Белкина». Свидетельство о публикации на сайте Infourok.ru от 01.12.2015 №ДВ-218777

7.Урок-проект «Лексика современного русского языка», 6 класс,web-адрес публикации:metod-kopilka.ru, №041038, 07.01.15

8. Литературный салон «Зимний вечер с Пушкиным», 6 класс, web-адрес публикации:infourok.ru №0256704, 07.01.15

9.Урок-проект «Звуки мовлення. Голосні й приголосні звуки», 5 класс, web-адреспубликации:metod-kopilka.ru,№040951, 07.01.15

10.Урок-проект «Сім чудес Криму. Просте речення. Види речення за метою висловлювання», 8 класс,web-адреспубликации:infourok.ru №0256661, 07.01.15

11.Урок-проект «І. Франко - світоч національного відродження України», 10 клас, профільне навчанняweb-адрес публикации:metod-kopilka.ru, №040901, 07.01.15

12. Урок-проект «Традиції народного побуту й моралі, цінності національної етики в повісті І.С. Нечуя-левицького «Кайдашева сім'я», web-адрес публикации:infourok.ru №0256590, 07.01.15

13.Інтегрований урок «Морфологічна будова слова. Засоби словотворення», 5 класс, web-адрес публикации:metod-kopilka.ru, №040909, 07.01.15

14. Інтегрований урок «Розбір іменника як частини мови», 6 клас.web-адрес публикации:metod-kopilka.ru, №040806, 07.01.15

Опубликованы методические разработки и презентации:

1.Программ по русскому языку.6 класс. Свидетельство о публикации на сайте Infourok.ru от 14.09.2015 №ДА-044534.

2.Программ по русскому языку.7 класс. Свидетельство о публикации на сайте Infourok.ru от 14.09.2015 №ДА-044518.

3.Программ по литературе.6 класс. Свидетельство о публикации на сайте Infourok.ru от 14.09.2015 №ДА-044532.

4.Программ по литературе.7 класс. Свидетельство о публикации на сайте Infourok.ru от 14.09.2015 №ДА-044520.

5.Программ факультативного курса по русскому языку «Пишем без ошибок».7 класс. Свидетельство о публикации на сайте Infourok.ru от 30.08.2015 №ДА-022498.

6.Программ факультативного курса по русскому языку «Пишем без ошибок».8 класс. Свидетельство о публикации на сайте Infourok.ru от 08.09.2015 №ДА-033814.

8.Информационная карта по теме самообразования учителя русского языка и литературы. Свидетельство о публикации на сайте Infourok.ru от 16.10.2015 №ДВ-067887.

9.Работа с обучающимися, состоящими на профилактическом учете. Свидетельство о публикации на сайте Infourok.ru от 21.10.2015 №ДВ-085556.

14. Классный час «Путь к успеху». Свидетельство о публикации на сайте Infourok.ru от 03.12.2015 №ДВ-225430.

15.Презентация «Портфолио учащейся МБОУ «Гвардейская школа-гимназия №2» Борисовой Софии».Свидетельство от 12.12.15 №ДВ-252256

16.Презентация «Портфолио Коваля Артура». Свидетельство от 12.12.15

№ДВ-252247

17.«Використання опор, блокових схем з орфографії та пунктуації на уроках української мови». Опоры по пунктуации украинского языка. web-адреспубликации:metod-kopilka.ru, №040762, 07.01.15

18.«Використання опор, блокових схем з орфографії та пунктуації на уроках української мови». Опоры по пунктуацииукраинского язика. web-адреспубликации:infourok.ru №0256515, 07.01.15

19. «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы»web-адреспубликации:metod-kopilka.ru , №041010, 07.01.15

20.«Метод проектів на уроках української літератури»web-адреспубликации:infourok.ru,№0256960,07.01.15
21.Презентація «Профільне навчання. Українська філологія»web-адреспубликации:metod-kopilka.ru, 040930, 07.01.15

22.«Формування позитивної мотивації здорового способу життя»web-адреспубликации:metod-kopilka.ru, №040857, 07.01.15

С целью повышения информационной культуры и широкого применения ИКТ в образовательном процессе я прошла следующие курсы:

Курсы при КРИППО для учителей украинского языка и литературы, в том числе которые работают в профильных классах №1631, пр.№139 от 26.04.2013г.

Курсы ФИРО по инвариативной части для педагогических и других работников общего образования Республики Крым_и г. Севастополя, №654 от 07.06.2014г.

Курсы Российской Академии естественных наук «Ноосферное образование-стратегия здоровья» №75-11-09-11 от 10.09.2011г. г Симферополь.

Всероссийский форум «Педагоги России: инновации в образовании», Конгресс-центр Урал, 10-11.09.2014г., г. Симферополь.

Семинар «Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК «Русский язык» Л. М. Рыбченковой, О .М. Александровой и др. 5-9 кл. УМК- основа достижения планируемых результатов обучения основной образовательной программы», ОАО «Издательство «Просвещение», 15.10.2014г.

Вебинар «Экзаменационное сочинение: тематические напрвления, литературные аргументы, критерии оценивания»,ОАО «Издательство «Просвещение», 28.10.2014г.

Вебинар «Проектирование урока русского языка с позиции достижения планируемых результатов ФГОС НОО»,ОАО «Издательство «Просвещение», 28.10.2014г

Вебинар «Экзаменационное сочинение: тематические напрвления, литературные аргументы, критерии оценивания»,ОАО «Издательство «Просвещение», 22.01.2015г.

Вебинар «Портфолио как инструмент диагностики учебной и творческой активности учащихся основной школы» , «Издательство «Просвещение», 28.01.2015г.

Вебинар « Неуспеваемость обучаемость: причины и предупреждение», « Инфоурок», 15.10.2015г.

Опыт работы по данной теме был представлен на заседании кафедры учителей гуманитарного цикла, на ППО учителей русского языка и литературы.

Работа по собственной методической системе с использованием информационно-коммуникационных технологий позволяет сформировать личность свободную и творческую, умеющую самостоятельно добывать и применять знания, чётко планировать действия, сотрудничать в коллективе, проводить анализ результатов своей деятельности.


© 2010-2022