Использование регионального компонента на уроках литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Использование регионального компонента на уроках литературы».

Одним из средств повсеместного включения регионального компонента в содержание воспитания и обучения в общеобразовательной школе является введение непосредственного регионального материала в рабочие программы уроков литературы.

Цель курса литературного краеведения - изучение творчества писателей и поэтов Ульяновской области, а также творчества тех авторов, которые тесно связаны с нашим краем. Познание Ульяновской земли, воспитание любви к родному краю - одна из главных задач курса.

Курс литературного краеведения вводит учащихся в мир родной природы и человеческих отношений, расширяет их сведения о родном крае, нацеливает на поиски литературно-краеведческого материала. Особое место этот курс занимает в нравственном и экологическом воспитании.

На уроках можно применять разнообразные формы занятий (выразительное чтение, собеседование, уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-дискуссии, конференции, инсценировки, интегрированные и интегральные уроки, уроки-концерты, экскурсии, встречи и другие формы), направленные на создание атмосферы совместной деятельности учителя и учащихся, на активизацию творческих возможностей каждого ученика.

Основа курса - работа с текстом художественного произведения, постижение авторского видения окружающего мира, формирование личности учащегося. Курс также включает в занятия самостоятельные и практические работы учащихся: различные работы по развитию речи, поисковую работу, выступление с сообщениями, докладами, рефератами и т.д.

Учитель, исходя из особенностей школы, класса, уровня подготовки, наличия художественных текстов, может изменять последовательность изучения материала, самостоятельно распределять часы и определять конкретные формы занятий, заменять одни произведения другими. Важно формировать у учащихся умения и навыки, сформулированные в общегосударственной программе по литературе: - правильное и выразительное чтение прозаических и стихотворных текстов; - умение определять тему, главную мысль, основные проблемы художественного произведения, его род, жанр, сюжет, фабулу, композицию, характеризовать героя, выделять эпизоды, то есть анализировать это произведение; - находить в произведении различные тропы; - составлять простой и сложный план, тезисы, конспекты, писать доклады, рефераты, рецензии, давать устные отзывы; - аргументированно оценивать ответ одноклассника, давать самооценку себе; - вырабатывать навык саморедактирования и взаиморедактирования письменных работ; - определять авторскую позицию, уметь формулировать свою; - формировать навыки активного слушания, основные навыки ведения беседы, дискуссии.

При изучении регионального компонента в курсе литературы затрагивается множество разнообразных тем. Это и языческая культура народа, и история православия, и мифология, и национальная одежда, и народный календарь и т.п. Например, при изучении славянской мифологии в 5 классе мы вспоминаем, какие мифологические и христианские персонажи есть в фольклоре Ульяновской области. Большой интерес вызывают у учащихся предания. Белоярская земля таит много загадок и тайн. Ведь на Белом Яре побывал даже Степан Разин и говорят, что когда он плыл по Волге напротив Белого Яра с награбленным золотом, то перевернулась лодка и клад упал в Волгу. До сегодняшнего дня находят люди монетки на берегу Волги.

Белый Яр - так называли это место жившие здесь когда-то в землянках крепостные крестьяне Покровского монастыря в Тетюшах. Яр - хорошо знакомое нам слово, означающее «крутой склон». Почему Белый? Да потому, что берега, размываемые бурными волжскими водами, сложены из рыхлых пород светлого песка и белой глины. Кто только не поэтизировал крутые берега вольной реки? «Эй, ямщик, гони-ка к яру» - стремится разудалый ездок из популярного романса прошлого века, а вот строки сегодняшнего дня:

Околдован твоей красотою,
Хрупкой нежностью белых берез!
Где прекрасные песни ночные
Соловьи посылали мне в дар…
Полюбил я тебя всей душою,
Мой родной, Белый Яр!

При изучении поэмы «Борис Годунов» я говорю детям о том, что в 1601-1603 г.г. Борис Годунов построил здесь Полянский городок как форпост Тетюшской засеки.

Известный русский писатель П.Мельников-Печерский в романе «В лесах» так характеризовал процесс заселения Заволжья» «Беглые холопы, пашенные крестьяне, не смогшие примириться с только что возникшим крепостным правом, отягощенные оборками и податными слобожане, лишенные рпромыслов посадские люди, беглые драгуны, солдаты… всё это валом валило за Волгу и ставило свои починки и заимки по таким местам, где до того времени человек ноги не накладывал… . Тогда -то и сложилась пословица: «Нечем платить долгу- дай пойду на Волгу».

Весной 1671 г. один из соратников Степана Разина - Федор Шелудяк выступил в поход на Симбирск. К нему в Белом Яре присоединились 70 стругов с 2500-ми повстанцев. Однако Симбирск выдержал штурм и нападающие отступили.

При изучении повести «Капитанская дочка» я рассказываю детям, что в конце 1773 года у Белого Яра можно было увидеть отряды пугачевцев.

С начала XX века российская провинция была вовлечена в интенсивную культурную деятельность государства. В Симбирской губернии наблюдается активизация общественной жизни. В крае, «заповеднике» дворянской культуры, бережно собираются, исследуются сохранившиеся материальные и духовные ценности. В частности, М.Ф.Суперанский занимается изучением биографии И.А.Гончарова, А.А.Коринфский - исследованием творчества Д.Н.Садовникова. В Симбирске проводятся мероприятия по увековечению памяти известных земляков Н.М.Карамзина, Н.М.Языкова, И.А.Гончарова. Много и плодотворно работает театр, в репертуаре которого пьесы отечественных и зарубежных классиков. В Поволжье, в том числе и в Симбирской губернии, находит материал для своих ранних произведений о последних «дворянских гнездах» А.Н.Толстой. В.В.Розанов, известный философ, писатель, критик, пишет о Симбирске как о своей «духовной родине». Широкое распространение получает поэзия модернизма В.Я.Брюсова, Д С.Мережковского, З.Н.Гиппиус, К.Д.Бальмонта. С И.Северяниным симбирская публика познакомилась непосредственно во время его турне с авторскими «поэзоконцертами». Своими корнями, пребыванием в крае связаны с губернией А.Ахматова, В.Хлебников, А.Грин. Заметную роль в литературной жизни Симбирска играет писатель С.Г.Скиталец, который участвует в концертах и молодежных вечерах. В Симбирской губернии начал свою литературную деятельность А.С.Неверов (Скобелев). Дети с интересом узнают о том, что в 1905-10 годах в с. Андреевка (в 25 километрах от Белого Яра) часто бывал писатель. Учительствуя в деревне Камышовка (примерно в 15 километрах от Андреевки он часто приходил в Андреевку к своей невесте -учительнице Андреевской школы -Пелагее Андреевне Зеленцовой.

Еще одна известная личность Н.Гарин (Михайловский) - неутомимый исследователь, писатель какое-то время жил в селе Тургеневе. Приобретя имение Тургеневых Гарин(Михайловский) и проживая с 1902 года он много писал о быте и жизни крестьян окрестных селений, что четко прослеживается в его повестях и рассказах. В Тургеневское имение к Гарину по делам меценанства приезжал Максим Горький. Об этих фактах дети узнают при изучении творчества М.Горького и при знакомстве с литературой 19 века.

Культурная жизнь Симбирского края в начале XX века была насыщенной и динамичной. Вместе с тем, приобщение к духовным ценностям было ограничено низким образовательным уровнем населения. Глубокое социальное расслоение общества стало той основой, на которой произрастали революционные катаклизмы.

Двадцатые годы - период богатый и многогранный. Это тот момент в развитии литературы, когда культура, взорванная революцией, обнаруживала и реализовывала свой богатый художественный потенциал. В первые годы после революции в Симбирске невольно сосредоточились культурные силы дореволюционной России, которые и определили активное функционирование театра, музыкальных концертов, художественных выставок, привлекая к культуре все сословия. В Симбирске отмечается настоящий журнальный бум. Здесь выходит большое количество газет и журналов . В местной печати активно обсуждаются вопросы литературы. Для Симбирска характерно обилие различных литературных групп, а именно: ДНТ (Дом народного творчества), молодежная группа «Молодняк», группа «Стрежень» (Отдел Всесоюзного Объединения Рабоче-крестьянских писателей «Перевал»), УАПП (Ульяновская ассоциация пролетарских писателей) и другие.

Изучая литературу начала 20 века, дети узнают о том, что в годы гражданской войны в Симбирске работает Скиталец, начинают заниматься литературой В.Н.Билль-Белоцерковский, К.Митрейкин.

Говоря о новокрестьянской поэзии, о творчесте С.Есенина, я обращаю внимание детей на то, что в полемике с пролеткультовскими теориями технизации и машинизации мира новокрестьянские поэты отстаивали свои духовные ценности. Среди них заметное место занимал А.Ширяевец, создавший в лирических произведениях художественный образ родного Поволжья. А.С.Неверов, восприняв революцию и гражданскую войну с позиций общедемократических и гуманистических, свой внимательный взгляд художника обратил на изменение жизни в деревне. Артему Веселому довелось работать редактором газеты в Мелекессе Симбирской губернии, быть председателем уездного комитета партии и сотрудником ЧК.

Свои впечатления о гражданской войне в Поволжье он опишет в романе «Россия, кровью умытая».

Учащиеся, изучая творчество М.Шолохова, с интересом узнают о т том, что в Белом Яре в 1919 году была организована комсомольская ячейка. В это время в селе располагался районный комитет /райпродком/ - орган Наркомпрода, ведавшего заготовкой хлеба для армии и городских фабричных центральных промышленных центров. Среди служащих райпродкома и продотрядников была молодежь. Ячейка вместе с партийцами райпродкома развернули политическую и культурно-просветительскую работу среди белоярской молодежи. Под клуб комсомольцами была взята полуветхая церковно-приходская школа. В клубе проводились собрания, на них читались политические доклады - лекции коммунистов, читались газеты, Белоярская молодежь впервые слушала записанные на пластинки речи Ленина, Луначарского. Часто ставили спектакли. Репертуар был самый разнообразный: Жан-Поль Марат, «От судьбы не уйдешь», «О штучках поповских и кулаковских», даже пьесу А.П. Чехова «Медведь». Перед началом спектакля обычно проводился митинг, посвященный очередной кампании.

С литературой 30- годов я знакомлю детей в обзорной лекционной форме, в которой отмечаю, что тридцатые годы двадцатого столетия - время больших перемен и больших потрясений для страны. Ульяновская область потеряла самостоятельность, войдя в Средне-Волжский край, это отразилось на ее экономическом, социальном, культурном развитии: закрылись многие газеты, издательство, творческая интеллигенция покинула город. Репрессии унесли жизнь многих людей, в том числе ученых, деятелей культуры. Но в единственной газете Ульяновска продолжают работать талантливые журналисты, литераторы: Л.Правдин, А.Троепольский, Н.Ручкин, Н.Варламов, Б.Бурлак. Исследовательскую работу по изучению литературы края в эти годы ведет П.С.Бейсов.

Ульяновский округ, являясь во многом типичным для России, привлекал внимание писателей, желающих проникнуть в суть социальных перемен, понять, как отразятся происходящие изменения в стране на жизни людей, следовательно, регион служил источником для создания произведений, к примеру, Ф.И.Панферова, А.П.Платонова. А.П.Платонов в 1930 году познакомился с колхозами и совхозами Чердаклинского и Мелекесского районов Ульяновского округа Средне-Волжского края, что зафиксировано в его четвертых записных книжках. На их основе А.П.Платонов создает очерки «За большевистского счетовода в колхозе! (Заметки разъездного корреспондента)» и «По заволжским МТС (Заметки разъездн<ого> корреспондента)».

В годы войны большую роль играла периодическая печать. Некоторые стихотворные произведения публиковались в газетах, иногда вместо передовиц (А.Никифоров, А.Яшин). В городе продолжал работать областной драматический театр. Восстановление статуса Ульяновской области как самостоятельного субъекта федерации произошло в 1943 году.

Изучая литературу Великой Отечественной войны я рассказываю детям о нашем земляке-Герое Советского Союза Огуречникове Николае Ивановиче. Николай Иванович родился в с.Белый Яр Николо-Черемшанского района(ныне Чердаклинский).Окончил начальную школу в с.Белый Яр, затем Карсунскую школу механизации. Стал работать слесарем в Белоярской МТС.В 1936 году был призван в Красную Армию. Участник советско-финской войны 1939-1940гг. На фронтах Великой Отечественной войны - 1941 года. Зачислен сапером в 344стрелковую дивизию, сформированную на территории Ульяновской области. Защищает Москву, освобождает Прибалтику, дивизия перебрасывается на Южное направление к Днепру. 23 июня 1944 г.в период прорыва обороны противника на подступах к Днепру в районе д.Баево, Дубровинского района Витебской области, старший сержант Огуречников , выполняя боевое задание с группой саперов, проделал четыре прохода в минных полях и проволочных заграждениях , чем обеспечил выполнение задачи подразделением. 27 июня 1944г.при форсировании р.Днепр южнее г.Орша Н.И.Огуречников, командуя взводом, руководил постройкой парома под огнем противника, находясь три часа в воде , обеспечил в срок готовность переправы. Проявил при этом большую выдержку, мужество и героизм. 24 марта 1945 г. старшему сержанту Огуречникову Н.И.присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1948 году отмечалось 300-летие Симбирска-Ульяновска. Среди юбилейных мероприятий было торжественное открытие памятника И.А.Гончарову у здания Дворца книги. В 1948 году создается отделение Союза писателей и организовывается выпуск альманаха «Литературный Ульяновск».

Культурная жизнь края многих десятилетий определялась тем, что здесь родился В.И.Ленин. В конце XX века, в период социально-политической трансформации, в Ульяновске осознается необходимость восстановить утерянную преемственность исторического и культурного развития, проложить мост, по которому все лучшее из прошлого сможет перейти в будущее. В регионе понимают: необходимо соединить достижения дореволюционной культуры, советской с реалиями современного исторического времени. В последние десятилетия работа по возрождению культуры в регионе стала результативной: расширяется сеть музеев, становятся регулярными научно-практические конференции, чтения, публикации исследований, презентации книг.

Говоря о художественных поисках ульяновских поэтов и прозаиков, можно отметить, что вдохновленные послевоенной «оттепелью», голоса молодых и талантливых поэтов зазвучали уверенно, обращая на себя внимание читающей публики свежестью красок, задушевностью интонаций, обостренной совестливостью (А.Андрюхин, Н.Благов, В.Дворянсков, Е.Кувшинникова, А.Лайков, С.Матлина, Г.Медведовский, В.Пырков, Н.Рябинин и др.). Разные по мировоззрению, жизненному опыту, манере поэты создают общий объемный образ родного края. В течение многих лет ленинская тема была одной из ведущих у ульяновских авторов. Образ пролетарского вождя создан в поэмах Н.Благова, А.Макарова, в стихотворениях Н.Рябинина, В.Пыркова, А.Царева, А.Бунина. Определяющими в поэзии были также темы войны и родного края.

Прозаики (В.Дворянсков, Е.Ларин, Е.Мельников, Л.Никитина, Л.Фомин и др.) пытаются в своих произведениях разобраться в стремительном потоке происходящих перемен, обращаются в будущее, создавая произведения для детей, делятся своими секретами преодоления страхов, неуверенности, невезения.

Богатая история ульяновского региона, замечательные люди привлекали внимание Д.Гранина, Е.Евтушенко, А.Крупнякова, В.Рыбакова, П.Сажина, М.Шишкина, В.Шукшина и других. Жизнь семьи Ульяновых в Симбирске описана в произведениях З.Воскресенской, Л.Кассиля, А.Рутько, М.Шагинян.

Для литературы Симбирско-Ульяновского региона как начала века, так и последних десятилетий характерно отсутствие модернистских тенденций. Литература края имеет глубокие традиции, край по праву называют «отчизной поэтов» (П.Александров). Провинция близка к истокам, традиции, может быть, поэтому в пространство поэтических и прозаических произведений входят по-прежнему «изба» («дом»), «родное село», «дорога к дому», «Волга». Ульяновских поэтов и прозаиков объединяет сокровенное ощущение дома, родины.

При изучении литературы 50- годов (В.Распутин «Прощание с Матерой) я рассказываю детям о том, что в 1951 году начинается подготовка ложа Куйбышевского водохранилища. Белый Яр (кроме верхней улицы) переселяется в открытое поле, за сосновый бор в трех километрах от Волги. Это села Табурное, Вислая Дубрава. В этом же году образовался ещё один «выселок», на голом поле, село Новый Белый Яр. Все деревни из - за затопления переселяли, так канули в лета Таборное, Вислая Дубрава.

Говоря о современной литературной жизни, я знакомлю детей с творчеством людей, чья жизнь связана с Белым Яром.

Рассказываю об уроженке с. Старый Белый Яр- поэте Анне Ивановне Тонеевой-Романовой, об актере Самарского драматического театра Белове Олеге.

Большой интерес вызывает у детей следующий факт.

Краеведческая находка.

В 1940 году по стране с большим триумфом прошел фильм А. Разумного «Тимур и его команда». Успех фильма был настолько ошеломляющим, что отложив свою работу над творческим портретом знаменитого полководца Фрунзе, Л. Кулешов вплотную занялся «тимуровской» тематикой. Уже началась война, когда известный режиссер вместе с Аркадием Гайдаром пишут сценарий второго фильма о военной судьбе героя кинокартины «Клятва Тимура». На все это потребовались считанные дни, а вот во время подготовки непосредственно к съемкам, фашисты уже сбрасывали бомбы на столицу. Так съемочная группа оказалась в Белом Яре. В эпизодах кинокартины принимали участие жители села. ( на сайте школы имеются кадры из фильма).

Использование регионального компонента на уроках литературы

Использование регионального компонента на уроках литературы

Использование регионального компонента на уроках литературы

Использование регионального компонента на уроках литературы

При изучении УНТ в разных классах обязательно знакомимся с фольклором нашего народа в разных жанрах (сказки, песни, сказания, частушки, поговорки). Здесь хорошо проявляется связь с семьей, т.к. бабушки и дедушки могут рассказать какую-то не всем известную сказку, вспомнить старинную песню, частушку и т.д. На уроках при изучении русских народных песен пользуюсь аудиозаписями русских протяжных песен Ульяновской области. Имеется в наличии фонотека следующих песен: «Вы кокушки», «Гулял Ваня в чистом зале», «Как на горочке». «Не пой», «При долине», «Спали, спали с рук», «Ты прощай».) Всем в детстве известна фраза Пушкина: «Что за прелесть эти сказки. Каждая есть поэма! В том же письме Александр Сергеевич обмолвился, что таких сказок, как в Симбирске, ему слышать не приходилось Сюжет для своего «Аленького цветочка» писатель подобрал тоже в наших краях.

При изучении «рождественских» произведений: «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя, «Мальчик у Христа на елке» Ф.М.Достоевского вспоминаем традиции празднования Рождества и Нового года у нас в области и в каждой семье. В каждом классе обязательно читаются стихи и проза симбирских авторов.

С января 2015 года в связи с объявленным Годом литературы на каждом уроке в 5,7 классах начала проводить «Поэтические минутки», чтобы шире знакомиться с творчеством наших поэтов и прозаиков. Учащиеся 5 класса начали изготавливать книжки-малышки на тему «Тихая моя родина» со стихотворениями поэтов Ульяновской области.

Изучая литературу XVIII века часто обращаюсь к произведениям Н. М. Карамзина: " Молитва о дожде", "Волга", и другие стихотворения, Н. М. Языкова: "Сказка о пастухе и диком вепре", " Пловец", "Чужбина", "Островок", "Наталье Языковой" и другие,Д.Д Минаева: "Просьба", "Совет", "Две смерти", "Губернская фотография", и другие произведения, Д. Н Садовникова: "На Волге", "К Волге", "В Жигулях", "Ребёнку", "Атаман", "Есаул", "Стенькина шуба", "Суд", "Из- за острова на стрежен" и другие.

Изучая литературу XIX века использую на уроках произведения Н.Н Благова: "Свияга", "Земля в закате багровом", "Озноб осыпал снег с берёз", "Сроки", "Ранний снег" и другие стихотворения, поэму "Волга".

Сопоставление произведений русских писателей и писателей Ульяновской области составляет эстетически эффективный образовательный и воспитательный материал

Например, при изучении творчества Ивана Андреевича Крылова в пятом классе, необходимо уделить три часа. На протяжении этих уроков мы должны познакомить учащихся с кратким рассказом о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор учителя). Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д. «Волк на псарне» - отражение исторических событий. А также учащиеся должны усвоить что такое: рассказ и мораль в басне, аллегория. А для сопоставительного анализа можно познакомить с баснописцем И.Дмитревым.

На первом уроке мы ставим такие цели: дать понятие о басне, как жанре литературы, знакомим с языковым своеобразием басен Крылова и его предшественников, Учим понимать иносказательный подтекст басен и их мораль на основе басен И.А. Крылова и И.Дитрова. На основе сопоставительного анализа учащиеся раскрывают красоту и богатство языка басен, а также ими прочно усваиваются и литературные термины.

Историко - культурные сведения должны использоваться на уроках литературы в обязательном порядке. Поэтому учащимся в самом начале учебного года (5-9 классам) дается задание: собрать краткие сведения о собирателях фольклора на территории Ульяновской области, записать песни, стихи, разные предания, биографические сведения из жизни Н. М. Карамзина, Н. М. Языкова, А. С Пушкина, И. А. Гончарова, Д. Д Минаева, Д. Н. Садовникова, Н. М. Благова, связанные с Симбирским краем и Ульяновской областью, о памятниках культуры Ульяновской области, связанные с жизнью и деятельностью писателей- симбирян. Все эти материалы оформляются в альбомы, если рассказы, то записываются на дисках.

Изучение литературы родного края - это одно из важных направлений преподавания литературы в школе, главная цель которого изучить и возродить традиции литературного просвещения , вызвать у учащихся интерес к своей «малой» родине, пробудить чувство любви к своему селу, литературе и культуре родного края, развивать творческие способности учащихся.

.

ПРИЛОЖЕНИЕ

В учебную программу по литературе включаю следующие произведения:

Класс

Раздел федеральной программы

Содержание темы

Для чтения и бесед

Для чтения и изучения

5

Писатели- сказочники



Устное народное творчество: народная традиционная культура, календарные обряды, святки, масленица, Троица, песенно- обрядовый фольклор.

С. А Аксаков

"Аленький цветочек": личность автора, сказки Аксакова, "странное сочинение восточное вымысла с народной речью, сила добра и любви в сказке"

Н. М. Языков "Сказка о пастухе и диком вепре": детство Языкова, родовое поместье, дом Языкова в Симбирске, фольклорная основа сказки.



6

Устное народное творчество: традиционная народная культура. Свадебный обряд

( этапы )

Литература XIX века

Литература XX века

Д. Н. Садовников "На Волге", "К Волге", "В Жигулях", "Ребёнку", детство, творческий путь, природа в лирике, богатство изобразительных средств.



Н. М. Благов "Свияга" , "Заря в закате голубом", личность автора, Родная природа в лирике современного писателя.

7

Устное народное творчество: традиционная народная культура, собиратели песен, из истории фольклорных экспедиций, традиция и современность.

Литература XIX века

Литература XX века





Н. М. Языков "Чужбина", "Пловец", "Н. Языковой", Детство поэта, Пушкин и Языков, тема стихотворений.



Знакомство с книгой Д.С. Садовникова «Исторические предания Симбирской губернии»

А.С. Неверов "Ташкент- город хлебный", "Взрослое детство", нравственная чистота героя, гуманизм писателя.

8

Литература XIX века



Литература XX века

А, С. Пушкин в Симбирске,

Д. Н. Садовников

"Атаман и есаул", "Суд", цикл песен о Степане Разине, язык и стиль.

Н. М. Благов "Волга", история создания, герои, народность языка.

9

Литература XVIII века



Литература XIX века

Н. М. Карамзин "Молитва о дожде", "Волга", детские годы в Симбирске, лирика, памятник Карамзину в Симбирске

Д. Д. Минаев "Просьба", "Совет", "Две смерти", "Губернская фотография " как сатира на нравы провинциального Симбирска, тематика и разнообразие жанров, журналистика

10



Тематический план занятий по дисциплине «Литературное краеведение»

№ п\п

Раздел программы

Тема занятия

План темы, основное содержание

1

Симбирск и его прошлое

1. Книга М.Ф.Суперанского «Симбирск и его прошлое»

2. Книга В.Красновского «Хронологический перечень событий «Симбирской губернии»

3. Гербы Симбирской губернии

4. Знакомство с книгой Д.С. Садовникова «Исторические предания Симбирской губернии»

1. Характеристика основных

исторических событий, связанных

с историей Симбирского края.






2

Общественно-литературная и культурная жизнь Симбирска XVIII - начала XIX века

1. История Симбирского театра



2. Г.Р. Державин и Симбирск (краткая характеристика вопроса)

3. Н.М.Карамзин







4. И. Дмитриев Очерк жизни и творчества.

1. Возникновение театра

2. Первые актёры, постановки

1. Личность писателя и государственного деятеля

2. Произведения

1. Личность и судьба писателя-историка

2. Повести, рассказы

3. Симбирский памятник Карамзину

1. Особенности творчества писателя

2. Басни


3

Война 1812 и Сибирский край

1.П. А. Кикин - герой войны 1812 года

2.Денис Давыдов

1. Личность и судьба героев войны

4

Симбирск и декабристы


1. Семьи Киндяковых и Тургеневых

2. В. Ивашев

1. Роль дворянства в литературной жизни

Симбирска

1. Ундоры - родовое поместье

2. В. Ивашев - декабрист, его судьба

3. Судьба Камилы Ледантю


5

Литературная жизнь ½ 19 века

1. П. М. Языков

2. А.С. Пушкин и Симбирск







3. И. А. Гончаров

1. Детство писателя, родовое поместье

2. Дом в Симбирске

3. Пушкин и Языков

4. Языков - поэт пушкинской плеяды

1. Пушкин - путешественник

2. работа над материалом о восстании Пугачева

3. Симбирские дни Пушкина

1. Гончаров в Симбирске

2. Отражение симбирских впечатлений

писателя в романах.

3. Гончаров и "Обломов"

6

Общественно- литературная жизнь Симбирска в 50- 60 года 19 века

1. Литература Симбирск 50- 60 годов 19 века.









2. П. А. Анненков - критик, беллетрист, мемуарист, первый издатель и исследователь Пушкина.

С. Аксаков. Личность автора, сказка "Аленький цветочек"





3. Д . Н. Садовников









4. Д. Минаев


1. Огарёв

2. Ознобишин

3. Гольц - Миллер







1. Детство писателя, начало творческого пути







2. Садовников - фольклорист, цикл песен

о Степане Разине

3. Садовников - певец родной земли.

Язык и стиль поэзии



1.Биография, обзор литературной деятельности, сотрудничество с журналами "Искра", "Современник", " Русское слово"

2. Минаев - сатирик












7

Литературная жизнь края начала XX века, 20-30 годов XX века

1. Горький и Симбирск





2. С. Г. Скиталец и наш край









3. А. С. Неверов, Ф. И. Панфёров







4. А. Н. Толстой

1. Посещение Симбирского театра

2. Произведения Горького на сцене Симбирского театра



1. Очерк жизни и творчества

2. Петров и Симбирский край

3. Роман "Дом Черновых" и отражение в нём впечатлений о жизни симбирского купечества



1. Краткий обзор жизни и творчества

2. " Ташкент - город хлебный" характеристика

3. Тематика произведений Панферова

1. Толстой и Симбирское Поволжье

2. Тематика произведений и отражение

в них жизни Симбирского Поволжья




8

Современный литературный процесс

1. Место Ульяновских поэтов, писателей в современном литературном процессе

2. Обзор творчества современных писателей, поэтов.

1. Обзор периодических статей, литературно - художественных журналов, литературных Альманахов.

.



© 2010-2022