- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рассказ М. Горького Ма-аленькая!
Рассказ М. Горького Ма-аленькая!
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ветлина Е.В. |
Дата | 01.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: «Рассказ М. Горького Ма-аленькая!..»
Класс: 8
Тип урок: беседа
Цели урока: I. Познавательные:
1.Познакомить учащихся с рассказом М.Горького «Ма-аленькая!..»
2.Расширить словарный запас учащихся.
3.Вспомнить особенности разговорного стиля.
II. Развивающие:
-
Развитие навыка пересказа.
-
Расширить кругозор учащихся.
-
Развитие навыка анализа произведения.
III. Воспитательная:
Воспитание любви к людям.
Оборудование:
1.Портрет М.Горького
2.Учебник.
План урока: I. Организационный момент.
II. Словарная работа.
III. Аналитическая беседа по рассказу М.Горького «МА-аленькая!..»
IV. Выводы.
V. Итоги по уроку.
Ход урока:
II. Словарная работа
Ветла - белая (серебристая) ива.
Нудить - (устар.) мучить, измучить.
Урядник - нижний чин уездной полиции.
Гоношить - суетиться, копаться.
Лохань - круглая или продолговатая посуда для сливания жидкости.
Сподымя бьет - бьется в плаче.
Огневица (разг.) - горячка, лихорадка.
Раделица - заботливая
III. Аналитическая беседа по рассказу М.Горького «МА-аленькая!..»
- О чем рассказ?
- Интересно ли было читать произведение?
- Что в рассказе - содержание или форма - более удивило, вызвало непонимание?
- Какой стиль речи доминирует в произведении? (разговорный стиль)
- Чем вы можете объяснить обращение автора к такому художественному приему?( Автор пытается все изобразить как можно реалистичнее: героев, их речь, окружающую действительность.)
- Кто является главным героем рассказа? (Девушка)
- Что мы знаем о героине?
- За что героиню рассказа «заслали» в Тобольскую губернию?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос окунемся в историю. В августе 1881 г. было издано «Положение об усиленной и чрезвычайной охране», просуществовавшей до конца столетия. При введении его в какой-либо местности власти могли высылать нежелательных им лиц, закрывать учебные заведения, передавать дела на рассмотрение военного суда вместо гражданского, приостанавливать периодические издания. По скупым приметам, имеющимся в рассказе стариков, можно предположить, что привезенная девушка, вероятно, участница одного из студенческих кружков, находившихся под влиянием народнических идей.
- Почему без злобы и недоверия отнеслись к ней люди?
- Чем «маленькая девочка» заставила полюбить себя двух стариков?
- Когда особенно сильно ощущается любовь сельчан к «маленькой девочке»? (Когда она умерла, собралась вся деревня)
- Почему старики идут помолиться за нее? В чем провинилась перед Богом и людьми та, про которую сказано: «душа андельская», «умница», «девчурочка была золотая»? (Она умерла без покаяния)
- Какова же идея рассказа? (Людей, разных по происхождению, мировоззрению, может объединить человеческая любовь.)
Старики отмаливают смерть без покаяния. А как проступок девушки, за которой она была отправлена в ссылку? Что о нем думают крестьяне и думают ли вообще? Понимают ли они, за что страдала их «раделица», какой жизненный путь она выбрала?
«Девушка из России» заставила «полюбить себя» не тем, что примкнула к народничеству, а своей человечностью, душевность. Так что же, по мысли автора, может объединить людей разных по происхождению, убеждению, мировосприятию?
Человеческая любовь! В этом и заключается идея произведения.
IV. Выводы.
Горький показал нам в своем произведении очень важные черты характера человека. Это доброта, гуманность, сострадание, родство душ, чувство благодарности человеку за его дела. Каждый должен стремиться к тому, чтобы воспитать в себе эти качества.
V. Итоги по уроку.
Домашнее задание:
Выучить отрывок из «Песни о Соколе».