Исследовательская работа «Сказка ложь, да в ней намек. .. »

"Описание материала: "Исследовательская "работа "ученицы "Кенишбековой "Дильнары  "Перед "началом "чтения "учитель "говорила "нам, "что "это "Почему "она "что "это "значит? "Этот "вопрос "и "стал "основным "в "моём.  "Цели : "Ознакомиться "с "историей "происхождения "с "разными "видами , "уметь "их "различать, "глубже "о "животных, "дать "художественный "анализ "героям "сказок "о "животных.  "Задачи: "Ознакомиться "с "интересными "фактами "возникновения "народной "сказки; "Найти "информацию "о "...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Средняя образовательная школа № 99

аула Акай Кармакшинского района Кызылординской области



Исследовательский проект

Тема: «Сказка ложь-да в ней намёк...»

Исследовательская работа «Сказка ложь, да в ней намек ...»

Выполнила: ученица 4 класса

Кенишбекова Дильнара

Руководитель: Г.А.Баймагамбетова



2013 - 2014 учебный год.

План исследовательской работы:

  1. Вступление.

  1. Актуальность, область исследования, предмет исследования.

  2. Гипотеза, цель, задачи, практическое исследование.



  1. Основная часть.

  1. Происхождение русских народных сказок.

  2. Классификация сказок.

  3. Художественный анализ героев сказок о животных.



  1. Выводы.

  1. Роль сказок в нашей жизни.



  1. Перечень литературы.



  1. Творческая работа .

  1. Рисунки по мотивам любимой русской народной сказки «Колобок».

  2. Краткий сборник русских народных сказок о животных.









- Все ребята нашего класса любят сказки. Раньше нам их читали родители и учитель, а сейчас мы научились читать и сами можем знакомиться с народной мудростью. Перед началом чтения учитель говорила нам, что это сказка русская народная сказка. Почему она народная, что это значит? Этот вопрос и стал основным в моём исследовании.


Цели исследования:

Ознакомиться с историей происхождения русской народной сказки, с разными видами сказок, уметь их различать, глубже изучить сказки о животных, дать художественный анализ героям сказок о животных.


Задачи:
- Ознакомиться с интересными фактами возникновения народной сказки;
- Найти информацию о сказочных героях;
- Придумать вместе с родителями сказку.
В ходе работы я выдвинула гипотезу: если сейчас придумать сказку, то будут ли в них те же герои, которые встречались в старых народных сказках?
В ходе работы я использовала следующие методы: интервью детей и взрослых, поиск информации в интернете, чтение энциклопедий, творческие задания.

Актуальность.

Когда мы пришли в первый класс, многие из моих одноклассников не умели выполнять правила поведения и уважительно относиться к старшим. Но, когда учитель задавал вопрос, все правильно отвечали по поводу правил поведения хороших манер.

Получается, что ответы все давали правильные, а поступали не всегда правильно. Если мы обсуждали сказку, всем было интересно работать. Я решила обратиться к сказкам и наиболее глубоко изучить сказки о животных.

Область исследования: литература.

Предмет исследования: Русские народные сказки. Сказки о животных.

Взрослые часто просят нас соблюдать правила поведения, уважительно относиться к старшим, не грубить взрослым и друг другу. Особенно их огорчает, как мы ведём себя по отношению к своим родителям, бабушкам, дедушкам, учителям. А ведь эти люди о нас заботятся и стараются дать всё самое лучшее.

Гипотеза.

В современных, вновь придуманных сказках встречаются те же герои, что и в старых: животные, принцессы, Феи. Наряду с ними и современные герои: гонки, звездочки, пожарная машина. Но сказка остается интересной как для ребенка, так и для взрослых. Она воспитывает, помогает человеку понять, где добро, а где зло и как правильно поступать в той или иной ситуации.

Основная часть.

СКАЗКА - это сказывать, рассказывать т.е. устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для слушателя.

Русские народные сказки появились давно. Много веков назад. Никто не может определить время возникновения первых сказок. Предполагают, что они появились тогда, когда люди научились писать. Народные потому что их придумывал народ, передавая друг другу из поколения в поколение. Известно, что первые сказки были посвящены явлениям природы, и их главными персонажами были Солнце, Ветер и Месяц. Древний человек был далёк от правильного понимания явлений природы. Всё наводило на него страх. Он думал, что они живые существа, а раз так, значит, они могли принести ему вред и пользу. Но в основном все сказки очень добрые. В них добро побеждает зло.

Классификация сказок.

Итак, сказка - это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории. Сказки бывают разные: сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки.

- Сказками о животных называют такие сказки, в которых действующими лицами являются дикие звери, реже - домашние животные. Отношения и поступки животных очень похожи на поступки людей. Например: медведь глуповат, заяц трус, лиса хитрая, волк жадный.

- Волшебную сказку отличает от сказок о животных свой вымысел. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства чуда в жизнь человека. Всё происходящее в волшебной сказке фантастично: её герой, попадая в опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов. Здесь человек общается с существами, которых не встретишь в жизни: Кощей бессмертный, Баба-Яга. Нередко в руки героя попадают чудесные предметы, например, клубочек, который указывает на дорогу, скатерть-самобранка.

- Бытовые сказки - это сказки являются самыми молодыми, так как им всего несколько веков. В отличии от волшебных сказок, где герои одерживают победу благодаря волшебству, в бытовых сказках герои становятся победителями благодаря своему уму, смекалке и хитрости.

Художественный анализ героев сказок о животных.

История «животной» сказки как художественного явления началась с момента, когда прежние рассказы стаи терять связи с мифическими представлениями. Мир животных в сказке стал восприниматься как иносказательное представление человеческого. Животные олицетворяли реальных носителей тех нравов, которые были чужды народу и осуждалось им.

Излюбленным героем русских сказочных историй о животных сделалась лиса - Лиса Патрикеевна, лисица - маслена губица, лиса - кукумушка, Лисафья. Её проделки и проказы стали основой многих сюжетов. Она обманывает мужика, прикинувшись мёртвой; чуть не губит волка, научив его ловить рыбу хвостом («Лиса и волк»); она пользуется доверчивостью петуха («Кот, петух и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»); грозит дрозду съесть птенцов, заставляет его поить, кормить и даже смешить себя («Лиса и дрозд»). Лиса выходит замуж за Кота-воеводу в надежде прибрать к рукам власть во всей лесной округе («Кот и лиса»); пытается лететь («Как лиса училась летать»).

Лиса - притворщица, воровка, обманщица, злая, льстивая, ловкая, хитрая, расчётливая, жадная.

Чаще других зверей лиса обманывает волка и жестоко смеётся над ним. Глупость, которой наделён волк в сказке, свойство, которое прежде всего порочит волка.

Волк пожирает козлят («Волк и коза»); хочет разорвать овцу - снять с неё свой тулуп («Овца, лиса и волк»); выпущенный мужиком из мешка, вместо слов благодарности он говорит: «А что, мужик, я тебя съем!» («Старая хлеб-соль забывается»). Ненасытная жажда крови, зверя, который признаёт только право сильного, право острых зубов, - без этой черты волк не волк.

В сказках выведен и медведь, зверь «высшего ранга». Медведь - самый сильный лесной зверь. Во времена сложения сказки черты государя - владыки округа, обладателя власти над всеми. Показательна сказка о том, как медведь с крестьянином делили урожай. Уговор у мужика с медведем был такой: «Мне корешок, а тебе, Миша, вершок». Посеянная репа взошла, выросла. Медведь получил ботву. Медведь решил быть умным. Посеяли пшеницу, медведь говорит: «Подавай мне корешки, а себе бери вершки». Медведь снова остался ни с чем. Он не знает, что и как растёт. Ему далека крестьянская работа. Глупость медведя - глупость располагающего властью, но мало осведомлённого сильного существа.

Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в роли слабых. Они служат на посылках, их легко обидеть. Из животных и птиц «положительными героями» сказочники сделали кота и петуха. Кот верен в дружбе и трижды спасает петуха от смерти. Воинственный петух готов прийти на помощь всякому обиженному. Сказка о том, как петух выгнал лисицу из заячьей избы («Лисица, заяц и петух»). Здесь петух сумел напугать лису.

Дети прекрасно понимают, что является волшебством, а что происходит в реальной жизни. Например: идет Петух в сапогах, несет на плече косу и кричит во все горло о том, чтобы шла лиса вон из заячье избушки; Волк ловит рыбу опустив хвост в прорубь и приговаривает: «Ловись, рыбка, и мала и велика».

Легко усмотреть в этих сказках неправдоподобность: где это видано, чтобы петух ходил с косой, а волк ловил рыбу.

Каждый из нас принимает выдумку за выдумку, как взрослый, но она привлекает его необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Больше всего детей занимает сама история, будет ли изгнана лиса, чем кончится очевидная нелепость ловить рыбку хвостом.

Нам надо пережить борьбу зла и добра, понять, что в сказке отражены представления человека о правде, чести, красоте.

Выводы:

Сделаем некоторые выводы.

- Маленьких детей сильно привлекает мир животных, поэтому им нравятся сказки, в которых действуют звери и птицы. Дети легко запоминают сказки о животных, так как в сказках о животных много юмора. Это развивает чувство реального, развлекает, веселит и радует.

- Появлению сказок о животных предшествовали рассказы, связанные с поверьями о животных.

- Сказка учит человека быть патриотом своего государства, иметь представления о настоящей любви и дружбе, внушает уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом, помогает детям ориентироваться в окружающем мире.









Используемая литература:

  1. А.Н.Афанасьев «Народные русские сказки» №1.

  2. Д.К.Зеленин «Великорусские сказки Пермской губернии».

  3. В.Я.Пропп «Исторические корни волшебной сказки». - с.353

  4. Э.В.Померанцева «Русская народная сказка» - М, 1963

  5. Интерактивный ресурс. Словарь Википедия. ru.wikipedia

  6. Интерактивный ресурс. Русские писатели и поэты. Словарь литературоведческих терминов.











© 2010-2022