- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Использование регионального компонента на уроках литературы
Использование регионального компонента на уроках литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хворенкова М.И. |
Дата | 06.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«Использование регионального компонента на уроках литературы».
Одним из средств повсеместного включения регионального компонента в содержание воспитания и обучения в общеобразовательной школе является введение непосредственного регионального материала в рабочие программы уроков литературы.
Цель курса литературного краеведения - изучение творчества писателей и поэтов Ульяновской области, а также творчества тех авторов, которые тесно связаны с нашим краем. Познание Ульяновской земли, воспитание любви к родному краю - одна из главных задач курса.
Курс литературного краеведения вводит учащихся в мир родной природы и человеческих отношений, расширяет их сведения о родном крае, нацеливает на поиски литературно-краеведческого материала. Особое место этот курс занимает в нравственном и экологическом воспитании.
На уроках можно применять разнообразные формы занятий (выразительное чтение, собеседование, уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-дискуссии, конференции, инсценировки, интегрированные и интегральные уроки, уроки-концерты, экскурсии, встречи и другие формы), направленные на создание атмосферы совместной деятельности учителя и учащихся, на активизацию творческих возможностей каждого ученика.
Основа курса - работа с текстом художественного произведения, постижение авторского видения окружающего мира, формирование личности учащегося. Курс также включает в занятия самостоятельные и практические работы учащихся: различные работы по развитию речи, поисковую работу, выступление с сообщениями, докладами, рефератами и т.д.
Учитель, исходя из особенностей школы, класса, уровня подготовки, наличия художественных текстов, может изменять последовательность изучения материала, самостоятельно распределять часы и определять конкретные формы занятий, заменять одни произведения другими. Важно формировать у учащихся умения и навыки, сформулированные в общегосударственной программе по литературе: - правильное и выразительное чтение прозаических и стихотворных текстов; - умение определять тему, главную мысль, основные проблемы художественного произведения, его род, жанр, сюжет, фабулу, композицию, характеризовать героя, выделять эпизоды, то есть анализировать это произведение; - находить в произведении различные тропы; - составлять простой и сложный план, тезисы, конспекты, писать доклады, рефераты, рецензии, давать устные отзывы; - аргументированно оценивать ответ одноклассника, давать самооценку себе; - вырабатывать навык саморедактирования и взаиморедактирования письменных работ; - определять авторскую позицию, уметь формулировать свою; - формировать навыки активного слушания, основные навыки ведения беседы, дискуссии.
При изучении регионального компонента в курсе литературы затрагивается множество разнообразных тем. Это и языческая культура народа, и история православия, и мифология, и национальная одежда, и народный календарь и т.п. Например, при изучении славянской мифологии в 5 классе мы вспоминаем, какие мифологические и христианские персонажи есть в фольклоре Ульяновской области. Большой интерес вызывают у учащихся предания. Белоярская земля таит много загадок и тайн. Ведь на Белом Яре побывал даже Степан Разин и говорят, что когда он плыл по Волге напротив Белого Яра с награбленным золотом, то перевернулась лодка и клад упал в Волгу. До сегодняшнего дня находят люди монетки на берегу Волги.
Белый Яр - так называли это место жившие здесь когда-то в землянках крепостные крестьяне Покровского монастыря в Тетюшах. Яр - хорошо знакомое нам слово, означающее «крутой склон». Почему Белый? Да потому, что берега, размываемые бурными волжскими водами, сложены из рыхлых пород светлого песка и белой глины. Кто только не поэтизировал крутые берега вольной реки? «Эй, ямщик, гони-ка к яру» - стремится разудалый ездок из популярного романса прошлого века, а вот строки сегодняшнего дня:
Околдован твоей красотою,
Хрупкой нежностью белых берез!
Где прекрасные песни ночные
Соловьи посылали мне в дар…
Полюбил я тебя всей душою,
Мой родной, Белый Яр!
При изучении поэмы «Борис Годунов» я говорю детям о том, что в 1601-1603 г.г. Борис Годунов построил здесь Полянский городок как форпост Тетюшской засеки.
Известный русский писатель П.Мельников-Печерский в романе «В лесах» так характеризовал процесс заселения Заволжья» «Беглые холопы, пашенные крестьяне, не смогшие примириться с только что возникшим крепостным правом, отягощенные оборками и податными слобожане, лишенные рпромыслов посадские люди, беглые драгуны, солдаты… всё это валом валило за Волгу и ставило свои починки и заимки по таким местам, где до того времени человек ноги не накладывал… . Тогда -то и сложилась пословица: «Нечем платить долгу- дай пойду на Волгу».
Весной 1671 г. один из соратников Степана Разина - Федор Шелудяк выступил в поход на Симбирск. К нему в Белом Яре присоединились 70 стругов с 2500-ми повстанцев. Однако Симбирск выдержал штурм и нападающие отступили.
При изучении повести «Капитанская дочка» я рассказываю детям, что в конце 1773 года у Белого Яра можно было увидеть отряды пугачевцев.
С начала XX века российская провинция была вовлечена в интенсивную культурную деятельность государства. В Симбирской губернии наблюдается активизация общественной жизни. В крае, «заповеднике» дворянской культуры, бережно собираются, исследуются сохранившиеся материальные и духовные ценности. В частности, М.Ф.Суперанский занимается изучением биографии И.А.Гончарова, А.А.Коринфский - исследованием творчества Д.Н.Садовникова. В Симбирске проводятся мероприятия по увековечению памяти известных земляков Н.М.Карамзина, Н.М.Языкова, И.А.Гончарова. Много и плодотворно работает театр, в репертуаре которого пьесы отечественных и зарубежных классиков. В Поволжье, в том числе и в Симбирской губернии, находит материал для своих ранних произведений о последних «дворянских гнездах» А.Н.Толстой. В.В.Розанов, известный философ, писатель, критик, пишет о Симбирске как о своей «духовной родине». Широкое распространение получает поэзия модернизма В.Я.Брюсова, Д С.Мережковского, З.Н.Гиппиус, К.Д.Бальмонта. С И.Северяниным симбирская публика познакомилась непосредственно во время его турне с авторскими «поэзоконцертами». Своими корнями, пребыванием в крае связаны с губернией А.Ахматова, В.Хлебников, А.Грин. Заметную роль в литературной жизни Симбирска играет писатель С.Г.Скиталец, который участвует в концертах и молодежных вечерах. В Симбирской губернии начал свою литературную деятельность А.С.Неверов (Скобелев). Дети с интересом узнают о том, что в 1905-10 годах в с. Андреевка (в 25 километрах от Белого Яра) часто бывал писатель. Учительствуя в деревне Камышовка (примерно в 15 километрах от Андреевки он часто приходил в Андреевку к своей невесте -учительнице Андреевской школы -Пелагее Андреевне Зеленцовой.
Еще одна известная личность Н.Гарин (Михайловский) - неутомимый исследователь, писатель какое-то время жил в селе Тургеневе. Приобретя имение Тургеневых Гарин(Михайловский) и проживая с 1902 года он много писал о быте и жизни крестьян окрестных селений, что четко прослеживается в его повестях и рассказах. В Тургеневское имение к Гарину по делам меценанства приезжал Максим Горький. Об этих фактах дети узнают при изучении творчества М.Горького и при знакомстве с литературой 19 века.
Культурная жизнь Симбирского края в начале XX века была насыщенной и динамичной. Вместе с тем, приобщение к духовным ценностям было ограничено низким образовательным уровнем населения. Глубокое социальное расслоение общества стало той основой, на которой произрастали революционные катаклизмы.
Двадцатые годы - период богатый и многогранный. Это тот момент в развитии литературы, когда культура, взорванная революцией, обнаруживала и реализовывала свой богатый художественный потенциал. В первые годы после революции в Симбирске невольно сосредоточились культурные силы дореволюционной России, которые и определили активное функционирование театра, музыкальных концертов, художественных выставок, привлекая к культуре все сословия. В Симбирске отмечается настоящий журнальный бум. Здесь выходит большое количество газет и журналов . В местной печати активно обсуждаются вопросы литературы. Для Симбирска характерно обилие различных литературных групп, а именно: ДНТ (Дом народного творчества), молодежная группа «Молодняк», группа «Стрежень» (Отдел Всесоюзного Объединения Рабоче-крестьянских писателей «Перевал»), УАПП (Ульяновская ассоциация пролетарских писателей) и другие.
Изучая литературу начала 20 века, дети узнают о том, что в годы гражданской войны в Симбирске работает Скиталец, начинают заниматься литературой В.Н.Билль-Белоцерковский, К.Митрейкин.
Говоря о новокрестьянской поэзии, о творчесте С.Есенина, я обращаю внимание детей на то, что в полемике с пролеткультовскими теориями технизации и машинизации мира новокрестьянские поэты отстаивали свои духовные ценности. Среди них заметное место занимал А.Ширяевец, создавший в лирических произведениях художественный образ родного Поволжья. А.С.Неверов, восприняв революцию и гражданскую войну с позиций общедемократических и гуманистических, свой внимательный взгляд художника обратил на изменение жизни в деревне. Артему Веселому довелось работать редактором газеты в Мелекессе Симбирской губернии, быть председателем уездного комитета партии и сотрудником ЧК.
Свои впечатления о гражданской войне в Поволжье он опишет в романе «Россия, кровью умытая».
Учащиеся, изучая творчество М.Шолохова, с интересом узнают о т том, что в Белом Яре в 1919 году была организована комсомольская ячейка. В это время в селе располагался районный комитет /райпродком/ - орган Наркомпрода, ведавшего заготовкой хлеба для армии и городских фабричных центральных промышленных центров. Среди служащих райпродкома и продотрядников была молодежь. Ячейка вместе с партийцами райпродкома развернули политическую и культурно-просветительскую работу среди белоярской молодежи. Под клуб комсомольцами была взята полуветхая церковно-приходская школа. В клубе проводились собрания, на них читались политические доклады - лекции коммунистов, читались газеты, Белоярская молодежь впервые слушала записанные на пластинки речи Ленина, Луначарского. Часто ставили спектакли. Репертуар был самый разнообразный: Жан-Поль Марат, «От судьбы не уйдешь», «О штучках поповских и кулаковских», даже пьесу А.П. Чехова «Медведь». Перед началом спектакля обычно проводился митинг, посвященный очередной кампании.
С литературой 30- годов я знакомлю детей в обзорной лекционной форме, в которой отмечаю, что тридцатые годы двадцатого столетия - время больших перемен и больших потрясений для страны. Ульяновская область потеряла самостоятельность, войдя в Средне-Волжский край, это отразилось на ее экономическом, социальном, культурном развитии: закрылись многие газеты, издательство, творческая интеллигенция покинула город. Репрессии унесли жизнь многих людей, в том числе ученых, деятелей культуры. Но в единственной газете Ульяновска продолжают работать талантливые журналисты, литераторы: Л.Правдин, А.Троепольский, Н.Ручкин, Н.Варламов, Б.Бурлак. Исследовательскую работу по изучению литературы края в эти годы ведет П.С.Бейсов.
Ульяновский округ, являясь во многом типичным для России, привлекал внимание писателей, желающих проникнуть в суть социальных перемен, понять, как отразятся происходящие изменения в стране на жизни людей, следовательно, регион служил источником для создания произведений, к примеру, Ф.И.Панферова, А.П.Платонова. А.П.Платонов в 1930 году познакомился с колхозами и совхозами Чердаклинского и Мелекесского районов Ульяновского округа Средне-Волжского края, что зафиксировано в его четвертых записных книжках. На их основе А.П.Платонов создает очерки «За большевистского счетовода в колхозе! (Заметки разъездного корреспондента)» и «По заволжским МТС (Заметки разъездн<ого> корреспондента)».
В годы войны большую роль играла периодическая печать. Некоторые стихотворные произведения публиковались в газетах, иногда вместо передовиц (А.Никифоров, А.Яшин). В городе продолжал работать областной драматический театр. Восстановление статуса Ульяновской области как самостоятельного субъекта федерации произошло в 1943 году.
Изучая литературу Великой Отечественной войны я рассказываю детям о нашем земляке-Герое Советского Союза Огуречникове Николае Ивановиче. Николай Иванович родился в с.Белый Яр Николо-Черемшанского района(ныне Чердаклинский).Окончил начальную школу в с.Белый Яр, затем Карсунскую школу механизации. Стал работать слесарем в Белоярской МТС.В 1936 году был призван в Красную Армию. Участник советско-финской войны 1939-1940гг. На фронтах Великой Отечественной войны - 1941 года. Зачислен сапером в 344стрелковую дивизию, сформированную на территории Ульяновской области. Защищает Москву, освобождает Прибалтику, дивизия перебрасывается на Южное направление к Днепру. 23 июня 1944 г.в период прорыва обороны противника на подступах к Днепру в районе д.Баево, Дубровинского района Витебской области, старший сержант Огуречников , выполняя боевое задание с группой саперов, проделал четыре прохода в минных полях и проволочных заграждениях , чем обеспечил выполнение задачи подразделением. 27 июня 1944г.при форсировании р.Днепр южнее г.Орша Н.И.Огуречников, командуя взводом, руководил постройкой парома под огнем противника, находясь три часа в воде , обеспечил в срок готовность переправы. Проявил при этом большую выдержку, мужество и героизм. 24 марта 1945 г. старшему сержанту Огуречникову Н.И.присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1948 году отмечалось 300-летие Симбирска-Ульяновска. Среди юбилейных мероприятий было торжественное открытие памятника И.А.Гончарову у здания Дворца книги. В 1948 году создается отделение Союза писателей и организовывается выпуск альманаха «Литературный Ульяновск».
Культурная жизнь края многих десятилетий определялась тем, что здесь родился В.И.Ленин. В конце XX века, в период социально-политической трансформации, в Ульяновске осознается необходимость восстановить утерянную преемственность исторического и культурного развития, проложить мост, по которому все лучшее из прошлого сможет перейти в будущее. В регионе понимают: необходимо соединить достижения дореволюционной культуры, советской с реалиями современного исторического времени. В последние десятилетия работа по возрождению культуры в регионе стала результативной: расширяется сеть музеев, становятся регулярными научно-практические конференции, чтения, публикации исследований, презентации книг.
Говоря о художественных поисках ульяновских поэтов и прозаиков, можно отметить, что вдохновленные послевоенной «оттепелью», голоса молодых и талантливых поэтов зазвучали уверенно, обращая на себя внимание читающей публики свежестью красок, задушевностью интонаций, обостренной совестливостью (А.Андрюхин, Н.Благов, В.Дворянсков, Е.Кувшинникова, А.Лайков, С.Матлина, Г.Медведовский, В.Пырков, Н.Рябинин и др.). Разные по мировоззрению, жизненному опыту, манере поэты создают общий объемный образ родного края. В течение многих лет ленинская тема была одной из ведущих у ульяновских авторов. Образ пролетарского вождя создан в поэмах Н.Благова, А.Макарова, в стихотворениях Н.Рябинина, В.Пыркова, А.Царева, А.Бунина. Определяющими в поэзии были также темы войны и родного края.
Прозаики (В.Дворянсков, Е.Ларин, Е.Мельников, Л.Никитина, Л.Фомин и др.) пытаются в своих произведениях разобраться в стремительном потоке происходящих перемен, обращаются в будущее, создавая произведения для детей, делятся своими секретами преодоления страхов, неуверенности, невезения.
Богатая история ульяновского региона, замечательные люди привлекали внимание Д.Гранина, Е.Евтушенко, А.Крупнякова, В.Рыбакова, П.Сажина, М.Шишкина, В.Шукшина и других. Жизнь семьи Ульяновых в Симбирске описана в произведениях З.Воскресенской, Л.Кассиля, А.Рутько, М.Шагинян.
Для литературы Симбирско-Ульяновского региона как начала века, так и последних десятилетий характерно отсутствие модернистских тенденций. Литература края имеет глубокие традиции, край по праву называют «отчизной поэтов» (П.Александров). Провинция близка к истокам, традиции, может быть, поэтому в пространство поэтических и прозаических произведений входят по-прежнему «изба» («дом»), «родное село», «дорога к дому», «Волга». Ульяновских поэтов и прозаиков объединяет сокровенное ощущение дома, родины.
При изучении литературы 50- годов (В.Распутин «Прощание с Матерой) я рассказываю детям о том, что в 1951 году начинается подготовка ложа Куйбышевского водохранилища. Белый Яр (кроме верхней улицы) переселяется в открытое поле, за сосновый бор в трех километрах от Волги. Это села Табурное, Вислая Дубрава. В этом же году образовался ещё один «выселок», на голом поле, село Новый Белый Яр. Все деревни из - за затопления переселяли, так канули в лета Таборное, Вислая Дубрава.
Говоря о современной литературной жизни, я знакомлю детей с творчеством людей, чья жизнь связана с Белым Яром.
Рассказываю об уроженке с. Старый Белый Яр- поэте Анне Ивановне Тонеевой-Романовой, об актере Самарского драматического театра Белове Олеге.
Большой интерес вызывает у детей следующий факт.
Краеведческая находка.
В 1940 году по стране с большим триумфом прошел фильм А. Разумного «Тимур и его команда». Успех фильма был настолько ошеломляющим, что отложив свою работу над творческим портретом знаменитого полководца Фрунзе, Л. Кулешов вплотную занялся «тимуровской» тематикой. Уже началась война, когда известный режиссер вместе с Аркадием Гайдаром пишут сценарий второго фильма о военной судьбе героя кинокартины «Клятва Тимура». На все это потребовались считанные дни, а вот во время подготовки непосредственно к съемкам, фашисты уже сбрасывали бомбы на столицу. Так съемочная группа оказалась в Белом Яре. В эпизодах кинокартины принимали участие жители села. ( на сайте школы имеются кадры из фильма).
При изучении УНТ в разных классах обязательно знакомимся с фольклором нашего народа в разных жанрах (сказки, песни, сказания, частушки, поговорки). Здесь хорошо проявляется связь с семьей, т.к. бабушки и дедушки могут рассказать какую-то не всем известную сказку, вспомнить старинную песню, частушку и т.д. На уроках при изучении русских народных песен пользуюсь аудиозаписями русских протяжных песен Ульяновской области. Имеется в наличии фонотека следующих песен: «Вы кокушки», «Гулял Ваня в чистом зале», «Как на горочке». «Не пой», «При долине», «Спали, спали с рук», «Ты прощай».) Всем в детстве известна фраза Пушкина: «Что за прелесть эти сказки. Каждая есть поэма! В том же письме Александр Сергеевич обмолвился, что таких сказок, как в Симбирске, ему слышать не приходилось Сюжет для своего «Аленького цветочка» писатель подобрал тоже в наших краях.
При изучении «рождественских» произведений: «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя, «Мальчик у Христа на елке» Ф.М.Достоевского вспоминаем традиции празднования Рождества и Нового года у нас в области и в каждой семье. В каждом классе обязательно читаются стихи и проза симбирских авторов.
С января 2015 года в связи с объявленным Годом литературы на каждом уроке в 5,7 классах начала проводить «Поэтические минутки», чтобы шире знакомиться с творчеством наших поэтов и прозаиков. Учащиеся 5 класса начали изготавливать книжки-малышки на тему «Тихая моя родина» со стихотворениями поэтов Ульяновской области.
Изучая литературу XVIII века часто обращаюсь к произведениям Н. М. Карамзина: " Молитва о дожде", "Волга", и другие стихотворения, Н. М. Языкова: "Сказка о пастухе и диком вепре", " Пловец", "Чужбина", "Островок", "Наталье Языковой" и другие,Д.Д Минаева: "Просьба", "Совет", "Две смерти", "Губернская фотография", и другие произведения, Д. Н Садовникова: "На Волге", "К Волге", "В Жигулях", "Ребёнку", "Атаман", "Есаул", "Стенькина шуба", "Суд", "Из- за острова на стрежен" и другие.
Изучая литературу XIX века использую на уроках произведения Н.Н Благова: "Свияга", "Земля в закате багровом", "Озноб осыпал снег с берёз", "Сроки", "Ранний снег" и другие стихотворения, поэму "Волга".
Сопоставление произведений русских писателей и писателей Ульяновской области составляет эстетически эффективный образовательный и воспитательный материал
Например, при изучении творчества Ивана Андреевича Крылова в пятом классе, необходимо уделить три часа. На протяжении этих уроков мы должны познакомить учащихся с кратким рассказом о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор учителя). Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д. «Волк на псарне» - отражение исторических событий. А также учащиеся должны усвоить что такое: рассказ и мораль в басне, аллегория. А для сопоставительного анализа можно познакомить с баснописцем И.Дмитревым.
На первом уроке мы ставим такие цели: дать понятие о басне, как жанре литературы, знакомим с языковым своеобразием басен Крылова и его предшественников, Учим понимать иносказательный подтекст басен и их мораль на основе басен И.А. Крылова и И.Дитрова. На основе сопоставительного анализа учащиеся раскрывают красоту и богатство языка басен, а также ими прочно усваиваются и литературные термины.
Историко - культурные сведения должны использоваться на уроках литературы в обязательном порядке. Поэтому учащимся в самом начале учебного года (5-9 классам) дается задание: собрать краткие сведения о собирателях фольклора на территории Ульяновской области, записать песни, стихи, разные предания, биографические сведения из жизни Н. М. Карамзина, Н. М. Языкова, А. С Пушкина, И. А. Гончарова, Д. Д Минаева, Д. Н. Садовникова, Н. М. Благова, связанные с Симбирским краем и Ульяновской областью, о памятниках культуры Ульяновской области, связанные с жизнью и деятельностью писателей- симбирян. Все эти материалы оформляются в альбомы, если рассказы, то записываются на дисках.
Изучение литературы родного края - это одно из важных направлений преподавания литературы в школе, главная цель которого изучить и возродить традиции литературного просвещения , вызвать у учащихся интерес к своей «малой» родине, пробудить чувство любви к своему селу, литературе и культуре родного края, развивать творческие способности учащихся.
.
ПРИЛОЖЕНИЕ
В учебную программу по литературе включаю следующие произведения:
Класс
Раздел федеральной программы
Содержание темы
Для чтения и бесед
Для чтения и изучения
5
Писатели- сказочники
Устное народное творчество: народная традиционная культура, календарные обряды, святки, масленица, Троица, песенно- обрядовый фольклор.
С. А Аксаков
"Аленький цветочек": личность автора, сказки Аксакова, "странное сочинение восточное вымысла с народной речью, сила добра и любви в сказке"
Н. М. Языков "Сказка о пастухе и диком вепре": детство Языкова, родовое поместье, дом Языкова в Симбирске, фольклорная основа сказки.
6
Устное народное творчество: традиционная народная культура. Свадебный обряд
( этапы )
Литература XIX века
Литература XX века
Д. Н. Садовников "На Волге", "К Волге", "В Жигулях", "Ребёнку", детство, творческий путь, природа в лирике, богатство изобразительных средств.
Н. М. Благов "Свияга" , "Заря в закате голубом", личность автора, Родная природа в лирике современного писателя.
7
Устное народное творчество: традиционная народная культура, собиратели песен, из истории фольклорных экспедиций, традиция и современность.
Литература XIX века
Литература XX века
Н. М. Языков "Чужбина", "Пловец", "Н. Языковой", Детство поэта, Пушкин и Языков, тема стихотворений.
Знакомство с книгой Д.С. Садовникова «Исторические предания Симбирской губернии»
А.С. Неверов "Ташкент- город хлебный", "Взрослое детство", нравственная чистота героя, гуманизм писателя.
8
Литература XIX века
Литература XX века
А, С. Пушкин в Симбирске,
Д. Н. Садовников
"Атаман и есаул", "Суд", цикл песен о Степане Разине, язык и стиль.
Н. М. Благов "Волга", история создания, герои, народность языка.
9
Литература XVIII века
Литература XIX века
Н. М. Карамзин "Молитва о дожде", "Волга", детские годы в Симбирске, лирика, памятник Карамзину в Симбирске
Д. Д. Минаев "Просьба", "Совет", "Две смерти", "Губернская фотография " как сатира на нравы провинциального Симбирска, тематика и разнообразие жанров, журналистика
10
Тематический план занятий по дисциплине «Литературное краеведение»
№ п\п
Раздел программы
Тема занятия
План темы, основное содержание
1
Симбирск и его прошлое
1. Книга М.Ф.Суперанского «Симбирск и его прошлое»
2. Книга В.Красновского «Хронологический перечень событий «Симбирской губернии»
3. Гербы Симбирской губернии
4. Знакомство с книгой Д.С. Садовникова «Исторические предания Симбирской губернии»
1. Характеристика основных
исторических событий, связанных
с историей Симбирского края.
2
Общественно-литературная и культурная жизнь Симбирска XVIII - начала XIX века
1. История Симбирского театра
2. Г.Р. Державин и Симбирск (краткая характеристика вопроса)
3. Н.М.Карамзин
4. И. Дмитриев Очерк жизни и творчества.
1. Возникновение театра
2. Первые актёры, постановки
1. Личность писателя и государственного деятеля
2. Произведения
1. Личность и судьба писателя-историка
2. Повести, рассказы
3. Симбирский памятник Карамзину
1. Особенности творчества писателя
2. Басни
3
Война 1812 и Сибирский край
1.П. А. Кикин - герой войны 1812 года
2.Денис Давыдов
1. Личность и судьба героев войны
4
Симбирск и декабристы
1. Семьи Киндяковых и Тургеневых
2. В. Ивашев
1. Роль дворянства в литературной жизни
Симбирска
1. Ундоры - родовое поместье
2. В. Ивашев - декабрист, его судьба
3. Судьба Камилы Ледантю
5
Литературная жизнь ½ 19 века
1. П. М. Языков
2. А.С. Пушкин и Симбирск
3. И. А. Гончаров
1. Детство писателя, родовое поместье
2. Дом в Симбирске
3. Пушкин и Языков
4. Языков - поэт пушкинской плеяды
1. Пушкин - путешественник
2. работа над материалом о восстании Пугачева
3. Симбирские дни Пушкина
1. Гончаров в Симбирске
2. Отражение симбирских впечатлений
писателя в романах.
3. Гончаров и "Обломов"
6
Общественно- литературная жизнь Симбирска в 50- 60 года 19 века
1. Литература Симбирск 50- 60 годов 19 века.
2. П. А. Анненков - критик, беллетрист, мемуарист, первый издатель и исследователь Пушкина.
С. Аксаков. Личность автора, сказка "Аленький цветочек"
3. Д . Н. Садовников
4. Д. Минаев
1. Огарёв
2. Ознобишин
3. Гольц - Миллер
1. Детство писателя, начало творческого пути
2. Садовников - фольклорист, цикл песен
о Степане Разине
3. Садовников - певец родной земли.
Язык и стиль поэзии
1.Биография, обзор литературной деятельности, сотрудничество с журналами "Искра", "Современник", " Русское слово"
2. Минаев - сатирик
7
Литературная жизнь края начала XX века, 20-30 годов XX века
1. Горький и Симбирск
2. С. Г. Скиталец и наш край
3. А. С. Неверов, Ф. И. Панфёров
4. А. Н. Толстой
1. Посещение Симбирского театра
2. Произведения Горького на сцене Симбирского театра
1. Очерк жизни и творчества
2. Петров и Симбирский край
3. Роман "Дом Черновых" и отражение в нём впечатлений о жизни симбирского купечества
1. Краткий обзор жизни и творчества
2. " Ташкент - город хлебный" характеристика
3. Тематика произведений Панферова
1. Толстой и Симбирское Поволжье
2. Тематика произведений и отражение
в них жизни Симбирского Поволжья
8
Современный литературный процесс
1. Место Ульяновских поэтов, писателей в современном литературном процессе
2. Обзор творчества современных писателей, поэтов.
1. Обзор периодических статей, литературно - художественных журналов, литературных Альманахов.
.