Разработка урока русского языка в 6 классе «Употребление местоимений»

На уроке 6 класса по русскому языку( Русский язык (Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-М.М.Разумовская. – М.: Дрофа, 2010 и учебника: М.М.Разумовская,С.И.Львова,В.И.Капинос,В.В.Львов. Русский язык. 6 класс. М.:Дрофа ,2013 Цели: 1.Повторить, обобщить полученные знания по данной теме 2.Создание условий, направленных на  формирование УУД на основе технологии критического мышления. Планируемый результат: Предметные умения -  правильно писать местоимения; -опознавать местоимения  совершенствовать способность выразительного использования в речи   местоимений в пословицах.. Личностные УУД: - формулировать и аргументировать собственное мнение; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные УУД: -формулировать вопрос, цель урока - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - формировать умение распределять время на уроке   - осуществлять самоконтроль и самооценивание Познавательные УУД: - проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделировать процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;  Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формулировать и аргументировать свое мнение и позицию. использована технология критического мышления через чтение и письмо.      Формируются УУД.Этапы урока расписаны в соответствии с уроком по ФГОС.Используется электронное приложение.Дети работают с использованием мобильного класса, что позволяет выбрать индивидуальный темп работы, эффективно и быстро провести самопроверку и самооценивание.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебно-методическая разработка урока русского языка в 6 классе

Употребление местоимений в речи


Технологическая карта урока русского языка .

Таблица № 1

Авторы, разработчики:

Рахманова Любовь Викторовна, МБОУ «Крутинская гимназия»

Предмет

Русский язык (Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-М.М.Разумовская. - М.: Дрофа, 2010 и учебника: М.М.Разумовская,С.И.Львова,В.И.Капинос,В.В.Львов. Русский язык. 6 класс. М.:Дрофа ,2013

Класс

6 класс а

Тип урока

Урок обобщения

Технология построения урока

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Тема

Употребление местоимений в речи

Цели

1.Повторить, обобщить полученные знания по данной теме

22 2.Создание условий, направленных на формирование УУД на основе технологии критического мышления.

Задачи

1. Формировать умение опознавать местоимения и правильно употреблять в речи (устной и письменной);

22 2. Создать условия для развития орфографической зоркости учеников; логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы); навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль .

  • 3. Воспитывать интерес к изучению русского языка

Таблица № 2

Планируемый результат

Предметные умения

- правильно писать местоимения;

-опознавать местоимения

- совершенствовать способность выразительного использования в речи местоимений в пословицах..




Личностные УУД:

- формулировать и аргументировать собственное мнение;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

-формулировать вопрос, цель урока

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- формировать умение распределять время на уроке

- осуществлять самоконтроль и самооценивание

Познавательные УУД:

- проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделировать процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;

Таблица № 3

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы:

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Работа в группахэ

Учебники «Русский язык. 6 класс»под редакцией М. М. Разумовской,

П. А. Леканта . м.:Дрофа,2014

Электронное приложение к учебнику «Русский язык. 6 класс»под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта

Презентация учителя

Отпечатанные тексты заданий

Листы оценивания, путевые листы

Технические средства обучения:

Компьютер

Медиапроектор, экран

Мобильный класс(15 ноутбуков)

Таблица № 4

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Вызов

Установить тематическую рамку («могу»)

Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»)

Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)

Осмысление

Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению

Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма

Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями

Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки

Рефлексия

Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона

Формировать адекватную оценку правильности результатов действия

Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности

Таблица №5

Технология изучения



Этап урока,

учебные ситуации

время

Управляющая деятельность педагога

(педагогические действия)

Учебная деятельность уч-ся,учебные действия

результат

Вызов

Этап мотивации, ситуация мотивации

Цель: выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности

3 мин









3 мин







3 мин

Создаю условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!)

Активизирую требования к ученику со стороны учебной деятельности

(- надо!)

- устанавливаю тематические рамки учебной деятельности (могу!)

1.

Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. Урок - это и есть наше с вами совместное творчество.

2.Спрашиваю о настроении детей. Дети показывают смайлики. По большинству выбирают смайлик и прикрепляют магнитиком к доске

Проверили готовность к уроку. Улыбнулись друг другу. И начинаем урок

На столе лежат оценочные листы .В конце урока в соответствии с критериями каждый из вас получит отметку. Уже в начале урока я решила вас озадачить.

.

3. предлагаю ребятам отгадать ребус.

Вы правильно назвали слово Мы многое узнали о части речи - местоимении.

4.В парах попробуйте создать табличку (5б)

Что знаем по теме. Что умеем.

Какие разряды местоимений являются сложными в правописании?






4.Проверим себя. Выполним тест из мультимедийного приложения « Отрицательные

местоимения» (5 баллов)

Подготовка класса к работе.








Раздаются листы оценивания каждому ученику


Отгадывают ребус .Называют цели урока.Что должны знать и уметь.


Отвечают на вопросы учителя.

Работают в парах

Знаем:

1.Местоимение-такие слова,которые обозначают лицо,а также указывают на предметы. Признаки и количества, но не называют их

2.Разряды местоимений

3. Местоимения изменяются по падежам, родам и числам.

4. В предложении бывают подлежащими, дополнениями и определениями

Умеем:

1.Опознавать местоимения в тексте

2.Правильно писать местоимения

Выполняют тест Оценивают себя

Осмыслен мотив «хочу» и «могу»

Этап целеполагания(ситуация целеполагания)

Цель: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации

2 мин

Учитель выступает в роли организатора.

5.Создание проблемной ситуации.

Для чего используются местоимения в тексте? Солнца не было видно. Лучи солнца не могли пробить песчаные тучи,тучи неслись по пустыне.Но к полудню солнце накалило это море летящего песка и под палаткой сделалось жарко,душно.

Многих вещей не хватало.Вещи унесло.


  • Что в тексте звучит некрасиво, неправильно?

(попробуем исправить текст ) в парах.

Определите, каким членом предложения являются местоимения. Определите разряды местоимений.(10 б)

О чём мы будем говорить на уроке? Об употреблении в речи местоимений.


.

Затруднения фиксируют в диалоге при выполнении пробного действия.

Учащиеся высказывают своё мнение о том, что трудно определить о ком или о чём идёт речь. Нужно поставить новую цель в изучении темы

Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться?)

Сформулирована учебная цель урока:

Научиться использовать обобщающие слова перед однородными членами предложения и ставить двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами предложения.

Этап целеполагания(ситуация планирования УД)

Цель:

поставить задачи учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации

2мин

Предлагаю согласовать тему урока, цель учебной деятельности Какие действия нам необходимо выполнить, чтобы достичь результата каждому на уроке.

Ответы учеников :

научимся правильно употреблять местоимения в речи

Для этого нам нужно

-наблюдать,анализировать;

- найти и выделить необходимую информацию:

-уметь слушать других

-работать по плану;

Определяют критерии выполнения учебных заданий

1.Правильность выполнения

0-1 ошибки-5 б

- 2- ошибки-4б

3-4 ошибки -3 б

Более 5 ошибок -0 б

.

Сформулирована учебная задача

Осмысление

Этап решения учебной задачи(ситуация реализации учебных действий)

Цель:

построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

5мин








2мин



3 мин



6 мин






3 мин




2 мин



Взаимопроверка на стр 291, упр 712


Лингвистический эксперимент Попробуйте начать текст с местоимения третьего лица (его).Понятно ли о чём говорится в тексте.Сделайте выводы.

Учитель выступает в роли организатора.

Фиксирует новый способ действия на доске

Следит за хронометрией урока.


  • Прочитаем текст учебника на с. 291(знакомство с теоретическими сведениями). Что нового узнали, читая лингвистический текст ?

  • Какие можете задать вопросы по прочитанному?

Назовите основные положения статьи.

Оч Часто местоимения употребляются

в послови. Чему нас учат пословицы? Что можно сказать о языке пословиц?

(Они немногословные, но содержательные.)

В данных мудрых изречениях

К Какова роль местоимений?

в группе соберите пословицы, найдите в них местоимения, определите разряд

Своя земля и в горсти мила.

Кто думает, до чего(нибудь)додумается

Доброе дело само с..бя хвалит.

(Н..)(с)(кого) спрашивать, когда сам виноват.

(Не) кричи о себе, пусть другие о тебе хоть тихо скажут

  1. Иной мелет, да (н..)кто ему (не) верит.

  2. Глуп совсем, кто (не) знается (н..)(с)(кем).

Для себя жить- тлеть ,для семьи- гореть, а для народа- светить

Исправьте сочинение школьника.(на ноутбуке)

Придя со школы домой, быстро переодемшись, я решил отправиться до бабушки и дедушки. До ихнего дома рукой подать. Бабушка у меня здоровская. Знаете, по чем это видно? У ней всегда есть вкусные пирожки. Она пекёт их особым способом. Дедушка об ей заботится, ухаживает. Я вырасту и тоже буду ихней поддержкой и опорой.

(физкультминутка)

Упр 713.Устно.прочитайте,сделайте выводы,обсудив в парах

Проверьте свои выводы стр 291

На основе выбранного учащимися метода они выдвигают гипотезы, применяя новый способ действий к задаче, которая вызвала затруднения.

Фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.

Учащиеся делают вывод;

  • Вывод :

местоимения служат для выразительности речи, помогают избежать ненужных повторов в повествовании.


  • Вывод :

местоимения могут выступать в роли различных членов предложения. Относительные местоимения служат средством связи частей СПП.

Вывод:

  • Местоимения НЕ ИМЕЮТ СВОЕГО лексического значения, а приобретают в речи значение того слова, вместо которого употребляются.


  • Конкретное значение местоимения становится понятным лишь из контекста.


Работа с теоретическим материалом учебника.

В группе распределяются роли(один следит за временем, двое складывают пословицу из разрозненных слов, третий объясняет орфограммы, четвёртый отвечает у доски от группы)



В пословицах говорится о каждом человеке, слова обращены к каждому из нас.Местоимения имеют отвлечённое значение.Часто используются в речи для обозначения обобщённости. Поэтому широко употреблены в пословицах,где речь идёт не о конкретном человеке, а обо всех людях.


Придя ИЗ школы домой, быстро переодеВшись, я решил отправиться К бабушкЕ и дедушкЕ. До ИХнего дома рукой подать. Бабушка у меня замечательная. Знаете, по ЧЕМУ это видно? У НЕЕ всегда есть вкусные пирожки. Она пеЧёт их особым способом. Дедушка о НЕЙ заботится, ухаживает. Я вырасту и тоже буду ИХ поддержкой и опорой

В русском языке местоимение ВЫ может употребляться как особая уважительная форма обращения к человеку

Решены учебные задачи

Выполнены УД:

Личностные :

- формулировать и аргументировать собственное мнение;

.

Регулятивные УУД:

-формулировать вопрос, цель урока

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- осуществлять самоконтроль и самооценивание

Познавательные УУД:

- проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделировать процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;

- выстраивать логическую цепь рассуждений - анализ объектов с целью выделения признаков;

-строить алгоритм.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Рефлексия

Этап контроля и оценки(ситуация реализации контроля и оценки)

Цели: 1.Интерпретировать (т.е. пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и провести рефлексию (коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия.

2.Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать методы построения и границы применения нового способа действий





5 мин






2 мин




2 мин






2мин

Организовывает самостоятельную работу на новый способ действия (формы любые).

Организовывает самопроверку учебных решений по эталону. Создаёт (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка, для уч-ся допустивших ошибки.

Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность)

Самостоятельная работа

Исправьте стилистически неправильные предложения и запишите их.

Гусь среди их был самый старый и степенный

Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии

Я укорял меня за невнимательность.

Он хвастун: всё время хвалит самого его.

Мы с ими давно дружим

Олег Петрович,Вы очень удивлён

5баллов

3.Рефлексия

Организую рефлексию

( по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности )

Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал…»

«Сегодня на уроке я научился…»

«Сегодня на уроке мне было сложно…»

«Сегодня на уроке мне понравилось…»

«Я поставлю себе отметку ..»

Определяет домашнее задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества.

3.Самооценивание


  • Кому не хватает баллов ,можно отгадать загадки (0,5 б за одну)

  • В каком местоимении одна буква, но два звука? ( )

  • Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? ( )

  • Сколько личных местоимений в слове семья? ( )

  • Первый слог - личное местоимение,

Второй - звук, который издает лягушка,

Вместе -овощ. (

4. Определяет домашнее задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества

п.65,

1.Упр 714

2.Записать 5 пословиц с местоимениями

3.Написать сочинение-миниатюру «Наше озеро», «Весна в Крутинке», правильно употребив местоимения.

Подвожу совместно с учащимися итог урока:

- Какова была цель урока? Достиг ли урок цели? Что нового узнали?Сделаем выводы по уроку.

Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания.

Учащиеся фиксируют положительные результаты своих действий ( в баллах.).

Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия.



Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал…»

«Сегодня на уроке я научился…»

«Сегодня на уроке мне было сложно…»

«Сегодня на уроке мне понравилось…»

«Я поставлю себе отметку ..»

Соотносят цель и результат учебной деятельности

Фиксируют степень соответствия.

Оценивают в листе оценивания свои достижения на уроке.

.

Намечают цели дальнейшей деятельности.

Записывают домашнее задание, осуществляют выбор в зависимости от предпочтений.




Я,ямы,7-я, тыква




Делают выводы. подводят итог урока

Выводы по употреблению местоимений:

ИТАК: местоимения

Помогают избежать ненужных повторов в повествовании.

Служат для связи предложений в тексте.

Могут выступать в роли разных членов предложения.

Относительные местоимения служат средством связи частей СПП.

Неуместное использование местоимений может породить двусмысленность


Оценка учебной деятельности.

Личностные УД

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

-Рефлексия способов и условий действий -П;

-контроль и оценка способов своей деятельности -Р;

-самооценка на основе критерий успешности-Л;

- адекватное понимание успешности или неуспешности-Л;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью -К.

Использованные электронные ресурсы:

  1. Электронное приложение к учебнику «Русский язык. 6 класс» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта

  2. onlinetv.ru

Разработка урока русского языка в 6 классе «Употребление местоимений»

12

© 2010-2022