Подготовка к сочинению-рассказу о народных промыслах Руси (2 урока)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № ________

Тема: «Сочинение-рассказ о народном промысле»

«Добрым людям на загляденье!»

Цель урока: приобщение учащихся к национальной культуре России, к искусству народных промыслов как связующему звену прошлого с настоящим, настоящего с будущим.

Задачи: предметные: ознакомиться с основными русскими народными промыслами (собирание материала к сочинению);

метапредметные: обогащение и усложнение словарного запаса, формирование овладения обучающимися художественными образами, выразительными средствами языка;

личностные: способствовать формированию у детей подлинной любви и уважения к России, к её историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству, воспитанию чувства любви к Родине и развитию интереса к предмету.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап.

Кем-то придумано просто и мудро:

При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро людям и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым-

Доброе утро длится до вечера.

Здравствуйте!

Приветствуют.

  1. Мотивация УД.

Флаг поднят. Ярмарка открыта Народом площадь вся покрыта Вся деревенская краса Вот так и мечется в глаза. Из лавок, хитрая приманка, Высматривают кушаки, И разноцветные платки, И разноцветная серпянка. Тут груды чашек и горшков, Корчаг. Бочонков и кувшинов, Там - лыки, вёдра и подносы. Лотки, подойники и ложки.

Ребята, у нас сегодня урок развития речи «Добрым людям на загляденье!». А эпиграфом к уроку я взяла строчки из стихотворения поэта В. Бокова (прочитать). Ставлю проблемный вопрос.

В конце уроков вы мне должны ответить: почему именно эти строчки я взяла эпиграфом.

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

(В.Боков)

Оформляют тетради: число, развитие речи №_.

  1. Работа с экспозицией

Ребята, посмотрите, как оформлен наш урок, что из представленного на выставке вам известно?

Что вам приходилось встречать? Может быть, кое-какие изделия есть и у вас в доме? Что вы о них знаете?

Для чего служит декоративно - прикладное искусство?

Подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Спрогнозируйте тему урока.

Анализируют, осмысливают.


Создают нужные вещи, украшают быт, помогают сделать жизнь более привлекательной и праздничной, т.е. служат для украшения полезных вещей.

Прогнозируют тему урока.

  1. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Сегодня бы будем собирать материалы для сочинения-рассказа об одном из произведений декоративно-прикладного искусства.

Какой материал можно собрать на уроке, как вы думаете?

На каждой парте лежит таблица, которую вы, работая в парах, заполните по ходу урока.

Название (вид) промысла

Основные центры

Время образования

Используемый материал

Художественная особенность

Оформление тетради.

Ставят цель урока.

  1. Работа над темой.

Теоретическая часть (1 урок).

Словарно-лексическая работа.

Обратимся к значению выражения «декоративно-прикладное искусство». Что это такое? (словарь)

декоро (лат.) - «украшаю»

декоративный (франц.) - «украшающий, служащий для убранства, для красоты»

прикладной - имеющее практическое назначение, применяемый в жизни.

Подберите синоним к выражению «Декоративно - прикладное искусство».

Народно - художественный промысел.

Народные художественные промыслы (народное ремесло) - широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен творческими видами деятельности, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д. Обычно термин применим к вещам, которым находят не только эстетическое, но и практическое применение. (Википедия)

Запись в тетрадь.

Россия - удивительная, уникальная страна. В ней жили и живут поныне талантливые, трудолюбивые люди, способные оживить и заставить заиграть красками простой кусок глины или дерева.

Наша страна богата истинными талантами. Русское декоративно-прикладное искусство исстари славится своими традициями. По разнообразию материалов и цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально. Тут и посуда, и одежда, игрушки, пряники, резные наличники, расписные платки, ювелирные украшения.

Как же зарождались эти промыслы?

Сообщение учащегося.

Народные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Русский крестьянин своими руками мастерил все необходимое. Но душа просила праздника, тосковала по красоте, тем более что окружали русского человека чудесные реки, озера, леса, луга, да синее небо. Было где позаимствовать красок и почерпнуть вдохновения.

Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, а малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население было вынуждено заняться разными промыслами. Потом промысловая продукция обменивалась на хлеб и другие необходимые предметы. Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в произведениях народного творчества. Постепенно трудовые навыки закреплялись. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX века, наряду с ними возникла художественная промышленность, где вещи производят в большом количестве.





Предварительная индивидуальная работа.

  1. Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять (вращение руками) Начал самолет взлетать. (руки в стороны) Над полями, над лесами, над высокими горами. (руки в стороны, руки над головой) Мы быстрее ветра мчимся (бег на месте) Глядь и мигом приземлимся. (сели на стулья)

Выполняют разминку.

  1. Работа над темой.

А приземлимся мы в первом в Нижегородской области.

Хохлома

Хохлома! Весь народ свела с ума! Яркая, лучистая, узоры золотистые! Резные ложки и ковши Ты разгляди-ка, не спеши. Там травка вьётся и цветы Растут нездешней красоты. Блестят они как золотые, А может, солнцем залитые.

На реке Узоле, в древних заволжских лесах раскинулись старинные русские деревни - Новопокровское, Хрящи, Кулигино, Сёмино. Отсюда и ведет свою историю известный во всем мире хохломской промысел. В этих деревнях и поныне живут мастера-художники, которые расписывают деревянную посуду, продолжая традиции отцов, дедов и прадедов.

В документах есть упоминание о том, что в конце XVI и начале XVII века в Троице-Сергиевой лавре при торжественном приеме гостей им подносили деревянные ковши и кубки, украшенные золотом и киноварью. Киноварь с древности применялась в качестве красной краски.

На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Традиционный орнамент Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Синонимы - узор, рисунок.

Отвлечемся на минутку. В качестве подарков дарили хохломские ложки. Ложки изготовлялись в больших количествах: ложка у каждого была своя.

Знаете фразеологизм, связанный с деревянными ложками?

«Бить баклуши» - бездельничать. Как же возник этот фразеологизм?

При изготовлении деревянных ложек мастер брал определенной величины кусок дерева - баклушу, разрубал ее на нужное количество кусков. Бить баклуши поручалось подмастерью, т.э. эта работа считалась легкой.

Самые трудные работы, в т.ч. и роспись, делали мастера, назывались они ложкарями. Ложки использовались и используются и как музыкальные инструменты.

Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из - под белого снежочка.
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о гжели?

Гжель.

Первое упоминание о Гжели встречается в 1328 году. Повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов. Гжель славилась своими глинами, добыча которых велась здесь с середины 17 века.

Гжельский промысел объединяет 27 деревень, станцию, поселок городского типа, село. Находится примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва - Муром - Казань. В настоящее время

Гжель - это диковинные синие цветы, травы и листья на белой керамике.
Узоры, выполненные легко кистью, то еле заметным голубоватым, то насыщенным темно-синим цветом с переливами, придают сказочный вид вазам, кувшинам и прочим изделиям.

Дымковская игрушка

В любой порядочной избушке Есть место дымковской игрушке! Какие чудные зверушки! Лошадки, курочки, индюшки! У барыни на коромысле ведёрки синие повисли. А у другой румяной пышки под боком милые детишки!

Дымковская игрушка - один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи», проводимому «в честь убиенных» в битве 1418 года между вятчанами и устюжанами у стен Хлыновского кремля.

Для её производства используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради - они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Во всех игрушках отражаются образы, которые живут в памяти людей и переносят их традиции.

Дымковские игрушки очень разнообразны - здесь и всадники на конях и птицы расписные и барышни нарядные. Форма игрушек монолитна, силуэт фигурок отличается плавностью. Палитра цветовых красок яркая, декоративные узоры творческие они отражают не только сказочных представителей, но и саму жизнь народа.

Керамическая игрушка - традиционное искусство народных промыслов.

Береста

Я в березовых поленьях Слышу музыку любви И природы вдохновенье Из кусочка бересты . Припаду щекой румяной, Белой птицей воспарю... Она нежная, как мама В летнем сказочном раю . Душу светом озаряя, Упоительно звеня... Береста - она святая, В ней - загадка Бытия ! Сколько русского, родного В светлом образе берез, Теплота живого слова В серебристых каплях грёз... Художественные изделия из бересты - оригинальный вид народного творчества. Береста привлекала внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства - мягкость, гибкость и прочность.

Береста - это верхний тонкий слой березовой коры нежного розовато-кремового цвета. Ее древнее название «бересто» известно с XV-XVI вв. Позднее появились «берёста» и «береста». Эти названия употребляются до сих пор.

Центры берестяной резьбы: Великий Устюг (Вологодская область), Семенов (Нижегородская область), Архангельская, Томская области и Якутия

Основные изделия: корзины, шкатулки, туеса, короба, сосуды для хранения мёда и сметаны.

Матрёшка

А сейчас отгадайте загадку: Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, в разноцветных сарафанах в гости к нам они идут. Угадайте, как зовут?

На полке куколка стоит, Она скучает и грустит. Но в руки ты её возьмёшь И в ней ещё одну найдёшь. А в той ещё… И вот уж в ряд Пять милых куколок стоят. Хоть роста разного, но всё же Все удивительно похожи. В нарядных сарафанах пёстрых Румяные матрёшки-сёстры. Была одна, а стало пять, Им больше некогда скучать! А наиграются подружки, И снова спрячутся друг в дружке.

Матрёшка - русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Обычно они имеют форму в виде яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней.

По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи.

Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века в Подмосковье, в 70-км. От Москвы в городе Сергиев Посад.





КИ́НОВАРЬ (ж.р.) - минерал красного цвета сырьё для получения ртути, а также краска из этого минерала.



Орнамент (лат.) - «украшение» (узор, состоящий из повторяющихся элементов.)



Просмотр видеоролика игры на ложках.

Рассказывают о фразеологизме.











































  1. Индивидуальное задание «Происхождение матрёшки»

Первая матрёшка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье появилась отнюдь не в древности. Многие считают матрешку исконно русской, но на самом деле это только миф. Сам прообраз этой игрушки был привезен из Японии, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - добродушного, лысого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Привезен он был А. Мамонтовой в девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую «Детское воспитание». Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева первую русскую матрешку, фигурки также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. А первая отечественная матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

Но откуда взялось это имя - матрёшка? Одни историки утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня; другие - что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна, имя "Матрена" тогда было широко распространенным.

Матрёшка - это русская красавица, сувенир известный во всем мире. Хотя эта игрушка создавалась для детей, взрослые довольно трепетно относятся к матрешкам и чаще покупают для себя, для души. Сейчас она - не просто народная игрушка, матрёшка стала традиционным сувениром России и хранительницей исконной русской культуры.

Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем брёвна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте.

К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу - неразборную - делают первой.

Когда матрешка готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы бо́льшего размера, в которую войдут две предыдущие и т. д. Количество кукол может быть различным.

В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. В качестве красок используется акварель, гуашь, реже масляные краски. Несмотря на разнообразие красок, мастера по-прежнему отдают предпочтение гуаши.

Круглолицая девушка в платке и прикрытом передником сарафане, расписанная сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками. Используются 3-4 цвета: красный или оранжевый, жёлтый, зелёный и синий - с добавлением чёрного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды.

Давайте с вами побываем в музее игрушки в Сергиевом Посаде.

(Просмотр видеоролика)

  1. Рефлексия.

Что нового узнали на этом уроке? Что стало неожиданным? Оцените материал, собранный на уроке? Что ещё нужно, чтобы написать сочинение-рассказ?

Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.

  1. Практическая часть (2 урок).

Давайте обратимся к теме нашего урока. Это сочинение-рассказ.

Что такое сочинение? Вспомните.

Какие группы сочинений мы писали на уроках русского языка?

(на лингвистическую тему и на свободную тему).

Что такое рассказ?

Рассказ - это небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

Вспомните типы речи, как их различают, какую структуру они имеют?

Сочинение - это самостоятельная школьная работа, представляющая собою письменное изложение учащимися своих мыслей на заданную тему.

Татья́на Фёдоровна Ефре́мова

Тип речи

Цель высказывания

Композиция

Повествование

Вопрос - что произошло?

Раскрытие последовательности событий

  1. завязка

  2. развитие событий

  3. кульминация

  4. развязка

Описание

Вопрос- какой?

Перечислить и раскрыть признаки предмета или действия

  1. общее описание

  2. конкретное описание

  3. оценка автора

Рассуждение

Вопрос - почему?

Объяснить или раскрыть причину явления или события

  1. тезис

  2. доказательство

  3. вывод

Итак, у нас сочинение-повествование по типу.

Сочинение-повествование обычно пишется в ХУДОЖЕСТВЕННОМ стиле речи. Это значит, что в таком сочинении можно и нужно будет использовать все разнообразие русской лексики.

Несмотря на то, что рассказ - это повествовательный тип речи, в такое сочинение мы можем добавить элементы ЧЕГО? Описания.

Жанры повествовательных текстов художественного стиля - это рассказ, повесть, роман, роман-эпопея. Разумеется, мы не будем писать повесть или роман. Мы выберем малый жанр - рассказ.

  1. Работа над планом сочинения

Как написать рассказ в художественном стиле.

Приступая к работе над рассказом, необходимо придерживаться правил этого жанра.

1 правило.

У любого события, о котором ты пишешь в рассказе, есть начало, развитие события и конец. Соблюдай последовательность!

2 правило. Действия развиваются не одновременно, а следуют одно за другим. Какая часть речи обозначает действие? Правильно - ГЛАГОЛ!!!!

В рассказе должно быть много глаголов!

3 правило. В рассказе должны быть действующие лица, они действуют.

Кто главный герой нашего произведения? Предмет народного промысла.

1. Вступление, или начало повествования: с чего все началось? Где происходят события? Когда? Почему? Кто главный герой? Вступление готовит читателя к основным событиям. Здесь сообщается о времени, месте действия, происходит знакомство с героями.

2. Основная часть. Повествование набирает темп. События следуют одно за другим. В это части можно подробно описать предмет.

3. Концовка, как правило, содержит развязку истории: чем дело закончилось.

Можно поделиться впечатлениями об этом предмете и о народных промыслах в целом.

Составления плана сочинения с опорой на таблицу.

1. Вступление:

  1. Народные промыслы Руси.

  2. Вид промысла, о котором пойдет речь.

  3. Время возникновения.

  4. Основные центры.

2.Основная часть (художественная особенность):

2.1. Используемый материал.

2.2. Разнообразие форм.

2.3. Цвета.

2.4. Орнаменты.

2.5.Технология производства.

3. Концовка.

3.1.Мои впечатления о предмете народного промысла.

Какой же будет заголовок в сочинении?

Давайте попробуем составить вступление, которое будет одинаковым у всех.

Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. С древних времен люди стремятся украсить свое жилище и предметы быта.

Народные промыслы - одна из форм народного художественного творчества. Традиции народного искусства уходят корнями в глубокую древность, отражая особенности трудового и бытового уклада, эстетические идеалы определённого народа. Мотивы и образы народного искусства веками сохраняются почти неизменными, передаваясь из поколения в поколение.

Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходится сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были неотделимы. Из самых простых материалов - дерева, металла, камня, глины - создавал он истинные произведения декоративно- прикладного искусства.

Задание: запишите по памяти вступление к сочинению.








Запись плана в тетрадь.






Каждый сам определяет тему сочинения согласно выбранному предмету.

  1. Практическое занятие по развитию речи.

Подобрать художественные средства к словам.

1. Подберите эпитеты к словам рисунок, узор,

краски, роспись.


2. Метафоры: изделие может пленить…

3. Синонимы к слову художник: мастер - человек, достигший высшего мастерства в своем деле, в работе, в творчестве.

4. Художник создает, (дополнить синонимический ряд)

5.Наречия, которые нужны для описания последовательности действий.

Узор: удивительный, дивный, чудный, чудесный, волшебный, сказочный, изумительный, прекрасный, поразительный, изящный, фантастический, затейливый.

Краски, роспись: яркая, жизнерадостная, буйная, многоцветная, разнообразная, оригинальная, колоритная.

Изделие может: околдовывать, обвораживать, зачаровывать.

Художник: мастер, создатель, волшебник.



Художник: рисует, творит, расписывает.

Наречия: потом, затем, после этого, далее, вслед за этим.

  1. Творческое практическое задание «По следам мастеров».

Раздать эскизы гжели, хохломы, матрёшки (в стиле гжели и хохломы).

Одна группа - создание дымковской игрушки.

В чём особенность каждого промысла?

Класс делится на пять групп.

Расписать согласно особенностям данного промысла.

Работа пластилином. Защита мини-проектов.

  1. Подведение итогов урока

Беседа

1.Итак, как вы думаете, чем различаются произведения декоративно - прикладного искусства?

2. Чем интересны произведения искусства?

3. Что объединяет работы современных мастеров декоративно-прикладного искусства?

Показ современных изделий разных промыслов.

4. А какие традиционные промыслы развивались и сохранились в Крыму?

Лозоплетение, вышивка, керамика, резьба по дереву.

(Материалом, способом изготовления, мотивами)

Каждое произведение декоративного искусства имеет свой неповторимый художественный образ.

Работы современных мастеров декоративно - прикладного искусства объединяет то, что они владеют уникальными приемами ремесла, которое возникло давно, т.е. они сохраняют традиции национальной русской культуры.

  1. Рефлексия

Любое произведение ДПИ - это народное творчество, куда вкладывается все мастерство и, конечно же, душа. Народное искусство - добрых рук мастерство добрым людям на загляденье.

-Что нового вы сегодня узнали на уроке?

-Что вам больше всего понравилось, запомнилось?

- Какие сложности могут возникнуть во время написания работы?

Почему именно эти строчки я взяла эпиграфом.

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне! (В.Боков)

Автор благодарен мастерам за своё творчество, которое радует нас и служит отчизне.

  1. Домашнее задание

Написать сочинение-рассказ по плану, используя собранный материал.

Запись в дневник.

  1. Оценивание

Оценить индивидуальные сообщения. Работу в группах согласно активности и правильности ответов.

Запись в дневник.

Приложение к уроку

Название (вид) промысла

Основные центры

Время образования

Используемый материал

Художественная особенность

Хохлома

Г. Вятка Нижегород- ская область

16-17 век

Дерево

Роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону.

Гжель

Московская область

Середина 17 века

Глина

Гжель - это диковинные синие цветы, травы и листья на белой керамике.

Дымковская игрушка

Г. Вятка

1418

Ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком

Изготовление игрушек.

Берестяные изделия

Великий Устюг (Вологодская область), Семенов (Нижегородская область), Архангельская, Томская области и Якутия

XV-XVI вв

Кора берёзы

Традиционный узор берестяного кружева - ажурный растительный орнамент: переплетающиеся стебли, листья, цветы. Реже в орнамент вводятся изображения животных и птиц.

Матрёшка

Сергиев Посад

90-х годах XIX века

Липа, ольха, берёза. Преимущественно гуашь.

Круглолицая девушка в платке и прикрытом передником сарафане, расписанная сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками. Используются 3-4 цвета: красный или оранжевый, жёлтый, зелёный и синий - с добавлением чёрного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды.



Подготовка к сочинению-рассказу о народных промыслах Руси (2 урока)

1



© 2010-2022