Методическая разработка Система работы по формированию и развитию правильной и точной речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Система работы

по формированию и развитию

правильной и точной речи





учителя русского языка и

литературы

МОУ Закобякинской СОШ

Крыловой

Надежды Владимировны





















Содержание

Глава I. Научно-педагогические основы развития правильной (нормированной) речи школьников на уроках русского языка.

1.1 Правильность как основное коммуникативное качество речи.

II. Система работы по формированию и развитию правильной и точной речи.

2.1 Изучение уровня овладения языковыми нормами школьников.

2.2 Организация активной речевой деятельности.

2.3 Организация игровой деятельности.

2.4 Освоение теоретического материала.

2.5 Контроль за усвоением языковых норм.

2.6 Результативность использования различных приемов и упражнений для развития правильной речи.

Заключение



































Введение

Всем известно, что содержательная, логичная, точная, выразительная, правильная речь украшает человека. Именно такая речь является одним из критериев, влияющих на успешность человека. Правильно употребленное слово имеет большую силу, становится действенным средством. Об этом гласят русские народные пословицы «Не пройми копьем, пройми языком», «Язык - стяг: дружину водит», «Язык разум открывает», «Доброе слово лучше мягкого пирога». Правильная речь делает человека привлекательным, повышает самооценку, способствует формированию и развитию грамотной речи у детей. Действительно, речевая культура является неотъемлемой частью интеллектуальной, речевой и общей культуры человека. Высокая языковая культура, яркая и правильная повседневная речь - залог культурного и духовного обустройства всей нашей жизни.

Изменения в структуре общества и составе активных участников коммуникации приводят к нарушению языковых норм. Это проявляется в росте разного рода ошибок, возникающих под влиянием просторечий, территориальных и социальных диалектов, в обилии новых иностранных слов и терминов, в стилистическом снижении современной устной и письменной речи, в заметной вульгаризации бытовой сферы общения. Многие официальные лица, политические деятели, сотрудники СМИ, которым нужно говорить логично, убедительно и правильно, не владеют нормами современного русского языка и не соблюдают их в речевой практике. У выпускников школ не сформированы навыки правильной речи. При наличии орфоэпических, лексических и грамматических ошибок речь становится непонятной, следовательно, ослабевает воздействие на собеседника, теряется интерес к общению. Затрудняется общение, взаимопонимание, неточно передаются мысли. Еще в начале 1990-х гг. лингвисты начали говорить о снижении уровня культуры речи. В популярном справочнике Д.Э. Розенталя говорится о том, что «литературный язык испытывает сильное влияние просторечной (и даже жаргонной) лексики, нередко вторгающейся в язык под лозунгом раскрепощения и «демократизации»Методическая разработка Система работы по формированию и развитию правильной и точной речи. Данная проблема не перестает быть актуальной.

Двадцать первый век - век активных, деловых людей, век новейших технологий, поэтому глубокое знание родного языка и владение правильной речью обязательны для каждого человека. Особенно это важно для школьников. Что же такое правильность речи? Как научиться правильно говорить?

Современное учение о коммуникативных качествах правильной речи разработал Б. Н. Головин. Он считает, что «правильность - это главное коммуникативное качество речи, основанное на соблюдении в речи действующих норм языка: произношения, ударения, лексики, стилистики, морфологии, словообразования, синтаксиса». Поэтому овладение основными языковыми нормами современного русского языка является одним из самых важных вопросов. Развитию правильной, нормированной речи должно уделяться особое внимание в школе. По мнению Головина Б.Н., «усвоение нормы говорящими и пишущими - проблема не столько лингвистическая, сколько психологическая и педагогическая»Методическая разработка Система работы по формированию и развитию правильной и точной речи Именно уроки русского языка и литературы, на которых школьники знакомятся с образцами художественной литературы, внеурочная деятельность, живое общение с педагогами являются хорошим средством в овладении правильной речью. Что и является показателем речевой культуры.

Многолетние наблюдения за речью, анализ результатов ЕГЭ, анализ эффективности приемов в овладении языковых норм позволили сделать некоторые выводы, поэтому целью своей работы считаю систематизацию содержания работы по формированию и развитию правильной и точной речи. Для выполнения этих целей были поставлены задачи:

  1. изучить уровень владения языковыми нормами школьников;

  2. отобрать наиболее эффективные приемы и виды упражнений по формированию и развитию правильной речи.

Глава I. Научно-педагогические основы развития правильной (нормированной) речи школьников на уроках русского языка.

  1. Правильность как основное коммуникативное качество речи.

Правильность речи - основа речевой культуры. Развитие навыков правильной речи должно опираться на знание норм литературного языка. Языковая норма - это общепринятое употребление языковых средств: звуков, ударения, интонации, слов, синтаксических конструкций. Основными свойствами языковой нормы являются объективность (норма не придумывается учеными); обязательность для всех носителей языка; устойчивость (если бы нормы не были устойчивыми, легко подвергались различным воздействиям, связь между поколениями была бы нарушена; устойчивость норм обеспечивает преемственность культурных традиций народа, развитие национальной литературы), историческая изменчивость (так как язык развивается, изменяются и языковые нормы). Средством сохранения языковых норм являются лингвистические словари, справочники, учебные пособия. Виды языковых норм отражают структуру языка. Орфоэпические нормы устанавливают правила словесного ударения и правильного произношения гласных и согласных звуков. Лексические нормы регулируют правильное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими признаками, а также речевой ситуацией. Морфологические нормы устанавливают правила образования и употребления частей речи. Синтаксические нормы - это правила образования словосочетаний и предложений. Нормы построения текста - это требования к содержанию, логической последовательности и речевому оформлению устного и письменного высказывания. Орфографические нормы регулируют правильное написание слов, а пунктуационные нормы - правила постановки знаков препинания.

Глава II. Система работы по формированию и развитию правильной и точной речи.

Работа по формированию и развитию правильной и точной речи складывается из следующих основных моментов: изучения уровня овладения языковыми нормами, организации активной речевой и игровой деятельности, освоения теоретического материала, контроля.

2.1 Изучение уровня овладения языковыми нормами школьников.

Ежегодно на одном из первых уроков русского языка в каждом классе я провожу комплексную работу Цель этой работы - проверить все языковые нормы (орфографические, пунктуационные, орфоэпические, лексические, грамматические). На данном этапе я выявляю уровень владения нормированной речью. На каждый класс составляю таблицы, в которых фиксирую, в каких видах норм были допущены ошибки. Проанализировав результаты, можно отметить, что обучающиеся не соблюдают языковые нормы. Они неправильно ставят ударение, допускают ошибки в образовании форм слова, затрудняются в определении лексического значения, нарушают согласование между подлежащим и сказуемым, неправильно употребляют деепричастные обороты, не умеют склонять числительные. Используя таблицы, я отслеживаю уровень сформированности правильной речи каждого школьника. Работа овладением языковыми нормами продолжается в течение всего года.

2.2 Организация активной речевой деятельности.

Для меня важным моментом на уроке является вовлечение обучающихся в активную речевую деятельность. Чтобы школьники научились строить правильные высказывания, они должны хорошо представлять тему и основную мысль сообщения, собирать и систематизировать материал, отбирать нужный языковой материал, корректировать его. Этому способствуют упражнения, в которых нужно не только составить какой-то текст, ответить на вопрос, а представить естественную ситуацию и подготовить сообщение, что-то объяснить. Такие упражнения повышают интерес школьника к выполнению заданий, усиливают практическую направленность.

2.3 Организация игровой деятельности.

Дидактические игры также вовлекают в работу учащихся, вызывают активность детей. К игровым заданиям школьники относятся с большим интересом. Игровая деятельность по усвоению языковых норм позволяет сделать работу более эффективной. Чтобы игра была понятной, правила игры должны быть немногочисленными, учебный материал соответствовать программе, после игры обязательно подводятся итоги. Таким образом, в условиях игровой деятельности ребенок добровольно упражняется в усвоении нормативной речи. Дидактические игры использую на уроках закрепления изученного материала или в конце урока, когда работоспособность учащихся падает, а также в начале урока в качестве организационного момента, при проверке домашнего задания.

2.4 Освоение теоретического материала.

Овладение основными нормами современного русского литературного языка является главной задачей для обучающихся при обучении русскому языку. Выпускник по окончании школы должен уметь применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.Методическая разработка Система работы по формированию и развитию правильной и точной речи

Обучение всем видам языковых норм начинается в 5 классе с первых уроков и продолжается в течение всего учебного года.

Изучая разделы «Фонетика» и «Орфоэпия» (5 класс), дети овладевают основными правилами произношения ударных и безударных гласных, правилами произношения некоторых согласных и сочетаний согласных. Обучающиеся знакомятся с сущностью разноместности и подвижности русского ударения, как важнейшими его особенностями, знание которых облегчает усвоение норм орфоэпии. В учебнике В.В. Львова «Русский язык 5 класс» в данных разделах представлены следующие упражнения:

  • Прочитайте слова вслух, соблюдая правильное ударение. Не допускаете ли вы ошибок в их произношении? Оцените свои умения.

  • Проведите фонетический и орфоэпический разборы выделенных слов. Проверьте себя по словарику «Говорите правильно».

  • Прочитайте слова вслух, следите за произношением согласных на месте буквенного сочетания чн. Проверьте себя по словарику «Говорите правильно».

Работа над орфоэпическими нормами продолжается и при изучении других разделов. Например, при изучении раздела «Лексика» я в первую очередь обращаю внимание школьников на произношение слова в соответствии с орфоэпическими пометами. Особенно это касается тех случаев, когда обучающиеся впервые знакомятся со словом. Орфоэпические нормы совершенствуются при изучении раздела «Морфология». Например, ученики овладевают правильным произношением сложносокращенных слов, кратких прилагательных (именно эта форма вызывает наибольшие затруднения) и кратких причастий, прилагательных в сравнительной степени, глаголов в прошедшем времени. Большая часть служебных слов не имеет на себе ударения, примыкая к ударяемым знаменательным словам. Раздел «Синтаксис» дает большие возможности для работы по орфоэпии. Наблюдать над произношением слов можно в потоке речи. В 10-11 классах продолжается работа по овладению орфоэпическими нормами. Во время лингвистической разминки обучающимся предлагается поставить ударение в словах. На выполнение задания уходит 2-3 минуты. На каждом уроке отрабатываются слова на несколько букв. Слова, в которых допускаются ошибки, школьники записывают в словарик «Говорите правильно». Для самостоятельной работы, для подготовки к ЕГЭ в старших классах предлагаю презентацию «Говори правильно». В работе над овладением орфоэпическими нормами я, во-первых, учу школьников обращать внимание на фонетические особенности звучащего слова и производить фонетический разбор. Например, в словах счастье и конечно, школьники должны обратить внимание на произношение гласных и согласных, а в словах договор, квартал - на постановку ударения. Во-вторых, учу детей анализировать свою речь с позиции правильности - неправильности и пользоваться орфоэпическими словарями и другими справочниками. Работая над орфоэпическими нормами, я использую наиболее эффективные виды упражнений:

  • прочитайте вслух, обращая внимание на правильное произношение отмеченных сочетаний и правильное выделение слогов со знаком ударения;

  • поставьте данные глаголы в прошедшем времени и укажите в них ударение;

  • образуйте краткие формы прилагательных и укажите в них ударения;

  • от данных глаголов образуйте краткие страдательные причастия прошедшего времени и укажите в них ударения;

  • перепишите, вставляя пропущенные буквы э или е . Правильно прочитайте эти слова; (шить пальто в ат…лье, новая т..ма….)

  • поставьте ударения в словах занять - занял - заняли - заняла. Составьте и запишите с ними предложения.

  • пользуясь словариком «Говорите правильно», запишите 10 слов, в которых вы затрудняетесь поставить ударение. Выучите эти слова;

  • используя словник, подготовьте словарный диктант из 15-20 слов, трудных для произношения, продиктуйте их однокласснику, поставьте ударение и сравните свои ответы;

  • пользуясь словариком «Говорите правильно», установите правильное произношение следующих

имен существительных,

имен прилагательных,

числительных, глаголов;

  • проведите орфоэпический анализ перечисленных слов;

  • образуйте от данных глаголов имена существительные, поставьте в них ударение, проверьте по словарику «Говорите правильно»

  • запомните произношение данных слов и подготовьтесь к орфоэпическому диктанту.

Изучая раздел «Текстоведение» (5 класс), обучающиеся овладевают основными нормами текста: соответствие текста теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала; последовательность изложения; правильность выделения абзацев; наличие грамматической связи. Школьники пишут сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания, редактируют тексты, делят тексты на абзацы.

Обучение соблюдению основных требований к тексту, основных норм современного русского литературного языка, обнаружению ошибок и исправлению их является главным в практической деятельности учащихся при изучении раздела «Текстоведение» в 5-11 классах.

Раздел «Лексика и фразеология» (5класс) позволяет отработать навыки работы с толковыми словарями, (6 класс) - употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, подбирать синонимы и антонимы, выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово, (7 класс) - соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением. Упражнения направлены на определение, уточнение лексического значения слов, фразеологических оборотов, что позволяет уместному употреблению их в речи. Например, одно из упражнений предлагает обучающимся проверить, знают ли они существительные, обозначающие степень родства. В случае затруднения можно обратиться к толковому словарю. (Слова: золовка - свояченица, деверь - шурин). Провожу работу по предупреждению нарушений лексических норм. Предлагаю упражнения, в которых нужно исправить ошибки, допущенные в употреблении слов. Такие же упражнения содержатся в учебниках по русскому языку. Например, У собаки встал дыбом мех. Командир дал команду к наступлению. Выполняя упражнения, школьники знакомятся с видами лексических ошибок: употреблением заимствованных слов, выбором нужного слова из синонимического ряда, ошибочным выбором паронима, тавтологией, употреблением фразеологизмов, многословием. В каждом классе идет систематическая работа по усвоению паронимов. Например, в 5 классе обучающиеся различают слова коптеть и коптить, дождевой и дождливый, невежа и невежда, в 6 классе - искусный и искусственный и т.д. Таким образом, в течение обучения в 5-7 классах у школьников составляется словарь паронимов. Данная работа готовит к выполнению одного из заданий ЕГЭ. Лексические нормы совершенствуются и в разделе «Морфология» в 5 - 7 классах и на лингвистических разминках в 8 -11 классах. В своей практике я использую следующие упражнения, направленные на формирование лексических норм:

  • Перепишите примеры, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова и объясняя (устно) их значение. Смеяться ….. смехом. Перенести …болезнь (заразный, заразительный). Стоять в …. позе. Принять ….. меры против нарушителей (эффективный, эффектный).

  • Прочитайте. Укажите значения выделенных слов. Исправьте те примеры, где допущены ошибки, и перепишите. Творчество М.Ю. Лермонтова развивалось в мрачные годы. Творчество поэта издается в нашей стране многотысячными тиражами.

  • Прочитайте. Найдите слова, которые употреблены неправильно. Перепишите, заменяя эти слова нужными по смыслу.

  • Подберите к каждому выделенному слову синонимы. Слушать интересный рассказ. Великая держава. Смотреть на бушующее море. Возвращаться впотьмах.

  • Запишите, вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова, данные в скобках. …..города оказали помощь колхозам. …дома устроили во дворе спортивную площадку. Жизнь …. ночлежки проходила в постоянной нужде (жильцы, жители, обитатели).

  • Перепишите примеры, устраняя повторяющиеся однокоренные слова. Появление пьес А.Н. Островского явилось огромным событием в истории нашего театра.

  • Прочитайте. Выделите иноязычные слова и укажите их значения. При затруднении используйте словари.

  • Укажите, какие ошибки использованы при употреблении устойчивых оборотов. Среди художественных средств поэмы особую роль имеют сравнения.

  • Из басен И.А. Крылова выпишите крылатые выражения. Объясните их значения.

  • Найдите недочеты в употреблении однокоренных слов. Запишите предложения в исправленном виде.

  • В толковом словаре найдите слова невежда и невежа. Определите значения этих слов. Составьте с ними предложения.

  • Внимательно прочитайте предложения и определите, какие ошибки допущены учениками. Запишите предложения в исправленном виде.

  • Составьте словосочетания с прилагательными дождливый- дождевой….. .

  • Объясните различие слов хищный и хищнический. Ответ проверьте по толковому словарю.

  • Объясните лексическое значение выделенного слова.

Морфологические нормы отрабатываются при завершении изучения тем «Правильное употребление имен существительных», «Правильное употребление имен прилагательных», «Правильное употребление глаголов», «Правильное употребление имен числительных», «Правильное употребление местоимений», «Правильное употребление причастий и деепричастий», «Правильное употребление предлогов», «Правильное употребление частиц», «Правильное употребление союзов». Обучающиеся совершенствуют морфологические нормы. Упражнения направлены на формирование умений правильно образовывать грамматические формы слов. Например, в 5 классе школьники овладевают употреблением в речи трудных падежных форм ( чулок -носков, яблок - мандаринов, туфли - туфель, согласованием прилагательных и глаголов в форме прошедшего времени с существительными, род которых может определен неверно (рояль), правильным употреблением существительных, имеющих только форму единственного или множественного числа. В учебнике представлены следующие упражнения: 1. По фотографии составьте несколько предложений с данными словами (яблоко, мандарин, апельсин, груша, банан, гранат, помидор, огурец, макароны, вафля, блюдце, чулок, носок, тапка, валенок), отвечая на вопросы: чего на прилавке много, а чего нет. Употребляйте существительные во множественном числе. 2. От данных глаголов образуйте формы прошедшего времени и запишите их. Особое внимание уделяется совершенствованию языковых норм в 7 классе в разделе «Повторение изученного в 5-6 классах о разделах лингвистики». Отрабатывается правильное употребление самостоятельных и служебных частей речи, а также форм слова в составе словосочетаний. В старших классах для самостоятельной работы и подготовки к ЕГЭ обучающие используют презентации. Морфологические нормы повторяются во время лингвистических разминок. Наиболее эффективными упражнениями для формирования морфологических норм являются следующие:

  • Перепишите данные словосочетания, согласуя прилагательные и местоимения с существительными. Чугунн… рельс, нов… рояль, эт… повидло.

  • Запишите перечисленные существительные во множественном числе. Паспорт, договор, директор, профессор.

  • Перепишите, ставя слова, данные в скобках в родительном падеже множественного числа. Всего больше нравилось зайцам лакомиться в фруктовых садах молодыми саженцами и побегами (яблоня, слива, вишня).

  • От следующих существительных образуйте родительный падеж множественного числа. Составьте словосочетания. Башкиры, грузины, сапоги, чулки, амперы, огурцы, помидоры, томаты.

  • От данных прилагательных образуйте сравнительную и превосходную степень.

  • От данных прилагательных образуйте краткую форму.

  • Перепишите, выбирая нужные числительные, данные в скобках. У кузницы стояло (два, двое ) саней и (три, трое) телег. По (оба, обе) сторонам улицы устроены газоны.

  • Перепишите, раскрывая скобки и заменяя числа словами. 11(апельсины, мандарины, лимоны), 4 пары (чулки, носки).

  • Запишите, заменяя числа словами. Сколько получится, если к 11968 прибавит 16374?

  • Просклоняйте числительные.

  • Найдите ошибки в употреблении местоимений.

  • От данных существительных образуйте форму единственного числа.

  • От данных глаголов образуйте форму повелительного наклонения. (ехать)

  • От глаголов победить, убедить, затмить, дерзить образуйте форму 1 лица единственного числа.

  • От глаголов махать, плескать, полоскать образуйте форму 3 лица единственного числа.

  • От данных глаголов образуйте причастия и деепричастия.

  • Образуйте формы множественного числа от существительных цвет (тон, окраска) и цвет (цветок). Составьте предложения со следующими словосочетаниями.

  • Найдите ошибки в образовании сравнительной и превосходной степеней прилагательных.

  • Найдите грамматические ошибки. Исправьте их.

Темы «Правильное построение словосочетаний», «Правильное построение простого предложения», «Основные синтаксические нормы построения предложений с однородными членами, обособленными членами, вводными конструкциями и обращениями» изучаются в 8 классе. Обучающиеся учатся правильно строить осложненные предложения. Синтаксические нормы согласования подлежащего и сказуемого изучаются в 8 классе. Синтаксические нормы совершенствуются при выполнении упражнений:

  • Проанализируйте предложения, найдите нарушения синтаксических норм и запишите в исправленном виде.

  • Определите, какие синтаксические нормы нарушены в предложении. Запишите предложения и словосочетания в исправленном виде.

  • Вместо точек вставьте подходящий по смыслу союз, предлог.

  • Выберите правильное продолжение предложения. Создавая роман-трилогию,

  • 1)привлекались документально подтверждённые данные. 2)писатель использовал подлинные документы эпохи. 3)были использованы подлинные документы эпохи. 4) документы эпохи подтверждали достоверность событий

В 9-11 классах языковые нормы совершенствуются при изучении разделов «Русский литературный язык (2 часа)», «Русский язык - национальный язык русского народа (2 часа), «Речевое общение (5 часов), «Культура устной речи (10 ч), «Культура письменной речи (17 ч), «Культура речи (23 ч).

Овладение орфографическими и пунктуационными нормами происходит в течение всего школьного курса русского языка. Для овладения орфографическими и пунктуационными навыками недостаточно знания правил, поэтому в своей работе я использую такие тренировочные упражнения: устные упражнения, диктанты различных видов, работы творческого характера, письмо наизусть. На уроках во время орфографических пятиминуток использую презентации, позволяющие закрепить больший объем материала за наименьшее количество времени. Вместе с обучающимися составляем опорные таблицы В 10- 11 классах для закрепления всех видов языковых норм использую комплексные карточки.

У каждого обучающегося заведена папка «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку», которая содержит справочные материалы.

Таким образом, орфографические, пунктуационные, орфоэпические, лексические и грамматические нормы отрабатываются в каждом классе при изучении всех разделов в течение всего учебного года. Таким образом, работу по овладению языковых норм школьниками я строю, опираясь на следующие педагогические принципы:

  1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы на уроке.

  2. Использование научного материала.

  3. Опора на опыт обучающихся.

  4. Использование различных методов обучения (исследовательские, словесные), приемов (редактирование, сочинения, дидактические игры, ситуативные упражнения, работа с лингвистическими словарями, работа с учебниками), средств (обобщающие таблицы, памятки, раздаточный материал, презентации), форм (уроки, внеклассные мероприятия, Интернет - проекты, проектная деятельность).

  5. Учет индивидуальных особенностей школьников.

2.5 Контроль за усвоением языковых норм.

После изучения разделов я провожу зачетную работу, где проверяю степень овладения языковыми нормами. В 10-11 классах использую работы в формате ЕГЭ.

2.6 Результативность использования различных приемов и упражнений для развития правильной речи.

Сравнив результаты, полученные в ходе первоначальной и итоговой диагностики, я пришла к выводу, что уровень овладения нормированной речью у обучающихся после проделанной работы изменился. Анализ полученных результатов показал, что у 9 обучающихся отмечается стабильный уровень соблюдения языковых норм, у 13 обучающихся - повышение уровня соблюдения языковых норм.

Я считаю, что использование различных методов, приемов и различных упражнений повлияли уровень овладения языковыми нормами. У обучающихся повысился интерес к изучению данной темы.



Заключение

В заключение можно сделать некоторые выводы:

повышение интереса к изучению русского языка;

большую активность на уроках, особенно во время лингвистических разминок по культуре речи, уроках, посвященных языковым нормам;

соблюдение основных норм русского литературного языка (результаты ЕГЭ);

активное участие в

творческом конкурсе «Вдохновение» (2 участника),

международных Интернет - проектах «Мосты дружбы» и «Диалог культур» (9 участников, из них 5 человек заняли призовые места: 1-е, 2-е,3 -е, дипломант).

Работа над формированием правильной и точной речи обучающихся - одна из самых трудных видов деятельности учителя русского языка. От ее качества зависит уровень сформированности умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, овладение нормами русского литературного языка. Чтобы добиться правильности, точности, нужно изучать языковые нормы и много трудиться над их закреплением.

Упражнения по предупреждению и устранению нарушений языковых норм должны включаться в материал изучения основных тем и проводиться систематически. Учитель должен знать типичные нарушения языковых норм, опираться на знания в организации рассредоточенной работы над возможными нарушениями норм грамматики, лексики и стилистики при подготовке к сочинениям, устным выступлениям. Педагогу нужно осуществлять постоянный контроль над развитием культуры общения и мышления школьника путем систематической диагностики, вовремя внося исправления. Только тогда будет максимальный эффект обучения. Язык станет для учащихся орудием для выражения своих мыслей, представлений, чувств, убеждений, средством воздействия на слушателя или читателя и вместе с тем средством успешного формирования личности учащихся.











Использованная литература

1. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. - М.,1994.

2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1980.

3. Львова С.И. Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-11 классы. - «Мнемозина», 2006.

4. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. - Ярославль, 1998.

5. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 1989.

6. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи/ А. Н. Гвоздев. - СПб.: «Детство- Пресс», 2007.

7. 1. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: Феникс ,2004.

8. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - М: Логос, 2003.

9. Культура речи: нормы русского языка (материалы к урокам для 9-11 классов общеобразовательной школы): Учебное пособие/сост. Н.Б. Руженцева. Екатеринбург, «У-Фактория», 2005 г.

10. Головин Б.Н. Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи. М., «Высшая школа», 1988 г.

11. Учебники С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык»: 5, 6,7,8, 9 классы.





















12


© 2010-2022