- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа Стилистика 5 класс
Рабочая программа Стилистика 5 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чулина Е.В. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по русскому языку
« Стилистика» в 5 классе. 35 ч.
Учитель - Чулина Е.В.
Пояснительная записка
Стилистика - наука разветвленная и многосторонняя. Область ее теории и практического применения охватывает всю речевую деятельность современного общества: научные книги, выступления, газетные очерки, радиорепортажи, служебные документы, произведения классиков, современных писателей, наконец, повседневная бытовая речь.
Практика показывает, что, к сожалению, учащиеся школ обращают внимание на стилистические ошибки в последнюю очередь. Нередко именно стилистические недочеты в школьных сочинениях становятся главной причиной низких результатов учащихся на экзамене.
Данный курс рассчитан на 35 ч и предназначен для учащихся 5-ых классов.
Данная программа модифицированная, составлена на основе программы МО РФ под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского «Русский язык. 5-9 классы»,
Значимость данной программы состоит в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.
Практическая направленность данного предмета проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.
Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. Актуальность включения данного курса в образовательный процесс объясняется тем, что на каждом занятии факультатива целенаправленно развиваются важнейшие коммуникативно-речевые умения в основных видах речевой деятельности: аудировании (слушании), письме, говорении на разнообразные темы, чтении-понимании текстов разных стилей. Каждое из перечисленных умений формируется с помощью ряда методик, приёмов, упражнений, носящих, в основном, деятельностный характер.
Именно в 5 классе закладывается основа для комплексной работы с текстом, поэтому центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности учащихся.
Данный курс способствует формированию у учащихся информационно-коммуникативных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск информации в источниках различного типа; развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач; обосновывать свою позицию; приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст.
Цель элективного курса - способствовать росту речевой культуры школьников, научить использовать лексические богатства русского языка и стилистические возможности морфологии и синтаксиса.
Достижение этой цели возможно через решение следующих задач:
-
углубление, расширение и систематизация знаний учащихся о функциональных стилях современного русского языка;
-
совершенствование и редактирование текста: анализ грамматических, речевых и стилистических ошибок при выборе слов, употреблении грамматических
форм, синтаксических конструкций в сочинениях и устной речи; -
использование эффективных образовательных технологий, позволяющих формировать у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции;
-
создание собственных текстов в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения.
Результаты изучения элективного курса.
Личностными результатами освоения учащимися 5 класса программы элективного курса являются следующие умения и качества:
-
осознание необходимости владения родным языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности;
-
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения учащимися 5 класса программы элективного курса являются:
-
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную и дополнительную информацию);
-
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
-
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным);
-
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текс с заданной степенью свёрнутости (изложение, план);
-
умение строить устное и письменное высказывание с учётом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах;
-
умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной
литературой; -
умение работать в парах, коллективно, в группах; распределять роли в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;
-
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
-
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Предметными результатами освоения учащимися 5 класса программы элективного курса являются:
1. Освоение базовых понятий курса: речь, речь устная и письменная, диалог и монолог, речевая ситуация, речевая деятельность, речевые ошибки и недочёты, типы и функциональные стили речи, текст.
2. Сформированность следующих умений:
-
различать устную и письменную, разговорную и книжную речь;
-
вести диалог-расспрос, диалог на бытовые и учебные темы; отбирать и использовать языковые средства при устном общении; моделировать правила участия
в диалоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы); -
находить речевые ошибки, недочеты, исправлять их; редактировать собственные и чужие тексты;
-
различать тексты разных функциональных стилей (разговорный, художественный, научно-деловой); определять стиль текста;
-
читать учебно-научный текст изучающим чтением;
-
владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста;
-
выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план;
-
определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения:
-
пересказывать текст подробно, сжато;
-
понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов;
-
письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст;
-
последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы;
-
озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.
Методы деятельности учителя направлены на подготовку лекций и микролекций по темам курса, организацию практических и семинарских занятий, руководство самостоятельного исследования учащимися текста с целью решения поставленных перед ними задач. Целесообразно использовать такие методы и приемы работы, которые связаны с самостоятельными поисками, наблюдениями учащихся.
Элективный курс призван обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса «Секреты стилистики» учащиеся
должны знать:
-
смысл понятий «современный русский литературный язык», «языковая норма», «грамматические, речевые и стилистические ошибки»;
-
принципы выделения функциональных стилей литературного языка;
-
разновидности грамматических, речевых и стилистических ошибок.
Применяя полученные знания, учащиеся должны уметь: -
определять функциональный стиль текста и аргументировать свое решение;
-
уметь применять алгоритм при определении стиля;
-
находить, анализировать, исправлять ошибки в текстах различных функциональных стилей;
-
создавать собственный текст (высказывание) в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Формы контроля знаний:
-
защита таблиц, конспектов, творческих работ;
-
анализ и редактирование текстов;
-
тестирование;
-
создание сочинений-рассуждений.
Учебно-методическое обеспечение.
Литература для учащихся:
1.Д.Э. Розенталь, И.Б.Голуб. Секреты стилистики. - М.,2004.
2.КолосовВ.В. История русского языка в рассказах. - М.,1982
З.Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. - М., 1979.
4.ДерягинВ.Я..Беседы о русской стилистики. - М.,1978.
5.Горбочевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее. - М.,1983
б.Ахматова О.С. Словарь омонимов русского языка. - М.,1986.
7.Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С.Словарь паронимов современного русского языка. -М.,1995.
-
Зимин В.И. Учебный словарь синонимов русского языка. - М, 1994.
-
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. -М.,1992.
10. Словарь сочетаемости слов русского языка. - М .,1983.
Литература для учителя:
1.Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. - М.,1997.
2.Розеналь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.,2004.
З.Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М.,1982.
4.РозетальД.Э. Справочник по правописанию и литературной правке.9изд.М., 2004.
5.Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М.,19793.
б.Солганик Г.Я.Синтаксическая стилистика. - М.,1978.
7.Лексические трудности русского языка: словарь-справочник, сост.А.А.Семенюк и др.- М.,1994.
8. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М.,1998.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема занятия
Всего часов
Формы и методы обучения
Форма контроля
Дата проведения
План
Факт
1.
Введение. Литературный язык и его особенности.
1
Лекция. Составление тезисного плана
Устный опрос
05.09
2-4.
Общее понятие языкового стиля. Функциональные стили современного русского литературного языка, их языковые особенности. Стилистические ошибки.
3
Беседа. Работа с текстами различных стилей
Составление обобщающей таблицы
12.09
19.09
26.09
5.
Фоника. Орфоэпические нормы русского языка.
1
Анализ фрагментов аудиозаписей
Устные выступления
03.10
6.
Лексическая стилистика. Поиск нужного слова. Лексическая сочетаемость.
1
Беседа. Работа с ученическими сочинениями.
Редактирование текста
10.10
7.
Речевая избыточность (плеоназмы, тавтология) и речевая не достаточ ность.
1
Беседа. Работа в группах с текстом
Редактирование текста
17.10
8.
Различие омонимов, паронимов. Умелое использование синонимов и антонимов.
1
Лекция. Редактирование текста
Словарная работа
24.10
9.
Стилистическая окраска слов. Стилистическая оценка диалектизмов, жаргонизмов.
1
Блиц-опрос. Практическая работа
Устный опрос
07.11
10.
Стилистическое использование историзмов и архаизмов.
1
Сообщение учащихся. Практикум.
Составление плана сообщений
14.11
11.
Стилистическая оценка новых слов и заимствованных слов.
1
Тест.
Сочинение-миниатюра и «Как избежать лексических ошибок»
21.11
12.
Практикум по теме «Лексические современного языка».
1
Практикум. Работа в группах.
Анализ текстов, контрольное тестирование
28.11
13.
Стилистика частей речи. Трудности в употреблении существительных, связанных с категорией рода и числа.
2
Лекция. Рецензирование письменных работ (сочинений одноклассников)
Составление плана лекции
05.12
14.
Вариантные падежные формы имен существительных.
1
Лекция. Практическая работа.
Работа с худ. текстом.
12.12
15.
Особенности образования и употребления форм имен прилагательных.
1
Лекция. Практическая работа
Составление плана лекции
19.12
16.
Формы имен числительных.
1
Лекция. Практическая работа
Составление плана лекций
26.12
17.
Особенности употребления местоимений.
1
Работа в группах. Анализ текста
Устный опрос
16.01
18.
Трудности в употреблении некоторых форм времени и наклонения глагола.
1
Лекция. Беседа
Анализ газетных статей
23.01
19.
Практикум по теме «Морфологические средства современного языка».
1
Семинар
Тест
30.01
20.
Порядок слов в предложении. Использование порядка слов в стилистических целях.
1
Лекция. Беседа
План лекции
06.02
21-22.
Стилистика синтаксиса. Согласование сказуемого с подлежащим.
2
Лекция. Работа с текстом (устранение ошибок)
Устный опрос
13.02
20.02
23-24.
Согласование определений и приложений.
2
Сообщение учащихся. Работа с текстом.
Составление вопросов и заданий к теме
27.02
05.03
25.
Ошибки в управлении.
1
Беседа. Практическая работа.
Устный опрос
12.03
26-27.
Употребление причастных и деепричастных оборотов. Выбор причастия и деепричастия.
Анализ текста. Тест.
Работа с текстом
19.05
02.04
28-29.
Предположения с однородными членами. (Ошибки, связанные с сочетаемостью однородных членов предложения).
2
Лекция. Редактирование текстов.
Составление плана лекции. Устный опрос
09.04
16.04
30-32.
Сложные предложения. Неоправданно усложненные синтаксические конструкции.
3
Лекция. Беседа. Работа с текстами.
Устный опрос
23.04
30.04
33-34.
Итоговая работа.
2
Письменная работа. Редактирование текстов.
Сочинение-рассуждение
07.05
14.05
35.
Резервный урок
21.05
7