- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Исследовательская деятельность учащихся в классах компенсирующего обучения
Исследовательская деятельность учащихся в классах компенсирующего обучения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Здоровец Е.Л. |
Дата | 12.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Исследовательская деятельность учащихся
в классах компенсирующего обучения
На протяжении многих лет я преподаю русский язык и литературу в классах компенсирующего обучения. Сначала это были классы коррекции зрения в, затем классы для детей с проблемами речевого аппарата. Общим для таких детей является то, что любые нарушения, отклонения от нормы являются следствием определённых процессов на уровне психики, физиологии, работы нервной системы. Не вдаваясь глубоко в медицинский аспект, нужно сказать, что обучение таких детей требует специального подхода.
Тенденции развития современного образования предполагают установку на последовательный процесс развития личности, в ходе которого происходит формирование системы научно-практических знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственного воспитания, что в комплексе позволило бы ученику активно функционировать в качестве полноправного члена общества, гражданина своей страны. Тенденции последнего десятилетия свидетельствуют о том, что в образовании происходят серьезные изменения, прежде всего в плане содержательной стороны. Это наглядно проявляется в отходе от принципов так называемого "научного рационализма", как стиля мышления, когда знание в узкой предметной специализации рассматривалось как самоценность.
Сейчас ни для кого уже не новость, что на первый план выходит не просто механическое овладение знаниями, а актуализация их, умение применять полученный опыт на практике, ориентация в огромном информационном поле.
К сожалению, когда сейчас с высоких трибун звучат речи о том, что «дети более информационно подкованы, чем учителя», хочется уточнить, что умение включить компьютер и выйти в интернет ещё не свидетельствует о том, что это самое информационное поле стало им доступно. Любой педагог, да и родитель, знает, что в первую очередь детей привлекают там социальные сети, в которых ребёнок получает возможность общения со своим же кругом, так как это не требует особых умственных затрат, позволяет почувствовать себя в своей среде и т.д. Но это не даёт возможности для дальнейшего развития личности.
А если уж речь заходит о подготовке к урокам, например написании сочинения, доклада или реферата, то интернет - лучший помощник: просто скачай первый попавшийся текст. И тут вдруг оказывается, что это не имеет ничего общего с той работой, которая тебе поручена, так как, во-первых, это вообще не работа, а плагиат, а во-вторых, эту работу написал и выложил в сеть не обязательно профессионал.
Почему же, подходя к теме проектно-исследовательской деятельности, я позволила себе такое, казалось бы, отступление от темы? Да потому что именно в исследовательской деятельности мы можем с наибольшей полнотой продемонстрировать ребёнку возможности его собственного познания мира, формирования своей позиции, умения отстаивать своё право на личное мнение, основанное на анализе, синтезе и других методах исследования.
Но когда мы говорим об исследовательской деятельности, то, в первую очередь, представляем себе учащихся гимназических классов или детей, занимающихся предметом на углублённом уровне. Каким же образом тут может быть задействован ребёнок класса компенсирующего обучения?
С одной стороны, мы понимаем, что эти дети обучаются по стандартным программам и на выходе должны показать результат класса-нормы. Но, с другой стороны, у них есть определённые психофизиологические особенности, которые обуславливают их нахождение в данном классе. И подключая ребёнка к такой достаточно сложной деятельности, какой является исследование или проект, мы, тем самым, не только реализуем индивидуально-личностный подход в обучении, но и формируем для ребёнка ситуацию успешности, которая играет позитивную роль в социальной адаптации личности.
Говоря об исследовательской деятельности в рамках гуманитарного направления, можно выделить следующие аспекты:
-
целостность восприятия социокультурной среды, взаимодействие личности и общества (на примере произведений классической и современной мировой и отечественной литературы)
-
гуманистический подход в обучении с целью формирования представлений о непреходящих человеческих ценностях, взаимосвязи мировых событий и процессов (здесь уместна интеграция литературы и истории, литературы и мировой художественной культуры и т.д.)
-
проблемы экологии, тесно связанные с пониманием своего места в современном мире, значимости идеи самосохранения перед угрозой глобальной катастрофы
-
информатизация, как инструмент сохранения и развития интеллектуального потенциала, формирования навыков использования возможностей интернет
Таким образом, мы можем говорить о том, что проектно-исследовательская деятельность при всей своей сложности может быть доступна в классах компенсирующего обучения при условии индивидуально-личностного подхода, соблюдении требований коррекционного обучения, формировании мотивации к саморазвитию, создании системы сопровождения работы на всех этапах её подготовки.