Презентация урока по русскому языку на тему Рассуждение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока; Рассуждение -размышление.

Цель урока: формирование коммуникативной и предметной компетентности;

умение свободно излагать мысль; создавая колабаративную среду, дать возможность выслушать друг друга; искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей.

Задачи:

  • Формировать тумения находить в тексте публицистического стиля рассуждение;

  • Учить аргументированному ответу;

  • Формировать умения определять языковые средства и приемы построения текста;

  • Учить использовать в рассуждениях средства публицистической выразительности.

Ход урока:

І. Лингвистическая разминка. (белая шляпа).

Цель: повторить определение научного понятия - рас суждение.

Найти лишнее, «Белая шляпа»

А. Описание : одновременные признаки,действия, аргументы, доводы;

Б. Рассуждение: несколько фото, мир в движении, мысли о мире, а не сам мир;

В. Повествование: типичная композиция: вступление, завязка,развитие действия, оценка деятельности.

2. Актуализация знаний.

Что такое рассуждение? (тип речи)

Дайте определение рассуждения как научного понятия:

Рассуждение - это тип речи, в котором говорится о причинах свойств или явлений.

Какие два типа рассуждения нам известны?

Рассуждение -- объяснение, рассуждение - доказательство.

Вспомним, как строится текст типа рассуждения доказательства:

  • Тезис

  • Приводятся доводы, аргументы;

  • Вывод.

Построение опоры:

  • Тезис - Почему?

  • Аргументы, примеры - Что из этого следует?

  • Вывод -Потому что..., поэтому.

А как строится текст рассуждение - объяснение?

  • Дается определение понятия;

  • Раскрываются его основные признаки;

  • Остальные признаки сообщаются в тексте, который следует за логическим определением;

Беседа с классом. Подведение подтемы урока:

Ребята, в жизни довольно часто возникают ситуации, когда надо принять какое-то решение, ответить на вопросы: Как быть? Что делать? (Красная щляпа)

  • Как вы ведете себя в подобной ситуации?

  • Пытаемся задать вопросы сами на них отвечать.

  • А сразу ли у вас рождаются готовые ответы?

  • Нет.

  • А как же тогда вы поступаете?

  • Перебираем разные варианты, одни принимаем, другие отвергаем

Вот подобные мысли, высказывания «Про себя» или « Вслух» мы будем называть рассуждениями- размышлениями.

Итак, тема нашего урока «Рассуждение - размышление».

3.Объяснение новой темы. Работа с теоретическим материалом.

Каковы особенности данного типа речи?

Исползование вопросительных предложений.

Вопросно-ответная форма построения текста.

Слова со значением следствия и вывода.

Противительные союзы.

  1. Работа с текстом и его анализ.

Всем хорошо известна крылатая фраза Н. А. НЕКРАСОВА «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Быть гражданином это значитактивно участвовать в окружающей жизни, делать так, чтобы она стала лучше.если никогда не вмешиваться, в сто раз будет лечче жить. Но только неинтересно.сразу тебе все станут чужими и ты станешь всем чужой. Лес горит - пускай, мостик через канаву сломался - а нам какое деле, мальчишка на улице ревет - пройдем мимо...

Все зависит от того, как относиться к жизни в свои 12-13 лет: чувствовать себя маленьким, ничего нае знающим, посторонним во многих делах? Или с размаху, как в недавней игре, кинуться туда. Где что-то не ладится, где нужны твоя уверенная помощь,надежное плечо и крепкие руки?

Ничто так не возвышает человека, как активная жизненная позиция. И это относится не только к взрослым,но и к тебе, 13-летний подростокІ (Л. Симонова.)

Анализ текста.

Какова основная мысль текста?

Прочитайте ключевое предложение.



  1. Работа со словарем. Дайте определени слову гражданин. Это сознательный член общества, осознающий свои права и обязанности перед страной. (Зеленая шляпа)

А задумываетесь ли надж вопросом «Что знасит быть гражданином?»

Высказывания уч-ся.

Подведем итог нашей работы. (Синяя шляпа)

А какие отличительные черты?

Цель рассуждения: раскрыть содержанеие отвлеченного понятия, которое нельзя увидеть, а можно только узнать о нем, понять.

Цель рассуждения - доказательства- обосновать м ысль и привести аргументы, примеры..

Цель рассуждения - размышления -* задать вопрос и ответить на него.

  1. Итог урока

  2. Домашнее задание.







© 2010-2022