Конспект урока по литературному чтению 3 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока для 3 класса

(по ФГОС)

Предмет: литературное чтение

Базовый учебник: УМК «Перспективная начальная школа» автор учебника Н.А. Чуракова, 2012г

Тема урока: Набираемся житейской мудрости. Жанр басни. Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб».

Место урока в теме: 1 урок в разделе «Набираем житейской мудрости»

Тип урока: Открытие новых знаний

Деятельностная цель: Создание условий для знакомства с новым литературным жанром - басня.

Задачи:

Обучающая:

1. Формировать умения различать жанры произведения, а именно - басня

2. Формировать умения выделять характерные черты басни.

3. Формировать навыки характерных признаков басни

Развивающие:

1.Развивать у учащихся умение анализировать, обобщать, делать выводы, опираясь на изученный материал.

2.Развивать связную речь учащихся.

Воспитательная:

1.Воспитывать интерес к литературным произведениям

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Формировать умения различать жанры произведения, а именно - басня

  • Формировать умения выделять характерные черты басни

  • Систематизация полученных и имеющихся у учеников знаний по теме.

Познавательные:

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • Планировать свою деятельность и работать по плану

  • Сопоставлять результат с целью

Регулятивные:

  • Развивать у учащихся умение анализировать, обобщать, делать выводы, опираясь на изученный материал.

  • Развитие познавательной активности.

Коммуникативные:


  • Оценивание усваиваемого материала

  • Умение оформлять свои мысли в устной форме

Личностные:


  • Осуществление самооценки

Оборудование: маячки для оценивания, карточки, учебник (Чуракова Н.А. Литературное чтение [Текст] : 3кл : Учебник : В 2 ч. \ Н.А. Чуракова. - М.: Академкнига ), рабочая тетрадь (Малаховская О.В. Литературное чтение [Текст] : 3кл : Тетрадь для самостоятельной работы №2 / О.В. Малаховская; под ред. Н.А. Чураковой, - М. : Академкнига / Учебник, 2011. - 48с. : ил.), ЭОР (интерактивная доска, проектор, компьютер)





Содержание урока:


Этапы урока; задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Самоопределение к деятельности, мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель этапа: актуализация ситуации успеха

Прозвенел скорей звонок,

Начинается урок!

Встали ровно, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга и пожелайте успеха. Я желаю вам успеха!

Маячками покажите ваше настроение в начале урока.








Дети желают друг другу успеха

Показывают маячками настроение…

Личностные УУД (самооценка)

Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем.


2. Актуализация знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Сегодня мы с вами приступим к новому разделу в литературном чтении, но в начале я хочу у вас узнать, как вы знаете прошлый материал, посмотрите на интерактивную доску, там вы видите кроссворд, если мы его отгадаем, то узнаем, что спрятано в красных квадратах.

Приступаем к работе.

Задание будет следующее, я вам буду читать строчки из произведений, а вы мне говорите, кто их написал или сочинил

- Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный…

( И.Бунин «Листопад»)

- На лугу большие кучи

Свежевырытой земли.

Лето. Жарко…..

( К.Бальмонт «Гномы»)

- Нивы сжаты, рощи голы…

( С.Есенин)

- Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный

( А.Пушкин «Зимнее утро»)

- Плыли по небу тучки.

Тучек - четыре штучки:

От первой до третьей - люди….

( В.Маяковский «Тучкины штучки»)


Б

у

н

и

н






Б

а

л

ь

м

о

н

т









Е

с

е

н

и

н
















П

у

ш

к

и

н























М

а

я

к

о

в

с

к

и

й




Молодцы. Какое слово было зашифровано?

Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?

Молодцы. Сегодня мы с вами познакомимся с новым жанром - басня

А теперь оцените себя. По какому критерию вы себя будете оценивать?

Оцените себя при помощи маячков.















Бунин

Бальмонт

Есенин

Пушкин

Маяковский






Басня.

О басне

Знание изученных ранее произведений

оценивают

Познавательные УУД: умение структурировать знания, подученные ранее, умение вести поиск и выделять необходимую информации.

Регулятивные: контроль и коррекция знаний

Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли

Личностные: умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку

3. Целеполагание

(постановка учебной задачи).

Цель этапа: формирование темы и цели урока, представление детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Откроем учебник на с. 6 и прочитаем раздел, который мы будем изучать на протяжении нескольких уроков.

Как вы понимаете данное выражение?

Как вы думаете, какая тема урока? Карточка «цель» - на доске

(Смотри на кроссворд. С чем мы должны познакомиться)

Исходя из темы, какая цель урока? Задачи (2 слова «Научиться» и «Познакомиться» - на доске)




Набираем житейской мудрости.

Мы будем изучать литературу, которую создавал народ

Тема урока: «Жанр басни»

Цель: знакомство с литературным жанром - басня

Задачи

  1. Научиться различать жанр литературного произведения - басня

  2. Познакомиться с особенностями басни


Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно, коррекция- внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата с учётом оценки.

Познавательные: выделение и формулирование цели с помощью учителя, поиск и выделение необходимой информации, осознание и произвольное высказывание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -определение цели;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условий коммуникаций;

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные: смыслообразование- установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности.


4.Изучение нового материала (открытие «нового знания» - построение проекта выхода из проблемной ситуации).

Цель этапа:- решение учебной задачи формирования умения различать жанр литературного произведения - басня, знакомство с особенностями басни.

Прочитайте на с. 6 вопрос, который находится под рисунком.

Я уже заранее дала это задание. Попросим нам зачитать из словаря, что написано про басню……


Вы послушали значении слова «басня». Какие особенности можно выделить?

Верно. Прочитаем по ролям диалог на с. 6 Кости и Михаила Потаповича.

Молодцы, Что вы узнали из диалога?

Прочитаем на с. 7 первую басню

греческого поэта Эзопа. Но вначале нам (имя ученика) в нескольких предложениях расскажет о греческом поэте Эзопе. При прослушивании вы должны выделить особенности басен поэта


Какие особенности басен поэта вы выделили?

Оцените (имя ученика), как он подготовил рассказ об Эзопе. Покажите маячками

Как (имя ученика) ты себя оцениваешь?


Найдите слово «Басня» словаре происхождения слов. Что интересного тебе удалось узнать?

Ученик зачитывает из словаря о происхождении слова «басня»

Басня- это небольшое, чаще всего стихотворное произведение. Слово это происходит от древнего слова «баять», т.е. говорить. Оно связано со словом «байка» (сказка)


  1. Небольшое произведение.

2. Связано со сказкой

Читают по ролям

Басня похожа на сказку. Басни создавались очень давно (2500 лет назад)

Рассказ об Эзопе.

Греческий поэт Эзоп: согласно легенде он жил в VI веке до н. эры в Греции. Эзоп был рабом, но благодаря своему уму и

таланту ему удалось освободиться от неволи, и он даже выступал в суде. Смелость и правдивость Эзопа делали его хозяином положения. Басни, сочиненные Эзопом, передавались из уст в уста и навеки вошли в историю

Передача басен из уст в уста.

Оценивают

Оценка самого ученика


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации

Личностные: нравственно - этические ценности

Познавательные: выделение особенностей басни.

Регулятивные УУД: управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

5.Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний (включение нового знания в систему знаний).

Цель этапа: - решение учебной задачи формирования умения выделять характерные черты басни

Перед тем как мы с вами будем знакомиться с басней, какую мы поставим цель?

Дополнительно. Ответьте на вопрос: «А похожа ли басня на сказку о животных?»

Читаем по цепочке 1 басню «Рыбак и рыбёшка»

Какие особенности вы нашли басни?

О чём эта басня?

Прочитаем ещё раз вывод. Чью точку зрения он выражает? Почему?

Давайте прочитаем начало басни. Где вы слышали или читали такое же начало?

По- разному ли развиваются события в сказке и в басне?




Найти особенности басни

Читают по цепочке

1.Небольшое произведение.

2. Связано со сказкой

О рыбаке и рыбёшке

Точку зрения рыбака

напоминает начало «Сказки о рыбаке и рыбке» А.Пушкина, которую мы читали во 2классе, а также начало индийской сказки «Золотая рыба», которую читали уже в 3 классе в 1 полугодии

Да, по-разному. В сказке старик отпускает рыбку в обмен на исполнение желаний, а в басне старик предпочитает маленькую добычу в настоящем, чем что-то большое, но в будущем

Личностные УУД: самооценка действий

Познавательные: поиск решения на поставленный вопрос

Регулятивные УУД: анализ и синтез.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации

Регулятивные УУД: анализ информации

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем

Личностные: нравственно - этические ценности


Динамическая пауза

Цель - отдых учащегося

Гимнастика для глаз



5.Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний (включение нового знания в систему знаний).

Цель этапа: - решение учебной задачи формирования умения выделять характерные черты басни

А теперь прочитайте жужжащим чтением следующую басню «Соловей и Ястреб». Подумайте, в этой басне, чем она схожа со сказкой о животных?

Эта басня написана на ту же тему, что и предыдущая?

После чтения басни, скажите: «Эта басня написана на ту же тему, что и предыдущая?

А может быть, в баснях похожие истории? Или общая мысль?

Какая же эта мысль? Прочитайте.

В какой части басни она сформулирована?

Можно ли сказать, что обе басни имеют сходное построение: состоят из двух частей?

Ребята, запомните, основная часть басни называется повествованием, а вывод - моралью. (карточки со словами: «повествование» и «мораль»)

Найдите обе эти части в басне «Соловей и Ястреб»

Как вы понимаете, мораль произведения?

Чью точку зрения отражает мораль этой басни: Ястреба или Соловья?

Чем эта басня схожа со сказкой о животных?

Возвратимся к предыдущей басне. Работая в парах, найдите самостоятельно повествование и мораль басни.

Проверяем.

Как вы понимаете, мораль басни?

Оцените себя с помощью волшебной линеечки. По какому критерию вы будете себя оценивать?

Поднимите руки, кто себя оценил средний уровень? Выше среднего? Ниже среднего?

А теперь поработаем в парах. Прочитайте задание на с. 10. (выдаю карточки с заданием)

Вам нужно будет

  1. выбрать пословицы, которые относятся к басне «Соловей и Ястреб»

  2. Можно ли использовать в качестве морали другие пословицы?

  3. Чью точку зрения в этом случае будет отражать басня?

  4. Какая мораль, с вашей точки зрения, является более человечной?

Проверяем по цепочке.

Оцените работу в парах. По какому критерию?

Жужжащее чтение


Нет

Истории разные, а мысль может быть одинаковой

зачитывают

Общая мысль сформулирована в последних двух строчках басни и является выводом из всей басни

Можно


Находят

Точку зрения Ястреба

Высказывают свои мысли

похожа, в баснях и в сказка животные приобретают человеческие черты.

Работа в парах




Умение выделять особенности

басни

высказывают свои мысли

оценивают


Работа в парах




Проверка и самопроверка

Умение соотносить значение пословицы с текстом

Познавательные УУД: поиск и выделение информации.

Регулятивные УУД: анализ и синтез информации, коррекция знаний

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем, инициативное сотрудничество в поиске и в выборе информации

Личностные: нравственно - этические ценности


6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока.

Цель этапа: -зафиксировать новое знание, зафиксировать затруднения, если они есть.

Подведём итог урока.

Какая тема урока?

Какую цель мы поставили на урок?

Какие задачи?


Чтобы проверить ваши знания - поиграем. Игра называется: «10 секунд». Участник поднимает руку и в течении 10 секунд одним предложением говорит то, что узнал сегодня на уроке.

Делаем общий вывод, какой? (Басня. Структура. Композиция)

Справились ли мы с задачами?

Оценим свою деятельность на волшебной линеечке

По какому критерию вы себя оцените?

Поднимите руку, у кого средний уровень? Выше среднего? Ниже среднего?

А теперь оцените своё настроение с помощью маячков


Тема урока: «Жанр басни»

Цель: знакомство с литературным жанром - басня

Задачи

1.Научиться различать жанр литературного произведения - басня

2.Познакомиться с особенностями басни

Игра «10 секунд»



Да.

1.Умение выделять из литературных произведений басню

2.Умение находить особенности басни


оценивают

Познавательные УУД: установление причинно - следственных связей

Коммуникативные: сотрудничество с учителем,

Регулятивные УУД: оценка, коррекция действий

Личностные УУД: самооценка действий

7.Домашнее задание по выбору.

Домашнее задание будет по выбору

Всем прочитать басню Эзопа «Путники и медведица» и выполнить задания. Тетрадь для самостоятельной работы № 2, автор Малаховская О.В., стр. 3.

А дополнительно: на с.4 выполнить задание






© 2010-2022