Методика исследовательской деятельности в школе

Прежде чем начать исследование с учениками, каждый учитель должен уяснить для себя, что же такое исследование? Исследование-приобретение новых знаний  в ходе собственной исследовательской деятельности  (такие знания являются самыми прочными). Чтобы научиться этому, нужно овладеть : 1. Техникой исследовательского поиска  и познания, 2 практикой проведения собственного исследования   Качества, которыми должен обладать исследователь- 1.познание- наблюдательность, умение работать с информацией; 2- ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Трубач А.М. Выступление на городском семинаре.

  1. Исследование, проблема исследования, выбор темы.

Развитие продуктивных, развивающих технологий в образовании является на сегодняшний день актуальной задачей. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Особенно характерно это для одаренных детей. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, самостоятельныйпоиск истины распространяется на все сферы жизнедеятельности. Поэтому обучение должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Прежде чем начать исследование с учениками, каждый учитель должен уяснить для себя, что же такое исследование?

Исследование-приобретение новых знаний в ходе собственной исследовательской деятельности (такие знания являются самыми прочными).

Чтобы научиться этому, нужно овладеть : 1. Техникой исследовательского поиска и познания, 2 практикой проведения собственного исследования

Качества, которыми должен обладать исследователь- 1.познание- наблюдательность, умение работать с информацией; 2- творческие- фантазия, умение выдвигать идеи; 3- организационные- аккуратность, планирование.

Постановка проблемы

Для того, чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы решить. Нужно уметь отыскать необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется простым и ясным.

Существует следующая проблема- неизвестно- существовал ли на русской земле такой человек? Этот вопрос заинтересовал наш класс при знакомстве с былинами об Илье Муромце, и мы решили провести исследование.

Тема исследования

При выборе темы необходимо придерживаться следующих критериев:

  1. актуальность темы

  2. полезность участникам исследования

  3. оригинальность

  4. возможность относительно быстрого выполнения

  5. доступность

  6. сочетание желаний и возможностей ( наличие литературы, материала, времени на исследование

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, добровольно - обязательное мероприятие. В этих условиях и думать нечего о том, чтобы увлечь его содержанием или процессом исследования.
Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Предложить ребенку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл. Искусство педагога при проведении этой работы в том и состоит, чтобы подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он бы считал своим выбором.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные объекты отличает истинного творца от посредственного, творчески неразвитого человека.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, то есть долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, школьника ограничена. Часто приходится наблюдать, что увлеченно начатый и не доведенный сразу до конца проект ( рисунок, постройка и др.) так и остается незаконченным. Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно, но, учитывая названную выше особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
Тема должна быть доступной. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это правило касается не столько выбора проблемы (темы исследования), сколько уровня ее подачи. Имеется в виду формулировка и отбор материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться в ходе собственной исследовательской практики разными возрастными группами на разных этапах обучения.
Сочетание желаний и возможностей. Выбирая проблему, нужно учесть наличие необходимых средств и материалов. Отсутствие необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают пустословие. Все это не только не содействует, а, напротив, существенно мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

Тема нашего исследования Илья Муромец- миф или реальность?


  1. Содержание исследовательской работы

  1. Титульный лист

Указывается:

полное название организации, где выполнена работа

тема проекта

фамилия имя автора проекта, класс, школа

Фамилия имя отчество руководителя,

Город, год


  1. Оглавление-указывается название раздела и страница

3. Аннотация

1.Цель исследования

Тема выбрана. Определить цель исследования - значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим?

Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулированы её цель и задачи. Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ. Цель должна быть доступна для конкретного исследования. Не следует рассматривать глобальные проблемы, нужно вести работу в узком направлении.

Цель - Исследовать целостный образ богатыря Ильи Муромца и найти свидетельства, подтверждающие, что у литературного героя был прототип.

  1. Гипотеза

Далее в работе- ГИПОТЕЗА.

Гипотеза- это предположение, догадка, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Это утверждение. Гипотеза- попытка предвидения событий, она дает нам возможность увидеть проблему в другом свете, выйти за рамки обыденных представлений.

В соей работе мы выдвинули следующую

Гипотезу: Если Илья Муромец - реально существовал, то он был богатырём, защищавшим святую Русь.

  1. Этапы исследования

Работа начинается с обсуждения алгоритма проектированияПод руководством учителя составляется план-график выполнения учебного исследования: объем работы и этапы ее выполнения

Этапы нашего исследования:

1. Выбор темы проекта.

2. Постановка цели и задач, гипотезы.

3. Определение методов исследований.

4. Планирование.

5. Сбор материала, работа с литературой, интернетом.

6. Обработка информации.

7. Сравнение результатов с гипотезой.

8. Выводы и рекомендации.

9. Оформление работы.

4. Новизна исследования

Новизна исследования проявляется в наличии теоретических положений, выводов, которые впервые сформулированы и убедительно обоснованы или в раскрытии ранее недостаточно исследованных вопросов.

Неубедительно выглядят исследования, авторы которых лишь «предприняли попытку» исследовать проблему. Естественно, возникает вопрос: каковы же результаты этих попыток?

Новизна исследования:

Данная работа содержит интересные факты, теоретический материал об Илье Муромце. Илья Муромец впервые рассматривался авторами работы не только как былинный герой , но и как герой картин художников, как реальный человек, как православный святой, а так же авторы работы совершили виртуальное путешествие на родину Ильи Муромца- в город Муром.



  1. Результаты работы и выводы

Краткое изложение результатов работы, отвечающее на вопросы задач, - это выводы, к которым исследователь пришел в результате проведенных исследований. Формулируя выводы, необходимо помнить, что отрицательный результат - тоже результат, и его также следует отметить в выводах.

Количество выводов должно быть равно количеству исследовательских частей работы

Например:

В результате работы были сделаны следующие выводы:

Глава исследования

Вывод

Илья Муромец в былинах

в былинах мы можем проследить всю жизнь Ильи Муромца от рождения до старости. При этом, образ богатыря представлен не только, как образ героя, но и как реального человека, с присущими ему недостатками и слабостями. Однако, это не уменьшает уважение к герою, а наоборот, делает его более привлекательным и близким читателю. Лично мы считаем, что самое лучшее в Илье Муромце - это его преданность и любовь к простым людям.

Илья Муромец в картинах художников

образ Ильи Муромца, созданный разными художниками, подтверждает наше первоначальное впечатление о том, что именно в этом богатыре собраны все лучшие качества человека.

Илья Муромец - православный святой

Илья Муромец за героические подвиги и праведный образ жизни признан святым. В результате, слились воедино образ былинного героя и православного святого.


  1. Область практического применения

Предполагаемое применение данного исследования состоит в том, что оно может быть использовано на факультативных занятиях, во внеклассных мероприятиях,на уроках русской литературы, истории,ИЗО,при разработке конференций, семинаров, классных часов и привлечет внимание к изучению древнерусской литературы, познакомит с историческими фактами.


  1. Отзыв руководителя (заверяется печатью школы) содержит:

Актуальность выбранной темы, личный вклад автора в работу, недостатки работы, рекомендации к дальнейшему использованию результатов

  1. Рецензия

Рецензирование является показателем научности и подготовленности исследования. Желательно, чтобы работа, имеющая выход на город, область и т. д. имела рецензию работника ВУЗа, исследовательского института и т.п.

Рецензия- это письменный разбор, предполагающий :

  • комментирование основных положений (толкование авторской мысли), собственное дополнение к мысли, высказанной автором, выражение своего отношения к постановке проблемы, ее актуальности и т.д.

  • обобщенную аргументированную оценку

  • указание недостатков и недочетов

  • вывод о значимости работы

Объектом оценки рецензии могут быть-

  • полнота, глубина и всесторонность раскрытия темы

  • новизна, актуальность поставленных проблем

  • позиция, с помощью которой автор рассматривает проблемы

  • подбор исследовательских методов и методик

  • характер и достоверность примеров, иллюстративного материала

  • убедительность выводов

  1. Введение

Раздел «Введение» в общей структуре исследовательской работы является основополагающим. Именно в этом разделе определяется общая программа исследовательской работы. Если «Введение» четко структурировано, каждый компонент раскрыт и логически связан с другими составляющими, то можно считать, что работе задан систематический и целенаправленный характер.

  1. Актуальность выбранной темы

Актуальность темы исследования - это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблемы, вопроса или задачи. Освещение актуальности не должно быть многословным

Главный вопрос, на который нужно ответить: Почему именно эту проблему необходимо изучать в настоящее время?

Актуальность темы «Илья Муромец- миф или реальность?»

Нами было проведено анкетирование, которое выявило, что 65 % учеников считают, что Илья Муромец - сказочный персонаж, который не существовал в реальности

100% учеников узнали об Илье Муромце из мультфильмов и былин, изученных на уроке литературы, но ни одного человека не было, который бы прочитал об Илье Муромце в исторических справочниках. Но все ученики хотели бы более подробно познакомиться с жизнью и подвигами Ильи Муромца и других богатырей.

Результаты опроса учащихся нашей школы убедили нас, что наша работа необходима и актуальна.

Выбор нашей темы обоснован тем, что Илья Муромец - самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса.

Цель и задачи данной работы

Следует различать, что цель и задача - не одно и тоже: цель - существенно шире задачи. Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.

Задач может быть много, они всегда конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы - подбор литературных источников и их проработка, освоение методик исследования, знакомство с объектом и т.п.

Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели. Формулировка задач исследования тоже довольно сложное и трудоёмкое дело. Исследователю необходимо четко сформулировать, для чего делается работа, что надо наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны предполагать однозначный ответ.

Задачи:

- изучить и проанализировать образ Ильи Муромца в картинах художников;

- изучить и проанализировать образ Ильи Муромца в былинах и сказках;

- изучить документальные материалы об Илье Муромце;

- изучить материалы об Илье Муромце как о православном святом;

- совершить виртуальную экскурсию на родину Ильи Муромца город Муром.

Предмет исследования: история 12 века.

Объект исследования: русский герой-богатырь Илья Муромец.

Методы исследования:

Методы исследования должны быть адекватны поставленным задачам. Это означает, что именно эта методика позволяет получить ожидаемый результат, тогда как любые другие приемы могут привести к ошибочным результатам. Выбранные методы работы (наблюдение, эксперимент, работа с литературными источниками и др.) должны быть простыми и доступными для школьников. Методически работу следует организовать таким образом, чтобы число наблюдений было достаточно велико.

Предполагается обязательное использование основных приемов исследования:

• интервью,

• опросы,

• обработка статистических и опытных данных.

1)Социологический метод- анкетирование;

2)Теоретический и контекстный обзор литературы в аспектах исследуемой проблемы;

3)Метод историзма, позволяющий проследить процесс развития объекта исследования на протяжении определенного этапа времени.


  1. Обзор литературы

Следующий шаг в работе - анализ литературы по проблеме, включая детальное знакомство с объектом исследования. Подборка литературы для анализа - задача руководителя. Сведения, полученные из литературных источников, обсуждаются совместно исполнителями и руководителями работы. Литературный обзор позволяет школьникам познакомиться с состоянием проблемы. При анализе литературных данных обнаруживаются пробелы, часть которых исследователи - школьники могут восполнить в ходе работы.

Анализ источников литературы:

  1. Общее ознакомление

  2. Внимательное чтение по главам и разделам

  3. Выборочное чтение

  4. Выписка из прочитанного

  5. Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками

  6. Критическая оценка прочитанного и запись замечаний

Приведу отрывок из литературного обзора своей работы:

По ряду версий, у героя был реальный прототип, - историческое лицо, жившее около 1188 г., хотя русские летописи не упоминают его имени. данное явление впервые описал ученый Муравьёва Т. В. [1]Распространено также отождествление былинного героя и Илии Печерского - святого преподобного православной церкви, мощи которого покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры [1], [3], [4]

Ссылки на источники указываются в квадратных скобках.


  1. Материалы и методы исследования (основная часть)

На этом этапе выполняются основные действия, направленные на решение проектной задачи:

- поисковая и исследовательская работа по выбранным направлениям,

- сбор информации,

- решение промежуточных задач,

- анализ собранной информации.

Сбор научных фактов требует выполнения некоторых определённых правил:

- делаютс записи наблюдений. Чтобы избежать путаницы, записи должны быть полными. Допустимы лишь общепринятые в науке сокращения и условные знаки.

- Всякое исследование, по возможности, документируется не только записями, но и вещественными образцами. Это могут быть гербарий, коллекции, фото или видео изображение.

- Результаты каждого наблюдения, опыта или эксперимента должны быть воспроизводимыми, т.е. при повторении любого из проведенных экспериментов должны получиться сходные результаты.

- Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного толкования.

Как это выглядит в нашей работе (отрыков из главы)

Илья Муромец в былинах.

Илья Муромец - центральный герой русского героического эпоса. Ему посвящено более десяти былинных сюжетов, каждый из которых известен во множестве записей. Главнейшие сюжеты об Илье следующие:

1) Илья получает богатырскую силу,

2) встреча Ильи со Святогором,

3) поездка Ильи в Киев и встреча с Соловьем Разбойником,

4) три поездки Ильи,

5) ссора Ильи с князем Владимиром,

6) Илья в Царьграде,

7) Илья и Жидовин,

8) Илья и Идолище,

9) Бой Ильи с паленицей,

10) Бой Ильи с сыном.

11) Илья Муромец и Калинин царь

В главе «Методика работы» указывают, какими способами велись наблюдения; сколько их было проведено; какие проводились измерения; какие использовались способы обработки первичных данных.

Иными словами- в данной главе помещаем весь материал, который далее будем исследовать в Исследовательской части


  1. Исследовательская часть

При обработке собранных материалов (проб, наблюдений, опытов и т.д.) необходимо как можно более полно сравнивать полученные данные. Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать только собственные наблюдения и опыты. В этой главе приводится ваше собственное изложение наблюдений, результаты опытов, измерений, сравнений и их обсуждение. Результаты исследования нужно представлять строго и наглядно. Данные сводятся в таблицы, которые необходимо прокомментировать и проиллюстрировать понятными графиками и рисунками. Таблицы, графики, рисунки и другие вспомогательные материалы, вставленные в основной текст работы, должны иметь номер и четкие названия.


  1. Заключение

После того, как собранные материалы обработаны, проведено обсуждение полученных результатов, полезно вернуться к поставленным задачам и посмотреть решены ли они.

В этой главе приводятся краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач, в виде сжато изложенных пунктов. Не надо делать много выводов. Но они должны быть четкими и понятными. Количество выводов должно быть равно количеству задач.


  1. Список используемой литературы

В этой главе необходимо перечислить все определители, методические разработки и рекомендации, статьи и монографии, использовавшиеся при выполнении работы, а также литературные источники, на которых ссылались при обсуждении и сравнении результатов. Список составляют в алфавитном порядке по фамилиям авторов и указывают: автора (ов), название, город, издательство, год издания, количество страниц (для монографии). Порядковые номера должны соответствовать ссылкам в тексте литературного обзора и обсуждения результатов исследования.


  1. Приложения

Часто собранный в результате проведенных исследований материал бывает очень объемным. При его обработке делается много схем, таблиц, графиков, рисунков и т.п. Обычно объем работы ограничен до 10 страниц, столько же отводится на приложения. Поэтому эти данные лучше вынести в приложения. Сюда же можно поместить схемы и фотографии, выполненные в процессе работы. На полученный в приложении материал должны быть ссылки в основном тексте работы

© 2010-2022