Рассказ М. Горького Ма-аленькая!

Тема: «Рассказ М. Горького Ма-аленькая!..» Класс: 8 Тип урок: беседа Цели урока: I. Познавательные:                      1.Познакомить учащихся с рассказом М.Горького «Ма-аленькая!..»                      2.Расширить словарный запас учащихся.                      3.Вспомнить особенности разговорного стиля.                      II. Развивающие: 1.     Развитие навыка пересказа. 2.     Расширить кругозор учащихся. 3.     Развитие навыка анализа произведения.                      III. Воспитательна...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Рассказ М. Горького Ма-аленькая!..»

Класс: 8

Тип урок: беседа

Цели урока: I. Познавательные:

1.Познакомить учащихся с рассказом М.Горького «Ма-аленькая!..»

2.Расширить словарный запас учащихся.

3.Вспомнить особенности разговорного стиля.

II. Развивающие:

  1. Развитие навыка пересказа.

  2. Расширить кругозор учащихся.

  3. Развитие навыка анализа произведения.

III. Воспитательная:

Воспитание любви к людям.

Оборудование:

1.Портрет М.Горького

2.Учебник.

План урока: I. Организационный момент.

II. Словарная работа.

III. Аналитическая беседа по рассказу М.Горького «МА-аленькая!..»

IV. Выводы.

V. Итоги по уроку.

Ход урока:

II. Словарная работа

Ветла - белая (серебристая) ива.

Нудить - (устар.) мучить, измучить.

Урядник - нижний чин уездной полиции.

Гоношить - суетиться, копаться.

Лохань - круглая или продолговатая посуда для сливания жидкости.

Сподымя бьет - бьется в плаче.

Огневица (разг.) - горячка, лихорадка.

Раделица - заботливая

III. Аналитическая беседа по рассказу М.Горького «МА-аленькая!..»

- О чем рассказ?

- Интересно ли было читать произведение?

- Что в рассказе - содержание или форма - более удивило, вызвало непонимание?

- Какой стиль речи доминирует в произведении? (разговорный стиль)

- Чем вы можете объяснить обращение автора к такому художественному приему?( Автор пытается все изобразить как можно реалистичнее: героев, их речь, окружающую действительность.)

- Кто является главным героем рассказа? (Девушка)

- Что мы знаем о героине?

- За что героиню рассказа «заслали» в Тобольскую губернию?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос окунемся в историю. В августе 1881 г. было издано «Положение об усиленной и чрезвычайной охране», просуществовавшей до конца столетия. При введении его в какой-либо местности власти могли высылать нежелательных им лиц, закрывать учебные заведения, передавать дела на рассмотрение военного суда вместо гражданского, приостанавливать периодические издания. По скупым приметам, имеющимся в рассказе стариков, можно предположить, что привезенная девушка, вероятно, участница одного из студенческих кружков, находившихся под влиянием народнических идей.

- Почему без злобы и недоверия отнеслись к ней люди?

- Чем «маленькая девочка» заставила полюбить себя двух стариков?

- Когда особенно сильно ощущается любовь сельчан к «маленькой девочке»? (Когда она умерла, собралась вся деревня)

- Почему старики идут помолиться за нее? В чем провинилась перед Богом и людьми та, про которую сказано: «душа андельская», «умница», «девчурочка была золотая»? (Она умерла без покаяния)

- Какова же идея рассказа? (Людей, разных по происхождению, мировоззрению, может объединить человеческая любовь.)

Старики отмаливают смерть без покаяния. А как проступок девушки, за которой она была отправлена в ссылку? Что о нем думают крестьяне и думают ли вообще? Понимают ли они, за что страдала их «раделица», какой жизненный путь она выбрала?

«Девушка из России» заставила «полюбить себя» не тем, что примкнула к народничеству, а своей человечностью, душевность. Так что же, по мысли автора, может объединить людей разных по происхождению, убеждению, мировосприятию?

Человеческая любовь! В этом и заключается идея произведения.

IV. Выводы.

Горький показал нам в своем произведении очень важные черты характера человека. Это доброта, гуманность, сострадание, родство душ, чувство благодарности человеку за его дела. Каждый должен стремиться к тому, чтобы воспитать в себе эти качества.

V. Итоги по уроку.

Домашнее задание:

Выучить отрывок из «Песни о Соколе».


© 2010-2022